Модель №17

Модель №17, вид спереди

Характеристики памятника Модель № 17:

  • Материал: гипс тонированный
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 118 см. ширина 35 см. глубина 32 см.

Краткие сведения об изображенном

Модель (см. предыдущее прим.); - одно из значений термина в изобразительном искусстве — работа в жанре ню (франц. nu — нагой, раздетый), посвященная изображению нагого тела, преимущественно женского. Ню не является академической штудией и воплощает идеал красоты, утверждает ценность земного, чувственного бытия.

Изысканные линии контрапоста скульптуры восходят к античным прообразам, создавая образ мифопоэтический, возвышенный и чувственный одновременно. Временную дистанцию устанавливают пропорции женской фигуры. Это намеренное отстранение от высокого образца поддерживают и пластика форм — более конкретных, жизненных, относительно жестко моделированных, и характер головы — с обобщенными, но не идеализированными чертами лица, современной прической, выполненной живо, почти этюдно. Автор не стремится к тотальной демократизации образа, но и не остается в плену мифологического флера, свойственного академическим мастерам ваяния. Женские формы наполнены жизнью и свободны от сладкоречивого эротизма. Лирическая интонация устанавливается в главной мелодии скульптуры: начиная от локтя согнутой поднятой руки за головой, плавная скользящая линия неспешно устремляется вниз к изящно отставленной стопе ноги, а затем начинает медленный, но верный подъем через крутое бедро, заведенную за спину опущенную руку, к выступу плеча. Повернутая в сторону голова дает ощущение направленного взгляда. Скульптура обретает легкую внутреннюю динамику, гедонизм, раскрывается в пространство, живет собственной, самоценной жизнью, чему немало способствует и насыщенный терракотовый цвет формы.


Человеческое тело — лучшая картина человеческой души.

Людвиг Витгенштейн, австрийский философ

Утонченную красоту женского тела скульпторы изображали с древних времен. Обнаженная женщина была представлена в работах ваятелей и в строгую эпоху Классицизма, и в блистательные годы Ренессанса, и во времена пышного Барокко, и тяготеющего к экспериментам авангарда. Мастера восхищались совершенством тел представительниц прекрасного пола и создавали свои работы в жанре ню.

Слово «ню» французского происхождения — nudité переводится как «нагота». В центре внимания художников, работающих в этом жанре, — эстетика обнаженного тела. Великие работы скульпторов, отдававших предпочтение ню, — это изящные женские фигуры, поражающие совершенством линий, точностью передачи телесных форм, лишенные даже малейшего налета вульгарности. Обнаженная дамская натура — способ воплощения в реальность творческого замысла автора, передача эмоционального состояния ваятеля, синтезированное воплощение мировой красоты и гармонии.

Зарождения жанра ню

Впервые открыто демонстрировать обнаженную натуру стали мастера Древней Греции. Блестяще выполненные статуи изображали античных богов и героев.

Правда, греческие ваятели больше восторгались красотой мужского тела, считавшегося в те времена наиболее совершенным: миниатюрные женские статуэтки появились позже.

Античные скульпторы видели идеал женской красоты в образе богини Афродиты, покровительницы любви, первой красавицы Олимпа. Статуэтки, а впоследствии и массивные работы, мастера создавали из разных материалов: в ход шли дерево, гипс, глина и природный камень. Причем акцент делался именно на интимных зонах, а остальные части тела прорабатывались мастерами древности весьма схематично.

Ранние произведения творцов Древней Греции и Рима изначально были статичны, лишены динамики. Однако с течением времени они становились все более «подвижными» и совершенными. Так, половые органы уже не были гипертрофированы, у статуй появились четкие контуры. Скульпторы встали на путь к воплощению совершенства.

Считается, что создателем классического канона изображения обнаженного тела в скульптуре был грек Поликлет Старший. В конце V столетия до нашей эры он разработал «Канон» — трактат по эстетике, к сожалению, не дошедший до наших дней. В этом произведении автор изложил ключевые принципы передачи симметрии в скульптуре ню.

На закате Античности мастера стремились передать безупречность человеческого тела. Произведения той эпохи, в действительности, божественно красивы: вспомним, например, «Венеру Милосскую» — одну из древнейших сохранившихся статуй, изображающих обнаженную женскую натуру.

Это величавая скульптура из белого мрамора высотой порядка двух метров. Пропорции богини в точности соответствуют правилу «золотого сечения», которое называют «божественной гармонией». Вкратце пропорцию можно определить так: соотношение меньшей части к большей аналогично соотношению большей части к целому.

Перед зрителем предстает не полностью обнаженная женская фигура: интимные зоны прикрыты довольно грубо выделанной тканью. Несмотря на то, что статуя лишена рук, она выглядит идеально.

Вызывает восхищение и скульптура «Афродита Книдская», созданная греческим мастером Праксителем в IV веке до н.э. «Рост» обнаженной Афродиты превышает два метра. Мы видим богиню, которая готовится погрузиться в купель. Мраморная красавица — идеал во плоти.

Женские статуи ню в Средние века и в эпоху Возрождения

В смутное время Средневековья изображения обнаженного тела были под строжайшим запретом — можно сказать, что в ту мрачную эпоху жанр практически умер. Статуи без одежды считались ревнителями порядка и строгости дьявольскими творениями, а их создателей презирали как идолопоклонников.

Однако в некоторых сюжетах из Ветхого Завета и иконографии тех лет все-таки проскальзывали «нагие» мотивы, например, при изображении образов первых людей — Адама и Евы. Кроме того, работы в жанре ню эксплуатировались как аллегории греховности людей.

Все изменилось во времена позднего Средневековья и в светлую эпоху Возрождения. Изображения соблазнительных обнаженных женских тел удавались итальянским мастерам XV столетия.

Скульпторы из Италии, изучая наследие Античности, применяли интеллектуальный подход к созданию статуй в жанре ню, добавив от себя новаторские приемы и создавая удивительные композиции на мифологические и фантастические темы.

Благодаря Микеланджело Буонарроти обнаженная скульптура стала лейтмотивом эпохи Ренессанса.

Например, величайшая работа гениального скульптора — «Утро» (XVI век), представляющая лежащую обнаженную молодую женщину в легкой полудреме. Даже в такой позе великому итальянцу удалось передать динамику, намекнуть на движение, скорое пробуждение девушки: обратите внимание на согнутую в локте руку и слегка приоткрытый рот красавицы.

«Утро» — часть скульптурной композиции капеллы Медичи, что на надгробии Лоренцо II. Здесь же расположена другая значимая для истории скульптуры работа — «Ночь». Это тоже статуя в жанре ню, антипод «Утра», выражающая собой красоту зрелого тела женщины, матери, чей «рассвет» уже позади.

В эпоху Ренессанса обнаженные женские фигуры изображались с четко выверенными параметрами, идеальными формами. Статуи ню передавали высокий уровень мастерства ваятеля, были призваны пробудить в зрителе чувство прекрасного. Читался в работах времен Возрождения и эротический подтекст, что подчеркивалось порой чересчур смелыми позами и яркими украшениями скульптур.

Словом, нагота для ренессансных мастеров была инструментом передачи широкого спектра ощущений, чувств, эмоций, а также — универсальным средством коммуникации с миром.

Правда, следует сказать, что даже во времена позднего Возрождения скульпторы предпочитали изображать преимущественно обнаженных мужчин, поскольку женское тело все еще считалось источником греха. Любопытно, что для создания скульптурных женских образов Микеланджело привлекал натурщиков-мужчин.

Кульминация: XVIII-XIX века

Полностью избавиться от условностей и дать волю фантазии творцам удалось лишь в конце XVIII — XIX веках. Пришло время, когда мастера получили право свободно творить и воспевать красоту дамского тела.

Чего стоит мраморная скульптурная композиция итальянца Антонио Кановы «Амур и Психея» (1787)! Она характеризуется совершенством форм, безукоризненной проработкой деталей и передачей анатомических особенностей тел.

Мы любуемся точеной фигуркой Психеи, пробуждающейся ото сна. Она наслаждается поцелуем Амура, всем своим существом устремляясь к нему. Интимные зоны аккуратно скрыты от глаз за счет удачных поз героев. Работа Кановы — воплощение чувственности и искренности влюбленных. Полюбоваться ею можно в Лувре.

Пленительны и «Три грации» Кановы, красующиеся в Эрмитаже. Мастер создал композицию, взяв за основу популярный сюжет.

Трактовать значение фигур можно по-разному: так, французские гуманисты полагали, что три женских образа олицетворяют три фазы любви — созерцание красоты, зарождение желания и его удовлетворение. Грации — вечные спутницы богини Венеры.

Итальянскому ваятелю удалось создать совершенную уравновешенную композицию, которую с восторгом приняли его современники. Работа настолько понравилась зрителям, что о ней говорили: «Она прекраснее, чем сама красота».

Часами можно любоваться «Одинокой Сапфо» итальянца Джованни Дюпре, созданной в 1857 году. Эта работа периода неоклассицизма впечатляет плавностью линий и виртуозной работой с камнем: кажется, что от него исходит сияние и тепло.

«Леда и лебедь» Огюста Клезенже 1864 года — знаменательное произведение ваятеля из Франции. Мастеру удалось передать слияние тел девушки и птицы. Работа, безусловно, имеет эротический подтекст, как и другая скульптура мастера — «Женщина, ужаленная змеей». От сладострастных статуй Клезенже веет неприкрытым желанием и чувственностью — настолько, что скульптора даже обвиняли в бесстыдстве.

«Венера в раковине» итальянского скульптора классического направления Карло Финелли — образ, активно трактуемый мастерами со времен Античности. Эта работа, увидеть которую можно в Эрмитаже, — образец совершенства композиции и классического подхода к изображению женского тела.

Следует отметить, что в разные исторические периоды скульпторы периодически обращались к древним сюжетам, как, например, это сделал наш современник Иван Коржев, создав изящную гипсовую статую «Модель № 17», восходящую к античным прообразам.

Современное видение скульпторами обнаженного женского тела

XX и XXI века — время творческих поисков, экспериментов и оригинальных решений. Отсутствие табу, многообразие материалов, смелость, доходящая до провокации, — таковы современные реалии, в условиях которых скульпторы создают свои шедевры.

Например, Луо Ли Ронг — скульптор из Китая. Эта одаренная женщина работает преимущественно с бронзой и создает статуи в стиле ню, едва прикрытые тончайшей прозрачной «тканью». Скульптуры Ли Ронг отличаются особой элегантностью и грациозностью: кажется, еще мгновение — и они оживут…

Британец Ричард Стейнторп вот уже 20 лет работает с проволокой. Из этого податливого материала мастер создает изящные женские силуэты, наполненные живой энергией. Стейнторп признается, что работа с проволокой равноценна решению головоломки, но игра стоит свеч.

Весьма любопытно творчество неординарной польско-канадской ваятельницы Госи (Gosia). Она создает как небольшие статуэтки, так и масштабные женские скульптуры, особенность которых — необычная текстура и яркие акцентные детали. Обнаженные фигуры Госи — это африканка с животной пластикой («Открой глаза»), совсем юная худосочная «Ева» в цветочном венке и многие другие запоминающиеся образы.

XXI век диктует свои правила, и многие мастера переходят к цифровому формату работы. Например, греческий скульптор Адам Мартинакис создает впечатляющие фрагментарные футуристические скульптуры в виртуальной реальности. Его женские образы в жанре ню кажутся инопланетными, обладающими неземной, космической красотой, как, например, «Призрачная девушка». В своем творчестве мастер затрагивает вечные темы — страсти, любви, деторождения — и создает переворачивающие сознание и представление о мире произведения искусства.

Скульптуры в жанре ню — ценный вклад мастеров в мировое культурное наследие, творения, изменившие мировоззрение не одного поколения и восприятие нагого тела. Сегодня этот жанр занимает полноправное место в современном культурном пространстве, а творцы, создающие женские обнаженные образцы, неустанно удивляют ценителей искусства новыми блестящими работами.


Источники:

  1. Михаил Шахов. Ню: живопись, скульптура, история. Белый город, 2010.
  2. А. Панелеева. Античная скульптура. Белый город, 2018.
  3. А. Махов. Микеланджело. ЖЗЛ, 2014.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора