Ирина Гелиевна Коржева-Чувелёва (р.1953) — российский художник по стеклу, дизайнер общественных и частных интерьеров, автор витражей, зеркал, люстр, сложных конструкций из стекла. Скульптурный портрет матери — пример авторской скульптуры, увековечивающей близкого человека.
Мама дарит тепло, мама покой хранит.
Если нам тяжело — мама в ночи не спит.
Маму свою цени, не обижай напрасно…
Память о ней храни, время над нами властно…
Сэр Тим Бернерс-Ли
Трогательный или нежный, печальный или жизнерадостный, искрящийся весельем или серьезный, — портрет матери всегда обладает загадочной силой, одаривает энергией, заставляет обратиться к истокам бытия.
Наполненные искренней любовью портреты матерей писали такие знаменитые живописцы как Иван Айвазовский, Кузьма Петров-Водкин, Илья Репин, Василий Суриков. А как обстоят дела со скульптурными портретами матерей? Знакомство с ними станет путешествием во времени и пространстве, начинающимся, по традиции, в глубокой древности.
Скульптурные портреты, посвященные матери, прошли долгий путь от эпохи каменного века до современности. Венеры палеолита, символизирующие плодородие и роль женщины в обществе, античные богини-матери природы, Дева Мария с младенцем Иисусом, портреты матерей, запечатленных в камне и бронзе, — составляют значительную часть мирового искусства.
В эпоху палеолита, когда духовная жизнь человека только зарождалась, древние мастера вырезали из камня и кости фигурки женщин с ярко выраженными признаками плодородия: крутые бедра, большой живот, крупная грудь. Лица чаще всего передавались чисто символически, важнее было показать значение женщины для продолжения рода, а значит, и жизни на земле.
Фигурки, прозванные «палеолитическими Венерами» и изготовленные от 30 до 10 тысяч лет назад, археологи находили по всей территории Европы и в Прибайкалье. Первая статуэтка из бивня мамонта, вернее, только ее сохранившаяся голова, получившая название «Дама с капюшоном», была обнаружена в 1894 году в Брассемпуе на юго-западе Франции, затем последовал ряд интересных находок, свидетельствующих о зарождении языческой религии тысячи лет назад.
Большинство фигурок выполнено из терракоты, встречаются статуэтки из камня и кости. Классической «Венерой палеолита» принято считать образ великой праматери, созданный мастером из племени, живущем на территории современной Богемии. Скульптуры женщины-матери, выполненные тысячелетия назад, представляют собой уникальные артефакты начального этапа мировой культуры, нашедшего свое логическое продолжение в античную эпоху.
Сам термин «портрет» восходит к латинскому глаголу «protrahere» — «обнаруживать». В Древней Греции и Риме было различное отношение к тому, как следует создавать портреты. Греческие скульпторы стремились к идеализированию изображений, римские ваятели больше внимания уделяли индивидуальности. Говорить о портрете как таковом в Древней Греции было бы неправильно до периода эллинизма, когда скульпторы начали придавать своим произведениям черты конкретных людей, в том числе создавать прекрасные женские портреты.
Бронзовый бюст царицы Клеопатры Теа с царской диадемой относится к античным работам Древнего Египта. Став матерью трех сыновей, Клеопатра пользовалась большим уважением при дворе, принимала активное участие в политической жизни Египта II века до новой эры.
В I веке до новой эры в Риме открылась эра скульптурного портрета. Кроме императоров и военачальников, персонажами для статуй становились знатные дамы, жены и матери римской элиты: так, широко известны скульптурные портреты-бюсты матери императора Клавдия Антонии Младшей, матери императоров Тиберия и Друза, супруги Августа Ливии, матери Нерона Агриппины Младшей. Скульпторы подчеркивали в бюстах индивидуальность черт, тщательно копировали модную прическу, но, главное, передавали характер изображаемой женщины.
Сестра Августа Октавия, жившая в I веке до новой эры, заслуженно пользовалась доброй славой и считалась достойной помощницей венценосному брату. Дети Октавии, Антония Старшая и Антония Младшая, сын Марк Марцелл, занимали важные позиции при дворе Юлиев-Клавдиев. По приказу Августа и просьбе ее детей было создано несколько скульптурных портретов Октавии, самый известный из которых, мраморный бюст, хранится в музее Копенгагена.
Скульптурный портрет Антонии Младшей любовно воспел Гете, приравнявший его по красоте к песням Гомера. Мать известного полководца Германика и императора Клавдия, Антония Младшая отличалась природной красотой и добротой; была отравлена своим внуком Калигулой.
Одна из многочисленных статуй Юлии, дочери Августа, была создана по случаю рождения ее сыновей Гая и Луция Цезарей. Мраморный бюст изображает молодую женщину с классической римской прической — собранными в узел чуть выше лба волнистыми волосами.
Энергичным строгим взглядом отличается скульптурный портрет Гереннии Этрусциллы, знатной италийки, матери молодого, погибшего в битве с готами, императора Геренния Этрусска (III век новой эры).
Матери Александра Македонского, Олимпиаде, греческий художник Леохар посвятил работу из золота и слоновой кости: все семейство (Филипп, Олимпиада и их малолетний царевич Александр) изображено в редкие минуты мирной жизни.
Одной из первых христианок, Елене, матери правителя Римской империи Константина Великого, посвящено несколько статуй. Бюст Елены выставлен в Капитолийском музее Рима.
В ту же эпоху заключительного периода Римской империи жила властная и отважная царица Пальмиры Зеновия, которая вместе со своим сыном Вабалатом на короткий период истории захватила Сирию, Египет, Аравию и часть Междуречья, провозгласив себя и сына августейшими правителями. О скульптурных портретах Зеновии нам известно только из письменных источников, а вот ее изображение на монетах сохранилось да нашего времени.
Самое раннее изображение Мадонны, найденное в римских катакомбах, относят к IV веку до новой эры. Мастера эпохи Средневековья обратились к светлому образу Девы Марии, канонизированному еще в V веке, после обнаружения ее портрета, выполненного рукой Святого Луки.
В Германии и Нидерландах к XIII веку становится популярной скульптура Святой Анны, считающейся матерью Девы Марии, с внуком Иисусом Христом на руках. Вот уж поистине портрет матери, возвращающий нас к античной Богине-Прародительнице. Чаще всего скульптуры вырезались из дерева и раскрашивались в яркие цвета.
В следующем столетии характерными скульптурами Мадонны стали статуи из мрамора или алебастра. Черты Девы Марии вырезаны довольно грубо, а складки ее одежды переходят в архитектурные детали арки или храма. Фигура младенца давалась с нарушениями пропорций. Одна из таких скульптур находится в Нарбонне, в центральной капелле, рядом с фреской с изображением сцен ада.
Совсем по-другому увидел и изобразил Мадонну скульптор из мастерской Иль-де-Франс. Дева Мария восседает на троне, опустив взор на младенца, фигура которого не сохранилась.
В начале XV столетия в Северной Европе появились скульптурные мадонны, названные «горизонтальное оплакивание», они представляли собой фигуру Девы Марии с распростертым на ее коленях телом казненного Иисуса.
Одновременно скульпторы Чехии, Австрии и Германии стали ваять «прекрасных мадонн» с милыми лицами и непременно ярко раскрашенных. Скульптуры Богоматери с младенцем в руках выполнялись в особой технике «мягкого камня: мрамор измельчался, а затем вместе с влажной известью погружался в форму. После такой отливки скульптура обтачивалась и доводилась до совершенства вручную. Примером такой Мадонны может служить скульптура, размещенная в алтаре в Кельнском соборе работы художника Степана Лохнера.
Характерно, что скульптуры Мадонны, выполненные разными авторами из разных стран, характеризуются одним сходством: фигуре Богоматери уделялось гораздо больше внимания, чем младенцу, подчеркивалась роль Девы Марии в истории христианства.
Мадонна с младенцем скульптора Филиппо Брунеллески. Три статуи автора выполнены из мрамора; две ярко раскрашены в соответствии с традициями Ренессанса.
Великолепный мастер Донателло создал свою прекрасную Мадонну для алтаря базилики Святого Павла в Падуе. Отлитая из бронзы, скульптура помещена на трон с изображениями сфинксов. Фигура Богоматери с младенцем на коленях изящна и в то же время величественна.
Мадонна с младенцем флорентийского скульптора Антонио Росселини вписана в мраморный рельеф и отличается мягкостью и нежностью черт персонажей. Скульптурный шедевр выставлен в Эрмитаже.
Микеланджело Буонаротти создал свой шедевр «Мадонна Медичи» в 20-х годах XVI века, а чуть позже изваял из мрамора скульптуру «Мадонна Брюгге» с печальной Девой Марией и жизнерадостным младенцем Иисусом. Статуи были предназначены для Капеллы Медичей во Флоренции, но вторая Мадонна позже оказалась в соборе Нотр-Дам города Брюгге, где и получила свое название.
Другой, не менее знаменательной работой мастера является пьета Микеланджело «Оплакивание Христа» — Дева Мария с усопшим Иисусом на руках. Скульптура, предназначенная для усыпальницы кардинала, была признана одним из лучших скульптурных произведений из мрамора на тот момент истории.
Искусство периода Поствозрождения гармонично продолжило творческий взлет эпохи Ренессанса.
Испанский ваятель Грегорио Эрнандес создал композицию из дерева «Оплакивание Христа». Наполненная скорбью и страданием фигура матери ярко раскрашена и помещена в центр скульптуры.
Другой испанец, севильский скульптор Педро Силан, является автором шедевра «Пиларская Мадонна», выполненного из терракоты и размещенного в главном соборе Севильи.
В XVIII столетии талантливый зодчий из Неаполя Антонио Коррадини удивил мир необыкновенной работой: мастер возродил известную еще в Древней Греции, но успешно потом забытую на века мраморную вуаль. Тончайшая работа украсила статую «Целомудрие», поставленную на могиле матери князя Раймондо. Женщина умерла при родах, подарив жизнь сыну, по чьему заказу много лет спустя и была изготовлена прекрасная скульптура, признанная истинным шедевром искусства.
Через столетие Мадонну под вуалью создал из каррарского мрамора итальянский скульптор Джованни Страцца. С тех пор подобные статуи считаются одним из символов Италии.
В XIX столетии кардинально меняется образ Девы Марии: из скорбящей матери она превращается в Прекрасную Даму, скульптуры выполняются из мрамора и дерева, бронзы и алебастра.
Грандиозные скульптурные композиции, посвященные Деве Марии, установлены во многих странах мира: в Чили и Испании, России и Мексике, Бразилии и Португалии, в Турции и Венесуэле, высоко в Альпах и на океанских побережьях. Выполненные из разного материала и в разных художественных стилях, скульптуры Богоматери символизируют всему миру великую роль матери.
Итальянский мастер Генрих Имгоф представил на суд зрителя трогательно-нежную скульптуру Мадонны с младенцем из белого мрамора, близкую к классическим традициям Ренессанса.
С наступлением XX столетия скульптура, вмещая в себя опыт прошлого, впитывала новейшие течения в искусстве — авангардизм и футуризм, примитивизм и конструктивизм. Скульптуры ставились не Мадоннам, как это было в эпоху Возрождения, и не Матерям, как это будет в XXI столетии, а Рабочему и Колхознице, партизанкам и героиням Великой Отечественной войны. Образ матери трансформируется и приобретает более широкое патриотическое значение. Над Волгой возвышается монументальная композиция Родина-мать, великий символ военной эпохи.
Все скульптуры Матери, установленные в России, появились совсем недавно, в первые два десятилетия XXI столетия.
Скульптура, посвященная Матери и ребенку, украшает Ботанический сад города Пскова. Авторы работы создали композицию из мрамора в античном стиле.
На аллее Славы в подмосковном городе Видное скульптором Александром Рожниковым создан памятник «Нашим матерям». Композиция состоит из трех фигур — матери и двух детей: мальчика-подростка и девочки лет шести.
Посвященная матери скульптурная композиция в Ростове получила сразу несколько народных названий: «Мать и дитя», «Защитница», «Дарящая жизнь».
Памятник Маме работы скульптора Петра Старченко был открыт в 2010 году в Тюмени, а еще через 4 года в том же парке рядом с перинатальным центром появился памятник Отцу, выполненный местным ваятелем Владимиром Золотухиным.
Из целого куска розового гранита новосибирский скульптор Александр Крутиков вытесал скульптуру «Мать и дитя», установленную в сквере, посвященном погибшим в Афганистане и Чечне воинам.
В Томске пятнадцать лет назад появился памятник Беременной женщине-матери, выполненный в стиле авангардизма из железных каркасов.
Установленную в Зеленограде бронзовую скульптуру Матери с ребенком можно смело назвать портретом, так как местный художник выполнил ее по заказу спонсора, предоставившего фотографии своей матери и себя в детстве.
Еще один портрет Матери сделан скульптором Светланой Фарниевой в Калуге. Автор особенно подчеркивает портретное сходство статуи с оригиналом, но не открывает секрета, кто послужил моделью для памятника.
Бронзовый памятник «Детям Беслана» выполнен в виде фигуры скорбящей матери с погибшим ребенком на руках. Композиция расположена на Малой Охте в Санкт-Петербурге.
Установленная в Омске скульптура имеет портретное сходство с женщиной, которой посвящена — Анастасией Акатьевной Ларионовой. Мать проводила на фронт семь сыновей, ни один из которых не вернулся.
В классических традициях изготовлена скульптурная композиция, посвященная матери Софье и трем ее дочерям: Вере, Надежде и Любови. Статуя занимает важное место среди многочисленных скульптур и памятников Санкт-Петербурга.
В начале XXI столетия узбекские скульпторы создали огромный бронзовый памятник Счастливой матери, где за прототип взят обобщающий портрет узбекской женщины. Монумент носит официальное название «Независимость и гуманизм».
В тот же период на территории украинского города Днепродзержинск был водружен четырехметровый, отлитый из бронзы памятник Матери, ставший одним из символов города рабочих. Автор скульптуры — Гарик Хачатурян.
Мама, играющая с дочкой, представлена скульпторами в американском городе Солт-Лейк-Сити, там же, рядом с мормонским храмом, стоит композиция из четырех фигур: матери и трех играющих с ней детей.
В Копенгагене в холле музея установлена беломраморная композиция «Многодетная мать». Фигура матери и десять окружающих ее младенцев пользуются популярностью у местных жителей и туристов. Считается, что если женщина мечтает забеременеть, но что-то не получается, ей непременно следует прикоснуться к скульптуре.
Еще одна скульптура с изображением многодетной матери находится в столице Азербайджана и является частью современной городской архитектуры.
Отлитая из бронзы «Кормящая мать» украшает многолюдную улицу одного из вьетнамских городов.
Весьма оригинальный памятник «Мама» скульптора Луизы Буржуа 20 лет назад украсил площадь перед Национальной галереей в Оттаве. Монументальная скульптура в виде огромного бронзового паука, является, по словам автора, «одой моей матери, которая была мне лучшим другом, а еще прекрасным ткачом, как и паук».
На том же Североамериканском континенте, в США, рядом с одним из нью-йоркских небоскребов возвышается шедевр современного искусства: бронзовая фигура беременной женщины, половина тела которой представляет собой анатомическое пособие по внутренним органам.
В Новосибирске напротив детской поликлиники мать и дитя «подвешены» в воздухе наподобие акробатов-канатоходцев.
Огромная ладонь с уютно устроившейся в ней малышкой, по задумке скульпторов города Калуги, олицетворяет собой признательность всем матерям мира.
С большим чувством юмора выполнена из камня скульптура в норвежском «Фрогнер-парке»: расшалившиеся малыши оседлали маму и катаются на ней как на лошадке.
Скульптур, посвященных Матери, много, и все они изготовлены с выдумкой. Особо интересны портретные работы, берущие за основу черты реального человека. Именно от таких скульптур веет необыкновенным материнским теплом и житейской мудростью.