Кузнец


Скульптура Кузнец

  • Материал: композит
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 35 см. ширина 12 см. глубина 10 см.

Краткие сведения об изображенном

Кузнец — рабочий, мастер, занимающийся обработкой металлов, одна из древнейших профессий. В аллегорическом смысле — символ огня и созидания, восходит к образу древнегреческого бога Гефеста (римского — Вулкана).

Скульптурное изображение кузнеца примечательно желанием автора соединить в одном образе несколько различных семантических прочтений. С точки зрения композиции формы, пластического языка, драматургии сюжета в целом кузнец выступает фигурой убедительно жизненной, достоверной, напоминая популярную в XIX веке занимательную кабинетную пластику, изображения городских и крестьянских типов. Его крупная голова на могучей шее, кряжистость непропорциональной фигуры, стоящей с опорой на одну ногу вызывает в памяти образ хромого бога огня Гефеста, отличающегося от прочих небожителей и своей физической силой, и ущербностью. Однако большой живот под рабочим фартуком, обыденный маленький молоток в руке, черные брюки современного покроя, наконец, намеренно подчеркнутые белые кроссовки на ногах исключают мифологизацию образа. Лепка форм, передающая рыхлость его тела при безусловной внутриструктурной основательности, привносит долю теплого юмора. Раскраска, имитирующая натуральные цвета — тела, рабочей одежды, обуви не столько выдает натуралистические намерения, сколько обогащает занимательностью деталей. Несомненно симпатичный облик темноволосого бородача построен таким образом на ироничной игре смысловыми нюансами многомерного образа.


История кузнечного дела

Археологические исследования подтверждают факт, что профессия кузнеца появилась в глубокой древности. Сам же термин в русском языке относится к XV веку, но раньше употреблялось другое понятие с тем же значением — «коваль». Одни из самых популярных фамилий в России — Кузнецов и Ковалев. Это не случайность, а результат популярности этого ремесла на территории Руси. Кузнецы подковывали лошадей, выковывали из железа многие предметы: от небольших изделий — ножей, лопат, ухватов, серпов, плугов, воинских доспехов и оружия — до заборов, перил, калиток, решеток и даже кафедр. Кованые железные элементы давно используются в строительстве.

Основным материалом кузнеца является железо, хотя древние греки, римляне и этруски изготавливали много полезных предметов из других металлов, в том числе из бронзы, меди и серебра. Железо на Руси было известно примерно с 750 г. до н.э., но следы его производства были замечены в VI-V веках до нашей эры.

До того как люди научились самостоятельно добывать железо из руды, использовалось метеоритное железо. Вероятнее всего, оно и было первым материалом древних кузнецов еще за несколько веков до нашей эры.

Считается, что впервые переработкой железной руды начали заниматься хеттские племена, жившие на территории Анатолии — там, где сегодня располагается большая часть Турции. Уже оттуда технология распространилась в Европу и Азию, несмотря на попытки хеттских правителей держать ее в строгом секрете.

Первоначально производство железа было весьма примитивным, и производилось оно в одноразовых печах. Куски железной руды насыпали на слой горячего угля и покрывали вторым слоем угля. Воздух, необходимый для горения, продувался через специальное отверстие с помощью мехов. В этих условиях руда окислялась и создавалась масса, называемая лупой, добычей или сланцем. После ковки сырья получалось относительно чистое железо. К сожалению, большая часть руды переокислялась, уходила в отходы. Но тогда на территории Евразии в болотной и озерной руде не было недостатка.

С ростом потребности железа в промышленности совершенствовалась добыча и переработка железной руды. Появились доменные печи, а затем металлургические заводы. Для переработки руды вместо сжигания древесины, потребовался более энергоемкий каменный уголь. Несмотря на появление промышленных способов обработки железа, кузнечное ремесло оставалось востребованным и до недавнего времени практически в каждой деревне были свои кузницы и кузнецы.

Сегодня материалом, наиболее часто используемым в художественном кузнечном деле, является мягкая сталь, которую можно сваривать, сгибать в холодном состоянии и раскатывать. Она поставляется на рынок в виде горячекатаных или кованых заготовок, прутков, профилей, листов, а также арматуры и труб.

Кузнечное дело — это в основном ручная обработка железа. Как правило, металл нагревается до тех пор, пока он не станет мягким, и впоследствии подвергается процессу ковки. Типичные произведения кузнечного дела — кованые элементы, решетки, мебель, скульптуры, инструменты, декоративные и религиозные предметы, колокольчики, кухонная утварь и оружие. Кузнец с достаточным опытом и способностями может создавать изысканные изделия, сочетающие в себе искусство и сложную технику исполнения, в этом смысле работа кузнеца похожа на творчество скульптора. Кроме того, кузнечное дело — одна из немногих дисциплин, в которой ремесленники могут похвастаться тем, что сами изготавливают собственные инструменты.

История кузниц

Задолго до промышленной революции деревенская кузница и кузнец были неотъемлемой частью пригородного или деревенского пейзажа. Методы массового производства снизили спрос на традиционное кузнечное дело, за исключением Африки, Индии и Юго-Восточной Азии, где эти традиционные кузницы все еще сохраняются.

В мифологии кузнецов олицетворял греческий бог Гефест (Вулкан для римлян), который был кузнецом божеств. Гефест был мастером с уникальными способностями, а его кузницей был вулкан, именно он создал оружие для богов. Его считали богом кузнечного дела, ремесел, скульптуры, металлургии и огня. В древние времена кузнецы были очень уважаемыми ремесленниками, незаменимыми помощниками коневодов и оружейников. Кузнечное дело было одним из основных факторов местной экономики времен, предшествовавших промышленной революции, и даже сегодня кузнечное дело широко используется в архитектуре, дизайне интерьера и экстерьера и отделке.

Кузнечный процесс

Кузнечный процесс состоит из нагрева кусков железа или стали, которые должны формироваться в готовое изделие с помощью таких инструментов, как молоток и молот. Обычно опытный кузнец орудует небольшим молотком, показывая подмастерью место, в которое необходимо нанести удар молотом. Расплавление или нагрев в кузнице осуществлялось в древности с помощью дров, древесного угля, затем стал использоваться уголь и даже природный газ. Температура определялась опытным кузнецом «на глаз» по цвету раскаленного метала. Температура и показывала уровень пластичности металла. Поскольку для работы необходимо видеть цвет заготовки, в кузницах всегда царит полумрак, время от времени нарушаемый яркими искрами от удара молота по раскаленному металлу.

Техники кузнечного дела можно разделить на ковку, сварку, закалку и чистовую обработку. Кузнечное дело — это работа, которая требует физической силы, умения и большого искусства, чтобы как скульптор из камня превращать твердые металлы в готовые изделия, придавая им необходимую форму.

Кузнечное дело в архитектуре и строительстве

Кузнечное дело является абсолютно необходимой дисциплиной для строительства городской инфраструктуры. Кузнецы создают решетки, ограждения, лестницы, силовые конструкции. Коваными изделиями также могут быть декоративные элементы, мебель и скульптуры, которые придают уникальный законченный вид любому строению — от дворцов и храмов до могильных оградок.

Инструменты, обычно используемые в кузнечном деле

Как мы упоминали выше, на протяжении всей истории кузнецы были представителями одной из немногих профессий, которые самостоятельно изготавливали свои инструменты (не только для себя, но и для других ремесел). Время и традиции создали несколько основных инструментов, которые невероятно похожи во всем мире: в любой кузнице есть печь (горница), меха для подачи воздуха, молоты, клещи и наковальня. Среди дополнительных инструментов применяются зубила, топоры, гладилки, раскатки. Для изготовления одинаковых изделий с древних пор использовались пресс-формы.

История художественного кузнечного дела

Романское искусство

Произведения кузнечного искусства того периода обычно связаны с архитектурой. Несмотря на высокий художественный уровень, они часто остаются без должного внимания. На форму и тип архитектурных украшений романского периода влияла использовавшаяся в то время техника обработки металла. Из железа, полученного в небольших доменных печах, делались прутки относительно короткой длины. Поэтому длинные секции использовались редко и не очень большие куски железа обычно выковывались в форме листьев, напоминающих лезвия копий или серпы. Эти мотивы были наиболее характерными для кузнечного искусства, связанного с романской архитектурой. Решетка в западной части собора Парижской Богоматери считается величайшим памятником этого периода в Европе. Отдельные декоративные элементы не соединены непосредственно, а покрывают всю поверхность решетки характерными свисающими листьями, между которыми вплетаются стилизованные птицы, улитки и розетки.

Готика

В тринадцатом веке в результате улучшенной обработки железа кузнечные мастерские получили листовой металл и угловой пруток, который можно было скручивать и переплетать. Кузницы в этот период появились также в городах, но их деятельность полностью зависела от поставок железа с месторождений железной руды из провинции. Во времена распространения готического искусства (XIII-XV вв.) решетки стали неотъемлемым элементом архитектурного интерьера. Они изготавливались из призматических стержней, пересечения которых усиливались заклепками. Прекрасным примером такого искусства в Европе является надгробная плита в Вероне, состоящая из трех элементов, соединенных украшениями. Гармонично повторяющийся мотив листьев уложен на решетке в вертикальном, горизонтальном и наклонном положении. Верхняя часть решетки увенчана листьями, расположенными в форме короны. В то время из железа также делались бра, люстры, подсвечники, кресты и различные литургические предметы.

Возрождение

Во время эпохи Возрождения в европейских городах в профессии кузнецов появились элементы слесарного дела. Заработали первые металлургические заводы, а работа кузнеца была практически ограничена производством предметов, используемых в повседневной жизни. Значение сельских мастерских также уменьшилось. Кузнецы уходили в гильдии ремесленников, но оставшиеся верные своей профессии развивали ее в народном искусстве. В то время в Западной Европе был создан один из самых интересных памятников художественного кузнечного дела — решетка, расположенная в церкви св. Михаила в Мюнхене. Она сделана из железа, а его декоративными элементами являются узоры, образованные из вертикальных и S-образных железных прутьев.

Барокко

В начале XVIII-го века в кузнечном деле появился новый стиль, типичный для периода барокко. В мастерских кузнеца создавались красивые решетки и фурнитура для дворцов и храмов. Основными декоративными элементами в стиле барокко по-прежнему являются извилистые спиральные узоры, мотивы в виде завитков и листьев. Неблагоприятная экономическая обстановка, вызванная войнами во всей Европе, привела к почти полному краху института гильдии кузнецов. Однако в монастырях и усадьбах магнатов были созданы мастерские, которые не были ограничены правилами гильдии и успешно развивались как творческие. Большая часть продукции предназначалась для культовых сооружений. Она использовалась для ограждения часовен, балюстрад, кафедр, заборов, чердаков и т. д. В этот период кузнецы мастерски овладели новой техникой металлообработки и прекрасно знали ее свойства. Барочные кузнечные изделия отличаются роскошью и богатством форм. Эти особенности также отличают решетки в стиле барокко от Ренессанса, в которых обе стороны одинаковы, а в решетках в стиле барокко каждая сторона различна. Плоские решетки дополнительно украшались различными видами выпуклых декоративных элементов.

Рококо

Примерно в середине XVIII-го века появились мотивы рококо. Стиль рококо характеризуется полным отсутствием симметрии, использованием кривых обычно в форме буквы S, взаимосвязанных друг с другом. В хитросплетение решеток включались мотивы в виде птиц, ракушек, пальмовых листьев, веток с цветами. Решетки без дополнительных декоративных элементов изготавливались в промышленных мастерских, а затем передавались кузнецам для украшения. Более совершенной стала техника литья, и наряду с коваными железными изделиями стало использоваться чугунное литье.

Конец XVIII и XIX век

Этот период характеризуется упрощением и даже бедностью кованых форм. Работа кузнецов и слесарей постепенно сменяется металлургическими мануфактурами. Но и в девятнадцатом веке изделия из железа были очень модными и более дорогими в связи с их редкостью.

XX век

В XX веке профессия кузнеца начала уходить в прошлое. Деревенские кузницы вытеснялись слесарными мастерскими. В некоторых странах, выбравших социалистический путь, кузнецы были объявлены мелкобуржуазными элементами, а кузницы закрыты. Однако, в этот период кузнечное дело избавилось от черт ремесленничества и стало искусством. Именно в такой форме к концу прошлого века стала возвращаться профессия кузнеца. Сегодня кузнец — это скорее скульптор, художник. Эта профессия возрождается в новом ключе и пользуется популярностью и уважением!


Источники:

  1. Кузнечное дело, изд-во АСТ, Сталкер, 2003.
  2. Школа кузнечного искусства, Художественная ковка, В. Марков изд-во «Мир металла'', 2012.
  3. Художественная ковка и слесарное искусство, Г. Семерак, К. Богман, изд-во «Машиностроение», 1982.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы