Северин Боэций

untitled-15untitled-16untitled-17untitled-19untitled-20untitled-21

Скульптура Северин Боэций

Характеристики:

  • Материал: литьевой камень
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 105 см. ширина 64 см. глубина 50 см.

Статус: На заказ

от 900 000 ₽


Сочетание государственной должности с философским творчеством в эпоху раннего средневековья не было большой редкостью. Тем более, что для управления государственными делами были необходимы знания, а устройство страны, в соответствие с учением Платона, требовало теоретической базы. Одним из таких деятелей того времени был Аниций Манлий Торкват Северин Боэций, часто называемый также просто Боэций или (что реже) Святой Северин из Павии.

Жизнь

Родился Боэций примерно в 480 году в Риме, умер в 525 году в Тичино (ныне Павия) или в Кальвензано, что недалеко от Павии в Ломбардии. Происходил из известной семьи римских патрициев, являвшихся также христианами из рода Аниканцев. Имя Северин, вероятно, является его собственным именем, о чем свидетельствует культ, связанный с ним. Боэций рано потерял отца (в 487 году), после чего его воспитывал друг семьи — Симмах, префект и председатель сената, а также известный интеллектуал, историк и писатель.


Под его руководством молодой Боэций начал изучать грамматику, риторику, диалектику еще в Риме (488 — около 494 гг.). Затем отправился постигать философию в Афинах (около 495−500 гг.), где он, как предполагается, изучал в основном естественные дисциплины (космологию) и математику (арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки). Вернувшись, он женился на Элписе, поэтессе и дочери председателя Сената Феста, которая умерла через несколько месяцев. Вскоре Боэций вступил в повторный брак, на этот раз с Рустикой, дочерью его покровителя Симмаха, родившей ему детей, в том числе двух сыновей — Боэция и Симмаха Младшего. Будучи во втором браке, он отправился изучать философию в Александрию (около 500 — 505 гг.), где слушал лекции известного неоплатоника и ученика Проклоса Аммониоса.


В общей сложности Боэций проучился 18 лет (с 488 по 505 годы) в Риме, Афинах и Александрии. После окончания университета он вернулся в Рим и занялся собственной философской деятельностью и государственной карьерой. С 505 г. он был сенатором, в 507 г. получил титул патриция, а в 510 г. стал консулом. В то время он подружился с дьяконом Иоанном — позже папой Иоанном I.


В ходе придворной карьеры Боэций, однако, постоянно боролся с развращенными и безжалостными министрами острудского короля Теодориха — последователями арианства. Несмотря на враждебную оппозицию, в 522 он был назначен главой королевской канцелярии — magister officiorum. Год спустя, в результате доносов вместе с сенаторами Альбинусом и Симмаком Боэций был обвинен в антикоролевском и антиарианском заговоре с византийским императором Юстианом. За измену все трое (и Боэций дополнительно за безбожие), были приговорены к смертной казни. Теодорих, однако, в 523 году изменил смертный приговор на конфискацию имущества и изгнание. Боэций провел последние месяцы своей жизни в окрестностях Павии, написав свою самую знаменитую книгу «Утешение философией».

В 524 году король снова поменял приговор на казнь, и Боэций вскоре вскоре был обезглавлен мечом. Епископ Тичино и его друг Эннодий тогда почтили память Боэция как мученика христианства. Боэций был также признан Отцом Церкви, так как имел богословские сочинения. Возрождение интереса к его творчеству пришлось на XII век, поэтому данному столетию было присвоено имя Этас Боэтиана — «Эпоха Боэция».

Работы

Работы Боэция охватывали широкий круг тем — философских, нескольких богословских, а также включали ряд других произведений, в том числе и стихов. Его философские сочинения можно разделить на строго философские — согласно тому, что он считал философией, и введение в философию. Зная о падении западной цивилизации в то время и желая поддержать обновление ее интеллектуальной культуры, Боэций впервые написал программу под названием квадривиум, или четыре учебника математики, которую после работ Платона он считал единственным путем к философии.


Поэтому его «Арифметика» основана на трудах Никомаха Герасского, «Музыка» — на пифагорейцах (но де-факто на «Гармонике», так как он рассуждал о гармонии небесных сфер) и «Геометрия», из которой сохранился только фрагмент, являющийся изучением «Элементов Евклида», — на «Началах» Евклида. Четвертый учебник «Астрономия» был утерян. Затем, около 510 года, Боэций решил сделать перевод трудов Платона и Аристотеля и прокомментировать все их работы, чтобы показать их сходство между собой. Вероятно, Боэций смог бы осуществить этот план, если бы не его преждевременная и трагическая смерть.


В течение нескольких лет он перевел и прокомментировал весь «Органон» и «Порагогию» Порфирия, причем последний, а также «Герменевтику» прокомментировал дважды. Разобравшись с логикой Аристотеля, он расширил ее логикой стоиков, написав также «Тематический комментарий» Цицерона и несколько оригинальных диссертаций: «Об актуальных различиях», «О разделении» (понятия и термины), «Об определении». «Введение в категориальные силлогизмы», «О категориальном силлогизме» и «О гипотетическом силлогизме».


Вероятно, после канона логических и методологических трудов Боэций намеревался перейти к переводу и комментированию метафизики Аристотеля и богословия Платона. Из его работ по богословской тематике — только одна неоплатоническая, а три относятся к христианской догматике. Это самый ранний трактат «Против Евтихия и Нестория» (512 г.), трактат «О Святой Троице» (около 520 г.), а также приложение к нему, и неоплатоническое приложение к «Гебдомаду».


Кроме того, Боэцию приписывается работа «О католической вере», которая является своего рода мини-катехизисом, и, скорее всего, ее автором был не только Боэций, но и дьякон Иоанн. Однако самое известное произведение философа — его «Утешения философией», созданное в тюрьме (523−524 гг.). По сей день это одна из самых известных философских книг в мире и обязательный «катехизис» каждого философа. В этой работе, созданной в форме прозиметрия (satura menippea), есть также 39 песен Боэция, написанных различными метрами. В юности Боэций, как сообщают некоторые источники, также сочинил буколическую песню, но, к сожалению, она была утеряна.

Концепция Боэция

Боэций, стремясь удержать западную культуру от падения, интегрировав идеи и мысли греческих философов, главным образом Аристотеля и Платона, в латинский мир, в то же время стал своего рода латинским Плотином, то есть автором латинского синтеза древней философии. В дополнение к вышеупомянутым, основными источниками его системы были: пифагорейцы, особенно математик и богослов Никомах из Герасы (II в. до н.э.), Евклид (IV-III вв. до н.э.), Цицерон (I в. до н.э.), Апулей (II в. н.э.), Плотин (III в. н.э.), Порфир (III в. н.э.) и, наконец, Прокл (V в. н.э.). Итак, как можно видеть, Боэций, создавая латинский вариант греческой философии, основанной на широком и тщательно отобранном материале, выбрал не только лучшие источники и комментарии, но и явно предпочел «математический», дедуктивный тип философии.


Подготовка к философии должна была стать первым квадривиумом или четырьмя математическими дисциплинами: арифметикой, музыкой, геометрией и астрономией. Квадривиуму предшествовал тривиум, ранее написанный на латыни: грамматика, риторика, логика. Он очень дотошно относился к последнему, то есть к логике, для своих собственных нужд написав ряд диссертаций и комментариев. Вместе эти дисциплины образуют так называемые семь гуманитарных наук — поэтому только пройдя этот курс, можно заниматься философией.

О философии и Боге

После Аристотеля Боэций разделил философию на практическую (activa) и теоретическую (philophia speculativa). Но он понимал последнее по-другому, поскольку математика Аристотеля была включена в его теорию, а не в «квадривиум». Таким образом, спекулятивная философия теперь имела три раздела: естественная философия или физика (физиология), математическая философия или метафизика (philophia mathematica) и теологическая философия или эпоптическая (Philophia Theologica), которая должна приводить к мистическому (epoptei) воззрению.


Таким образом, философия — это «дыхание Бога», которое Спаситель изливает в души мудрецов, делая их одинаковыми. Тем не менее, человек на этом пути обладает внутренними умственными способностями (через рацио): в физике он руководствуется разумом (naturalia), в метафизике — интеллектом (Intelligibilia), а в теологии — умопостигаемыми сущностями (intellectibilia).


Бог был для него Чистой формой (Ousiosis, Subsistentia), Единым Бытием (Ipsum Esse) или Природой (ousia, nature), но в Трех Лицах (prosopon), то есть в Трех Субстанциях (ипостасях). Хотя эту последнюю проблему, т. е. сущность Троицы, Боэций не решил окончательно, его определение личности (персоны) получило широкое признание: человек — это индивидуальная субстанция рационального характера. Менее известным, но очень похожим на это, является также его определение ипостаси: индивидуальное существование (существование — внутреннее бытие) рациональной природы.


Может ли Боэций считаться христианином? Кажется, что строгие термины, был он христианином или нет, ему не подходят. Боэций был синкретиком, подобно Аммонию и Филопоносу из александрийской школы, поэтому он сочетал неоплатоническое и пифагорейское богословие с христианством. Чтобы это понять, достаточно отследить две проблемы: провидение и любовь. Провидение — это духовная форма, которая через неизменные причины (например, ангелов, демонов, космическую душу или звезды) выполняет свою судьбу или устройство, застрявшее в вещах. Провидение напоминает греческий Тихе, который послал Боэцию его высшую Музу — Философию.

О любви

Не менее важной можно считать его концепцию любви. По мнению Боэция, закон, управляющий вселенной, соединяет все элементы и управляет небесами. Эта любовь «приводит звезду в движение», поэтому она напоминает архангела, который контролирует причины судьбы и напрямую отчитывается перед провидением. Поэтому, если мы говорим о вкладе Боэция в христианское богословие, то это только в том смысле, что он предпринял, следуя примеру богословия Проклоса, первую попытку его аксиоматизации. Кроме того, его философия полностью пропитана греческим духом. С другой стороны, в метафизике, то есть в его философии математики, вклад Боэция также заключается в том, что будучи первым принявшим положения Платона и Аристотеля, ввел новый тип философии бытия, известный сегодня как «комбинационная онтология».

Наиболее важные продолжатели Боэция: Иоанн Скот Эриугена, Видукинд Корвейский, Абеляр, Гилберт Порретанский, Гуго Сен-Викторский, Фома Аквинский, Иоанн Герсон, Дионисий Картузианец.


Источники:

  1. Боэций Аниций Манлий Торкват Северин «Утешение философией» и другие трактаты, Москва, издательство «Наука», 1990.
  2. Коплстон Фредерик Чарльз, «История средневековой философии», Москва, издательство «Энигма», 1997.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора