Фобия

img_0014img_0031

Скульптура Фобия

Характеристики:

  • Материал: керамика
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 21 см. ширина 12 см. глубина 14 см.

Статус: На заказ

от 140 000 ₽


Справка

…Нужно дышать, нужно просто глубоко и спокойно дышать. Она помнила, чему учили на давно заброшенных занятиях по йоге: размеренное осознанное дыхание всегда помогает побороть иррациональный страх, который в последнее время стал ее частым гостем — и единственным врагом.

В комнате было темно. Отчасти потому, что день выдался осенний, сумрачный, да и плотные шторы уже давно не впускали в комнату столь редкие в это время года солнечные лучи. Ей казалось, что полумрак, нарушаемый лишь бледным светом ночника, может ее защитить. Защитить… Но от кого или от чего? У нее не было ответа на этот вопрос.

***

В переводе с древнегреческого языка фобия и есть страх. Это не болезнь, а специфический симптом, который дает о себе знать в определенных ситуациях или в ожидании какого-либо объекта.

Человек становится тревожным, утрачивает способность себя контролировать, логично мыслить. Тревога выходит на первый план, лишает радости жизни и заставляет идти на любые поступки, чтобы избежать раздражающей ситуации.

Состояние является весьма травмирующим, поскольку, переживающий фобию испытывает серьезные страдания, сопровождающиеся приступами паники и мучительными вегетативными расстройствами. Сердце начинает биться сильнее и, кажется, вот-вот выскочит из груди, кружится голова, бросает то в жар, то в холод. Возникает ощущение, что сейчас задохнешься или умрешь.

***

В дверь позвонили. Она инстинктивно сжалась, моментально превратившись во взъерошенного птенца, и натянула плед по самый подбородок. Кто бы это мог быть? Ведь я никого не жду. Может быть, соседка хотела что-то спросить, или просто ошиблись дверью…

Она и не думала открывать — просто молилась про себя, чтобы звонок не повторился. Этого не произошло.

Встала, на цыпочках подошла к двери, заглянула в глазок. На лестничной клетке было пусто. Повезло. Ушли.

Вернувшись в комнату, она снова села на диван, утонув в подушках, зачем-то проверила мобильник — звук был выключен, пропущенных звонков не оказалось. Одиночество, на которое ее обрекла фобия, снова никто не нарушил…

***

Фобии делятся на специфические, которые ограничены конкретным объектом, социальные и агорафобию.

К первым относятся боязнь высоты, темноты, закрытых пространств, конкретных животных, грозы, крови, врачей — перечислить все возможные страхи невозможно.

Под социофобией понимают боязнь выполнять определенные действия в обществе — выступать публично, заниматься чем-то, когда на тебя смотрят, попадаться на глаза прохожим.

Агорафобия — это страх открытого пространства и открытых дверей, большого скопления людей, боязнь оказаться в ситуации, когда невозможно будет сбежать.

Все это проявляется бессознательно и зачастую «рождается» в детстве — под влиянием травмирующей ситуации, сильнейших эмоциональных потрясений или без очевидных причин.

***

Кошка запрыгнула на диван и ласково потерлась о ее руку. Она отложила книгу — все равно смысл прочитанного сейчас до нее не доходил, и приходилось сто раз перечитывать одну и ту же фразу.

— Милая моя, лапочка, — сказала она и испугалась звука собственного голоса: он звучал как-то глухо и шел будто изнутри, словно говорила не она, а кто-то другой из ее тела. Надо же, как давно она ни с кем не общалась!

…А ведь раньше было всё. Были встречи с подругами — веселые, болтливые, они всегда находили, о чем поговорить, чему порадоваться, поддерживали друг друга, если было тяжело. Да особенно тяжело, впрочем, и не было: все трудности сводились к тому, как бы не провалить экзамен и понравиться приглянувшемуся мальчику. Были ребята — умные, интересные, влюбленные. Были многокилометровые прогулки по городу, рассветы и закаты, интересная работа, путешествия, радость встреч и горечь расставаний — всё это у нее было.

Но затем жизнь будто замедлила свой ход. Вернее, все пошли вперед, а она остановилась. У девчонок появились семьи, а она продолжала искать кого-то идеального, того самого принца, который где-то заблудился, сбился с пути. И вот ей уже 30, и в ответ на предложение устроить девичник она все чаще слышит отказ — извини, не могу, муж, дети…

Ее последний роман продолжался пять лет и даже не закончился, а иссяк, как будто высох невидимый источник, питавший любовь. Однажды он просто собрал вещи и ушел, а она тихо закрыла за ним дверь — за ним и перед всем остальным миром.

***

Чем раньше удается выявить фобию, тем проще она поддается лечению.

Самый распространенный в современной медицине метод терапии — сближение с объектом, вызывающим страх. Например, если человек боится выходить на улицу, необходимо убедить его сделать это — сначала просто открыть входную дверь, затем недолго пройтись на свежем воздухе, постепенно увеличивая время прогулок. Тем, кто боится собак, следует, несмотря на страх, общаться с этими животными. Сначала подходить к зверю, когда тот в наморднике и на поводке, а затем и просто.

Эффективным считается метод «остановки мысли», которым можно овладеть за один — семь дней. Необходимо составить список беспокоящих тревожных идей и научиться «ловить» их, как только они появляются, а затем дать себе команду «Стоп!» — для начала вслух, затем про себя, не привлекая внимания окружающих.

Важной составляющей терапии фобий является релаксация, во время которой повышается осознанность, и человеку становится проще справляться с беспокоящими симптомами. Социальную фобию нередко лечат ролевыми играми и с помощью сократического диалога.

***

Время шло. Она все реже стала покидать дом, изредка выбегая в магазин или в библиотеку. Завела кошку, и с годами ей стало проще общаться с ней, чем с людьми: мурлычет себе рядом, лишнего не говорит.

Все больше и глубже погружаясь в себя, она сначала заметила, что мир — все то, что было там, за окном и за дверью, перестал ее интересовать: ей уже было безразлично, как дела у ставших бывшими подруг, какое на улице время года, что идет в кино… Но затем это безразличие переросло в страх: она уже не была равнодушна — она стала бояться. И тут-то начался настоящий кошмар.

Резкие звуки стали причинять буквально физические страдания — она отключила телефон. Телевизор смотреть тоже не хотелось — ее раздражали мелькавшие на экране лица. Осознав, что с ней что-то не то, она попробовала обратиться к врачу, но тот не придал значения ее жалобам и прописал витамины. Записалась на йогу, ведь раньше увлекалась культурой Востока, но почему-то стало страшно заходить в зал… Бросила.

Остались верные друзья — книги, которые она проглатывала за один вечер, читая запоем, пытаясь найти ответы на мучавшие ее вопросы: почему так, почему я, что со мной происходит? Иногда казалось, что она близка к истине, порой — наоборот: прочитанное уводило ее все дальше и дальше от правды, путая мысли, навевая грусть. Так продолжалось долго, но не могло продолжаться всегда.

…Стоп! — отбросив книгу, она резко вскочила, будто от удара током. — Все, что я делаю, я делаю сама, я, та самая, которая гоняла на мопеде, сочиняла песни, любила океан и горы и никогда ничего не боялась!

…Джинсы, толстовка, кроссовки, несколько капелек духов. Включить яркий свет в прихожей. Не скучай, Мурка, я скоро приду. Я ненадолго. Я просто вспомнила, кто я на самом деле. И я не хочу еще раз себя потерять.

И, собравшись с силами, она открыла дверь.


От Автора

Угловатая пластика, острые ритмы сидящей фигуры призваны передать высокое эмоциональное напряжение женщины, сраженной приступом фобии. Драматургию состояния усиливает контрастная по тону раскраска — доминирующий черный цвет и светлая охра деталей. Внешней дуге формы спины противостоят резкие линии светлоокрашенных согнутых рук, вытянутый овал перекошенного от страха лица, слегка скошенные углы неустойчивого постамента. Повернутая относительно торса голова словно отозвавшейся на воображаемый тревожный сигнал женщины необычайно выразительна. Детали лица практически не проработаны — лишь намечен заостренный нос и решительной насечкой проведена трагедийная линия бровей. На фоне общей цельности пластической массы эти акценты смотрятся метафорично и эмоционально, отчасти напоминая древнегреческую маску трагедии (Мельпомены). Закрывающий жест рук объясняет желание отгородиться от внешних воздействий, защититься от столкновения с неизвестной угрозой. Неопределенность причины такой тревоги и позволяет говорить о ярко выраженной психологической неустойчивости персонажа, развившейся в настоящую фобию.

Краткие сведения об изображенном

ФОБИЯ — иррациональный неконтролируемый страх, необратимо обостряющийся в определенных ситуациях и заставляющий избегать определенных объектов, видов деятельности или ситуаций, чреватых воображаемой угрозой. Фобиями называют также бессознательные отношения неприязни, неприятия и ненависти к чему-либо — страх как эмоция в этом случае присутствует в завуалированной форме.