Юдифь 21

Памятник Юдифь 21 (2) | Скульптура Ивана КоржеваПамятник Юдифь 21 (3) | Скульптура Ивана Коржева
Памятник Юдифь 21 (2) | Скульптура Ивана Коржева
Памятник Юдифь 21 (3) | Скульптура Ивана Коржева

Скульптура Юдифь 21

  • Материал: терракота
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 120 см. ширина 38 см. глубина 25 см.

Краткие сведения об изображенном

Юдифь — молодая вдова, спасшая Ветулию от вражеских войск под предводительством Олоферна. Образ стал символом успешного противостояния грубой силе. В современном контексте под этой враждебной силой можно понимать, в частности, всемирную угрозу терроризма, что и указывает голова Усама бен Ладана (один из крупнейших организаторов террористической деятельности) в руках у женщины.

Торжественный иератизм статуи, изображающей крепко стоящую на широко поставленных ногах молодую хрупкую женщину, имеет своей целью утвердить превосходство красоты и мужества над неоправданной грубой силой, персонифицированной головой, в которой угадывается сходство с арабским террористом Усамой бен Ладаном. Вечное противостояние, закрепленное в библейской истории сюжетом о героической вдове Юдифи, облекается в современные формы и наделяется событийной актуальностью. Поясняющие детали (походные сапоги, ящик для боеприпасов) и аксессуары (кольцо, медальон, часы) трактованы намеренно декоративно. Активная работа цветом — контраст белого и насыщенного коричневого, не столько драматизирует образ, сколько придает ему мажорное, гедонистическое звучание. Сияющая на женском лице улыбка откровенно иронична. Так что футуристический оптимизм статуи наделяется многозначностью постмодернистской иронии. Голова террориста, лишенная каких-либо примет гротескного эмоционального искажения (страха, боли, страдания) на этом фоне остается весьма абстрактной, словно воплощая извечное абсолютное зло. Впечатление почти фарфоровой хрупкости девической осанки, незащищенной в своей обнаженности фигуры, изящной по пропорциям, убеждает в мудрости древних, находивших силу не в физической мощи, а в нравственной красоте истины. Юдифь — аллегорический образ счастливого будущего, надежду на которое дарит красота, чистота и свет юности, уверенной в собственной правоте.


Образ иудейской вдовы в скульптуре

Иль я не Юдифь, не Израиля дочь?
Умру, но сумею народу помочь.
Анна Ахматова

Героиня одной из библейских легенд, красавица Юдифь прочно вошла в мировую историю как женщина, заступившаяся за свободу своей страны. Согласно легенде, молодая вдова убила полководца ассирийской армии Навуходоносора, напавшего на Иудею. Соплеменники Юдифи богато одарили ее в знак благодарности за спасение от плена и разрушения города Ветилуи. Интересно, что сюжет об убийстве ассирийского военачальника признается истинным представителями православной и католической религий, а иудеи и лютеране считают историю ложной.

Отважной воительнице, женской хитростью победившей опытного воина, посвящали свои произведения великие художники и писатели, музыканты и сценаристы. Оригинальную трактовку событию давали скульпторы, начиная со времен Ренессанса и завершая сегодняшним временем. Образ Юдифи в скульптуре менялся в соответствии с модой и пристрастиями сменявших друг друга исторических эпох.

В Средние века иудейская красавица изображалась как символ добродетели и любви к родному народу, а также храбрости и героизма. В Новое время авторы подчеркивали воинственность молодой красавицы, в XX столетии скульпторы придали Юдифи черты смелого борца за свободу. Художники изображали Юдифь женственной и смелой, коварной и воинственной. Как изменялся образ библейской героини в произведениях искусства разных стран и народов, можно узнать, совершив виртуальное тематическое путешествие по историческим эпохам.

Возрождение

В XIV-XVI веках библейские истории стали популярными сюжетами для создания произведений искусства. Эпоха Возрождения подарила миру истинные шедевры, среди которых несколько ярких иллюстраций к ветхозаветной истории Юдифи и Олоферна.

В эпоху Ренессанса скульптуры иудейской вдовы и врага ее страны задумывались как парные к статуям Самсона и Далилы, Саломеи и Иоанна Крестителя, и часто размещались рядом как символ женского коварства и мужской силы. В период позднего Возрождения Юдифь стала изображаться обнаженной, а еще позже ее образ был признан одним из самых эротических в мировом художественном искусстве.

В 1382 году на кладбище династии Скалигеров в Вероне в ряду аллегорических скульптур появляется готическая статуя Юдифи. Автор, скульптор Антонио Делла, изобразил молодую вдову в виде античного Правосудия с головой убитого врага в руках.

В середине XVI века скульптуру Юдифь в стиле поздней готики создал немецкий архитектор Конрат Мейт. Работа выполнена из алебастра и изображает обнаженную Юдифь и отрубленную голову Олоферна на подставке в форме античной колонны. Как и другие произведения скульптора, статую Юдифь отличает особая пластика и выразительная игра светотени. В настоящее время скульптура выставлена в Баварском Национальном музее в Мюнхене.

Юдифь работы Донателло

Великий Донателло увидел Юдифь в момент убийства, придав фигуре подвижность и эмоциональную напряженность. Женщина замахнулась для последнего удара, в ее позе нет сомнения в правильности происходящего, а на лице отразились сложные чувства: решимость и вызванный природной добродетельностью внутренний конфликт. Бронзовая, покрытая позолотой скульптура, созданная в 1455 году, украсила Зал Лилий в Палаццо Веккьо во Флоренции.

Работа флорентийского мастера стала первой в истории искусства объемной скульптурой Юдифи, выполненной Донателло по заказу правителя Козимо Медичи. Критики всех времен подчеркивали совершенство скульптуры, наполненность созданного образа духовной силой. Сам художник высоко оценил свое произведение, поставив на нем авторскую подпись, чего не делал почти никогда.

Судьба позолоченной статуи Юдифи наполнена событиями: после изгнания Медичи из Флоренции жители города торжественно внесли скульптуру на площадь Синьории как знак освобождения от тиранических правителей. Позднее небольшая статуя оказалась в массе других, более крупных и мощных произведений итальянских мастеров.

В 1980-х годах скульптура Донателло была установлена в Зале Лилий Дворца Веккьо, а на площади Синьории флорентийцы установили ее копию. Юдифь великого итальянского скульптора стала символом женственности, побеждающей мужскую агрессию.

Эпоха Нового Времени

В капелле собора Нотр-Дам-де-Пюи французского города Граса установлена статуя Юдифи. Авторы — скульптор Антонио Пингре и архитектор Николо Блассе. Скульптура, ярко раскрашенная в традициях того времени, была выполнена в 1627 году и сразу же украсила собор, построенный в XII веке и перестроенный в начале XVII столетия. Наряду с малоизвестной статуей Юдифи в соборе размещено еще несколько скульптур, три полотна Рубенса, картина Жана Фрагонара и триптих Луи Бреа XVI века.

Есть во Франции и еще одна статуя иудейской воительницы. Вход в гостиницу де Эксковилль в городе Кан (Нормандия) украшает средневековый каменный барельеф «Юдифь с головой Олоферна». Скульптура из местного канского камня вписана в двойную каменную раму, Юдифь изображена в длинной национальной одежде с широкими складками, с палашом в правой руке и головой поверженного врага — в левой. Рядом — скульптуры Аполлона и Голиафа, Европы и Давида.

В старинном чешском городе Оломоуце наряду с другими достопримечательностями можно увидеть статую Юдифи, выполненную для католического храма.

В Художественной галерее ирландской столицы Дублина в экспозиции представлена статуя работы Андреа Монтиньи конца XV века. Молодая женщина изображена после совершения убийства, она укладывает голову врага в мешок.

XIX — начало ХХ века

В XIX столетии в моду снова вошли античные мифологические герои. По Высочайшему указу императора Николая I было перестроено здание Сената в Санкт-Петербурге. Над обновлением здания работали лучшие скульпторы и архитекторы того времени. Центральную арку украсила скульптурная группа «Правосудие и благочестие», вокруг разместились статуи разных персонажей из мифов Древней Греции и Рима, Библии.

Одна из статуй изображает библейскую Юдифь. Известный к тому времени санкт-петербургский скульптор Иван Леппе придал библейской принцессе облик Истины. В 1830-х годах работа в стиле позднего классицизма наряду с другими статуями украсила обновленный фасад Сената.

Итальянский скульптор Артуро Мартини в 1930-х годах вырезал из камня композицию «Юдифь и Олоферн», выполненную в стиле абстракции. Олоферн как снятую маску держит над головой собственную отрезанную голову, рядом, тесно прислонившись к ассирийцу, стоит Юдифь. Работа выставлена в экспозиции Сада скульптур провинциального нидерландского музея Крёллер-Мюллер близ села Оттерло.

ХХ столетие: Каслинское литье и библейская красавица

Завод чугунного литья, знаменитый на весь мир уникальными работами, находится в городе Касли Челябинской области. Начиная с 1747 года, когда тульским купцом Яковым Коробковым был основан чугунолитейный завод, в Касли стало развиваться литейное производство.

Работы каслинских художников и скульпторов: кабинетная бронза, малая скульптура, ограды мостов и парков для Санкт-Петербурга и других городов России, выполнялись талантливо и оригинально, с душой и на высоком уровне мастерства. Специалисты подчеркивали особую пластичность каслинского чугуна, выразительность художественных произведений из него.

Не обошли стороной каслинские художники и библейскую историю о Юдифи и Олоферне. Первая статуэтка была создана в 1893 году, в так называемый золотой век каслинского литья, художником Фридрихом Гольдшейдером и отлита формовщиком Игнатовым. Держа за спиной меч, Юдифь одета в национальное иудейское платье, полностью обнажающее верхнюю половину тела. Молодая женщина статна и спокойна, ее черты лица красивы и одухотворены.

В последующие годы завод в Касли отлил по модели Гольдшейдера сотни статуэток. Начало XX века вызвало к жизни множество произведений искусства, символизирующих борьбу за свободу, и статуя Юдифь стала одним из них. Чугунные фигурки Юдифи формовались на протяжении всего прошлого столетия, в советский период жизни нашего государства, а сегодня считаются антикварной редкостью.

ХХI век

Возвращаются к облику библейских героев и современные скульпторы. Работы художников XXI столетия очень разноплановы, часто сложны для восприятия, но всегда выразительны и оригинальны, отражают взгляд автора на того или иного персонажа.

Пензенский скульптор Герман Феоктистов стал широко известен, в первую очередь, благодаря фигуркам, изображающим русских солдат времен Отечественной войны 1812 года. Бронзовую Юдифь автор создал в 2003 году, и статуэтка сразу же была признана ярким эротическим женским образом. Библейская героиня изображена обнаженной, ее тело красиво и изящно, линии фигуры женственны и плавны. И, хотя она держит за спиной меч, в ней абсолютно отсутствует агрессия.

К ветхозаветной героине обратился еще один скульптор нашего времени Геннадий Красношлыков. Юдифь отлита из бронзы, женщина возлежит на кушетке в форме плахи, предвкушая победу над ненавистным врагом.

Мраморная Юдифь работы скульптора Анатолия Смоленкова выполнена в античном стиле. Обнаженная женщина с пышными волосами держит в опущенных руках меч, между ее ступней лежит голова Олоферна. Убийство уже совершено, и молодая вдова стоит с печально опущенной головой, задумавшись над совершенным действом.

Московский скульптор Иван Коржев обратился к образу иудейской красавицы и создал сразу четыре отлитые в бронзе работы. Каждая Юдифь Коржева индивидуальна и неповторима, несет в себе некую тайну, передаваемую особой пластикой форм.

Первая Юдифь изображена обнаженной в легкой косынке, в правой руке она держит мешок, видимо, с головой Олоферна, левой удерживает лежащий на плече широкий меч. Юдифь-2 — хрупкая обнаженная женщина, попирающая тонкой саблей отсеченную голову ассирийского военачальника.

Третьей Юдифи (произведение называется «Юдифь с головой Олоферна») автор придал черты мужественности, вместо иудейского меча женщина держит в руках турецкий ятаган — символ агрессии. Четвертая Юдифь («Юдифь 21») символизирует превосходство красоты и смелости над жестокостью. Женщина обнажена, а в ее руке — голова убитого врага, по словам самого автора напоминающая голову всемирно известного террориста Бена Ладена.

Какой она была, иудейская красавица Юдифь? Женственной и отважной защитницей своей страны или жестокой и агрессивной жительницей Ветилуи? Коварной соблазнительницей или добродетельной религиозной иудейкой? Первой феминисткой или легендарной убийцей? В любом случае образ Юдифи прочно вошел в историю мировой культуры, ее поступок, реальный или вымышленный, волнует сердца людей на протяжении многих веков, а скульпторы и художники создают все новые и новые шедевры. Поступок Юдифи вдохновляет на подвиги, дарит веру в счастливое будущее без войн и агрессии.


Источники:

  1. Ветхий завет, Кн. Иудифь.
  2. История мирового художественного искусства. М., Наука, 1986.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Отзывы