Отверженный


Скульптура Отверженный

  • Материал: гипс
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 12 см. ширина 8 см. глубина 19 см.

Краткие сведения об изображенном

Отверженный — изгнанник, изгой, пария, отщепенец, сбившийся с пути. Категория, определяемая местом индивида в системе межличностных отношений. Однако для религиозной ментальности понятие «отверженности» нередко связано с избранностью и праведностью личности (Ной, Авраам, Сарра, Исаак, Моисей, Самуил и др.). Не случайно к отверженным относились и юродивые, нередко канонизированные после смерти. Кроме того, сказано: «Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» (2 Царств, 14:14).

Живая эмоциональность лепки приближает эту скульптуру к этюдной пластике. Степень проговоренности формы оказывается вполне достаточной для сложения убедительного образа изгоя, отверженного с учетом всей многозначности понятия. Особенность композиционного решения заключается в соединении разных фаз движения и жестов, соответствующих различным позам — от опрокидывания до заваливающейся и, наконец, вновь приподнимающейся фигуры. Круговой обход дает сумму видов, соответственно и смены эмоциональных состояний персонажа. То это растерянность, то страх, то надежда, то тревога, то смирение… В любом случае остро ощущается неординарность, сила духа и внутреннее напряжение отверженного человека, что не позволяет считать его просто упавшим или, скажем, раненым, больным. Выразительности образу добавляет пластика форм — сложная посадка головы на вытянутой шее, почти обездвиженные ноги, упоры больших рук с едва намеченными кистями. Вообще детали (одеяние, аксессуары) решены весьма сдержанно. Обращенное в пространство лицо также практически не разработано, и в его «стертой» индивидуальности есть ощущение маски, но не скрывающей личность, а возводящей образ к высотам имперсонального звучания.


Отверженный — изгой или праведник

Радость приобщения отверженных
к великой семье трудящихся всего мира
светила всюду на улицах города.
М.Горький

Толковый словарь Дмитрия Николаевича Ушакова дает такое определение термину «отверженный»: угнетенный, бесправный, лишенный жизненных благ. Другие словари добавляют к этому пояснению еще понятие «изгой, презираемый обществом».

К категории отверженных источники относят рабов в античности, холопов Древней Руси, прокаженных и убогих в Средние века. Знаменитый английский борец за справедливость Робин Гуд возглавил в XI веке отряд отверженных, ненужных обществу участников одного из неудачных Крестовых походов. Социалисты в XIX веке заявляли, что отверженными нужно считать низшую прослойку рабочего класса в капиталистическом обществе.

Кто же такие отверженные, какую роль они играли в ходе истории, и как это отразилось на мировой культуре?

Отверженные библейские персонажи

Иов в Библии так описывает отверженных: «Нищетой и голодом истощенные, они убегают в степь сухую и опустевшую; питаются зелеными листьям, ягоды можжевельника — еда их. Из общества изгоняют их, кричат на них, как на преступников, чтобы жили они в оврагах, в ущельях утесов. Прячутся между кустами, жмутся под терном. Люди отверженные, люди без имени, отребье земли!». Кстати, этот термин встречается в Писании единожды именно в высказывании Иова.

Первым персонажем, отверженным людьми и Богом, стал Люцифер, впустивший в свое сердце грех и поднявшийся против Христа. Следующими по хронологии отверженными Библия считает первых на Земле людей Адама и Еву после их грехопадения и изгнания из Рая.

Из Писания известно, что Иисус Христос считался отверженным фарисеями и книжниками и собственными учениками. Распятие Христа — тому доказательство. Общество отвергло своего Спасителя, таких роковых ошибок в мировой истории будет немало.

В библейские времена к отверженным относили мытарей и прокаженных. Позднее отверженными стали называть всех униженных и обиженных, бедных, часто погибших за веру людей. В эпоху Средневековья среди отверженных находились палачи и чужестранцы. На протяжении многих веков относят к отверженным и часть населения Индии.

Отверженные в Индии

Кастовое разделение людей в Индии, строго соблюдаемое на протяжении столетий, сохраняет эту традицию и сегодня. Четыре касты появились в стране более двух тысяч лет назад, одновременно со становлением государства:

— брахманы (жрецы и священники);

— кшатрии (воины);

— вайшии (купцы);

— шудры (рабочие и крестьяне).

Неприкасаемые (отверженные) не входили ни в одну из каст, занимая самую низшую позицию. Такие важные для общины занятия, как выделка кож, забой животных, ловля рыбы, отнесены в Индии к оскверняющим, и те, кто этим занимается, считаются неприкасаемыми. Во многих отношениях «отверженные» находились за пределами общества, их называли «низкими», «презираемыми» кастами.

Известный политический и общественный деятель Азии Мохатма Ганди в XX веке предложил эвфемизм «хариджаны» («божьи дети»), который быстро распространился в индийском обществе. Бывшим неприкасаемым, сменившим название на хариджанов, запрещалось посещать дома представителей остальных четырех каст и брать воду из их общественных колодцев.

Большинство индуистских храмов до недавнего времени были закрыты для неприкасаемых, существовал даже запрет подходить к людям из более высоких каст ближе установленного числа шагов. Считается, будто хариджаны, или, как их еще называют, парии, продолжают осквернять членов «чистых» каст, даже если они давно оставили свое кастовое занятие и занимаются ритуально нейтральной деятельностью, например земледелием или скотоводством.

В Индии XXI века, как это ни удивительно, сохраняются кастовые предрассудки, конечно, уже не в полном объеме, как это было ранее. И это даже несмотря на то, что создатель современной индийской Конституции Амбедкар — выходец из касты неприкасаемых, и его авторитет довольно высок не только в Индии, но во всем мире. По данным на 2019 год, хариджаны составляли в Индии 15% от всего населения страны.

Отверженные в Индии — это веками сложившаяся система, а кого называл отверженными французский писатель Виктор Гюго?

«Отверженные» Виктора Гюго

Замечательный французский писатель Виктор Гюго создал немало талантливых увлекательных произведений, но «Отверженные» считаются вершиной его деятельности и названы Львом Толстым «одним из лучших романов XIX века».

В центре романа-эпопеи — нищие из самой презираемой обществом прослойки, а главный герой — бывший каторжник Жан Вальжан. Виктор Гюго строит сюжетные коллизии на противопоставлении характеров отверженного обществом Жана Вальжана и злого и жестокого представителя французской полиции инспектора Жавея.

Любовные и криминальные интриги романа происходят на реальном историческом фоне, во Франции первой половины XIX столетия. Революционный характер произведения подчеркнут резкой критикой отношения правительства к тяжелому положению большинства простого населения Франции. Но главное в романе — яркие самобытные и уж совершенно точно не банальные характеры персонажей. Виктор Гюго старался показать, что милосердие и забота способны творить чудеса, а стойкость духа и благородство свойственны в первую очередь не тем, кто добился карьерных высот, а тем, на чью долю выпали страшные жизненные испытания.

«Выставка мятежников»

Говоря об отверженных, нельзя не упомянуть об одном поучительном эпизоде в истории живописи. В 1863 году в Париже открылась необычная выставка, на которой посетители могли познакомиться с произведениями искусства, отвергнутыми официальным жюри Парижской галереи. Выставка так и называлась: «Салон отвергнутых». Картины и скульптуры, представленные на выставке, размещались в алфавитном порядке, что никогда не практиковалось для художественных галерей ранее. Среди непризнанных шедевров оказались полотна Писарро, Сезана и Гийомена, а также других молодых живописцев Франции.

Надо сказать, что французы с восторгом приняли идею о необычной выставке, расценивая ее как противостояние мнению столпов искусства. Только в первый день на картины пришло посмотреть более четырех тысяч человек. Журналисты посвятили «Салону отверженных» больше статей, чем официальной выставке, правда, в основном это были разгромные заметки.

Наибольший интерес вызвало полотно Эдуарда Моне «Завтрак на траве», непринятое жюри Парижского салона. Именно с этого момента началось победоносное шествие импрессионистов XIX века. Отверженные художники произвели переворот в мировой культуре.

«Отверженные» в иллюстрациях к роману Виктора Гюго

Над портретами героев романа Виктора Гюго потрудилось немало иллюстраторов. Проведя даже поверхностное исследование, можно выделить общие черты в изображении главных героев:

— в образе Жана Вальжана каждый художник считал необходимым подчеркнуть внутреннюю стойкость героя, готовность помогать нуждающимся в заботе людям;

— в образе Козетты графики делают акцент на смирении девочки перед жестокой судьбой, на ее огромной выносливости, внутренней красоте и кротости;

— в Гавроше живописцы замечают готовность принести себя в жертву ради Франции и своих соотечественников, лидерские качества, дерзость.

Мастера, создавшие портреты Жана Вальжана в иллюстрациях к роману:

— российский художник Петр Пинкисевич;

— мексиканский живописец Габриэль Пачеко;

— француз Густав Брион.

Портреты трогательной и нежной Козетты создали:

— россияне Анатолий Иткин, Савва Бродский и Наталия Салиенко;

— француз Эмиль Байар.

К образу Гавроша обратились:

— Эмиль Байар, первый иллюстратор «Отверженных»;

— Густав Брион;

— наша современница российская художница Елизавета Ведина.

Иллюстрации, переносящие зрителя на два столетия назад, дают яркие и полновесные портреты отверженных властью людей. Бывший каторжник, нежная девушка, отважный мальчик сильны духом, наполнены внутренней свободой, которая выше всех признаний и приоритетов современного героям общества.

«Отверженные» Поля Гогена

Великий представитель постимпрессионизма Поль Гоген в 1888 году создал автопортрет под названием «Отверженные» и посвятил его Винсенту Ван Гогу. Почему «Отверженные»? Поль Гоген часто сравнивал себя с главным героем романа Гюго Жаном Вальжаном, человеком, на чью долю выпало немало трудностей. Портрет размещен на полотне несколько необычно — он смещен влево, а не расположен по центру, и лицо освещено по-разному: слева сильнее, чем справа. Таким образом, Поль Гоген подчеркнул двойственность своей натуры, о которой любил поговорить с друзьями.

Автопортрет, подаренный Винсенту Ван Гогу, имел и другую цель — он должен был стать первой картиной, размещенной в Артеле художников, которую Ван Гог мечтал создать в Орли. Название «Отверженные» — намек на знаменитый «Салон отверженных», ставший трамплином для деятельности импрессионистов.

Отверженные в кинематографии

В 1913 году французский режиссер Альбер Капеллани снял немой фильм длительностью четыре часа. Зрители впервые увидели картину, снятую по роману Гюго «Отверженные». Популярность фильму придали увлекательные и сложные коллизии, происходившие с персонажами. История о любви и преданности, о противопоставлении доброты и власти не могла оставить равнодушными тысячи посмотревших картину людей.

Американское кино не осталось в стороне: получившую четыре номинации на Оскара картину «Отверженные» зрители смогли посмотреть в 1935 году.

В 1948 году к роману обратился итальянский режиссер Риккардо Фрида, в 1958 году — француз Жан-Поль ле Шануа. Обе картины пользовались огромным успехом во многих странах мира.

Зато британские кинематографисты, сделавшие акцент не на социальных конфликтах, а на любовной истории, получили за свой фильм «Отверженные», снятый в 1970-х годах, исключительно критические замечания. Зрители картину не приняли.

Московский фестиваль в начале 1980-х годов отметил другую работу по сюжету романа Гюго — фильм «Отверженные» французского режиссера Робера Оссейна. Острый психологизм и подчеркнутый драматизм, а также мужественное обаяние исполнителя главной роли Лино Вентуры завоевали безоговорочные симпатии советских зрителей.

В 1995 году в фильме режиссера Клода Лелуша роль главного героя Жавера сыграл Жан-Поль Бельмондо. В 2000 году французы сняли небольшой сериал по мотивам «Отверженных», в котором роль Жана Вальжана досталась Жерару Депардье.

Ставший сразу знаменитым мюзикл «Отверженный» был поставлен в 1980 году Клодом-Мишелем Шонбергом и Аленом Бублилем. В 2015 году во Франции деятели мирового кинематографа торжественно отметили 25-ю годовщину его выхода на экраны.

Экранизация прославленного бродвейского мюзикла по роману Виктора Гюго состоялась в 2013 году. Голливудский режиссер Том Хупер собрал для съемок музыкального фильма блестящий звездный состав. Главную мужскую роль исполнил голливудский актер — брутальный Хью Джекман, женскую — очаровательная Эн Хатауэй. Актеры признавались, что у них не было до этого ролей, столь насыщенных сложными эмоциями и переживаниями.

Совсем в ином жанре снята картина «Отверженные» режиссера Ладжа Ли, это драма и одновременно триллер. В 2019 году фильм был показан на Каннском фестивале и вызвал исключительно высокие оценки критиков и зрителей. По задумке создателей картины действие происходит в современном Париже, но в том же районе, что и в романе Гюго. И, что особенно интересно, криминальная обстановка там почти такая же опасная, как и два столетия назад. Авторы фильма проводят яркие аналогии между Парижем XIX века и XXI.

Мораль непревзойденной, ставшей классической, истории об отверженных — невероятная сила человеческого духа, дающая способность подняться из глубин отчаяния и нищеты только от одной встречи с истинным милосердием. Отверженность — это не только изолированность от общества по каким-то причинам, это еще внутреннее противостояние несправедливым законам и догмам.


Источники:

  1. Качкаева А. Интерпретация иллюстраций к роману «Отверженные» Виктора Гюго. М., 2018.
  2. Пасхарьян Н.Т. Виктор Гюго. Неизвестный известный. М., 2004.
  3. Поло де Болье Мари-Анн. Средневековая Франция. Отверженные. 2019.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы