Стражи, Геральдические финуры — строго говоря, изображения животных в роли стражей являются негеральдическими фигурами, точнее щитодержателями, поскольку размещаются вне гербового поля. Существует несколько различных иконографий щитодержателей, различаемых поворотами голов и туловищ, позами.
Скульптурные изваяния собак, сидящих в напряженной позе с головой, повернутой в противоположном основной оси направлении, полностью соответствуют семантике геральдического изображения. Это животное типологии «сежан» (sejant), то есть «сидящий», с элементами «регардан» (regardant) — смотрящий назад. Классическая скульптура чаще обращается к образу льва в роли охранителя (стража). Изваяния собак в этом значении встречаются реже, но и подобные примеры можно найти в классических дворцах и усадьбах, в том числе русских, скажем, в убранстве парадной лестницы Архангельского. Классическая трактовка несколько отличается от средневековой, в том числе национальной русской традиции, в которой апотропеи не только предоставляют пластическую формулу защиты и покровительства, но и символизируют славословие. Изображению собак-стражей такого рода апотропеическая программа не присуща. Они классичны по проработке объемов и форм, моделировке поверхности. Однако сама по себе оглядка на геральдику в данном случае сообщает образу дух средневековья как собирательного исторического прошлого. Такое соединение различных интенций показательно желанием примирить мозаичный культурный опыт человечества, привести его к собирательному целому. Безусловное соединение качеств монументальности и декоративности в русле классической традиции обогащает и усложняют форму, так что видовая природа этих анималистических изваяний неоднозначна. Они окажутся на своем месте и в пространстве интерьера, и в преддверии главного входа, у лестницы, и в тиши аллей садово-паркового ансамбля.
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые
А.С.Пушкин
Длительная история человечества сопровождается произведениями искусства, отражающими духовную жизнь на Земле. Человек эпохи палеолита украшал свое существование наскальными рисунками, небольшими статуэтками, изображающими людей и животных. Через десятки тысяч лет, в эпоху Средневековья, скульпторы продолжали ваять объемные фигуры животных, выполняющие охранную функцию.
Самыми распространенными скульптурами стражей стали цари мира зверей — львы и верные спутники человека собаки, обладающие ценными для людей качествами: преданностью и храбростью, благородством и жизненной силой, природной мощью и интуицией.
Невозможно сосчитать все статуи, посвященные охранникам из животного мира, но можно отправиться в виртуальное путешествие по миру, чтобы познакомиться с самыми интересными и яркими образами.
С древнейших времен, с эпохи палеолита, человек нуждался в помощниках на охоте и во время дальних переходов, и одними из первых такими помощниками стали, конечно, собаки. Легенды рассказывают о собаках-стражах, сопровождающих человека уже тысячи лет.
Среди белорусских преданий есть миф о том, как два верных пса, Ставр и Гавр, повсюду сопровождали первого человека, князя по имени Буй. После его смерти собаки стали охранять вход в загробный мир, где поселилась душа их любимого хозяина.
У викингов бога Одина тоже охраняли два пса, Фреки и Греки, и снова их имена тесно связаны с потусторонним миром.
В древнегреческих мифах собаками-стражниками названы двухголовый Ортр и трехголовый Цербер, «демон преисподней». В античные времена люди верили, что загробный мир охраняет дракон Дельфина, ужасный змей Пифон и чудовище Кампа.
Свирепый пес и опасная змея охраняют мост между миром живых и мертвых в китайских, корякских и марийских преданиях, а вот «подругой» североамериканского пса-охранника является грозная хищная птица.
Скульптуры львов были популярны у этрусков и в Древнем Вавилоне, у ассирийцев и индийцев, римлян и египтян. Лев как животное гордое и свободолюбивое, мощное и благородное, всегда наделялся положительной энергией. Китайских львов несколько необычного вида, принятых в буддизме, искусствоведы величают «Собакой Фу». Лев, играющий с шарами, символизировал гордость и силу солнечного света. Священные животные, по легенде, верой и правдой служили Будде, а в наши дни охраняют входы в храмы и общественные здания.
В реальной жизни бесстрашные и преданные хозяевам псы свято охраняли дома от врагов, чем заслужили признание человечества. Выразилось это признание в многочисленных скульптурах-стражниках, персонажами которых являются не только собаки, но также львы и хищные птицы.
В Древней Греции, а затем и в Риме, скульптурное искусство достигло высокого уровня развития. Конечно, чаще изображались царские особы, императоры и знатные граждане, но оставалось место и для скульптур животных. Статуи львов, часто устанавливаемые у входа в город или храм, и днем и ночью несли караульную службу. Собаки тоже удостаивались чести быть вырезанными из камня и отлитыми в бронзе лучшими скульпторами античности.
V-м веком до новой эры датируется находка бронзовой скульптуры, получившей название Химера из Ареццо. Туловище льва со змеиным хвостом — таким этруски видели мифическое животное, присутствующее на многих предметах искусства. Скульптор наделил химеру несомненными бойцовскими качествами: тело гибкое и мускулистое, хвост-змея готов к нападению или защите, морда зверя повернута к зрителю. Этруски считали, что львы и грифоны, химеры и сфинксы защищают человека и при жизни, и после смерти.
О самом древнем памятнике, поставленном собакам, мы знаем только из письменных источников, — сама скульптура не сохранилась. В IV веке до новой эры 50 сторожевых псов охраняли крепость Коринф и своими телами заслонили от врагов защитников крепости. Сорок девять собак погибли, а пес Сотер сумел добежать до крепости, разбудил солдат и тем спас цитадель от захвата. Сенат повелел соорудить памятник отважным животным.
В Зале животных музея Ватикана представлены самые разные мраморные представители окружающего мира: отважные псы и дикие волки, хищные птицы и стремительные олени, грозные львы и грациозные лани. Всего в Зале выставлено 150 статуй животных, выполненных из белого и цветного мрамора античными и средневековыми мастерами, правда, большая часть скульптур — копии XVIII века. Вход в Зал животных «охраняют» две собаки, сидящие на задних лапах и скалящие зубы.
Там же в Италии, в Саду чудовищ, есть каменная скульптура боевого слона-стража, который поддерживает своего хозяина, раненого римского воина. Еще один слон поселился во дворике московского Музея Востока. И хотя изначально скульптура изображала боевого слона, теперь он больше похож на экзотического охранника, несущего караульную службу в музее.
На территории Испании, на Иберийском полуострове, пять лет назад археологи обнаружили великолепную статую льва-стража местного поселения. Традиционно в Иберии лев считается символом мужества, силы и свободы.
Мост в сознании человека соединяет не только два берега реки или две стороны ущелья, но и переход из одного состояния в другое. По этой причине мосты с древности украшались скульптурами животных-стражей.
Частым декором мостов являются фантастические грифоны, соединяющие в себе двух животных — кошачьего хищника и птицу. Грозный грифон служит охранником берлинского моста Мольтке уже не одну сотню лет.
В Санкт-Петербурге, богатом на скульптуры-стражи, грифонами с золотыми крыльями охраняется Банковский мост, расположенный рядом с Ассигнационным банком. И, разумеется, нельзя не упомянуть о Львином мосте на канале Грибоедова, где четыре хищника размером по два метра несут охранную службу.
Мифологические Крылатые Змеи также верно охраняют каменные мосты в городах, на Драконьем мосту в Люблянах (Словения) их целых четыре. В IV веке новой эры, когда Любляны (тогда — Эмона) входили в Римскую империю, символом города стал грифон, позднее трансформированный в Дракона.
В Будапеште подвешенный на цепях мост постройки середины XIX века украшают стражники-львы, но больше всего львов на Мосту Марко Поло в Пекине: там по обе стороны мраморного моста расположились 485 скульптур больших львов и совсем маленьких львят. Въезд на один из древнейших мостов на планете охраняют боевые каменные слоны.
В Средневековье львы, дремлющие с открытыми глазами, являлись символом неусыпных стражей. Особенно популярны статуи львов стали в эпоху романского стиля. Умиротворенные крупные кошки устанавливались у порталов итальянских и французских храмов. Ярким примером таких львов является пара животных у входа в кафедральный храм Модены, сооруженный в XII веке.
Через пару веков, в эпоху Возрождения, скульптурам льва стали придавать больше охранной силы. Теперь животные изображались грозными, способными защитить от любого зла. В XVI веке были созданы два льва-охранника собора Пьяченцы, лежащие на мраморных постаментах, повернувшие головы друг к другу.
Из Италии отправляемся в Санкт-Петербург, где, как известно из популярного кинофильма «Невероятные приключения итальянцев в России», львов просто не счесть. Одна приехавшая из Шанхая прекрасная пара из камня украшает «Сад Дружбы», еще четыре большие крылатые бронзовые кошки восседают напротив Академии художеств.
Красный песчаниковый Лев, покоряющий своей гордостью и готовностью броситься на защиту крепости, сидит в Бельфоре и символизирует победу французов в войне над пруссами в 1871 году. На набережной в Ницце верные стражи-львы сидят на основании статуи Гарибальди.
Четыре смелых благородных льва уже полтора столетия неусыпно сторожат колонну Нельсона в Лондоне, на Трафальгарской площади. Скульптуры черного цвета созданы английским зодчим Эдвином Ландсиром в 1867 году и водружены на бронзовые постаменты.
Целых восемь железных львов охраняют мемориал Колумба в Барселоне, в Старом порту. Фигуры гордых животных размещены по обе стороны от четырех лестниц, ведущих от основания памятника к пьедесталу. Статуи геральдических львов выполнены скульптором Жузепом Карраско и очень популярны среди туристов.
В Катманду, столице Непала, вполне симпатичный лев охраняет вход в храм мертвых Пашупатинатх (Пашупати, аналог Шивы в индуистском предании, считается царем зверей и всех живых существ).
Памятников собакам огромное количество, но большинство посвящено не псам-охранникам, а верным и преданным созданиям, вызывающим у человека наиболее теплые чувства. Десятки скульптур созданы в память о служебных собаках-пограничниках и полицейских, и только небольшая часть памятников выражает благодарность человечества за несение псами сторожевой службы.
На полярном острове Виза стоит памятник храброму псу, защитившему своего хозяина-метеоролога от внезапного нападения белого медведя.
Совсем в другом конце нашей планеты, в Германии, в 2007 году силами местного собачьего клуба был сооружен бронзовый памятник Черному Ротвейлеру, породе собак, известных своими прекрасными сторожевыми качествами.
В Екатеринбурге симпатичный и строгий бронзовый английский бульдог охраняет вещи хозяйки. Современная городская скульптура создана скульптором Виталием Воронковым в российских традициях каслинского литья.
Животный мир нашей планеты невероятно богат, и кроме гордых львов и верных псов, есть немало зверей и птиц, выполняющих также охранные функции в разных жизненных ситуациях и на разных витках истории.
Например, бурый медведь, без которого иностранцы не представляют Россию, традиционно считается защитником Ярославля и даже изображен на гербе города. С некоторых пор бронзовый мишка весом 700 кг с секирой и яблоком в лапах поселился на одной из улиц старинного русского города и по праву считается его украшением.
В Тель-Авиве, где памятников животным можно сосчитать по пальцам одной руки, есть постамент гусям-защитникам Рима. Почему такая скульптурная композиция украсила столицу Израиля? По словам авторов, прослеживается логическая цепочка: гуси-стражники спасли Рим от варваров, сильная Римская империя разрушила Иерусалим, рассевшиеся по миру евреи затем собрались и построили город Тель-Авив.
Гранитный волк из Ижевского зоопарка тоже несет охранные функции, правда, он сторожит не только вход в царство зверей, а, по местному преданию, еще и семейные устои, поэтому около статуи волка фотографируются новобрачные.
Остров Косумель, принадлежащий Мексике, хотя и переводится с местного диалекта как «Остров ласточек», постоянно охраняется двумя отважными «золотыми» орлами, смело раскинувшими крылья на берегу Карибского моря в ожидании опасности.
А вот название острова Лангкави в Малайзии означает именно «Площадь орла». Огромная статуя красного орла, встречающая прибывших по морю путешественников, является символом острова и его гордостью. Старинная легенда рассказывает о том, как в давние времена стая орлов спасла остров от нашествия воинов Сиамской империи и сохранила ему свободу.
На курортах Кавказских Минеральных Вод насчитывается более двадцати скульптур орлам. Сооружение статуй из камня красивым и поистине царским птицам началось сто лет назад, в начале XIX века, а в 1995 году орел стал официальным символом — защитником Минеральных Вод.
Священная птица-охранница независимости африканского государства Зимбабве (до 1980 года Южной Родезии) помещена на герб, флаг и монеты этой страны. Интересна история появления птицы, называемой речным орлом — Хунгве. В 1871 году была случайно обнаружена статуэтка из мягкого мыльного камня зеленого цвета, в последующие годы — еще семь подобных фигурок. Находки были сделаны при исследовании Большого Зимбабве, столицы древней империи и крупнейшего каменного сооружения Южной Африки. Ученые полагают, что жившие на землях будущего государства Зимбабве племена поклонялись Хунгве как божеству, почитая ее своим тотемом. В середине XX века священную птицу объявили символом и защитницей государства.
Традиция изображать животных в искусстве, зародившаяся в далеком прошлом, жива и сегодня. Скульпторы продолжают воплощать в камне и бронзе фигуры зверей и птиц, объединяющих в себе силу и благородство. Часто это священные для человека животные-символы, животные-тотемы. Молчаливые стражи несут свою службу, украшая города и привнося в жизнь современного человека немного сказки и фантазии.