Двоевластие

Рельеф Рельеф Рельеф Рельеф
Рельеф
Рельеф
Рельеф
Рельеф

Рельеф «Двоевластие»

  • Материал: литьевой камень
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 4900 см. ширина 1270 см.

Краткие сведения об изображенном

Современная скульптура, рельефная композиция «Двоевластие» являлась центром инсталляции «OMEN-2012». Создавалась она как самостоятельное произведение, несущее в себе несогласие автора со сложившимся мироустройством. Вечная борьба за власть, деньги, терроризм, женщин и многое другое, по мнению автора, не развивает человечество, а постоянно отбрасывает его назад с позиций созидания и воплощения красоты. Монументальная скульптура размером 6 на 1,5 метра привлекает к себе внимание той сгустившейся энергией, которая направлена не на созидание, а на разрушение. Скульптор принуждает каждого из нас заглянуть внутрь себя и увидеть то, ради чего мы готовы разрушать мир вокруг нас своими действиями, мыслями, поступками. Авторская скульптура Ивана Коржева показывает нам те переживания художника, которые вызывает у него окружающая действительность.


Двоевластие как противостояние двух сил

Когда в товарищах согласья нет,
на лад их дело не пойдет.
Иван Крылов

Под термином «двоевластие», как правило, подразумевается историческая обстановка, сложившаяся в России в период Февральской революции 1917 года. Раздираемая на части страна, и так сильно страдавшая от потерь на фронтах Империалистической (Первой мировой) войны, оказалась еще и между двух огней, точнее, двух политических оппонентов. А ведь понятие «двоевластие» гораздо глубже и шире, оно означает наличие двух сильных группировок власти в одном государстве в одно время.

Если взглянуть на исторический ход событий с самых ранних периодов, можно увидеть, что наличие двух равноправных правителей часто становилось отличительной чертой политического режима. Что же есть двоевластие — сосуществование двух форм правления или проявление раскола общества и власти, часто приводящее к гражданским войнам и смутам, к кровопролитиям и раздорам?

Двоевластие: светская власть и духовная

Уже в период первобытного общества наблюдается некая двойственность власти, когда жрецы любыми способами завоевывали авторитет соплеменников, чтобы быть на равных с вождем. Из истории известно, что подобные ситуации приводили к развалу племени, к ослаблению его военной мощи.

Через столетия, в эпоху Средневековья, в католических европейских странах короли правили государством под давлением папских ставленников — кардиналов. Италия, Испания, Франция разрывались между двух ветвей правления — светской и духовной. Следствием стали события страшной Инквизиции, мучения и гибель тысяч людей.

Другой пример разделения власти на светскую и религиозную мы находим в средневековых европейских степях, где племенами хазара управляли одновременно духовные ханы и военные чины.

В настоящее время в Тибете традиционно существует дуализм власти: светский правитель сосуществует с духовным. Обе ветви обладают полнотой власти, хотя и представляют различные официальные учреждения. Ввел дуализм в Тибете Пятый Далай-лама, мечтающий прекратить длительные гражданские войны и заметно преуспев в этом благодаря введению двух высших управляющих должностей.

Двоевластие в Древней Греции

Одна из известных в истории ситуаций двоевластия возникла в Древней Греции при мудром правителе Солоне, известном своими передовыми реформами. При Солоне, в VI веке до новой эры, в Афинах одновременно существовало два Совета — старинный Ареопаг и новый Совет Четырехсот. Сложилась уникальная ситуация — в одном древнегреческом полисе у власти стояло два разных органа, один чисто аристократический, другой с чертами демократии. Историки так оценивают парадокс, получивший название «аристократическая демократия»: греческая знать уже не могла самостоятельно управлять полисом, а народ еще не мог.

В Древней Спарте также существовало двоевластие, причем наследственное и на протяжении 700 лет. Греческим городом-государством правили два царя, имеющие право наложить вето на решения друг друга. Это не помешало Спарте завоевать авторитет и среди греческих полисов, и на международной арене.

Двоевластие в Древнем Риме

Античный Рим знал несколько форм правлений — царское единодержавие, республику, империю. Есть подлинные источники, описывающие правление двух властителей в Риме в одно и то же время в каждую историческую эпоху.

В царский период это всем известный Ромул, основатель государства, и правитель сабинян Тит Таций. Цари являлись соправителями после объединения римлян и сабинян очень короткое время, подобное двоевластие себя не оправдало. Если верить документам, Тит был убит по тайному указу Ромула.

Был яркий пример двоевластия или, как его называют историки «диархии», и в истории республиканского Рима. Началось это во времена правления Августа, когда император разделил функции управления государством между центральной властью и Сенатом. Принципат, так именовалась форма власти в Риме, просуществовал с середины I века до новой эры до середины III века и характеризовался четко оговоренными правами «первого среди равных», т. е. принципата-императора, и обязанностями, возложенными на Сенат.

Во II веке новой эры новая форма власти — диархия — проявилась особенно объемно. У руля государства одновременно встали два императора, Марк Аврелий и Луций Вер, каждый из которых исполнял свои функции. Через столетие император Диоклетиан создал тетрархию, власть четырех. Разумеется, все эти шаги были предприняты для спасения сильной власти некогда непобедимого, а ныне ослабленного Рима.

Другой, более поздний пример двоевластия в Римском государстве, — события 395 года, когда формально произошло разделение страны на две державы — западную и восточную. В каждой из частей правил свой император, один из сыновей Феодосия: на востоке —

Гонорий, на западе — Аркадий. Постепенно Константинополь (столица восточного региона) и собственно Рим отдалились друг от друга, и двоевластие переросло в полное разделение государств на Священную Римскую империю и Восточную Римскую империю. Былое могущество Рима осталось позади.

Двоевластие в средневековой Японии

1192 год знаменовался для Японии наступлением длительной эпохи двоевластия, существовавшей до второй половины XIX века. Императорскую власть оспорили и разделили представители военной аристократии во главе с представителем рода Минамото, получившим титул «великого полководца, усмирителя варваров».

С этого момента японской истории императоры потеряли полноту наследной власти и занимались в основном участием в торжественных церемониях, а реальную политику проводили в жизнь военные правители. Особенно жесткий политический тандем сложился в Японии в XVII веке, в эпоху сёгуната: император сохранил в своих руках исключительно духовную власть, а сёгун — политическую и военную.

Такое положение определило характер отношений Японии с другими странами — агрессия, смешанная с длительной изоляцией страны.

Исторические примеры двоевластия в России

Примером своеобразного двоевластия считается Боярская республика в Новгороде (XII-XV века), в которой сочеталось народное вече и «совет господ», состоящий из княжеского посадника, тысяцкого и архиепископа. Особенности общественного строя Новгородской республики состояли в том, что главной экономической ценностью была не земля, а капитал — Новгород исконно являлся богатым купеческим городом. Эти особенности вызвали к жизни непривычную для средневековой Руси форму правления, по сути, мирное двоевластие.

Еще одним примером двоевластия является опричнина, учиненная Иваном Грозным. Главной целью политики русского царя стала борьба с боярами, претендовавшими на власть в стране. Историк Сергей Соловьев так определил это событие: «Странная форма двоевластия была принята вследствие стрелецкого насилия». С другой стороны, борясь с боярской оппозицией, Иван Грозный значительно укрепил централизованное управление в России, чем повысил ее международный авторитет.

Смутное время принесло с собой двоевластие противостоящих друг другу группировок. В 1608 году Россией номинально управлял царь Василий Шуйский, не справлявшийся со своими обязанностями. Одновременно с ним правителем измученной бунтами и войнами страны считал себя Лжедмитрий II, самозванец под кличкой Тушинский вор. У каждого правителя имелись придворные (у самозванца — из рядов польских аристократов), собственный патриарх и далеко идущие цели. Участи обоих «двоевластцев» трагичны, они погибли, а к власти пришла «Семибоярщина». И только в 1612 году Россия обрела законного правителя — первого представителя династии Романовых. Смутное время, а вместе с ним и двоевластие, осталось позади.

Часто двоевластие наступало в сложные периоды крестьянских войн и восстаний. Так, во время восстания под предводительством Степана Разина, «наступило в городе явное двоевластие. Жители Арзамаса не знали, кому из воевод угождать». Аналогичная обстановка складывалась и в годы Крестьянской войны Емельяна Пугачева.

Всем известен момент двоевластия в России после смерти царя Федора Алексеевича Романова в 1682 году. Условно страной правили одновременно два царевича — Петр I и Иван V, для них даже был сделан специальный трон. Разумеется, это двоевластие закончилось волнениями и крахом, в результате которого к власти пришла сначала Софья, а потом и Петр I Великий.

Двоевластие в годы революций

Революция — это почти всегда двоевластие, когда старые силы пытаются сохранить власть, а новые — забрать ее себе. Известно, что все мировые революции приводили к огромным кровопролитиям, бунтам и Гражданским войнам.

В период Английской революции 1640 года двоевластие сложилось между правлением короля и вновь созванным Парламентом. Ситуация привела к гражданской войне, когда на севере выступил бежавший из Лондона король Карл I и примкнувшие к нему священники и феодальная знать, а на юге — Парламент под руководством Оливера Кромвеля и лондонская полиция из ремесленников и крестьян. В 1646 году революция победила, отныне формой власти в Англии стала конституционная монархия.

Дело буржуазной революции продолжала так называемая «Славная революция» в Англии, в результате которой от былого двоевластия не осталось и следа, власть завоевала коалиция из горожан, крестьян, представителей аристократии. «Славная революция» привела к промышленному перевороту и расцвету страны.

14 июля 1789 года, в самом начале Великой Французской революции, состоялся легендарный штурм Бастилии. Историки считают сложившуюся в стране ситуацию политическим двоевластием — аристократы еще удерживают монархию, но серьезная движущая сила революции, народ, уже считала себя новым правителем Франции.

Двоевластие в XXI столетии

В настоящее время разделение властей между двумя полноправными правителями существует в нескольких небольших государствах:

— в княжестве Андорра власть поделена между президентом Франции и каталонским епископом на основе понятия «со-принцы»);

— в европейском Сан-Марино высшим парламентом страны избираются на полгода одновременно два регента, стоящих во главе государства и правительства;

— в Свазиленде, или Эсватини (Южная Африка), так королевство называется с 2018 года, страной единолично управляет король, но его королева-мать непременно обязана

присутствовать на всех церемониях и формально считается соправительницей;

— на территории Северной Ирландии с 1998 года правят два избранных лидера из противоборствующих партий.

Термин «двоевластие» в жизненных ситуациях

В политике примеры двоевластия на местах очень часты, особенно в моменты нестабильности государства, что и было рассмотрено на примере революций и гражданских войн.

Термин «двоевластие» часто применяется и в обычной жизни для пояснения сложившейся неоднозначной ситуации. В сфере культуры это может выражаться, например, в приходе к руководству театра двух сильных лидеров — директора и художественного руководителя. Как правило, ни к чему положительному наличие двух противоборствующих сторон не приводит. Имеются случаи раскола труппы театра на 2 «лагеря».

Психологи утверждают, что семья не может существовать с двумя лидерами во главе. Семейное «двоевластие» в 90% случаев обрекает брак на распад.

О двоевластии в литературе

Александр Радищев более всего известен произведением «Путешествие из Петербурга в Москву», за которое императрица Екатерина приговорила его к смертной казни. Одной из причин этого стали строки Радищева о некоем двоевластии, существующем в России. В Петербурге правит императорский род, а в Москве у власти старые боярские фамилии. Строгой императрице не пришлись по вкусу такие взгляды писателя, утверждающего, что она приблизила к себе выскочек из низших социальных слоев, а представители древних родов поставлены в невыгодное положение.

Российский писатель Андрей Зарин в 1990-х годах посвятил роман «Двоевластие» годам правления первого Романова — Михаила Федоровича. Автор на основе анализа исторических событий определяет первую половину XVII века как двоевластие в России. Страной правит одновременно законно венчанный на царство Михаил Романов и его отец, священник Филарет, принимающий решения за сына и во многом противоречащий ему.

Под названием «Двоевластие» в 2015 году вышел в свет сборник стихов советской и российской поэтессы Натальи Грудининой, ветерана Великой Отечественной войны. Лирические стихи, посвященные войне и любви, гибели близких и послевоенному созидательному труду, составили этот сборник. Как две стороны власти в духовной жизни выступают, по мнению поэтессы, Свобода и Совесть.

Двоевластие в искусстве: геральдика, скульптура, живопись

Герб Священной Римской империи — двуглавый орел, смотрящий одновременно на восток и запад. Орел Римской империи X-XIX веков олицетворял противопоставление двух властей государства — императора и религиозного суда Синедриона. Изображение орла с двумя головами, изначально появившееся в Византии, было известно на Руси с XV века как символ княжения Ивана III. В первой четверти XVIII столетия герб с изображением двуглавого орла был взят Петром I за основу официального герба России.

Своеобразным памятником двоевластию посвящен памятник Великому князю Юрию Всеволодовичу и его духовному наставнику епископу Симону Суздальскому. Памятник состоит из двух фигур исторических деятелей, стоящих рядом, но священник — на шаг позади князя. Скульптура основателей города, выполненная к 500-летию нижегородского кремля, установлена в Нижнем Новгороде в 2008 году как прекрасный пример мирного двоевластия, подчеркивающий единство духовного.

К примерам двоевластия в искусстве можно отнести многие картины, посвященные революционным событиям. Так, на полотне французского живописца Жана-Батиста Лаплеманда «Арест коменданта Бастилии» мы видим момент, когда восставший народ практически берет власть в свои руки.

Написанная в 1933 году картина советского художника Михаила Соколова «Арест Временного правительства» посвящена моменту прекращения ситуации двоевластия в 1917 году. Живописец изобразил две власти, противостоящие друг другу — представителей революционных Советов и министров Временного правительства. Зрителю понятно: перед ним разыгрывается очередная трагедия, одна из многих, к которой привела революция.

Современный художник Сергей Барсуков на картине «Двоевластие» так воплотил сущность этого явления: над фасадами московских домов выделяются два противопоставленных символа светской и духовной властей, российский флаг и православный крест.

Что же есть двоевластие в истории? Рассмотрев исторические примеры двоевластия, можно прийти к выводу, что оно принимало самые разные формы правления, начиная с первобытной демократии и заканчивая конфликтами государственного масштаба в эпоху Новейшего времени.

Нельзя не заметить, что многие мировые войны и распри возникали тогда, когда сущность этого не совсем традиционного политического явления состояла не в разделении власти, а в конфликте между двумя группировками, стремящимися к власти. Двоевластие чаще всего концентрирует в себе энергию разделения, разрушения мирного течения жизни и не способствует прогрессу.

Если представить себе весь ход мировой истории в виде колоссальных ступеней, то политическое двоевластие видится как некая сила зла, отбрасывающая человечество назад в его поступательном движении. Но, несмотря ни на что, в вечной борьбе добра и зла побеждает прогресс и здравый смысл, иначе развитие цивилизации было бы невозможно.


Источники:

  1. Злобин С.П. Степан Разин. М., 1984.
  2. Соловьев С.М. Петровские чтения. 1871.
  3. Терещенко Ю.Я. История России XX — начала XXI веков. М., 2010.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Отзывы