Обелиск


Скульптура Обелиск

  • Материал:
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота см. ширина см. глубина см.

Обелиск — высокий, сужающийся к верху четырехгранный монумент с пирамидальной формой на вершине. Классические монолитные обелиски известны в архитектуре Древнего Египта, где обелиск был символом Солнца. На протяжении столетий обелиски устанавливали в честь побед и важных событий в истории государства.

Обелиск работы Ивана Коржева — часть общей современной скульптурной композиции, состоящей из пяти предметов.
На его четырех сторонах сверху вниз написаны названия различных идеологий (национализм, либерализм, гуманизм, анархизм и др.) и форм правления (республика, монархия, диктатура и др.). Названия дублируются на английском языке. Постамент обелиска — люди, мужчины и женщины, которые держат на плечах всю тяжесть установленных форм господства и власти, а также интересов различных социальных классов и групп.


Честное имя — самая великолепная гробница,
какую только можно иметь.
Пьер Буаст, французский лингвист

Удалите песок, который был засыпан под стенами Господа,
чтобы обелиск Господа мог найти свое место.
Древнеегипетский папирус

Термин «обелиск» обязан происхождением своей форме, его дословный перевод с греческого языка — «вертел». Европейская традиция водружать обелиски в качестве значимых памятников пришла от древнейших цивилизаций — Египта, Ассирии и Палестины.

Египетские обелиски

Высокие гранитные (реже — мраморные или песчаниковые) памятники в форме удлиненной четырехгранной плиты стали устанавливаться в Древнем Египте во времена Шестой династии, в XXIV веке до новой эры. Египетские археологи считают самым древним известняковый обелиск царя Тети, установленный как знак родового культа царской семьи.

В последующие столетия (вплоть до XI века до новой эры, когда Египет ослаб под ударами нубийцев) в городе Гелиополь, в оазисе Файюм и в Фивах было сооружено 16 огромных обелисков средней высотой 27 метров. В наше время в Египте осталось всего 9 обелисков, а по всему миру — около пятидесяти, часть из них в плохой сохранности.

Если верить греческим историкам Геродоту и Диодору Сицилийскому, обелиски, называемые в Египте техами («лучами»), сооружали перед входами в храмы по приказам фараонов и посвящали их богу Солнца Амону-Ра. Для большей зрелищности верхушка каждого обелиска выполнялась из электрума (сплава золота с серебром). Сверкающие навершия-пирамидионы символизировали свет, исходящий от фараона и восходящий к богам. Стенки обелиска дополнялись выгравированными надписями с восхвалениями египетских богов.

Из Египта традиция возводить каменные обелиски пришла в Палестину и Финикию, но там мастера, не имея в своем распоряжении тысяч рабов, значительно упростили дело: они вырезали несколько отдельных плит, из которых затем собирался памятник.

Загадки эфиопских обелисков

В годы Аксумского царства (I век до новой эры — VI век новой эры) на территории Эфиопии, на стыке Европы, Азии и Африки, было установлено немало гранитных обелисков по аналогии с соседним Египтом. Расцвет Аксумского царства, пришедшийся на II столетие новой эры, принес с собой не только процветание жителей, занимающихся морской торговлей и сельским хозяйством, но и высочайшие достижения в строительстве и архитектуре.

Оросительные каналы и роскошные дворцы дополнялись возвышающимися на площадях городов обелисками, отличающимися по форме и назначению от египетских. Только в приморском Аксуме сохранилось 200 обелисков, часть из них находится в полуразрушенном состоянии, а несколько десятков включены в Парк Стел.

Базальтовые и гранитные обелиски декорированы рельефными выемками, напоминающими современные окна в многоэтажных домах, и ложными дверями, вырезанными в нижней части. Загадка эфиопских обелисков состоит в том, что неизвестно, как они доставлялись от месторождения камня, до которого из Аксума 6 км. И, конечно, самой загадочной изо всех стел является гигантская, в настоящее время лежащая на земле и достигающая длины 33,5 метра. При ее весе в 500 тонн обелиск признан одним из самых крупных каменных созданий человечества и совершенно непонятно, как он был сделан и привезен в город.

Обелиски Аксума, в отличие от египетских, никаких надписей не имеют, и предназначение их пока остается тайной.

Римские обелиски

Римляне перенимали культурное наследие не только у своих соседей-греков, они с легкостью заимствовали исторические достояния и у других народов. В годы правления императоров Августа, Клавдия и Калигулы, в I веке до новой эры, из завоеванного Римом Египта было перевезено и установлено на улицах «вечного города» девять старинных обелисков. В Римской империи обелиски выполняли новую функцию, отличную от египетской: они служили или гномоном (центром) в солнечных часах, или памятниками славы доблестных императоров, или центрами античных цирков.

При Домициане египетские зодчие вырезали из розового гранита обелиск по типу древнего для водружения на площади Навона перед храмом Серасписа, эллинистического бога подземного царства и богатства. Обелиск был доставлен на грузовом судне в Рим, украшен вырезанными текстами гимнов, восхваляющих императора, и поставлен на месте античного ипподрома. В настоящее время обелиск продолжает возвышаться на площади Навона в Риме в окружении Фонтана Четырех рек.

В Риме XXI столетия о шедеврах древнеегипетской истории свидетельствуют двенадцать обелисков, помнящих не только былую славу империи, но и времена упадка Рима, когда многие памятники были разрушены. В Средние века обелиски снова стали устанавливаться на прежних местах, чтобы и сегодня гармонично вписываться в его уникальный архитектурный облик.

История одного европейского обелиска

Необычной историей обладает обелиск на площади Согласия в Париже. Сама площадь была построена по проекту королевского архитектора Жак-Ане Габриэля в XVII веке в центре Парижа, рядом с Садом Тюильри. В 1763 году на площади французы установили конную статую Людовика XV работы скульптора Эдме Бушардона, уничтоженную в годы Великой Французской революции противниками монархического режима. На месте скульптуры на площади, названной площадью Революции, появилась гильотина, на которой казнили более тысячи французских аристократов, а позже площадь, получившая название Площадь Согласия, стала местом народных гуляний и карнавалов.

Правительство Франции приняло решение украсить центр площади новой скульптурой. Король Луи Филипп в 1835 году издал указ об установке на площади Согласия не памятника известной личности (который может быть снесен новым политическим режимом), а классического обелиска, такого, какие появились в Древнем Египте, были модными в Риме, а затем вышли из поля зрения архитекторов на многие столетия.

Так центр Парижа был украшен древним обелиском из розового гранита, переданным в дар Франции от египетского правителя Мухаммеда Али и именуемый Луксорским. Выполненный три тысячи шестьсот лет назад, обелиск и сегодня является украшением площади Согласия.

История обелиска доколумбовой Америки

Обелиск Телло, названный в честь описавшего его археолога Хулио Телло, был обнаружен в 1908 году крестьянами при посадке кукурузы. Местные жители, посчитав украшенный рисунками каменный предмет древней святыней, отнесли его к дверям церкви, где он и лежал до приезда археологов. В 1919 году обелиск пополнил коллекцию Национального музея археологии и антропологии Перу, а через 90 лет был передан в открывшийся рядом новый Музей Чавина.

Высота гранитного монолита составляет всего 3,2 метра, и обелиск интересен не своими размерами, а сложнейшей гравировкой, вырезанной на всех его четырех гранях. На рисунках представлены изображения людей и птиц, зверей и растений, и, как утверждают современные исследователи, портретами двух божеств в виде драконов.

Что известно точно — обелиск принадлежит к так называемой чавинской культуре доколумбовой цивилизации Америки. Сегодня это территория Перу в предгорьях Анд, на ней был обнаружен древний город, насчитывающий около трех тысяч лет, центр чавинских племен. Обелиск — лишь небольшая часть чавинской культуры, которая еще требует изучения.

Российские обелиски в честь великих побед

В годы правления Екатерины II Россия вполне оправдывала звание «великой империи». Большую роль в процветании государства сыграли знаменитые военные победы, в честь которых императрица повелела возводить обелиски, как это уже практиковалось в «просвещенной Европе».

В Царском селе в Екатерининском парке был поставлен серый гранитный обелиск в честь победы в 1770 году в Кагульском сражении, когда российская армия под руководством Петра Румянцева заставила бежать с поля боя турецкое войско.

Через 25 лет Петру Румянцеву и его многочисленным победам в Русско-турецкой войне 1787−1791 годов был поставлен величественный обелиск на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. В настоящее время окруженный Румянцевским садом памятник из сердобольского гранита с бронзовым шаровидным навершием с сидящим на нем орлом находится на Васильевском острове.

В 1828 году в Нижнем Новгороде появился новый памятник работы Авраама Мельника и Ивана Мартоса — обелиск из карельского гранита, посвященный победе народного ополчения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского над польскими захватчиками.

Победе русских войск над персами в Ошаканской битве (1827 год) посвящен обелиск из красного туфа, установленный на месте сражения в Восточной Армении. Сегодня вокруг обелиска создан Памятный комплекс.

В Крыму, на территории Керчи, над морем на вершине горы Митридат возвышается монумент воинам Приморской армии и Азовской флотилии, погибшим за освобождение Крыма от фашистов.

Обелиски Бородинского поля

На Бородинском поле в честь героических действий российской армии против французских захватчиков в 1812 году установлено несколько памятников и обелисков:

— около флешей обелиск с надписью «Благодарная Россия — своим защитникам»;

— на Шевардинском редуте — памятник в форме обелиска 12-й артиллерийской роте;

— черный обелиск 24-й пехотной дивизии Лихачева;

— обелиск из розового гранита 3-й пехотной дивизии генерала Коновицына;

— темно-серый обелиск 2-й гренадерской дивизии;

— прямоугольный обелиск из розовато-серого камня лейб-гвардии Литовскому полку;

— обелиск лейб-гвардии Московскому полку;

— и даже серый, увенчанный каменным орлом, обелиск павшим на поле боя французским воинам.

Центром включающего в себя более двухсот памятных объектов мемориального комплекса Бородинского поля является обелиск работы скульптора Петра Воронцова-Вельяминова, возведенный в честь главнокомандующего русской армии Михаила Кутузова. Обелиск классической формы из розового гранита венчает раскинувший крылья гордый орел.

Современное значение обелиска

Обелиск претерпел очередную эволюцию в XIX веке, когда его форма стала более разнообразной и в то же время приблизилась к древнему прототипу (поперечное сечение в форме квадрата). Создание обширных загородных кладбищ позволило использовать менее плоские надгробия, форма которых была некогда навязана небольшим пространством участка близ церкви. В то время уже имелось большее пространство, где могли продемонстрировать социальное положение умершего не только правители и знатные люди, но и простые граждане при достатке средств. Обелиск стал популярным памятником, связанным не столько с властью, сколько с достижениями в какой-то сфере общественной деятельности, например, в военных победах.

На европейских кладбищах обелиски стали массово устанавливаться во второй половине XIX века, почти исключительно как самостоятельный памятник, сделанный из больших, гладко отшлифованных твердых видов камня, иногда украшенных медальонами с портретом или бронзовыми венками. Это было связано, среди прочего, с развитием железных дорог, а также с появлением новых механических методов обработки камня.

В конце XIX века популярность обелиска как памятника-надгробия была настолько велика, что эстеты стали воспринимать его повсеместность как оскорбление их чувств и отрицание любой художественной идеи. Другими словами — как китч. Возможно, это произошло от того, что в предвоенный период появились более дешевые, но менее искусные формы надгробий из цемента и песчаника.

После окончания Второй мировой войны значение и популярность обелиска увеличиваются, особенно в СССР, где он стал играть роль памятника на братских могилах или устанавливался в память о каком-либо значимом событии. К сожалению, большинство обелисков изготавливалось из дешевых и невзрачных материалов, что свело на нет его художественное восприятие.

Малоизвестный, но очень значимый обелиск со скульптурой советского красноармейца в каске стоит у деревни Грини близ столицы Норвегии Осло, где в годы Второй мировой войны томились в застенках шесть тысяч норвежцев, посмевших противостоять гитлеровской оккупации. На гранитном обелиске, посвященном русским солдатам, освободившим пленников весной 1945 года, имеется памятная надпись: «Норвегия благодарит вас…».

Обелиски на границе Европы и Азии

Интересно, что на условной границе Европы и Азии установлено несколько обелисков, каждый из которых уникален по своей форме.

— в Челябинской области, на Транссибирской магистрали, возвышается обелиск из серых гранитных блоков;

— в Башкирии, около моста через Урал, установлен обелиск со встроенным каменным кольцом и надписями: «Европа» и «Азия»;

— в селе Курганово (Свердловская область) на гранитном обелиске значится надпись: «Здесь проходит восточная граница Европы на Среднем Урале»;

— в Пермском крае, у поселка Промысла, в степи стоит серая стела, ее обращенную к Европе сторону символизирует грифон, к Азии — лев;

— невысокий четырехгранный гранитовый обелиск установлен при въезде в город Первоуральск;

— у горы Березовая, около Первоуральска, рядом с родником, возвышается обелиск, установленный раньше всех описанных, в 1837 году.

Обелиск, называемый «Центр Азии», установлен в столице Республике Тува, на берегу могучего Енисея. Памятник, возвышающийся над Кызылом, выполнен в форме земного шара со шпилем.

«Обелиски бессмертия»

Говоря об обелисках, нельзя не упомянуть о целой серии этих памятников в Северной Корее. «Ёнсэнтхап» или Башни Бессмертия — так по-корейски звучит название обелисков, в большом количестве установленных в городах Корейской Народно-Демократической Республики. Пять тысяч восемьсот арт-объектов, посвященных руководителю страны Ким Ир Сену, появились еще при его жизни, а затем в огромном количестве сразу после его смерти в 2011 году, составили достойную конкуренцию небоскребам.

Один из самых известных «ёнсэнтхап» под названием «Бессмертие» находится на центральном проспекте Пхеньяна. Отличительными чертами корейских обелисков являются величественность постройки и обязательные надписи, посвященные памяти Ким Ир Сена.

Обелиски «бессмертия» были установлены не только в городах Северной Кореи, но и на территории трудовых лагерей, расположенных на Дальнем Востоке России. Правда, там они не столь величественны и изготовлены не из камня, а из металлоконструкций.

Новый обелиск в Израиле

В январе 2020 года в Иерусалиме состоялось торжественное открытие нового обелиска, посвященного героическим защитникам Ленинграда и жителям, оказавшимся в блокаде. Красивый стильный обелиск необычной формы выполнен из латуни, декорирован бронзовой вставкой с яркими надписями и установлен в парке рядом со зданием Верховного суда Израиля. Высота стелы — 8,5 метров, надписи и рисунки символизируют историю Иерусалима и Ленинграда.

Обелиск работы питерского скульптора Владислава Маначинского, получивший официальное название «Свеча памяти», установлен совместными усилиями России и Израиля, при содействии Совета ветеранов Второй мировой войны. В будущем подсветка обелиска будет создавать эффект вечно горящей свечи.

Литературные произведения

Слово «обелиск» встречается в двух произведениях известнейших авторов XX столетия: немецкого писателя Эриха Марии Ремарка «Черный обелиск» и советского прозаика Василя Быкова «Обелиск».

Роман Эриха Марии Ремарка «Черный обелиск», в который легли автобиографические сюжеты, посвящен 1920-м годам, времени между двух мировых войн, когда вернувшееся с фронта молодое поколение постигло разочарование от оказавшихся ненужными военных подвигов. Главный герой (его прототип — сам Ремарк) продает надгробия, классический обелиск из дорогого гранита не находит своего покупателя, а становится предметом надругательства.

За повесть «Обелиск», созданную в послевоенное время, Василь Быков получил Государственную Премию СССР. Писатель, трогательно и ярко описавший мужество советских людей, оставшихся на оккупированной территории, показал, что верность долгу и близким людям может оказаться дороже собственной жизни. На обелиске, возведенном в селе после войны, начертаны имена не только героев войны, но и скромного учителя, оставшегося со своими учениками до самого конца. В 1976 году фильм был экранизирован под одноименным названием.

Повсюду на земле встречаются устремленные ввысь гранитные обелиски. Надгробные и памятные, простые и украшенные скульптурами и фонтанами, все они хранят свои тайны и исходят корнями к старейшей и до сих пор во многом загадочной цивилизации — Древнему Египту.


Список литературы:

  1. Спартак А.А. Назначение древнеегипетских обелисков (согласно текстам надписей)//Всемирная история. № 2, 2019.
  2. Шагалов А. А. Василь Быков. Повести о войне. М., 1989.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы