Юдифь и Олоферн


Скульптура Юдифь и Олоферн:

  • Материал: бронза, камень
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 75 см. ширина 22 см. глубина 17 см.

Краткие сведения об изображенном

Юдифь — персонаж ветхозаветной второканонической «Книги Юдифи», еврейская вдова, спасшая свой родной город от нашествия ассирийцев. Когда в Иудею вторглась армия Навуходоносора под командованием полководца Олоферна, вавилоняне осадили город Ветилуя (Бетулия), в котором жила целомудренная и богобоязненная молодая вдова Юдифь. Надев красивые одежды и взяв с собой служанку, она отправилась в стан врага, вошла в доверие к Олоферну и, выждав подходящий момент, отрезала ему голову. Оставшись без предводителя, вражеская армия разбежалась.

Внешне спокойная статуарная форма настраивает на созерцание красоты женского тела, которое, несмотря на свою классическую обнаженность, лишено внеисторичности идеала и несет на себе несомненные приметы современности. Следует полагать за основную идею в этой скульптуре натурфилософскую концепцию божественной природы красоты, разлитой в мире, единственно способной противостоять темной силе зла. Персонификацией этой красоты становится образ Юдифи. Отождествление с силами зла — отрубленная голова Олоферна, лежащая внизу, попираемая Юдифью. Однако сам сюжет реального действия — героического подвига интересует автора меньше, чем символическая, умозрительная сила гармонии, живущей в плавных ритмах прекрасной женской фигуры. Решительность контрапоста смягчена гладкой моделировкой поверхности, по которой взгляд скользит, следуя за движением света, мирно и легко. Поворот головы в сторону, перпендикулярно основной оси, дает ощущение долгой фиксации взгляда, а не резкого жеста. Ту же роль ритмической паузы выполняют касания, отмеченные полировкой части тела, ниспадающие пряди волос. Общее элегическое настроение живет в замедленных ритмах формы. Даже меч в руках Юдифи предстает не устрашающим орудием убийства, а изящным ритмическим продолжением образа. И в его золоченой гладкой поверхности, в плавном изгибе линий больше умиротворения, чем угрозы, эстетства, чем смертоносности. Впечатление усиливают вытянутые пропорции фигуры, ее хрупкая, чуть угловатая грация. Дополнительными штрихами к образу становится игра фактур — золоченой, полированной, патинированной бронзы, витиеватых узоров камня постамента.


Образ Юдифь в мировом искусстве

Поведан будет нам нелицемерный
Рассказ об иудеянке Юдифи,
О вавилонянине Олоферне.
Николай Гумилев

VI век до новой эры — время становления ранних монотеистических религий, в том числе иудаизма. Именно к этому историческому периоду относится легендарный подвиг прекрасной Юдифь, образ которой воплощали в скульптурах и на полотнах художники с мировым именем. Как отмечают критики, в каждую эпоху образу Юдифи придавался особый смысл:

  • библейской героини-защитницы в эпоху раннего христианства;
  • борца со злыми силами в Средневековье;
  • роковой женщины в период Нового времени.

Художники разных национальностей и эпох создали около сотни картин на тему сюжета о Юдифи. Почему так много? Возможно, мужчин-живописцев привлекло необычное и в чем-то роковое сочетание: нежная красота иудейской вдовы, ее непреклонное мужество и даже жестокость. Представительницы слабого пола видели в поступке Юдифи противостояние тирании мужчин.

«Юдифь и Олоферн» в искусстве скульптуры

Скульптуры и барельефы на библейские темы с раннего Средневековья украшали стены храмов и монастырей.

Мраморная статуя Юдифи с головой Олоферна, установленная в конце XIV века на ограде погребального памятника династии Скалиджеров, выполнена в готическом стиле и является символом Правосудия.

Итальянец Донателло, основатель скульптурного портрета, создал прекрасную Юдифь из бронзы, придав памятнику значение борьбы флорентинцев против тирании. Заказ на статую известный скульптор получил от одного из правителей династии Медичей в 1454 году. Изначально бронзовая фигура Юдифи предназначалась для украшения садового фонтана, а затем была поставлена на площади Синьории как символ победы Флоренции.

Еще одна скульптура легендарной иудейки, помещенная в часовне Богоматери Нотр-Дам-де-Пюи Амьенского собора, выполнена Антуаном Пингре в 1627 году.

Мраморное скульптурное изображение Юдифи с головой Олоферна украшает вход в одну из гостиниц французского города Кана, а рельеф с таким же сюжетом можно увидеть во дворце Оломоуца в Чехии.

Скульптурная композиция (Юдифь и ее служанка прячут голову Олоферна в мешок), созданная рукой знаменитого Андреа Мантеньи, выставлена в Художественной галерее Дублина.

На фасаде здания Сената в Санкт-Петербурге Юдифь в ряду других мифологических персонажей изображена в образе античной Истины, с причитающимися ей атрибутами: зеркалом и покрывалом. Автор статуи — скульптор Николай Львов, получивший заказ от руководившего работами Гаврилы Державина.

«Юдифь и Олоферн» в живописи Средневековья и раннего Возрождения

Одно из ранних изображений сюжета о Юдифи и Олоферне присутствует на французской миниатюре XI века, созданной в аббатстве Святого Бертина. Средневековые миниатюры отличаются сдержанностью красок и плоскостными изображениями персонажей.

К первым картинам, созданным на тему мифа о Юдифи, принадлежит работа кисти живописца XV века Андреа Мантеньи. Образ героини повторяет лики святых, ее взгляд не выражает никаких эмоций и устремлен в вечность.

Микеланджело украсил фреской «Юдифь и Олоферн» Сикстинскую капеллу в Ватикане. Исследователи полагают, что голова Олоферна представляет собой автопортрет художника.

В Риме, в Национальной галерее старинного искусства помещена в экспозицию картина «Юдифь и Олоферн», написанная великим Микеланджело де Караваджо в 1599 году. В основу сюжета легла легенда, изложенная в Ветхозаветной книге Юдифи. Лицо прекрасной Юдифи, убивающей Олоферна, спокойно, — девушка уверена в своей правоте. Момент убийства, запечатленный Микеланджело, редко повторялся в искусстве, гораздо чаще Юдифь изображалась уже с головой Олоферна в руках.

В 2014 году в старом доме в Тулузе была случайно найдена еще одна картина, принадлежащая перу Микеланджело. Полотно ушло в частную коллекцию раньше, чем его успели выставить на продажу, а в 2016 году было экспонировано в Галерее Брера.

Художник немецкого Возрождения Михаэль Остендорфер в 1490 году создал иконографическое полотно на библейский сюжет — «Юдифь». В настоящее время картина находится в Художественном музее Будапешта.

Николь Кранах Старший, задумав картину о подвиге Юдифи, сделал моделью для прекрасной вдовы свою подругу Сибиллу Клевскую. Изображение довольно оригинально: для головы Олоферна художник использовал внешность законного супруга Сибиллы курфюрста Саксонского Фридриха. Позднее преподнесенная в дар картина спасла жизнь курфюрсту, приговоренному к казни императором Карлом V и прощенному за столь необычный подарок.

Очаровательную героиню иудейского мифа мы видим на картине еще одного живописца эпохи Возрождения — венецианца Джорджоне. Прекрасная Юдифь в национальных одеждах попирает ногой голову ненавистного захватчика. Полотно наполнено поэзией и одухотворенностью, нежностью и даже эротичностью.

Тициан как друг и современник Джорджоне подчеркнул в Юдифи те же черты: женственность и прекрасный иконописный лик.

Сандро Ботичелли создал несколько великолепных полотен на тему подвига Юдифи. На картине «Возвращение Юдифи» зритель видит иудейку вместе со своей верной служанкой, несущей голову Олоферна, завернутую в занавес. В руке Юдифи известный символ мира — цветущая веточка. На другом полотне художник изобразил момент обнаружения обезглавленного полководца своими стражниками.

Фламандец Ян Сандерс ван Хамессен в 1540 году создал прекрасный образ обнаженной Юдифи, прекрасной и мужественной, с головой Олоферна на заднем плане.

В 1572 году представитель флорентийской школы Якопо Тинторетто подарил миру цикл полотен о Юдифи и ее преступлении на благо иудейского народа. Три картины выполнены в ярких тонах, особо привлекает внимание обилие красного цвета как выражения страсти и смерти одновременно. Полотнами Тинторетто можно полюбоваться в мадридском музее Прадо.

Итальянский архитектор, писатель и художник Джорджо Вазари представил на суд зрителя момент убийства, причем и главная героиня, и ее помощница выглядят совершенно спокойными, видимо, уверенными в правоте вершащегося самосуда.

Обезглавливание Олоферна изображено еще на одной картине XVI века, принадлежащей нидерландскому художнику Луи Финсону.

В виде модной в начале XVI века белокурой красотки предстает Юдифь на картине представителя Северного Ренессанса Бенвенуто де Гарофало.

Мастер бытовой живописи и портрета, нидерландец Ян Вермейн придал прекрасной представительнице иудейского народа иконописные черты: сочетание внутреннего покоя с жизненной мудростью.

«Юдифь и Олоферн» в художественном искусстве XVII-XVIII веков

Кроме многих мужчин-художников, плененных красотой и смелостью красавицы Юдифи, встречаются и две представительницы слабого пола: Артемизия Гентилеши, посвятившая библейской героине целый цикл картин, и Лавиния Фонтана, создавшая, по мнению критиков, автопортрет.

Артемизия, первой из женщин принятая в Академию художеств во Флоренции (начало XVII века), вложила в образ Юдифи черты борца не только с завоевателями, но и с мужчинами-тиранами. Талантливая дама написала два полотна на тему Юдифи: на одном она изобразила вдову и ее служанку в страшный момент отрубания головы Олоферна, на втором женщины уходят с места преступления, унося свой «трофей» в корзине.

В XVII веке Юдифь с головой Олоферна изображали прославленные мастера эпохи Возрождения. Так, на полотне Кристофано Аллори образ красавицы Юдифи списан с любовницы художника, а голова поверженного врага считается автопортретом мастера. Работа выполнена в эклектическом стиле и отличается большой реалистичностью образов.

Винченцо Катене изобразил ветхозаветный сюжет несколько иначе: на картине крупным планом нарисована Юдифь с мечом в руке, а справа от нее лежит уже отрубленная голова Олоферна.

Паоло Сарачени, работая в манере Караваджо, создал драматическую картину, умело используя игру света и тени.

Прекрасная Юдифь с головой Олоферна показывает свой трофей жителям Ветилуи, на заднем плане ангелы благословляют иудейку, — так увидел историю о подвиге вдовы Франческо Солимена.

Французский мастер Симон Вуэ на одном из своих полотен создал неповторимый образ высокомерной красавицы Юдифь, на другом увидел в иудейской вдове черты благородной и изящной дамы, на третьем подчеркнул эротизм молодой женщины. Интересно, что сюжет о Юдифи приглянулся и супруге Вуэ: на полотне Вирджинии де Веццо Юдифь выглядит удовлетворенной свершившейся местью.

Еще один романтично настроенный француз XVII века Валентин де Булонь создал прекрасный образ юной и прелестной Юдифь, совершающий акт возмездия.

Голландец Ян де Брей проиллюстрировал трагический момент: Юдифь решительно заносит меч над своей спящей жертвой. На картине преобладают три цвета: красный, черный и белый, что придает полотну особый трагизм.

Великие мастера Возрождения Рубенс и Рембрандт в середине XVII века обратили свое внимание на ветхозаветный сюжет. Героиня Питера Рубенса выполнена в его классической манере — пышная румяная дама с довольным лицом, рядом — старая служанка, помогающая своей госпоже.

Венецианский живописец Джованни Пьяцетта написал картину «Юдифь и Олоферн» в жанре пасторали, его персонажи как будто сошли с театральных подмостков.

Известный средневековый гравер Бартель Бехем, увлеченный древней историей, на одной из своих работ изобразил обнаженную Юдифь с головой Олоферна. Вошедшие в моду черно-белые гравюры XVIII века внесли новые черты в образ ветхозаветной героини. Юдифь изображается как женщина-воин, отомстившая за свой народ. Ярким примером стала работа французского художника Гюстава Доре, мастера библейских иллюстраций. На его гравюре величественная, возвышающаяся над присутствующими Юдифь гордо показывает голову поверженного Олоферна.

«Юдифь и Олоферн» в художественном искусстве Нового и Новейшего времени

В середине XIX столетия к теме Юдифи обратился Антал Хох: его Юдифь, одетая в бело-красные одежды и держащая голову врага в руках, довольно колоритна и, как обычно, очень привлекательна. В этом же стиле реализма портрет воинствующей вдовы написал Пауль Пил. Красавица-еврейка в национальном наряде уверенно держит в руке орудие мщения — меч с позолоченной рукоятью. Прелестная обнаженная женщина изображена на картине Пауля Стека, у ее ног — голова Олоферна.

Французский живописец Жан-Батист Камиль Коро написал портрет прекрасной Юдифи без единого намека на ее страшное возмездие.

В конце XIX столетия образу Юдифь придавались черты феминистски, борющейся с засильем мужчин в политической и социальной жизни общества. Густав Климт в 1901 году изобразил библейскую вдову в образе декадентской дамы; голова врага вписана в узор орнамента. Юдифь, предстающая на картине красавицей-соблазнительницей, станет героиней и второго полотна Климта, получившего название «Юдифь II». Теперь образ изменен: вдова не просто соблазнительница, она жестокая убийца. Моделью для обеих картин послужила прекрасная австрийская еврейка Адель Бауэр.

Немецкий иллюстратор Серебряного века Франц фон Штук в 1920-х годах обратился к сюжету о Юдифи и создал несколько полотен на ветхозаветную тему.

Аллегорическую картину «Юдифь и Олоферн» написал в 1823 году испанский живописец Франциско Гойя. Великий модернист создал цикл фресок на стенах собственного дома, получивших позже название «Черная живопись». Среди выполненных в темных тонах нескольких картин на библейские и мифологические темы художника привлек сюжет отсечения головы ассирийскому полководцу.

Великий Ван Дейк, создавший свой шедевр в начале XVIII века, подчеркнул красоту тела молодой вдовы, задумавшейся над свершившимся убийством.

В 1990-х годах российский художник Анатолий Воронков создал эротичный образ Юдифи и Олоферна, предстающих перед зрителями не противниками, а любовниками. Правда, за спиной прекрасная иудейка прячет кинжал. В эти же годы свет увидело полотно «Юдифь» известного живописца Никоса Сафронова. Образ главной героини наполнен эротизмом и чувственностью.

XXI столетие принесло новые образы ветхозаветной легенды.

Из ярких работ можно назвать полотна Сергея Куракина и Татьяны Колесник. Сюжет классический: вдова с головой своего врага.

«Юдифь и Олоферн» в прикладном искусстве

В эпоху Возрождения в Северной Европе появились так называемые «Женские хитрости» — настенные ковры с сюжетами на тему дамского коварства. Аристократы Франции и Германии, Англии и Испании украшали искусно выполненными «Женскими хитростями» парадные залы своих дворцов.

Алебастровая красавица-иудейка работы немецкого скульптора эпохи Ренессанса Конрата Мейка выставлена в Баварской национальной галерее.

И, конечно, нельзя не упомянуть о работе Каслинского завода художественного литья, с 1896 года отливающего скульптуру Юдифи из чугуна. Авторский экземпляр выполнен австрийским мастером и основателем фабрики по производству изделий из чугунного литья Фридрихом Гольдшейдером в начале 1890-х годов. Юдифь предстает перед зрителем в полном очаровании зрелой женской красоты. Обнаженная до пояса, в национальной иудейской юбке, Юдифь держит меч за спиной, как бы готовясь к решительному поступку и задумываясь над ним.


Список литературы:

  1. Сергеечев В. Библейские истории. М., 2017.
  2. Мировое искусство в картинах. Санкт-Петербург, 2002.
  3. Мифы народов Востока. М., 1998.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы