Критская жрица

Критская жрица 1Критская жрица 2Критская жрица 3Критская жрица 4
Критская жрица 1
Критская жрица 2
Критская жрица 3
Критская жрица 4

Критская жрица — женщина-божество, скульптура Ивана Коржева

«Из главных ворот… выступило шествие лунных жриц. В остроконечных тиарах с… вырезом платья, обнажавшим сосцы, в широких, наподобие колокола, юбках… — сами они… подобны были сказочным лунным цветам».
Дмитрий Мережковский, русский поэт, переводчик, критик

… Прекрасная, стройная, таинственная, она кружится в экзотическом танце с обнаженным бюстом, ослепляя белизной небесной красоты кожи, олицетворяя собой сакральную сферу бытия. Кто же такая эта воздушная критская жрица — земное или небесное творение? Создательница или разрушительница?..

Минойский матриархат

Раннеминойская культура пришла на остров Крит из восточной Месопотамии. Это период III-II тысячелетий до нашей эры, характеризующийся масштабной внушительной архитектурой, стремительным развитием бронзового и керамического производств, появлением слогового письма и особенно почтительным отношением к женщинам. Подобная организация общества называется минойским матриархатом.

В это прекрасное время дамы выдвинулись на Крите на первый план и заняли высокое привилегированное положение. Об этом красноречиво повествуют экспрессивные фрески из блистательного Кносского дворца, не имеющие аналогов в искусстве древности.

Мастера изображали жриц не в тесном помещении гарема, как это делали, к примеру, египтяне, а на свежем воздухе под небосводом в окружении восторженных зрителей, явно участвующих в неком торжестве. Мы видим, как зрелые дамы восседают в своего рода почетной ложе близ небольшого святилища, а девушки помоложе расположились на лестничных ступенях.

Очевидно, что балом здесь правят женщины-жрицы: мужчины едва прорисованы на этих фресках. Они представляют собой лишь массовку, написанную, по критской традиции, краской кирпично-красного цвета. Их места — в зрительном зале: главные здесь — белокожие полногрудые красавицы, олицетворение материнства, стабильности, продолжения рода, в каждой из которых присутствует частица Верховной Богини-Матери.

Священные ритуалы жриц

Итак, глиптика и фресковая живопись Крита запечатлела множество сцен ритуального характера, главными участницами которых являются жрицы.

Основной повторяющийся сюжет тех времен, в деталях передаваемый минойскими мастерами, — танец в священной роще, в ходе которого женщины превращаются в проводниц между двумя мирами — божественным и человеческим.

Лидирующей фигурой пантеона минойской эпохи была Великая Богиня, Прамахос, олицетворение земли, имевшая множество воплощений. А жрицы, ее верные служительницы, которых выбирали из числа наиболее активных дам, пользовались особым могуществом и влиянием на Крите. Главной жрицей была супруга правителя.

Женщинам-жрицам поклонялись, ими восхищались, их и побаивались, ведь они таили в своих изящных эфемерных телах контрастные мощные силы — как созидательные, так и разрушительные, которые невозможно осмыслить и укротить. Именно представительницы прекрасного пола отвечали за связь с иным, незнакомым нам миром и являлись статичным центром, к которому стремился микрокосм минойского общества.

Фигура жрицы наделялась узнаваемыми чертами матроны: она выглядела изящно и вместе с тем представительно, с «налитым» обнаженным бюстом (во время проведения ритуала). Жрица была неизменно выше по статусу своего законного мужа, она играла роль ведущей, а он — ведомого.

Божеству было принято вручать богатые дары. Присмотримся к росписи знаменитого Коридора Процессий, который находится в Кносском дворце: мы видим направляющихся к жрице юношей-дароносцев с драгоценными сосудами в изящных руках и с главным даром — типичной для Крита юбкой-брюками, предназначенным для «новорожденной» верховной жрицы. Этот особый изящный наряд, встречающийся исключительно на Крите в период минойского матриархата, призван подчеркнуть женственность представительниц прекрасного пола.

Дары красавица принимала гордо, стоя, в величественной царственной позе, держа в руках древние символы власти — мощные лабрисы, то есть секиры (отсюда происходит название дворца — Лабиринт, или Дворец Лабрисов), а иногда кобр — олицетворение вечно обновляющейся Вселенной. Ее голову зачастую украшает башлык — головной убор, представляющий собой остроконечный суконный капюшон, который появился у критских жриц благодаря гуннам, а иногда — драгоценная сияющая диадема.

Иные образы Богини

Важной частью праздника нового года для жителей Крита было символичное бракосочетание богов, за которым неизбежно следовало продолжение жизни. Интересно, что Верховную Богиню иногда представляли в виде дерева или даже горы — универсальных вечных символов Вселенной.

На массивных золотых перстнях, обнаруженных археологами, можно увидеть следующую сценку: герои срывают плоды со священного древа или даже вырывают его из земли. Гибель дерева означала прекращение жизни Богини. А супруга правителя — главная Жрица — ритуально изображала этот процесс: она обнажала грудь, распускала волосы и принимала исступленную позу, упершись в бока руками.

Однако там, где есть смерть, незримо присутствует и новая жизнь. Пройдя определенный цикл бытия, Богиня возрождается вновь, и мы снова видим ее воздушным, парящим в облаках созданием, иногда с копьем и со щитом в руках, как греческая воинствующая Афина.

Эпифания на Крите

Один из ярчайших критских обрядов, который было принято проводить в Тронном Зале в Кносском дворце, связан с эпифанией, то есть богоявлением.

В этом помещении располагался известняковый трон с причудливой волнистой спинкой и без подлокотников. Он гармонично вписывался в причудливую остановку помещения: установленный на красном фоне, трон гордо возвышался в окружении грифонов и раскидистых пальм.

Королевское кресло принадлежало жрице, изображавшей Богиню. Она удалялась в соседнее помещение, где ее ждал особый наряд, а затем переходила в комнату, соединявшуюся с Тронным залом, с ритуальным бассейном, предназначенным для омовений. Жрица появлялась перед собравшимися внезапно: густую тьму озаряли вспыхнувшие светильники, и «божество» выходило к зрителям. Это сказочное зрелище и называлось эпифанией — явлением Праматери простым смертным, знаком того, что жизнь продолжается во всей своей красе…


Список литературы:

  1. Андреев Ю. В. От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III — нач. I тысячелетия до н. э.). СПб.: 2002.
  2. Златковская Т. Д. У истоков европейской культуры (Троя, Крит, Микены). — М., АН СССР, 1961.
  3. Сидорова Н. А. Искусство эгейского мира. М., 1972

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Отзывы