Торс


Скульптура Торс

  • Материал: керамика
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 12 см. ширина 8 см. глубина 7 см.

Краткие сведения о памятнике

Торс (от итал. torso) — в изобразительном искусстве: скульптурное изображение тела человека, обычно, без конечностей. Античные скульптурные торсы представляют собой сохранившиеся части статуй. Со второй половины XIX в. торсы нередко становится самостоятельной темой символически нагруженных произведений.

Своеобразная вариация изображения торса, отличная от строгих рамок жанра наличием ног, почти фигура. Однако с точки зрения образной структуры произведения, скульптура вполне адекватна задачам, поставленным перед формой такого рода — передаче имперсонального физического усилия, выражающего некие движения духа. Отвлеченность формы лишь обогащает поле тех многозначных аллегорий, которые открываются за сложной композицией, богатой ритмикой пластики. Несомненным остается мощное волевое усилие — движущий фактор эмоционального напряжения, которое изнутри питает форму энергетикой. Обнаженный торс сидящей с подтянутыми ногами мужской фигуры исполнен откровенной динамики. Плотная лепка объемов, разнонаправленные ритмы, напоминающие взрыв, напряжение мускулатуры, словно противостоящей этому центробежному движению, выдают образ героический. Насыщенная красно-коричневая тонировка добавляет к нему чувство накала, горячности схватки, а винтообразная ритмика определяет сложный внутренне обусловленный характер физического движения. Природа этого воинствующего динамизма остается не конкретизированной, но обращение к такому типу изображения как торс, становится формой аллюзии на античную скульптуру, априори облагораживающей тему драматической схватки.


Торс в скульптурном искусстве

Казалось, не глину он мнет голубую,
А душу живую берет он в ладони.
В.Д. Федоров

Скульптурное изображение обнаженного туловища, как правило, без рук и ног, носит в искусстве название «торс». Термин появился одновременно с археологическими находками античных статуй с утраченными головами и конечностями. Торсы как выражение красоты человеческого тела стали выставляться в экспозициях известных музеев мира и заняли достойное место в истории мирового искусства.

В XIX столетии скульпторы заложили основу нового стиля, создавая торсы намеренно. Развитие этого направления продолжилось и в эклектичном XX веке. Торсы ваялись и в классическом античном стиле, и под влиянием авангардизма. В середине столетия появилась мода на абстрактные торсы. Видимо, интерес к природной красоте человеческого тела в различных формах воплощения будет всегда сопутствовать цивилизации.

Виртуальное путешествие по музеям позволит больше узнать о таком оригинальном предмете скульптурного искусства как торс. Начальный этап экскурсии включает в себя произведения Древнего Египта и античного мира, затем путешествие перенесется и в эпоху Новейшего времени.

Египетские торсы

Среди тысяч сокровищ Лувра находится женский торс времен Амарны, датированный эпохой Нового царства, 18-й династией. Считается, что этот торс вполне мог принадлежать статуе царицы Нефертити. Второй женский торс Амарнского стиля хранится в музее Лондонского университета.

Амарнским стилем называют скульптуры и другие произведения искусства, созданные в годы правления Эхнатона (Аменхотепа IV), в середине XIV века до новой эры. Название появилось от места археологических находок на месте современной Амарны. Амарнский стиль отличается особой декоративностью и уходом от строгих канонов предыдущих исторических эпох. К этому же стилю относится знаменитый бюст Нефертити.

Оба обнаруженных в районе Эль-Амарны торса вырезаны из песчаника и принадлежат древним египтянкам, изображенным в полный рост. Женщины застыли неподвижно, их тела симметричны и пропорциональны. Объемность одного торса подчеркнута рельефными полосами, другой торс по формам ближе к древнегреческим архаического периода.

«Торс в доспехах»

Античный торс, получивший название «Торс в доспехах», находится на хранении в музее изящных искусств Сан-Франциско. Работа неизвестного скульптора была ярко раскрашена по правилам того времени. Как и в других античных статуях, мастер подчеркнул в своем создании черты силы и физического здоровья, хорошего спортивного развития и доблести.

«Торс императора в доспехах», собрат предыдущей скульптуры, тоже создан неизвестным античным зодчим в Риме, во II веке новой эры, выставлен в экспозиции Античного отдела Эрмитажа. Скульптор проработал каждую деталь популярных мифологических сюжетов: на груди изображена голова медузы горгоны, ниже — два грифона в окружении растительного орнамента.

История знает немало случаев, когда металлические доспехи повторяли мускулатуру мужского тела. Такое воинское снаряжение изготавливалось в Древней Японии и Китае, Риме и Греции. «Торс в доспехах» и «Торс императора в доспехах» уникальны как оригинальный пример античного искусства, эти скульптуры занимают нишу между мраморными торсами, созданными зодчими, и металлическими доспехами, выкованными кузнецами.

Бельведерский торс

Знаменитый Бельведерский торс, по сохранившейся надписи датированный I веком до новой эры, выполнен греческим скульптором Аполлонием (одним из девяти известных авторов с таким именем). Место находки до сих пор неизвестно, уже в Средние века красотой торса восхищались. Папа Римский Юлий II предложил Микеланджело хорошее вознаграждение за то, чтобы скульптор восстановил статую в ее былом виде. Микеланджело отказался, заявив, что существующий торс и так представляет собой вполне завершенное произведение.

Кого изобразил скульптор? Это остается загадкой. Одни специалисты видят в статуе Геракла, другие Аякса, третьи утверждают, что Аполлоний создал Прометея. Возможно, история еще ответит на этот вопрос.

Бельведерский торс получил свое название от первого места хранения — ватиканского дворца Бельведер. Скульптура переходила из рук в руки, выставлялась в римских дворцах, радовала посетителей Лувра, пока снова не была возвращена в Рим и выставлена в Ватикане, в музее Пио-Клементино. Многие музеи мира обладают хорошими копиями торса, часто используемыми при изучении особенностей античных скульптур I века до новой эры.

Торс Диониса в виноградной лозе

Хранители Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина гордятся тем, что в коллекции среди многочисленных античных произведений искусств находится необычный торс, увитый виноградными лозами. Беломраморная статуэтка римского времени поступила в собрание музея из частной коллекции великого князя Сергея Александровича.

По утверждению специалистов, обнаруживших на скульптуре следы яркой раскраски, работа была выполнена мастерами в эпоху императора Адриана во II веке. Римские художники создали статуэтку греческого бога виноделия Диониса, добавив к классическому образу висящий на перевязи меч.

Прогуливаясь по итальянскому дворику музея, посетители имеют возможность любоваться красотой мужского тела, воплощенной в мраморные торсы античными ваятелями.

Статуя танцующего сатира

Статуя танцующего сатира, выставленная в Галерее Колонна в Риме, являет собой пример того, как к сохранившемуся торсу присоединили найденную голову от другой статуи. Кроме того, были восстановлены руки и ноги, а также украшающая тело виноградная гроздь.

Торс от античной статуи юноши был случайно обнаружен во Флоренции и долго находился во дворцах местной знати. В середине XVIII века неизвестный мастер реставрировал и восстановил скульптуру, датированную II веком до новой эры. Греческие авторы изготавливали многочисленные статуи сатиров с разведенными в танце руками, иногда выполняя парные работы. К одному из таких произведений принадлежал и найденный торс.

Бог и богиня из Парфенона

Торс Посейдона с западного фронтона Парфенона принадлежит работе великого зодчего Фидия. Парфенон, построенный в Афинах в V веке до новой эры, был богато украшен скульптурными композициями. На западной части красовались мраморные статуи, олицетворяющие популярный сюжет из греческой мифологии: ссору богини Афины с грозным богом Посейдоном.

От красивой композиции до наших дней дошел торс Посейдона, выполненный с характерным устрашающим наклоном. Даже лишенный головы и остальных частей тела, торс страшного бога-тирана производит неизгладимое впечатление.

Другой, не менее выразительный торс работы Фидия все с того же западного фронтона принадлежит богине победы Нике (или вестнице богов Ириде, как считают некоторые исследователи). Фигура вырезана мастером в классическом стиле, в хитоне с большим количеством складок. Прекрасно передано напряжение тела богини, каждый сантиметр скульптуры наполнен жизненной энергией.

Увидеть торсы работы Фидия можно в зале Парфенона Британского музея.

Торс из Лувра

Мужской торс огромных размеров украшает античную экспозицию парижского Лувра. Торс датируется временем перехода от архаических традиций древнегреческого искусства к классическим (первая половина V века до новой эры). Скульптор тщательно прорисовал каждый мускул мужского тела с широкими плечами и гармоничными пропорциями.

Торс использовался при подготовке римских постановок в милетском театре. Милетский театр, сооруженный в IV веке до н. э., был разрушен и снова восстановлен уже в римскую эпоху. На реконструированных трибунах помещалось более 15-ти тысяч зрителей. При постановках использовались древнегреческие статуи, видимо, одной из них и был мужской торс, обнаруженный при раскопках одного из секторов античного амфитеатра.

Торсы Афродиты

Два известнейших торса Афродиты — Неаполитанский и «Афродиты Хвощинского» входят в золотой фонд мирового искусства.

«Афродита Хвощинского» работы афинского скульптора Праксителя относится к IV веку до новой эры и находится в итальянском дворике Художественного музея имени Пушкина в Москве. Пракситель был первым зодчим Древней Греции, кто изобразил любимую афинянами богиню Афродиту обнаженной. Заказчики работы, жители Кносса, отвергли работу, но ее тут же пожелали приобрести граждане города Книд. С тех пор вот уже две с половиной тысячи лет мраморная богиня, хотя и утратила части тела, продолжает восхищать потомков своей грацией и красотой.

Торс Афродиты из Неапольского музея на 100 лет старше и отличается более изящными формами.

И в Москве, и во Флоренции выставлены римские копии с утерянных еще в древности оригиналов. Копии выполнены в I веке новой эры, в эпоху моды в Риме на все греческое.

Средневековые торсы

Микеланджело, создавая свои шедевры, подробно изучал анатомию, делал колоссальное количество эскизов, рисуя отдельно черты лица, ноги, руки и, конечно, торсы. «Давид» работы Микеланджело — результат длительного процесса исследовательской, а не только художественной деятельности Микеланджело. В основе восхищающей весь мир скульптуры лежат классические древнегреческие каноны красоты человеческого тела, запечатленные в торсах и статуях.

Скульпторы эпохи Возрождения не создавали торсы как отдельное произведение искусства, но огромное внимание уделяли телу и его внешним особенностям.

Торсы как предметы нового искусства: век XIX

В XIX веке скульптурное искусство претерпевало кризис. После длительного периода расцвета наступило время перемен, в моду входил натурализм и монументализм.

Великий Огюст Роден, мастер по передаче динамизма фигур, на основе классического античного торса создал в 1877 году своего «Шагающего человека». Статуя, сознательно лишенная головы, производит впечатление твердо идущего по земле мужчины с красивым мускулистым телом.

Еще один талантливый скульптор XIX века, француз Антуан Бурдель, даровал своим героям античные торсы с полной передачей движения. Ярким примером является бронзовая статуя «Геракл, стреляющий из лука».

Скульптору Аристиду Майолю принадлежит работа «Торс, освобождающийся от цепей, или Торс для памятника Бланки». Отлитое из бронзы сильное женское тело предназначалось для надгробного памятника французскому социалисту Луи Бланки, оно символизировало новую женщину, имеющую право работать и участвовать в общественной жизни. Моделью для выполнения торсов Майолю служила одесситка французского происхождения красавица Дина Верни.

ХХ столетие: абстрактные торсы и не только

Несколько женских торсов в стиле древнегреческой классики наряду с другими, более известными скульптурами из мрамора, в 1930-х годах создал советский мастер Сергей Конёнков. В Государственной Третьяковской галерее выставлены его работы: «Юная», «Женский торс», «Сон». Скульптор посчитал нужным показать красоту женского тела, не отвлекаясь на созерцание черт лица, сосредоточиваясь на изгибах женственных фигур.

Несколько бронзовых работ: «Торс», «Фигура», «Скульптура», «Сумасшедшая» итальянского скульптора Сандро Керки выставлялись на Международных выставках в Венеции и Париже. В создании торсов Керки, по словам специалистов, с одной стороны приближается к античной пластике, с другой осуществляет переход «из внутреннего во внешнее», поражая целостностью ярких образов.

В середине XX столетия вошли в моду абстрактные скульптуры и среди них немало торсов, выполненных из самых различных материалов: бронзы, камня, дерева, глины. Абстрактные торсы, как и их классические предшественники, передают особую, ни с чем несравнимую анатомию человеческого тела в его динамике. Теперь, в отличие от античности, большее внимание уделяется женским торсам.

ХХI век

XXI столетие может похвастать огромным разнообразием творческих методов и художественных стилей. Каких только произведений не создают современные скульпторы! Так, одну из площадей шведской столицы украшает совершенно непонятное простому зрителю бронзовое сооружение, называемое «Торс».

Современный мастер из Луганской области создает торсы и полуторсы из раскрашенных металлических колец. Необычные скульптуры являются современными арт-объектами.

Своеобразное изображение торса принадлежит скульптору Ивану Коржеву. Мастер отошел от общепринятых правил создания торса как произведения искусства, снабдив фигуру нижними конечностями. Отлитый из бронзы торс наполнен внутренней силой и пластикой, динамикой и мобильностью.

Античные скульпторы вряд ли могли даже предположить, что созданные ими произведения искусства, вернее, их сохранившиеся части, дадут основание новой художественной форме в виде торса. Торсы прекрасно передают анатомию женского и мужского тела, создают динамические образы и эмоциональное напряжение. Выполненные талантливыми скульпторами всех эпох и народов, торсы как предметы художественного искусства достойно заняли свою нишу в мировой культуре.


Используемая литература:

  1. Античные мастера. Скульпторы и живописцы. Л., Искусство, 1986.
  2. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М., Искусство. 1970.
  3. Померанцева Н. А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы