Изгнание

ИзгнаниеИзгнание 2Изгнание 3Изгнание 4Изгнание 5Изгнание 6Изгнание 7Изгнание 8

Характеристики памятника Изгнание:

  • Материал: литьевой камень
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 136 см. ширина 58 см. глубина 98 см.

«Изгнание» — известная скульптура И. Коржева, посвящённая изгнанию Адама и Евы — первых (согласно Библии) людей — из Рая, которое, как о том повествует Книга Бытия, произошло после того, как Адам и Ева по наущению Змея съели плод с Древа Познания Добра и Зла. Эта история служит символом, с одной стороны, наказания за своеволие, а с другой — непредсказуемости Божьего Промысла, так как в результате проступка первых людей стало возможным заключение завета человека с Богом на горе Синай (согласно иудейской и ветхозаветной традиции), а затем (согласно христианской традиции) — пришествие Христа и новый, Евангельский завет любви и спасения человечества.

Скульптор показывает нам наиболее драматический момент библейского сюжета — сам момент изгнания. Надломленные жесты, мятущиеся фигуры — Адам и Ева в трактовке И. Коржева словно физически ощущают обрушившийся на них Божий гнев… Это очень поучительная садово-парковая скульптура, которая хорошо смотрелась бы в частном владении или общественном месте.


Изгнание

Изгнание из рая происходит с каждым из нас,

когда мы начинаем думать, когда мы становимся

теми, кто дает названия и теми, кто познает.

Дэн Миллмэн, американский философ и спортсмен


Изгнание из рая Адама и Евы — ключевое событие в мировой истории, определившее ход жизни всего человечества. Поддавшись искушению, первые люди, сотворенные Господом, утратили единство с Ним и были изгнаны из Эдема. Так началась наша история — история, полная сомнений, страданий, печалей и утрат, но вместе с тем — наслаждений другого рода, которые можно познать исключительно в реальной жизни.

Тема изгнания красной нитью проходит через всю историю мировой культуры: классический библейский сюжет издавна волновал души художников, скульпторов, литераторов. Посмотрим, как великие мастера отразили тему изгнания в своем творчестве.

Изгнание в живописи

Согрешивших Адама и Еву живописцы изображали еще с древних времен.

Например, среди старинных произведений особо интересна работа «Создание и изгнание из рая» итальянского мастера эпохи кватроченто (1445 г.), которая сегодня экспонируется в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Живописец был последователем сиенской живописной школы. Его работам присущи доходящая до агрессии экспрессивность, экзальтированность, причудливая фантастичность.

Полотно написано на дереве темперой по золоту. Фигуры первых грешников изображены в духе времени, с налетом примитивизма. Они расположены в правом нижнем углу картины, за счет чего создается ощущение, что Адам и Ева вот-вот шагнут из рамы, покинув территорию рая. Парящий над садом Создатель выглядит решительным и грозным, а яблочные деревья за спинами первых людей напоминают об их грехе — и слабости.

В иной, но не менее впечатляющей манере выполнена фреска Микеланджело Буонарроти «Грехопадение и изгнание из Рая» (1508−1512 годы), что в Сикстинской капелле в Италии. Здесь ярче, экспрессивнее прописаны эмоции Адама и Евы: на их лицах читаются отчаяние и боль, и даже неподготовленный зритель невольно начинает сопереживать грешникам. Любопытен и контраст между мощными грузными телами мужчины и женщины и их очевидной душевной слабостью, неспособностью устоять перед соблазном.

Неизгладимое впечатление производит фреска «Изгнание из рая» другого итальянца, великого Мазаччо, написанная в 1427 году и расположенная в капелле Бранкаччи во Флоренции. Эта работа — воплощение истинного, ничем не прикрытого горя, которое читается на искаженном и даже пугающем лице Евы. Добавляет экспрессии и «огненная» фигура ангела в красном одеянии с мечом, карающего непокорных людей, еще недавно не знавших бед и печалей и даже не замечавших свей наготы.

Перенесемся в XIX столетие и рассмотрим работу французского иллюстратора Гюстава Доре «Изгнание Адама и Евы из рая» 1887 года. Она интересна тем, что выполнена в черно-белых тонах, однако впечатляет не менее, чем цветные полотна. Мастеру удалось создать гнетущую атмосферу, «сыграв» на контрастах черного и белого. В его исполнении Адам и Ева выглядят не уродливыми грешниками, а красивыми людьми с идеальными здоровыми телами, людьми оступившимися, совершившими непоправимую ошибку.

Завершим обзор темы изгнания в живописи колоритной поздней работой (1900 г.) Джеймса Тиссо, французского художника, творившего в Англии. Его «Изгнание из рая» любопытно тем, что центральное место на полотне занимают не фигуры Адама и Евы, а ангелы в весьма необычных одеждах и со стильными прическами. Все персонажи работы художника выглядят вполне земными существами: ангелы и люди практически не отличаются друг от друга. Этим иллюстрация Тиссо не похожа на большинство других полотен, посвященных распространенному библейскому сюжету.

Изгнание в скульптуре

Скульпторам удается не менее выразительно отразить тему изгнания с помощью доступных им средств.

В далеком XIV веке (1321−1330 гг.) итальянский скульптор Лоренцо Майтани украсил своими рельефами на библейские темы великолепный собор в Орвието. Встречается здесь и сценка изгнания: фигуры персонажей представлены весьма упрощенно, однако даже сквозь эту простоту легко читается человеческое страдание.

Рельеф итальянского мастера Якопо делла Кверча, что на главном портале церкви Сан Петронио в Болонье в Италии, выполнен в 1430—1434 годах в классическом стиле для Раннего Возрождения. Действующие лица библейской сценки традиционны: это мятежники Адам и Ева и ангел, буквально выталкивающий их из Эдема.

Вызывают сострадание Адам и Ева из Любляны (Словения) — скульптурная группа двухметровой высоты из бронзы, созданная известным мастером-модернистом Яковом Брдаром. Памятник украсил мост в центре города в 90-е годы ХХ века. Изюминка работы заключается в ее кажущейся незавершенности: использованный скульптором материал будто бы «стекает» с отчаявшихся грешников — кажется, что это не «неотшлифованные» бронзовые лоскуты одежды, а олицетворение пролитых Адамом и Евой слез…

Изгнание в литературе

Древний сюжет не оставил равнодушными и литераторов.

Одним из ярчайших произведений мировой классической поэзии является эпическая поэма Джона Мильтона «Потерянный рай», увидевшая свет в 1667 году. Белым стихом английский стихотворец поведал всю историю Адама. В 12-й книге литератор описывает, как Адам и Ева, утешенные видениями о будущем пришествии Спасителя, покидают рай. Точка зрения поэта любопытна тем, что в его исполнении первые люди — существа надмирные, аллегории, принадлежащие к сверхчеловеческой области. Завершается произведение следующими строками:

Ведомые, шагая тяжело,

Как странники, они рука в руке,

Эдем пересекая, побрели

Пустынною дорогою своей.

Название «Изгнание из рая» выбрали для своих книг писатели Елена Крюкова (Благова), Павло Загребельный. Первое произведение представляет собой остросюжетный любовный роман ХХ века, второе — написанное в юмористическом стиле произведение украинского автора, в котором встречается, например, следующее провокационное высказывание:

«Автор считает, что бог изгнал Адама и Еву из рая не за какое-нибудь там червивое яблочко, а потому, что они надоели ему своим бездельем».

Так же названа и книга переводов блестящего русского поэта прошлого века Иосифа Бродского, подготовленная Яковом Клоцем на основе архивных материалов. В нее автор включил ранее не публиковавшиеся переводческие работы поэта.

Тему первых людей и, соответственно, сюжет об их изгнании из рая, проработали американский прозаик Джон Эрксин в «Адаме и Еве», Джоанна Линдсей в романе «Адам нового мира» и Анатоль Франс в «Острове пингвинов», где писатель мастерски спародировал богословские толкования всемирно известного библейского мифа.

Завершить наш краткий обзор темы изгнания из рая хочется строками замечательного поэта Эдуарда Асадова, в которых первые люди на Земле предстают не в образе грешников-изгнанников, а счастливых влюбленных, которыми может стать каждый из нас…

Пропел щегол над придорожной ивой,
Струится с веток сумрак с тишиной…
А на скамейке, тихий и счастливый,
«Адам» целует «Еву» под луной.


Источники:

  1. Иосиф Бродский. Изгнание из рая. Избранные переводы. Азбука-классика, 2010.
  2. Джон Мильтон. Потерянный рай. Азбука-классика, 2013.
  3. Павло Загребельный. Изгнание из рая. Советский писатель, Москва, 1988.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора