Рельеф — вид скульптуры, в котором изображение располагается на плоскости и обыкновенно рассматривается фронтально. В зависимости от характера формы и ее отношения к фону различают рельефы выпуклые — барельеф (выступает над плоскостью не более чем на половину объема) и горельеф (выступает более чем на половину объема) и углубленные — контррельеф (заглублен в фон, «негатив» выпуклому) и койланаглиф или анкре (образован вырезанным на плоскости углубленным контуром, само изображение обычно находится на уровне фона).
Низкие барельефы, изображающие женские фигуры в рост. Почти полностью обнаженные, эти фигуры изображены в довольно фривольных позах, что позволяет однозначно судить об их социальной принадлежности. Дополняют картину довольно «говорящие» современные аксессуары — высокие сапоги и легкомысленные сумочки. Сами по себе тела молодых женщин нельзя назвать классически прекрасными или привлекательными. Они выглядят стройными, довольно пропорциональными, но не более. Однако низкая высота барельефов, почти графично обрисовывающих формы, позволяет образам оставаться изящными, хрупкими. Это сочетание фривольности и изысканной грации создает образ двойственной женственности — притягательной и порочной одновременно. Трепещущая фактура лепки тел, контрастная гладкому фону, сообщает фигурам зыбкость, а светотеневая игра этой поверхности привносит легковесность в образную структуру произведений. Благородная тонировка барельефов напоминает классические, покрытые патиной времени бронзы, составляя дуализм современности и традиции, что в данном контексте может означать интенцию к вечному звучанию сюжета.
Красота — тоже добродетель,
красивая женщина не может иметь недостатков.
Иоганн Фридрих Шиллер, немецкий поэт
Что такое истинная женская Красота? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Одних восхищает яркая внешность, других — искрометный ум, третьих покоряет богатый внутренний мир избранницы.
Эталон женской привлекательности меняется чуть ли не каждое десятилетие, и то, что считалось красивым и модным вчера, уже сегодня является безнадежно устаревшим. Неизменными же остаются вечные ценности: доброта, человеколюбие, искренность, способность к самопожертвованию и состраданию.
Начнем наше путешествие по миру женских прелестей с Древнего Египта (XIII-XI века до нашей эры). Образцами дамской красоты в то время считались молодые девушки с густыми темными и обязательно длинными волосами, ниспадающими на лицо.
В те же годы появились первые косметические составы: судя по дошедшим до наших дней изображениям египтянок, представительницы прекрасного пола густо подводили глаза черной краской, что придавало взгляду выразительность, пусть и выглядело немного театрально.
«Дополняли» образ красавицы древнего африканского государства узкие плечи, высокая талия и стройная фигура.
Что касается женщин других африканских стран, здесь все выглядело намного сложнее — и не всегда столь элегантно, как в Египте. Например, представительницы кенийского племени кикую по сей день ярко разукрашивают лица, чтобы выглядеть как можно привлекательнее, да так, что на них вовсе не остается свободного места. А женщины химба из Намибии в изобилии носят браслеты и массивные ожерелья, заплетая волосы в дреды и покрывая их красно-оранжевой глиной — намибийской миррой. Кстати, их наряды ограничены одной коротенькой юбочкой: исторически сложилось так, что красотки химба разгуливают с обнаженной грудью.
В Древней Греции (V-III века до н.э.) во главе угла было все, что связано с мужским началом. Это отразилось и на представлениях о женской красоте: женоподобное тело считалось лишь «бракованной» копией мужского. Однако со временем греки стали все чаще отдавать предпочтение полным дамам с пышными формами и чистейшей белой кожей.
В мрачные противоречивые средневековые времена вся человеческая жизнь была наполнена церковью и верой: обществом управляла религия. Женщина в те годы слыла орудием дьявола, ведь она вызывала искушение и олицетворяла собой порок и соблазн. Поэтому дамы считались низшими существами, от чего нередко страдали.
Земная красота в этот смутный период истории была греховной, поэтому богатый арсенал косметических средств временно канул в Лету. Тело полагалось прятать под тяжелыми тканями, целиком скрывавшими фигуру, а на волосы надевать чепчик. Осветлять шевелюру тоже считалось греховным занятием (с «легкой» руки архиепископа кентерберийского Ансельма).
Идеалом женской красоты в те времена была Дева Мария, ведь преобладающим видом художественной деятельности стала иконопись. Богоматерь изображали худой, со скорбным выражением удлиненного лица, с огромными глазами, небольшим ртом и подчеркнуто высоким лбом.
Чтобы соответствовать образцу и визуально удлинить шею, средневековые красавицы частенько выбривали лоб, а порой и брови (вспомните образ Джоконды, созданный Леонардо да Винчи). Облик часто дополнял конусообразный головной убор геннин из прочной бумаги и накрахмаленной ткани, обтянутый шелком, к которому нередко присоединялась закрывавшая лицо вуаль (порой ниспадавшая до пола!)
Следует отметить, что эти причуды поощрялись далеко не всеми. Например, французский писатель Жоффруа де Ла Тур Ландри в своей работе «Livre pour l’enseignement de ses filles du Chevalier de La Tour Landry», адресованной дочерям, предостерегал их от излишних манипуляций с внешностью, призывая сохранить дарованную природой красоту.
В эпоху Ренессанса восприятие женщин изменилось: отныне их считали воплощением добродетели. Однако они по-прежнему оставались в тени мужей, своим внешним видом отражая их статус.
На первый план во времена Возрождения вышли утонченность и женственность. Привлекательными считались высокая пышная грудь, округлые бедра, бледная кожа без загара, по-прежнему высокий лоб и светлые волосы.
Итак, табу, наложенное средневековой церковью, наконец-то было снято с женского тела, которое, наконец, вышло на первый план, заслонив собой душу. Величайшие художники того времени в красках живописали прекрасные дамские тела с подчеркнутыми половыми признаками, причем «в моде» были зрелые формы дам 35−40 лет — матерей, кормилиц, здоровых и полных жизни.
Вспомним полотна таких мастеров эпохи Возрождения, как Рубенс — флагмана Ренессанса, новаторски подходившего к изображению библейских сюжетов, Микеланджело Буонарроти, изображавшего физически совершенных, массивных, зачастую обнаженных мужчин и женщин, Рафаэля, о чьей Сикстинской Мадонне сам Федор Достоевский сказал: «Красота спасет мир», Тициана, творившего быстрыми густыми мазками, что придавало полотнам невиданную прежде динамику. Красота женщин тех далеких лет — апогей жизнелюбия, силы и стремления к жизни.
Эпоха Просвещения — время тотального упорядочивания, в том числе и канонов красоты. Идеальная дама этого времени — обладательница кожи оттенка парного молока, осиной талии, внушительных размеров груди, округлых плеч и мягких, словно детских ладошек.
Пользоваться косметикой в эту эпоху разрешалось: дамы активно румянили щеки, что свидетельствовало об их чувственности, а также подчеркивали голубые вены на бледной коже — символ благородного происхождения и утонченности натуры. В ходу были и накладные мушки, которые использовались кокетками не только для украшения, но и для безмолвного общения с мужчинами.
Для визуального увеличения бедер применялись всевозможные деревянные конструкции, а внешне сузить плечи помогали пышные парики. Каждая уважающая себя красавица носила корсет, сдавливающий талию и подчеркивающий порой чересчур глубокое декольте. К слову, корсеты отменили лишь в 1789 году: в революционное время этот предмет гардероба стал излишним.
Полюбоваться красотками эпохи Просвещения можно на полотнах И.Я. Вишнякова («Портрет Сарры Элеоноры Фермор» в духе рококо), Жан-Антуана Ватто («Затруднительное предложение»), Жан-Этьена Лиотара («Три Грации», «Шоколадница») и многих других мастеров.
Великая Французская Революция 1789 года и индустриализация «отодвинули» в прошлое мушки, броскую алую помаду и напудренные парики. Настало время иной красоты — скромной прелести жен с присущей им нездоровой туберкулезной бледностью, синяками под глазами, субтильностью, а также яркие революционные образы с натуральным румянцем, лишенные моральных ограничений.
Идеальной фигурой считалась форма «песочные часы», а образцом добродетели — королева Виктория, в честь которой эпоху так и назвали — Викторианской.
Атмосферу домашнего уюта, которая так высоко ценилась в XIX столетии и создавалась стараниями любящих женщин, тонко передают художники-интимисты. Так, от полотна Э. Вюйара «Дети на террасе» 1899 года исходят тепло и взаимная любовь. Также внимательный зритель может рассмотреть аккуратную прическу сидящей к нему спиной дамы и пышные рукава ее изящного, невычурного с белоснежным воротником платья.
Даже сам поэт Байрон, великий певец одиночества, восклицал в своем стихотворении «Когда б я мог в морях пустынных»: «А ты, о Женщина, не ты ли/ источник жизни, счастья, сил…»
А вот русского поэта XIX столетия Михаила Юрьевича Лермонтова прельщала вовсе не внешняя прелесть женщины («…И стан ее — не стан богини,/ И грудь волною не встает…», но «чудная простота», жизнь и вдохновение, которыми полны «улыбки, речи и черты» избранницы стихотворца.
В ХХ столетии идеалы женской красоты менялись стремительно и неоднократно.
Так, в 20-е годы прошлого века в моду вошла андрогинность, то есть сочетание в одном образе женских и мужских черт одновременно. Красавицы всеми доступными способами прятали грудь и визуально занижали талию. В эти годы в моде были короткие стрижки — «боб» и мальчишеская фигура.
В 30-е-50-е годы, так называемый Золотой век Голливуда, мир снова вспомнил о женственности, воплощением которой стала актриса Мерилин Монро. На киноэкранах замелькали красотки с укладками-локонами, с тонкими талиями, в пышных юбках и с довольно выразительной «острой» грудью, что удачно подчеркивалось бюстгальтерами особого кроя.
В разгульные 60-е, времена бита и рок-н-ролла, стандарты красоты вновь кардинально изменились. Всеобщим образцом для подражания стала худосочная модель Твигги с огромными «кукольными» глазами, наращенными ресницами, угловатой подростковой фигурой в мини-юбке или ультракоротком А-образном сарафане. Феминистические настроения давали о себе знать.
В 70-е годы, эпоху хиппи, дамы стали чуть женственнее — впрочем, как и молодые люди. Все отрастили длинные волосы, надели джинсы клеш, этнические украшения и наряды в стиле бохо. Многие модные атрибуты того времени позаимствовали у индейцев и индусов (бахрома, узорчатые ткани, религиозные символы).
80-е-90-е годы ХХ века можно смело назвать эпохой супермоделей, ведь повальным увлечением в то время стала аэробика. Худощавые тела керуаковских «бродяг Дхармы» сменили спортивные накачанные фигуры с полной грудью и выраженными мышцами. Особенно в дамах ценился высокий рост.
В каком-то смысле современное общество можно назвать эклектичным — единого идеала красоты не существует. Конечно, на наше представление о прекрасном сегодня влияют телевидение и интернет, однако каждый волен выбирать свой собственный стиль, не боясь попасть на средневековый костер.
Однако выделить общие тенденции все же возможно. Итак, в наше время, безусловно, ценятся естественность и натуральность. Большинство пользователей Сети уже освоили Photoshop, поэтому «искусственной» глянцевой кожей уже давно никого не удивишь — это моветон. Не приветствуются и кукольные ресницы, «утиные» губы постоянных посетительниц кабинетов косметологов, а также силиконовые части тела. Лучше отправиться в спортзал и поработать над своей фигурой, правильно питаться и пользоваться качественной косметикой, чтобы всегда оставаться на высоте. Ведь истинное никогда не выходит из моды…