«Тайна любви больше, чем тайна смерти».
О.Уайльд
«Саломея, танцуй для меня.
Я молю тебя, танцуй для меня!
Если ты станцуешь для меня,
проси все, что захочешь…».
О.Уайльд
Гремят барабаны, звенят бубны, звучат тамбурины и цимбалы, и под эту экзотическую восточную музыку на сцене появляется закутанная в воздушные покрывала танцовщица, появляется и сразу очаровывает зрителей своим изяществом и чувственностью, — так выглядит танец «семи покрывал» сегодня. Откуда он взялся?
Танец будущей царицы Халкидии и Армении, юной красавицы Саломеи вошел в историю благодаря нескольким источникам: Евангелиям от Марка, Матфея и Луки и римскому автору II века Кассию Диону.
Евангельские историки утверждают, что танец Саломеи стал причиной казни проповедника-христианина Иоанна Крестителя. Несколько веков подряд, включая эпоху Возрождения и Новое время, Саломея неоднократно становилась героиней художественных произведений.
Образ прекрасной иудейской принцессы вдохновил на творческие шедевры многих художников, композиторов и мастеров пера. Сюжет со временем приобрел черты, далекие от изначального библейского оригинала, а сама Саломея превратилась в красивую влюбленную девушку, страстную и обольстительную, а иногда и романтичную.
Саломея ужасная или Саломея прекрасная — какая же она была на самом деле, а, главное — что за таинственный танец был исполнен ею на пиру царя Ирода?
Дело происходило в Иудее в семье управляющего римской провинцией Ирода Антипы в 39 году новой эры. Коварная Иродиада, мать Саломеи, мечтала отомстить проповеднику Иоанну Крестителю за злые слова о ее браке. И когда неожиданно представился подходящий случай, Иродиада ни минуты не колебалась.
Ее второй муж, правитель Галлии Ирод Антипа, устроил пир в честь своего дня рождения. На торжество пригласили огромное количество знатных людей, в том числе римских аристократов. Присутствовала на пиру и приемная дочь Антипы юная Саломея, отличавшаяся природной красотой и изяществом, а также несомненным талантом в искусстве танца.
Ирод, увидев приехавшую из Рима девушку, был пленен ее внешностью и попросид станцевать, поклявшись взамен удовлетворить любую ее просьбу. После танца, покорившего зрителей смелостью и оригинальностью, Саломея обратилась к матери: «Что попросить мне?». Властолюбивая и мстительная Иродиада велела: «Проси голову Иоканаана» (так звучало имя Иоанна Крестителя, христианского проповедника, в иудейских источниках). Ирод, сам того не желая, не смог отказать девушке в просьбе, и Иоанн Креститель был казнен, а его голова принесена на старинном блюде.
Каким же танцем пленила Ирода юная принцесса?
Греческие и римские авторы (Демосфен, Дион Кассий и Павсаний) описывают кордак — древний эротический танец с покачиванием бедрами и раздеванием. В Библии танец никак не называется, и, по мнению многих исследователей, Саломея была слишком юна, чтобы исполнять что-то подобное.
О Танце «сем покрывал» существует легенда древних шумеров. Однажды Богиня Земли отправилась в гости к своей сестре, Богине Смерти. Чтобы попасть в подземное царство, Богине Земли приходилось снимать часть своих одежд у каждых из семи ворот. Этот миф лег в основу постановки танца с элементами раздевания уже в античном мире.
Через много веков историки назвали танец Саломеи «танцем семи покрывал». Его обновили хореографы и представили зрителям более столетия назад, когда в Европе стало модным подражать восточным традициям. Семь покрывал — четыре природные стихии и три основы бытия: дух, тело и душа.
Во время исполнения танцовщица срывает с себя поочередно семь покрывал и на какое-то мгновение остается обнаженной. Чаще всего исполнительницы этого танца надевали под покрывала трико телесного цвета. Смысл танца заключался в том, что, скидывая покрывала, человек как бы избавлялся от всего ненужного, лишнего в этой жизни.
Русская балерина Ида Рубинштейн вызвала неистовый восторг в зале Большой Петербургской консерватории в декабре 1908 года. Исполненный ею танец Саломеи, смелый и эротичный, страстный и трагичный, стал новым этапом в мировом балете и танцевальном искусстве.
Танец на пиру у Ирода Антипы — яркий фрагмент из жизни Саломеи. И хотя большинство историков утверждают, что на тот момент девочке только исполнилось 6 лет, художники и писатели представляют Саломею вполне зрелой красавицей.
Романские фрески XII века в Бенедиктинском монастыре Святого Иоанна в Швейцарии — древнейшее изображение на тему танца Саломеи. На фреске в Гемпширском соборе (Англия, XIV век) Саломея изображена танцующей с мечами в руках. Запечатленным в камне танцем иудейской принцессы можно полюбоваться, глядя на фронтон Руанского собора или рассматривая скульптуру в Амьенском соборе.
Позднее танец Саломеи стал сюжетом для десятков картин, вот только некоторые из них:
«Танец Саломеи» Беноццио Гоццолли, 1472 год.
«Танец Саломеи» польского художника Мариция Готлиба, 1879 год.
«Танец Саломеи» французского графика Гюстава Моро, конец XIX века.
«Танец Саломеи» великого Пабло Пикассо, 1905.
«Танцующая Саломея» немецкого художника Франца Фон Штука, 1906 год.
«Танец семи вуалей» французского художника-символиста Гастона Бессьера, 1914 год.
«Танец семи покрывал» российской художницы Виктории Тенеты, 1990-е годы.
Трагическая Библейская история нашла воплощение в искусстве танцевальных ритмов, в мире музыки. Танец иудейской принцессы стал темой для создания балетов «Трагедия Саломеи» французского музыканта Флорана Шмитта в 1907 году и «Саломея» японского композитора Акира Ификубэ в 1948 году. В «Трагедии Саломеи» главная героиня исполняет сразу несколько танцев с колоритными названиями: Танец Страха, Танец Серебра, Танец Змей.
История Саломеи и сюжет с ее танцем — яркое отражение заката Римской империи, пример столкновения языческих традиций с ранним христианством. Острая грань между добром и злом, красотой искусства и жестокостью реальной жизни — вот что такое загадочный танец «семи покрывал».