Танец Додол

12345678mg_7101-27mg_9136-1mg_9137-2mg_9138-3mg_9139-4mg_9140-5mg_9141-6mg_9142-7mg_9143-8mg_9144-9mg_9145-10mg_9523-39mg_9526-42mg_9527-43mg_9528-44mg_9532-48mg_9533-49mg_9545-57mg_9547-58mg_9548-59

Скульптура Танец Додол

Характеристики:

  • Материал: композит, металл
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 110 см. ширина 120 см. глубина 106 см.

Статус: На заказ

от 550 000 ₽


Историческая справка

Славянская мифология — это удивительный языческий мир богов и героев, до сих пор хранящий свои загадки и тайны. Среди женских божеств, таких как Лада и Макошь, есть еще одна интересная фигура — это жена громовержца-Перуна — красавица Додола.

Согласно одной из легенд, великий Перун, сражаясь с непобедимым Змеем, взял себе в помощницы свою супругу, и вместе они сумели поразить врага молниями. Победа знаменовалась ливнем, который живительной влагой напитал Мать-Землю, страдавшую от засухи много дней. С тех пор Перун считается одним из верховных славянских богов, а его жена Додола (Перуница) — покровительницей дождя и молодости, лета и очищения природы после периода длительных холодов.

В славянских мифах рассказывается, что от большой любви родилась у Перуна и Додолы дочка Девана, покровительницы охоты. Есть у Додолы и свои символы — молния, заключенная в круг, помогающая, по преданию, справляться с неразрешимыми проблемами, и прелестные весенние цветы — ландыши.

Додолами в языческих славянских культах называют юных девушек, принимающих участие в традиционных весенних и летних обрядах, вызывающих дождь. Одетые в украшенные зелеными листьями платья с обязательной бахромой, как у древних жриц, девушки становятся главными действующими лицами обрядового действа.

Танцы додол — спасение от засухи

У каждого славянского народа были особые обряды с участием додол, характерные для той или иной географической области. Различные по содержанию, они имели единую цель — вызвать дождь в момент засухи и спасти урожай от гибели.

Центральной частью большинства обрядов традиционно становился веселый танец в исполнении молодых красавиц-додол, непременно женственных и очаровательных. Любимым и самым значимым танцем у славян, конечно, был хоровод (от слова «хоро» — круг), и додолы, танцуя среди своих подруг, обращались с молитвой к небу, призывая Перуна пожалеть людей и подарить долгожданную влагу.

Одетые в светлые платья юные додолы, как правило, были или девочками-подростками, рано потерявшими родителей, или младшими дочерьми в семье. Додолы олицетворяли собой юность, такую же свежую и нежную, как струи дождя в жаркое лето.

Принято было подносить додолам свежеиспеченный хлеб как символ будущего урожая, и обливать их водой в знак радости весеннему дождю.

Додола в обрядах западных и восточных славян

В разгар весны, 22 апреля, восточные славяне отмечали особый праздник, посвященный богине любви, красоты и очарования — Ладе, или Ляле. Девушки собирались на опушке леса или на большой поляне, украшали талию поясками из весенних цветов и первых листьев, водили хороводы, а додолы исполняли особый танец дождя, поднимая руки к небесам.

Участвовали додолы и в обрядах, посвященных древнему празднику Радоницы, только на этот раз их роль исполняли заневестившиеся девушки. Молодежь выходила на улицы и окликала летний дождь, первыми каплями принято было умываться и обтирать детей. Если дождь сопровождался грозой и молниями, все с уважением говорили: «Это Додола нас радует».

У восточных славян на протяжении многих веков был распространен обряд встречи месяца с солнцем, приуроченный к празднику Ивана Купала. Поднимаясь на ритуальные холмы, участники обряда вели с собой молодых девушек, наряженных в светлые одежды, — додол. Вокруг разожженных костров водили хороводы, просили у богов хорошего урожая, удачи в исполнении замыслов. На рассвете процессия устремлялась к реке или озеру, где все участники обряда купались и обливали додол водой.

Западные славяне тоже приурочивали к летнему солнцестоянию красивые ритуалы с вызыванием дождя. На территории современной Словакии вся молодежь собиралась в центре деревни, сажала в телегу юную девушку-сироту и обильно посыпала ее молодой зеленью. В телегу впрягались сельские парни и тащили ее к реке, где с обрядовыми песнями происходило ритуальное купание девушки, выбранной Додолой.

20 июля, в Ильин День, обряд, посвященный богине дождя Додоле, проводился в греческих землях, а 23 апреля, в День Святого Георгия, — в болгарских и сербских. Празднества традиционно сопровождались красочным шествием к водоему под предводительством молодой красавицы, изображавшей богиню дождя Додолу.

В Хорватии в середине лета устраивался обряд Зеленый Юрий: холостые парни и незамужние девушки наряжались в белые одежды и ходили по селу, обливая друг друга водой из ведер. В центре внимания находилась богиня лета и дождя Додола, окруженная свитой девушек-жриц, украшенных поясами и ожерельями из зеленых побегов.

В Македонии обряд вымаливания дождя у божеств с участием девушек-додол существует и сегодня. Это красивое шествие с ритуальными песнями и танцами.

У румын Додолой называли не только девушек-жриц, но и сам праздник вызывания дождя, который устраивали не в определенный день, а только во время суровой засухи.

Дива — второе имя Додолы

Покровительницу юности, дождя и лета в некоторых местностях называли также Дивой (Дивией) и считали третьей по значимости богиней славянских мифов после Макоши и Лады.

В таком интересном источнике XI века как «Беседы Григория Богослова об испытании градом» приводится рассказ о редком обряде моления язычников у колодца. Славяне, собираясь в засушливое время у главного сельского колодца, молились Великой Матери природы, роль которой исполняла в обряде молодая девушка в белом платье с бахромой, украшенном зелеными растениями. Главную героиню в источнике называют Дивией.

В Средние века славяне продолжали почитать Додолу в качестве покровительницы дождя и молодых девушек. Языческие обряды, включая танцы додол, оказались сильнее запретов официальной церкви и даже сегодня, в XXI веке, их можно увидеть во время народных славянских праздников, посвященных дождю и урожаю.


Источники:

  1. Словарь всемирной мифологии. «Братья славяне», Н. Новгород, 1997.
  2. Мифы древних славян. Саратов, «Надежда», 1993.
  3. Иллюстрированный мифологический словарь. Санкт-Петербург, «Северо-Запад», 1994.
  4. Мифология. Ч.2. Саратов, СГУ, 1995.