Танец Додол

Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 1 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 2 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 3 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 4 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 5 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 6 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 7 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 8 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 9 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 10 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 11 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 12 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 13 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 14 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 15 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 16 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 17 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 18 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 19 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 20 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 21 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 22 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 23 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 24
Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 1 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 2 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 3 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 4 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 5 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 6 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 7 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 8 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 9 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 10 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 11 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 12 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 13 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 14 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 15 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 16 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 17 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 18 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 19 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 20 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 21 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 22 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 23 Памятник Дивы Додолы. Скульптура Ивана Коржева 24

Скульптура Дива Додола:

  • Материал: композит, металл
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 110 см. ширина 120 см. глубина 106 см.

Дива Додола

Славянская мифология — это удивительный языческий мир богов и героев, до сих пор хранящий свои загадки и тайны. Среди женских божеств, таких как Лада и Макошь, есть еще одна интересная фигура — это жена громовержца-Перуна — красавица Додола.

Согласно одной из легенд, великий Перун, сражаясь с непобедимым Змеем, взял себе в помощницы свою супругу, и вместе они сумели поразить врага молниями. Победа знаменовалась ливнем, который живительной влагой напитал Мать-Землю, страдавшую от засухи много дней. С тех пор Перун считается одним из верховных славянских богов, а его жена Додола (Перуница) — покровительницей дождя и молодости, лета и очищения природы после периода длительных холодов.

В славянских мифах рассказывается, что от большой любви родилась у Перуна и Додолы дочка Девана, покровительницы охоты. Есть у Додолы и свои символы — молния, заключенная в круг, помогающая, по преданию, справляться с неразрешимыми проблемами, и прелестные весенние цветы — ландыши.

Додолами в языческих славянских культах называют юных девушек, принимающих участие в традиционных весенних и летних обрядах, вызывающих дождь. Одетые в украшенные зелеными листьями платья с обязательной бахромой, как у древних жриц, девушки становятся главными действующими лицами обрядового действа.

Танцы додол — спасение от засухи

У каждого славянского народа были особые обряды с участием додол, характерные для той или иной географической области. Различные по содержанию, они имели единую цель — вызвать дождь в момент засухи и спасти урожай от гибели.

Центральной частью большинства обрядов традиционно становился веселый танец в исполнении молодых красавиц-додол, непременно женственных и очаровательных. Любимым и самым значимым танцем у славян, конечно, был хоровод (от слова «хоро» — круг), и додолы, танцуя среди своих подруг, обращались с молитвой к небу, призывая Перуна пожалеть людей и подарить долгожданную влагу.

Одетые в светлые платья юные додолы, как правило, были или девочками-подростками, рано потерявшими родителей, или младшими дочерьми в семье. Додолы олицетворяли собой юность, такую же свежую и нежную, как струи дождя в жаркое лето.

Принято было подносить додолам свежеиспеченный хлеб как символ будущего урожая, и обливать их водой в знак радости весеннему дождю.

Додола в обрядах западных и восточных славян

В разгар весны, 22 апреля, восточные славяне отмечали особый праздник, посвященный богине любви, красоты и очарования — Ладе, или Ляле. Девушки собирались на опушке леса или на большой поляне, украшали талию поясками из весенних цветов и первых листьев, водили хороводы, а додолы исполняли особый танец дождя, поднимая руки к небесам.

Участвовали додолы и в обрядах, посвященных древнему празднику Радоницы, только на этот раз их роль исполняли заневестившиеся девушки. Молодежь выходила на улицы и окликала летний дождь, первыми каплями принято было умываться и обтирать детей. Если дождь сопровождался грозой и молниями, все с уважением говорили: «Это Додола нас радует».

У восточных славян на протяжении многих веков был распространен обряд встречи месяца с солнцем, приуроченный к празднику Ивана Купала. Поднимаясь на ритуальные холмы, участники обряда вели с собой молодых девушек, наряженных в светлые одежды, — додол. Вокруг разожженных костров водили хороводы, просили у богов хорошего урожая, удачи в исполнении замыслов. На рассвете процессия устремлялась к реке или озеру, где все участники обряда купались и обливали додол водой.

Западные славяне тоже приурочивали к летнему солнцестоянию красивые ритуалы с вызыванием дождя. На территории современной Словакии вся молодежь собиралась в центре деревни, сажала в телегу юную девушку-сироту и обильно посыпала ее молодой зеленью. В телегу впрягались сельские парни и тащили ее к реке, где с обрядовыми песнями происходило ритуальное купание девушки, выбранной Додолой.

20 июля, в Ильин День, обряд, посвященный богине дождя Додоле, проводился в греческих землях, а 23 апреля, в День Святого Георгия, — в болгарских и сербских. Празднества традиционно сопровождались красочным шествием к водоему под предводительством молодой красавицы, изображавшей богиню дождя Додолу.

В Хорватии в середине лета устраивался обряд Зеленый Юрий: холостые парни и незамужние девушки наряжались в белые одежды и ходили по селу, обливая друг друга водой из ведер. В центре внимания находилась богиня лета и дождя Додола, окруженная свитой девушек-жриц, украшенных поясами и ожерельями из зеленых побегов.

В Македонии обряд вымаливания дождя у божеств с участием девушек-додол существует и сегодня. Это красивое шествие с ритуальными песнями и танцами.

У румын Додолой называли не только девушек-жриц, но и сам праздник вызывания дождя, который устраивали не в определенный день, а только во время суровой засухи.

Дива — второе имя Додолы

Покровительницу юности, дождя и лета в некоторых местностях называли также Дивой (Дивией) и считали третьей по значимости богиней славянских мифов после Макоши и Лады.

В таком интересном источнике XI века как «Беседы Григория Богослова об испытании градом» приводится рассказ о редком обряде моления язычников у колодца. Славяне, собираясь в засушливое время у главного сельского колодца, молились Великой Матери природы, роль которой исполняла в обряде молодая девушка в белом платье с бахромой, украшенном зелеными растениями. Главную героиню в источнике называют Дивией.

В Средние века славяне продолжали почитать Додолу в качестве покровительницы дождя и молодых девушек. Языческие обряды, включая танцы додол, оказались сильнее запретов официальной церкви и даже сегодня, в XXI веке, их можно увидеть во время народных славянских праздников, посвященных дождю и урожаю.


Список литературы:

  1. Словарь всемирной мифологии. «Братья славяне», Н. Новгород, 1997.
  2. Мифы древних славян. Саратов, «Надежда», 1993.
  3. Иллюстрированный мифологический словарь. Санкт-Петербург, «Северо-Запад», 1994.
  4. Мифология. Ч.2. Саратов, СГУ, 1995.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы