Скульптура Молодой Пилат. Оратор

Понтий Пилат, молодой оратор, вид спередиПонтий Пилат, молодой оратор, вид справаПонтий Пилат, молодой оратор, вид сзади

Характеристики памятника Молодой Пилат. Оратор:

  • Материал: бронза
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 85 см. ширина 50 см. глубина 19 см.

Краткие сведения об изображенном:

Понтий Пилат — пятый римский прокуратор Иудеи, Самарии и Идумеи при императоре Тиберии. Длительный срок правления свидетельствует о его компетентности. В 1961 была найдена надпись, из которой явствует, что он был не просто прокуратором, но и префектом Иудеи. Принял непосредственное участие в событиях ареста, суда и казни Иисуса Христа.

Оратор (Тогатус) — тип древнеримских статуй, прямостоящая фигура, задрапированная в тогу, форма прославления знаменитых ораторов, политиков и военачальников. Тога, статусное одеяние, отличающее римлян от варваров, была символом заслуг, высокого места в иерархии.

Величественная поза оратора, облаченного в тогу, стянутую на плече застежкой — фибулой, замечательно подходит образу видного политика и военачальника, которым, несомненно, был молодой Понтий Пилат, прокуратор, префект большой римской провинции. Указующий жест простертой руки, резкий поворот головы в ту же сторону придают позе безапелляционную утвердительность. Худощавое сложение, вытянутые пропорции фигуры свидетельствуют о его подвижности — физической и духовной, при этом выбор направления этого совокупного движения у самого оратора не вызывает сомнений. Кажется, на данный момент Пилат считает себя причастным к сущностному движению бытия. И только имея в виду дальнейший ход его жизни можно, не без сожаления к этому страдательному, по сути, персонажу, рассудить насколько он заблуждался. Категоричность личности, обозначенная соединением строгих вертикальных и горизонтальных ритмов, жесткостью моделировки форм, не позволяет Пилату проявлять гибкость в решениях, но помогает идти к обозначенной цели, невзирая на препятствия. Величавая дуга провисающей драпировки несколько смягчает образ, одновременно придавая ему самодостаточность, Ведущая партия остается за утверждающей вертикальной осью, подчеркнутой квадратичным орнаментом канта плаща. Так в жесткой личности лишь отдаленным намеком обозначается потенциальное развитие тех сомнений, что будут терзать его в годы жизни после казни Христа.


Молодой Пилат

Говори точно, четко, грамотно,

умеючи, тогда люди поверят

тебе и пойдут за тобой.

Понтий Пилат

Римское государство в I веке новой эры представляло собой захваченные в бесконечных войнах обширные территории, поделенные на провинции. Одной из крупных и богатых провинций являлась Иудея, управляемая не только римским наместником, но и религиозной организацией — Синедрионом. Центром пребывания римлян в Иудее являлся город Кессария, в котором и находился постоянно Понтий Пилат, занимающий высокую должность префекта.

Реальность существования пятого прокуратора Иудеи долго оставалась под вопросом: слишком уж много в его судьбе было неясного, не освященного историками. В середине XX века археологи обнаружили при раскопках Кессарийского театра фрагмент каменной стелы с надписью: «Понтий Пилат. Префект Иудеи, посвятил это Августу Тиберию». Лежащие рядом монеты помогли датировать уникальную находку 29 годом новой эры. Римом в то далекое время правил император Тиберий из патрицианского рода Клавдиев.

Рим в годы правления Тиберия

Тиберий Август пришел к единоличной власти в 14 году новой эры. Лозунгом второго в истории Рима императора стали его собственные слова: «Я государь для рабов, император для солдат, равный среди равных для граждан».

Тиберий, продолжая внутреннюю политику своего предшественника Августа, первого принципата Рима, сумел усилить императорскую власть, улучшить управление римскими провинциями, увеличить казну. Еще со времен Римской республики провинции рассматривались Римом как легкий источник средств для процветания всего государства.

Провинции в античное время старались беречь, а не жестоко эксплуатировать, выжимая все соки, как это случится в эпоху Нового Времени. Тиберий в одном из писем так иносказательно определяет свою политику по отношению к провинциям: «Мое желание — чтобы овец стригли, а не убивали на мясо».

Для успешного и эффективного управления провинциями Тиберию требовались надежные помощники. Молодой Понтий Пилат, женившийся на внебрачной дочери Тиберия, по словам историков, «вошел в его команду» и был назначен наместником Иудеи с целью наведения там порядка и поддержания спокойствия.

Родословная

Понтий Пилат, родившийся в 10 году до новой эры в Галлии, принадлежал к всадничеству (эквитам), знатной прослойке римских граждан. Эквиты составляли патрицианскую часть римской армии, позже стали вторым по значимости после сенаторов сословием Республики, а затем и Империи. Выступая в военный поход на коне, эквиты гордились своими древними родами, восходящими, по легенде, к основателю Рима Ромулу, и воинскими заслугами, накопленными знатными предками.

Имя «Понтий» говорит о происхождении из самнитского (одного из древнейших италийских племен) рода Понтиев. Источники называют, по крайней мере, двух Понтиев, пользующихся заслуженной славой: Гая, командующего армией в IV веке до новой эры, и Телезина, принявшего активное участие в Союзнической войне I века до новой эры.

Еще в юности молодой воин получил прозвище «Пилатус» за умелое владение метательным копьем (по-латыни «пилум»). Копье, состоящее из древка и железного наконечника, представляло собой грозное оружие в руках римских легионеров.

Некоторые историки утверждают, что еще совсем юный Понтий Пилат принимал участие в нескольких войнах Рима и проявил себя как храбрый солдат и патриот своей страны. В 14 г. новой эры, когда будущему прокуратору исполнилось 24 года, Рим возобновил сражения с германскими племенами. Командующий кавалерийским отрядом Понтий Пилат отличился в битве Идиставизо в долине Везера и был отмечен полководцем Германиком как умелый командир.

Понтий Пилат в Иудее

До Пилата Иудеей управлял префект Валерий Грат из плебейского рода Валериев. О Грате почти ничего неизвестно, кроме того, что в годы его нахождения в должности (15 — 25 гг. новой эры) Иудее разрешили чеканить собственные монеты.

Тиберий, уважительно относясь к хорошо проявившему себя в военных сражениях Понтию Пилату, отправил его в 26 году новой эры в Иудею с целью предотвращения назревающих там волнений. В годы наместничества Пилата в Иудее рядом с ним постоянно находился биограф Грек Гермидий, тщательно записывающий все происходящие в Кессарии и Иерусалиме события. Жизнеописания Гермидия — один из лучших источников, рассказывающих нам о Понтии Пилате до его знакомства с Иисусом Христом.

Отправившись в Иудею в качестве префекта, т. е. наместника, обладающего неограниченной гражданской и военной властью, Понтий Пилат сразу же совершил роковую ошибку: он не признал религиозные взгляды и традиции иудеев. Современники в один голос заявляют, что новый префект повелел разместить на священной горе под Иерусалимом штандарты Рима с портретами императора Тиберия. Жители Иудеи были возмущены таким поступком римлян и возненавидели пятого прокуратора.

И когда через пару лет Понтий Пилат провел в Иерусалиме водопровод, очистив город от грязных потоков и зловония, жители обвинили его в том, что на строительство ушли священные для иудеев деньги, хранившиеся в Иерусалимском храме.

Пятый прокуратор, руководствуясь указаниями императора Рима, сделал для Иудеи много хорошего. Как было принято в то время в Римском государстве, он постоянно строил, в основном акведуки и дороги, что подтверждено археологическими раскопками, при нем чеканились монеты. К сожалению, эти деяния не принесли ему славы, в историю Понтий Пилат вошел под именем человека, приказавшего распять Иисуса Христа.

Объяснение такой исторической несправедливости, возможно, находится в словах историка Публия Корнелия Тацита: «Иудеи считают священным все, что противно римлянам, и, напротив, все, что у нас священно, преступно для иудеев». Трудно было найти точки соприкосновения молодому знатному римлянину-язычнику и иудеям, верящим в единого бога, совсем непонятного другим народам. Префект Понтий Пилат как истинный гражданин Рима более всего заботился об укреплении положения Римской империи, об обеспечении спокойствия в данной ему провинции; иудеи же увидели в поступках и жесткости наместника угрозу своим святыням. Диалога не получилось.

Супруга Понтия Пилата Клавдия Прокула

Клавдия Прокула, молодая и красивая жена Понтия Пилата, приходилась правящему императору Тиберию незаконнорожденной дочерью. Искренне любящая своего супруга, Клавдия отправилась вместе с ним в отдаленную от центра провинцию, хотя в те времена в среде римской знати так поступать было не принято. Супружеская чета поселилась в роскошном дворце в Кессарии, на берегу Средиземного моря, в резиденции, где проживали все посланные Римом прокураторы Иудеи.

На одной из помпейских фресок имеется изображение супружеской пары, по некоторым данным, молодого Понтия Пилата и его любящей супруги Клавдии Прокулы. Мужчина в белой тоге, женщина — в красном платье, т. е. в одежде присутствуют праздничные цвета, использовавшиеся в дни бракосочетаний. Возможно, этот портрет неизвестного художника написан в 20-е годы I века, когда и был заключен брачный союз между знатным римлянином и дочерью Тиберия.

Клавдия после во многом загадочной смерти своего супруга приняла христианство и причислена к лику святых греческой, эфиопской и коптской церквями. В Египте распространены иконы с ликами Понтия Пилата и Клавдии. Почитание исходит из древних времен как одной из первых известных супружеских пар в истории новой эры.

Парадная скульптура в истории Рима периода Ранней Империи

До нашего времени дошло не так много подлинных римских скульптур. К сожалению, большое их количество было уничтожено в годы раннего христианства, когда религиозные апологеты боролись с проявлениями язычества.

Как и многое другое, скульптуры привозились римлянами из Греции и устанавливались в частных владениях знатных римлян и в общественных местах. Зодчие массово изготавливали копии греческих статуй.

Скульптура имперского периода характеризуется, в первую очередь, парадностью изображений. Статуям придавалось большое политическое значение как демонстрации могущества Рима. Изваяния правителей страны и римской знати, отлитые из бронзы или вырезанные из мрамора, дополнялись традиционными воинскими копьями или символами власти — жезлами.

Кроме императоров, статуй удостаивались уважаемые в государстве люди. Так, известна скульптура оратора Авла Метела, стоящего в простой позе с поднятой для приветствия рукой. Кому и как ставить статуи, решал Сенат. Конных памятников заслуживали лишь участники военных триумфов. Были распространены тогатусы с изображениями жрецов, в этом случае голова фигуры была покрыта капюшоном из верхнего края тоги.

Римские зодчие делали основной акцент на реалистичность, тщательно прорисовывая черты лица и фигуры, складки одежды, особенности позы. Еще в годы Республики в Риме появился вид статуй, называемый «тогатус». Название происходит от традиции римлян называть себя «людьми в тогах», в отличие от греков, «мужчин в плащах». Присутствовать на знаменитом римском Форуме имели право лишь граждане-мужчины, одетые в тогу, ставшую одним из символов Рима.

Статуи-тогатусы изображали в рост одетого в тогу с драпировкой римского гражданина, принадлежащего к одному из знатных сословий. Как правило, скульптура выполнялась в единой композиции: фигура изображалась стоя, с отставленной в сторону ногой. Причем драпировка должна была выглядеть традиционно: группы складок на груди, у колен и у нижнего края тоги.

В эпоху Ранней Империи, когда Римом правил Тиберий, скульпторы несколько изменили изображение, «удлинив» тоги до самой земли. В археологическом музее Неаполя выставлен двухметровый бронзовый тогатус императора Тиберия, выполненный согласно всем канонам данного вида искусства в I веке новой эры.

Кто знает, не случись с Понтием Пилатом печальной для всего человечества истории с казнью Иисуса Христа, возможно, и он удостоился бы тогатуса за несомненные заслуги перед Римом.

На картине венгерского художника-реалиста Михая Либ Мункачи «Христос перед Пилатом», написанной в 1881 году, префект изображен в своем любимом судейском кресле, с которым, судя по данным источников, редко расставался. Белая тога с красной полосой говорит о его высоком положении и принадлежности к привилегированному сословию.

Таким Понтий Пилат и войдет в историю: знатным римлянином, властным и уверенным в себе, вершившим судьбы жителей провинции, которой ему довелось управлять. И только поздние христианские документы, придавая образу пятого прокуратора Иудеи черты жестокости и непримиримости к чужим культам, расскажут миру о его неоднозначной роли в суде над Иисусом Христом.


Источники:

  1. Иосиф Флавий. Иудейские древности. М., 1988.
  2. Иосиф Флавий. Иудейская война. М., 2017.
  3. Гай Светоний Транквил. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1990.
  4. Корнелий Тацит. История. СПб., 1993.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора