Святой Георгий (Егорий)


Скульптура Святой Георгий (Егорий)

  • Материал: дуб, металл, композит, ковка
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 520 см. ширина 450 см. глубина 450 см.

Краткие сведения об изображенном

Скульптура «Святой Егорий заговаривает духов земли Русской» — посвящена приходу на Русь христианства. Существует древняя легенда, которая гласит, что за долго до крещения Руси князем Владимиром на нашу землю пришел святой Егорий и заговорил царя волков, царя птиц, дракона и царя змей.

Постамент скульптуры представляет из себя крест, по центру которого двигается святой Егорий, заклиная стоящих крестах духов. Дракон, царь волков и царь птиц — уже приобрели статуарность, а змеи с их царем остаются последними. Еще последний миг и они останутся в прошлом истории земли. Строгость фигуры святого и его строгое одеяние вступают в противостояние с цветными и фактурными изображениями языческой Руси, которая жила слитно с природой. Скульптуры царя волков и царя птиц выполнены из дерева и покрашены. Змеи — это выкованная скульптура. Дракон — это совмещение дерева и черного металла, крест — основание скульптуры так же черный финишированный металл.

Фигура святого Ягория выполнена в композитном материале и отфиниширована цветными деталями. Автор, во многих своих работах заглядывает в глубину становления и развития земли Русской и во многих его работах — это находит отражение.


Святой Егорий — один из самых любимых героев на Руси, его называют также Георгием или Юрием. Святой Георгий почитается во всем христианском мире как великомученик, а в славянских преданиях предстает перед нами как храбрый победитель Змея (Дракона), пожиравшего людей и опустошавшего поля.

Существует также древнее языческое сказание, в котором Егорий изображен мистической фигурой — человеком, умеющим разговаривать с дикими животными и усмирять их хищный нрав. За это качество славяне прозвали Егория еще и «Волчьим пастырем».

К 1167 году относится фреска в церкви в Старой Ладоге, изображающая Святого Егория на белом коне, а у его ног — распростертого Змея. Это первый по хронологии источник с изображением Святого Егория, дошедший до наших дней.

Интересно, что Георгий — один из немногих героев, входящих и в христианские, и в мусульманские легенды. На Востоке Георгий также считается мучеником, принявшим страшную смерть за истинную веру. Дважды в год, 23 апреля и 26 ноября на Руси отмечается Праздник Святого Егория, покровителя земледелия и скотоводства.

После победы Великого князя Дмитрия Донского над монголами в 1380 году Егорий (Георгий) Победоносец становится официальным защитником и покровителем Москвы.

Изображение Георгия Победоносца в образе героя, поражающего змея копьем, появилось на гербе Москвы в XVIII веке.

Знатный каппадокиянин

Греческие историки рассказывают, что Георгий родился в III веке в Малой Азии, в области Каппадокия, в одной из римских провинций, в семье знатных родителей. Юноша поступил в военную школу, где достиг больших успехов и был отмечен самим императором Диоклетианом.

Окружающие не могли не заметить природный ум, смекалку и мужество молодого римлянина, и все прочили Георгию блестящее будущее. Молодой человек прибыл в Рим, где был благосклонно принят при императорском дворце — перед ним открывались все двери мира.

В то время в Римской империи появились первые христиане, терпевшие гонения от Диоклетиана и его окружения. Георгий, будучи богатым человеком, раздал свое имущество голодающим христианам, за что был схвачен, предан пыткам и казнен в 303 г.

Уже в IV веке в Римской империи стали сооружаться храмы, посвященные Георгию, затем церкви и мечети его имени появились в Персии и в Византии. Имя Святого Георгия весьма почитаемо по всей Европе, в Северной Африке, в Передней Азии.

Победитель Змея в славянских сказаниях

Славяне почитают Святого Егория как победителя Змея, лишавшего людей урожая и обрекавшего их на голод. Змей, кроме, того, требовал каждый год по девушке, которых пожирал в своем логове. Легенда «Чудо о Змее» рассказывает, что славный воин Егорий, услышав, что в жертву готовится царская дочь, прискакал на коне и копьем поразил Змея, освободив земли от опустошения, а людей от унижений и бед.

В Средние века иконописцы изображали Святого Егория в виде хрупкого юноши с копьем в руках, поражающего жестокого Змея, причем Змей символизировал злые силы, возможно, самого дьявола.

Святой Егорий прославлялся в русских народных сказаниях, преданиях, легендах, духовных стихах. Особенно известна записанная два столетия назад со слов старожилов «Былина о Егории Храбром», русском богатыре, сражавшемся с врагами родного государства и погибшего в мучениях.

Великий князь Ярослав в 1030 году повелел ставить на русской земле храмы, посвященные Егорию (Юрию, Георгию). Первые соборы Святого Георгия были сооружены в Киеве и Новгороде. С того времени изображения Святого Егория с копьем стали помещаться на княжеские печати и монеты, получившие позже название «копейка».

Егорьев день

Святой Егорий предстает в древних славянских легендах как покровитель скота и одновременно как смелый полководец. Также он известен под именем Егорий Храбрый.

Со времен Ярослава Мудрого 26 ноября праздновался на Руси День Егория Осеннего (по-другому — Юрьев День) — в это время встречалась осень с зимой. Крестьяне и бояре молились за Святого Егория, изготавливали амулеты, помогающие избежать голода и смерти в бою. Причем для простого народа образ Егория ассоциировался с покровителем земледелия, а для русской знати — с талантливым и смелым воином-полководцем.

С еще более древних времен 23 апреля отмечался в русских землях День Егория Вешнего. Считалось, что именно в последнюю неделю апреля, когда скот выходил на луга после долгой зимы, весна полностью вступала в свои права. В народе 23 апреля называли Днем Отмыкания Земли.

Сказания донесли до наших дней народный обычай — умываться «юрьевой росой», которая, по поверьям, давала человеку здоровье на весь год. В средневековых духовных стихах, повествующих о Георгии Победоносце, есть такие строки:

«Поклоняйтесь чудному образу,

Святому Егорию Храброму".

Посвященные Святому Георгию дни до сих пор отмечаются в Грузии и в Англии, в Осетии и в Сербии, в Турции и в Болгарии.

Покровитель Москвы и других городов

Москва, основанная Юрием Долгоруким, выбрала своим символом изображение Святого Егория (Георгия, Юрия) с копьем в руках, попирающего Змея. В геральдике Дракон означает существо, стоящее на стороне добра, а Змей — злобный персонаж. По этой причине на московском гербе мы видим именно Змея (у него две лапы, а у Дракона — четыре).

По указам русских князей в XI-XIII веках было основано четыре города, получивших имя Святого Егория (Юрия):

— Юрьев (Тарту) — в 1030 году по велению Ярослава Мудрого;

— Юрьев-Русский (Белая Церковь) — около 1034 года также по велению Ярослава Мудрого;

— Юрьев-Польский — в 1152 году по велению Юрия Долгорукого;

— Юрьев-Повольский (Юрьевец) — в 1225 году по велению владимирского князя Юрия Всеволодовича.

Во многих русских городах сооружались храмы Святого Георгия, открывались мужские монастыри имени Св. Георгия.

Награды имени Святого Георгия

В 1769 году, в День Егория Осеннего, Екатерина Великая повелела утвердить Орден Георгия Победоносца. С этого дня 26 ноября стало считаться еще и Праздником Георгиевских кавалеров, ярко отмечавшимся при императорском дворе.

Новую награду, имеющую четыре степени, вручали за мужество и подвиги офицерам русской армии. За сто пятьдесят лет, вплоть до Октябрьской революции, Орден Святого Георгия был вручен десяти тысячам воинов. После 1917 года орден был упразднен и вновь восстановлен как военная награда России в 2000 году.

Любимая всеми россиянами оранжево-черная георгиевская лента также происходит от Ордена Георгия Победоносца (черный цвет — символ дыма, оранжевый — пламени).

Святой Егорий (Юрий, Георгий), несомненно, является одним из самых почитаемых героев в России. Мужественный и благородный образ Егория — воплощение истинного защитника народа, победителя мирового зла.


Источники:

  1. Словарь всемирной мифологии. «Братья славяне», Н. Новгород, 1997.
  2. Мифы древних славян. Саратов, «Надежда», 1993.
  3. Иллюстрированный мифологический словарь. Санкт-Петербург, «Северо-Запад», 1994.
  4. Мифология. Ч.2. Саратов, СГУ, 1995.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы