Самсон

untitled-25

Скульптура Самсон

Характеристики:

  • Материал: композит
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 120 см. ширина 120 см. глубина 6 см.

Статус: На заказ

от 450 000 ₽


Самсон — судья и герой из Ветхого завета, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами.
На данном рельефе Самсон изображен во время своего последнего подвига, когда он, окованный цепями пленник, стал между двух столбов, поддерживающих крышу филистимского храма, оперся в столбы руками и с грохотом обрушил их, ценой своей жизни погубив врагов.
Рельеф Ивана Коржева — это современное переосмысление библейского сюжета, о чем свидетельствует неканонический, современный образ Самсона, изображение столбов-колонн, а также знак доллара в имени героя.


Если же остричь меня,

Оставит меня сила моя…

Книга Судей, гл.16


Народный герой иудеев Самсон встает в один ряд с такими защитниками родной земли как русский богатырь Илья Муромец, древнегреческий Геракл, кавказский Витязь в тигровой шкуре, европейский король-рыцарь Ричард Львиное Сердце.


Исполин израильской земли Самсон, по мнению большинства исследователей, личность историческая, реально существовавшая. Народ Израиля прочно связал имя Самсона с борьбой против филистимлян, захвативших иудеев и 40 лет угнетавших их.


Филистимляне — «народы моря», выходцы из Малой Азии, ветвь племени «пелистим», давшего позднее название стране Палестине. Легко покорив разобщенные еврейские племена, хорошо вооруженные филистимляне обложили их данью.


Легенды о Самсоне повествуют о его подвигах, в них воспевается мужество и сила молодого богатыря. Израильтяне считали, что сам Яхве назначил Самсона своим оружием для борьбы с филистимлянами.


Самсона воспевали в мифах и преданиях не только израильтяне: он стал прообразом героев в русских, финских, кавказских сказаниях. О подвигах Самсона рассказывается в Ветхом Завете, в религиозной еврейской Книге Судей, в Талмуде — письменном собрании еврейских мудростей.


В 2012 году израильские археологи обнаружили рядом с предполагаемым местом захоронения Самсона в Палестине каменную печать с рельефным изображением воина и льва. Исследователи считают, что находка является первым археологическим подтверждением подвига Самсона как реального исторического персонажа.

Происхождение Самсона

У родителей будущего богатыря — судьи Маноя и его красавицы супруги Цлельпонит долго не было детей, и долгожданного, предсказанного ангелом сына они назвали Самсоном — «Солнечным». Мальчик, живший с родителями в городе Сариасе, радовал окружающих необыкновенной отвагой и огромной силой.


С самого дня своего рождения Самсон был посвящен родителями Иегове, согласно обычаю, установленному Моисеем. Таких людей израильтяне называли назореями, «обрученными Господу». В жизни Самсона существовали ритуальные запреты: не есть некоторых блюд, не пить вина, не касаться мертвых и не стричь волосы.


Однажды, как гласит предание, юный Самсон отправился на прогулку вдоль зеленых холмов и встретил разъяренного льва. Молодой человек вместо того, чтобы убежать, напал на зверя и растерзал его голыми руками.


Вся жизнь Самсона, родившегося на сороковой год власти филистимлян, стала борьбой против завоевателей.

Народный судья Израиля

Судьями в Израиле назначались отважные и мудрые люди, которые поднимали народ на борьбу против иноземных захватчиков. Судьи происходили из разных социальных слоев, у них не было богатств, роскошных дворцов, телохранителей, но они обладали авторитетом и заслуженной любовью израильтян.


Самым известным, тринадцатым по счету народным судьей земли израильской был богатырь Самсон. На свою беду выбрал он себе невесту из филистимлян и, несмотря на уговоры и просьбы родителей, женился на ней. На 7 день свадебного пира родственники похитили новобрачную. В отместку Самсон сжег все поля филистимлян, погубив урожай и удалившись в печали в горную пещеру.


Филистимляне явились к израильтянам с требованиями выдать народного судью. Пришлось иудеям посылать гонцов к Самсону с просьбой выйти из убежища и предстать перед ненавистными филистимлянами. Самсон дал себя связать и отвести к врагам, но в последний момент разорвал путы, вооружился валяющейся на земле челюстью осла и перебил тысячу филистимлян.


Позднее место битвы назвали «Рамет-Лехи» — «Пещера челюсти», а бьющий там источник, из которого Самсон утолил жажду, получил имя «Взывающий источник».


Двадцать лет служил Самсон народным судьей Израиля, пользуясь заслуженной любовью жителей города и его окрестностей. В 994 г. до н.э. получил он должность Верховного Судьи Израиля и всегда был справедливым, как сообщает Талмуд.

Предательство, вошедшее в историю

Увлекся богатырь прекрасной филистимлянкой Далилой и стал часто посещать ее. Узнали об этом соплеменники девушки и посулили ей богатую награду, если она сможет выведать тайну могучей силы Самсона.


Коварная Далила, изображая пылкую влюбленную, пыталась узнать, откуда берет Самсон свою великую силу. Богатырь сразу же почувствовал неискренность девушки и решил проверить ее. Он сказал Далиле, что потеряет силу, если свяжут его сырыми тетивами лука. Предательница ночью связала Самсона семью сырыми полосками лыка, из которого делали тетиву. Он проснулся и легко разорвал путы.


И снова поверил Самсон раскаявшейся Далиле, которая обиделась на него за обман, и сообщил, что можно укротить его силу, если вплести его длинные волосы в ткань и прикрепить ее к ткацкому станку. Далила так и сделала, а потом закричала: «Самсон, филистимляне идут на тебя!». Самсон вскочил и легко разрушил ткацкий станок, освободив свои волосы одним движением.


Самсон испытывал к Далиле сильное влечение и надеялся, что она все же не предаст его. Однажды в минуту сомнений он рассказал девушке правду: «Сила могучая в моих волосах, с самого рождения ни разу не тронутых ножницами; если их отрезать, стану я беспомощен как младенец». В ту же ночь Далила остригла волосы Самсона и призвала филистимлян.


Не смог ослабевший силач побороть врагов, они связали его отлитыми из бронзы цепями, ослепили и бросили в холодный подвал, где поверженный богатырь должен был постоянно молоть зерно ручной мельницей.

Подвиг слепого богатыря

Прошло несколько дней, и филистимляне решили в день языческого праздника устроить пир в честь победы над израильским богатырем, над его неукротимой силой. Пять тысяч человек, среди которых было немало филистимлянской знати, собрались в храме бога Дагона. В самый разгар торжества один из подвыпивших гостей предложил привести пленного Самсона, чтобы он веселил собравшихся.


В толпе веселящихся филистимлян появился ослепленный богатырь. Присутствующие, занятые общением и богатым угощением, не заметили, что у Самсона снова отросли длинные волосы, дающие ему силу. Богатырь попросил мальчика, который привел его в храм, поставить его у колонн, являющихся опорами крыши.


Тем временем на крыше скопилось немало зрителей, наблюдающих за пиршеством филистимлянской знати и унижением израильского силача. Обхватив руками колонны, Самсон мысленно обратился к богу за помощью и с возгласом «Умри, моя душа, с врагами!» обрушил конструкцию.


Раздался страшный грохот, заглушивший отчаянные крики филистимлян, погребенных под упавшей крышей храма. Так Самсон отомстил ненавистным врагам, захватившим израильскую землю. Соплеменники похоронили его со всеми почестями на родине в Сариасе, в семейном склепе.

Самсон в мировом искусстве

Сюжеты жизни Самсона нашли отражение на мраморных барельефах в Неапольском соборе, датированными IV в. н.э.

В эпоху Средневековья библейские легенды о Самсоне изображались на книжных миниатюрах.

Скульптор Михаил Козловский сделал фонтан со скульптурой Самсона, раздирающего льва, центром дворцово-паркового ансамбля Петергофа.

Подвиги Самсона стали главной темой оратории Георга Генделя, в которой герой выступает истинным патриотом. Французский композитор Камиль Сен-Санс воспел любовь иудейского богатыря к прекрасной филистимлянке в опере «Самсон и Далила».


В XVII веке образ Самсона служил символом борьбы протестантов против папы римского; личности иудейского богатыря посвящено немало стихов и пьес XIX столетия.


Запечатлели подвиги иудейского богатыря и художники разных эпох:

— в 1842 году Франческо Хаец создал полотно «Самсон и лев»;

— великий Рембрандт изобразил героя на картинах «Самсон угрожает тестю» и «Самсон, загадывающий загадку за свадебным столом», «Самсон и Далила», «Ослепление Самсона»;

— Рубенс выбрал для своего сюжета о Самсоне момент его пленения филистимлянами;

— сцену вероломного отрезания волос у Самсона воссоздали: Рубенс на полотне «Самсон и Далила»; Ван Дейк, Ян Ливенс и Ван Хоткорст на одноименных картинах, Ван Коненберг на полотне «Предательство Далилы»;

— русский художник XIX века Федор Завьялов запечатлел последний подвиг Самсона.


В XX веке на тему подвигов иудейского богатыря и любви Самсона к предательнице Далиле было снято более десятка кинолент: «Самсон и Далила», 1914 г. (реж. Дж. Ф. Макдональд), «Самсон и Далила», 1949 г. (реж. С.Б. де Миль), «Геракл против Самсона», 1963 г. (реж. Пьетро Франчиши) и др.


Богатырь Самсон вошел в мировую историю как истинное представление иудеев о народном герое: обладатель могучей силы, мудрый, благородный, верующий в Бога защитник родной земли.


Источники:

  1. Беккер К. Мифы Древнего мира. Саратов, «Надежда», 1995.
  2. Иллюстрированный мифологический словарь. Санкт-Петербург, «Северо-Запад», 1994.
  3. Лопухин А.П. Израильские судьи//Словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1907.
  4. Мифология. Ч.2. Саратов, СГУ, 1994.
  5. Церен Эрих. Библейские холмы. М., 1986.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора