Рельефы Состояние Души 2

untitled-4untitled-5untitled-6untitled-7untitled-8untitled-9untitled-10untitled-11untitled-12untitled-13untitled-14untitled-15untitled-16untitled-17untitled-18untitled-19untitled-20untitled-21untitled-22untitled-23

Характеристики рельефов Состояние души:

  • Материал: литьевой камень
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 70 см. ширина 70 см.

Краткие сведения об изображенном

Состояние души" — это цикл И. Коржева из двадцати барельефов, в котором мастер отдаёт дань абстрактной скульптуре. Каждый барельеф — отдельное произведение, рассказывающее о каком-либо человеческом переживании. Холодная серо-зелёно-лиловая «Обида», оранжевая (с переходом тона от яркого до приглушённого) «Смелость», серая «Неискренность», гармоничная розово-оранжевая «Радость», словно пронизанная лучами солнца… Каждое изображение в этом цикле — знак, но не какой-то общеизвестный символ, а как бы отправная точка для размышления зрителя: пересекающиеся окружности и цветовые переходы рельефа «Общность»; словно след от удара в пробитой камнем стене рельефа «Горе»… Не задавая в этой скульптуре явных сюжетных рамок, И. Коржев как бы приглашает нас к сопереживанию, совместному размышлению, сотворчеству. Подобное произведение может послужить необычным и оригинальным подарком для творческой личности.


Мир эмоций в абстрактной живописи

Абстрактные художники пытаются основать

материальную осязаемость, которая образует

постоянный архив внушенных природой идей и эмоций.

Стюарт Дэвис, американский живописец

Абстракция — это отвлеченность, отвлеченность от видимых глазу привычных форм, явлений, собственное, глубоко личное видение мира автором, нашедшее воплощение в ярких образах, созданных из формальных элементов — линий и цветовых пятен.

Как и многогранные рельефы Ивана Коржева «Состояние души», работы художников-абстракционистов приглашают к сотворчеству: вдумчивому созерцателю предстоит погрузиться в захватывающий мир эмоций живописцев и разгадать замысел их потусторонних, загадочных, мистических и зачастую непознаваемых полотен.

Лирико-эмоциональная абстракция Кандинского

Русский живописец Василий Кандинский (1866−1944) — теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма, сооснователь группы «Синий всадник».

Все произведения мастера основывались на философских понятиях и переживаемых художником чувствах. В своем творчестве он стремился к синтезу живописи и музыки с ее эмоциональной выразительностью и абстрактными чертами, которые рассматривал как параллели между наукой и философией.

Кандинский — основательно нового стиля в живописи — лирической абстракции, отражающего медитативное состояние глубокого созерцания. Основополагающим исследованием, в котором художник изложил свои идеи, стала написанная им в 1912 году работа «О духовном в искусстве».

Художник двигался к абстракции постепенно, шаг за шагом. Его первой подобной работой стало полотно 1910 года, которое так и называется — «Первая абстрактная акварель». Обилие сочного желтого цвета отражает духовный подъем Кандинского.

«Художественной поэмой» можно назвать работу 1911 года «Лирическое». Эта картина создана под влиянием музыки.

Прекрасно и эмоционально произведение того же года «Композиция IV», история которого весьма забавна. Когда Кандинский завершил работу над полотном, его ассистент случайно развернул его другой стороной — и тогда картина получила новое неожиданное воплощение.

Сильное эмоциональное содержание, переданное густыми насыщенными цветовыми пятнами — синими, красными, желтыми, оранжевыми, — имеет работа 1913 года «Импровизация 31 (Морской бой)».

По сути, вся жизнь художника была сплошной импровизацией. Он родился в Москве, много путешествовал — побывал в Нидерландах, Италии, Франции, Тунисе, некоторое время прожил в Мюнхене, затем вернулся в Россию, а завершил свой жизненный путь во французском городке Нейи в возрасте 77 лет.

Василий Кандинский создал культовые художественные произведения, признанные многими поколениями, несмотря на то, что нацистские власти назвали его искусство «дегенеративным», а эмоциональная убедительная сила его полотен не иссякла по прошествии десятков лет.

Супрематизм Малевича

Казимир Малевич (1879−1935) — другой знаменитый российский авангардист с польскими корнями, основоположник супрематизма, крупнейшего направления абстракционизма (от латинского supremus — наивысший), разновидности геометрической абстракции.

Супрематические комбинации состоят из геометрической формы и «открытого» цвета, их выразительный принцип — математически выверенная абстрактная композиция, выражающая высшую реальность, интуитивные открытия художника.

Супрематизм «родился» в 1915 году вместе с работой Малевича «Черный квадрат», который, по словам самого мастера, был «зародышем всех возможностей», открыл качественно новые способы познания мира. Простые геометрические формы эмоционально выражают абсолютную внутреннюю свободу художника. Живописец становится демиургом, создателем вещей чувственно воспринимаемого космоса, а живописный процесс — чистым актом творения.

Любопытна работа Малевича 1915 года «Красный квадрат», на обороте которой значится: «Женщина в двух измерениях». Мы видим ярко-красный четырехугольник, написанный на белом фоне.

Литературовед Ксения (Ксана) Мечик-Бланк увидела в этом полотне символ тоски и сравнила супрематизм художника с творчеством великого Льва Толстого, а «Красный квадрат» — с произведением «Записки сумасшедшего». В этом рассказе Лев Николаевич ярко живописует «чисто выбеленную квадратную комнатку», где герой повествования Федор испытывает мучительную тоску. В результате Бланк приходит к выводу, что изображенный Малевичем красный квадрат на белом фоне — символ пустоты и страха смерти.

Загадочный одиночка Пит Мондриан

Нидерландский художник Пит Мондриан (1872−1944), наряду с Кандинским, известен как основоположник абстракционизма.

Он писал свои экспрессивные полотна, используя 3 базовых цвета — желтый, синий и красный, а также 3 «не-цвета» — белый, серый и черный. Все работы Мондриана представляют собой исключительно горизонтальные и вертикальные линии.

Пользуясь минимальными выразительными средствами и наотрез отказавшись от черного цвета после окончательного переезда в Нью-Йорк, Пит создает эмоционально насыщенные произведения с яркими названиями: «Бродвей буги-вуги», навеянный синкопическими ритмами танца, «Нью-Йорк 1», «Победа буги-вуги» — динамичную ромбовидную композицию.

Мондриан обожал музыку, танцы, что нашло отражение в его выразительном творчестве. Ему удалось передать зрителям бьющие через край эмоции танцора: когда смотришь на полотна художника, ноги сами пускаются в пляс.

Любопытная деталь: о личной жизни Мондриана почти ничего не известно. Все, что мы знаем — это география его путешествий.

Мондриан увлекался теософией, с точки зрения которой в каждом из нас сочетаются женская и мужская натуры. Рискнем предположить, что в эмоциональной натуре художника две зачастую противоречивые части сочетались друг с другом настолько гармонично, что он попросту не испытывал необходимости в ком-то еще…

Купка: живопись через микроскоп и телескоп

Франтишек Купка (1871−1957) — художник родом из Чехии, почти всю свою жизнь проживший во Франции, который в своем творчестве старался соединить науку и музыку, живопись и оккультизм.

Купка — авангардист, яркий представитель орфизма, живописного течения, чьи участники пытались выразить динамику музыкальных ритмов посредством закономерностей взаимопересечения криволинейных поверхностей и проникновения друг в друга ключевых цветов спектра.

Франтишек работал оригинально: свои полотна он «высматривал» через микроскоп и телескоп, в юности посещал спиритическое общество и даже проводил медиумные сеансы.

Разносторонний Купка не задерживался надолго ни в одном художественном направлении, работал в разных абстрактных стилях. Мастер говорил, что природа постоянно изменяется, считал, что ее суть заключается в метаморфозах. Так, по его мнению, и абстрактное беспредметное полотно отражает зыбкую реальность намного точнее, чем картины, написанные в духе реализма.

Художественным манифестом Купки считается полотно 1912 года «Аморфа. Фуга в двух цветах». Перед глазами зрителя предстает динамичная, густой концентрации композиция взаимопроникающих цветов — красного и синего. Эта работа оказалась настолько новаторской, опережающей время, что вызвала скандал на Осеннем салоне.

Купка вдохновлялся всем, что его окружало, подпитывался силами природы, соприкасался с иконописным пространством, а с годами стал тяготеть к минимализму и художественному аскетизму. Передать разнообразные оттенки эмоций с помощью нескольких геометрических линий — большое мастерство, которым владел этот одаренный чешский художник.

Эмоциональные брызги Джексона Поллока

Джексон Поллок (1912−1956) — американский живописец, творивший в стиле абстрактного экспрессионизма, алкоголик и смутьян, прославившийся, в первую очередь, благодаря своим удивительным работам в «капельной» технике.

Художник расстилал полотно на полу и разбрызгивал по нему краску, используя все, что попадалось ему под руку. Так родились полотна «Номер 5», «Осенний ритм».

Поллок как-то оговорился, что хороший художник изображает то, чем он сам является. В своих работах неуемному Джексону удалось передать хаос, царивший в его душе. Хаос, который при более внимательном рассмотрении видится чудесным образом гармоничным и упорядоченным.

Стиль жизни Поллока нельзя назвать образцовым: он был весьма непривлекательным человеком и дебоширом, страдал от депрессии, скандалил с женой и любовницей и часто оказывался на грани разорения. В возрасте 44 лет он, сев пьяным за руль, погиб в автокатастрофе.

Эксцентричного художника не стало, но его картины по-прежнему живы. Мастер признавался, что ему нравится писать, как бы находясь внутри картины. Присутствие его мрачного гения чувствуется в живописном наследии Поллока по сей день.

«Читать» полотна художников-абстракционистов, добираться до их сути — мастерство, которое оттачивается годами. Перед тем, кто овладеет им в должной степени, откроется чудесный мир эмоций и образов, созданных великими мастерами.


Источники:

  1. Искусство XIX-XXвв. Стили и течения. Bestiary, 2013.
  2. Василий Кандинский. О духовном в искусстве. АСТ, 2019.
  3. К. Малевич. Супрематизм. По лестнице познания. Академический проект, 2020.
  4. Леонард Эммерлинг. Поллок. Арт-родник, 2011.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора