Скульптура Поцелуй Иуды

Поцелуй Иуды, общий планПоцелуй Иуды, вид слеваПоцелуй Иуды, вид спередиПоцелуй Иуды, вид справаПоцелуй Иуды, вид сзади

Характеристики памятника Поцелуй Иуды:

  • Материал: литьевой камень крашеный
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 136 см. ширина 73 см. глубина 61 см.

Статус: На заказ


Краткие сведения об изображенном

Сюжет из евангельской истории, когда Иуда Искариот, один из учеников Иисуса Христа, ночью в Гефсиманском саду предал его, указав на него страже поцелуем: «вот Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его». (МФ.26:47−49)

Скульптура изображает противоположность двух персонажей, выраженную посредством контраста цвета, гладкости, формы, динамики.


Поцелуй Иуды

«Тот, кто выдал его, он им сказал: когда я поцелую,

как пойду, то это он самый, и хватайте его".

Из Евангелия в переводе Л. Толстого


Предательский поцелуй Иуды описан в Евангелии: лучший ученик Христа, один из двенадцати апостолов, Иуда Искариот выдал своего учителя, подойдя к нему с поцелуем. Тридцать сребреников, полученные предателем, не принесли ему счастья. Раскаявшись в содеянном, Иуда вернул деньги и затем покончил с собой.


По-гречески «целовать» звучит как «филео», эллины этим словом обозначали не только само действие поцелуя, но и искреннюю привязанность одного человека к другому. Позже, во времена зарождения христианства, «поцелуй» стал означать тесную связь между единомышленниками. Этот смысл и придает поцелую Иуды Евангелие — Иуда приветствовал своего учителя, но каким страшным образом!


Выражения «Иудин поцелуй» и «тридцать сребреников» вошли в историю как символы предательства и коварства, стали крылатыми выражениями. В то же время поцелуй Иуды — одно из испытаний Христа, выпавших ему на жизненном пути после Тайной вечери в Гефсиманском саду.

Евангелистский сюжет

Иуда, согласно текстам всех четырех Евангелий, был одним из ближайших учеников Христа. На иконах Страшного Суда Иуда часто изображается на коленях у сатаны. Художники хотели таким образом донести до зрителя, что Иуда потерял духовность и не смог определиться, где его место — с Христом или дьяволом.


Исследователи считают, что Иуда вел себя, по меньшей мере, странно, так как из всех последователей Иисуса он один принадлежал к высшему иудейскому обществу, остальные пророки были из простых сословий.


Наблюдая за Христом, Иуда осознал, что его проповеди не помогут освободить Иудею от римского владычества, а, значит, Христа нельзя считать долгожданным Мессией. Иуда не смог оценить исторического величия роли Христа и потому легко предал его.


В православии принято называть две причины предательства Иуды: подчинение влиянию сатаны и жадность. Историки прибавляют к этим причинам еще и такие:

— разочарование в проповедях Иисуса;

— участие в бунте против римской власти;

— личная просьба Иисуса о выдаче его римлянам.

Поцелуй смерти

У древних иудеев поцелуй считался традиционным приветствием при встрече друзей или родственников. В то же время из Ветхого Завета известен предательский поцелуй задолго до Иудиного — военачальник царя Давида Иоав приблизился к своему врагу Амессаю с поцелуем и молниеносно поразил его мечом.


Как аналогию можно привести историю о двух легендарных музыкантах. Сальери не целует Моцарта перед отравлением, но выражает ему высшую признательность за талант, называя «богом в музыке».


Римляне называли «поцелуем смерти» прикосновение к устам умирающего с целью принять его последние слова и, возможно, воплотить завещанные помыслы в жизнь. Этот обычай, распространенный в Римской империи вплоть до ее падения, нашел свое продолжение в христианском обряде целовать покойника в лоб, как бы прикасаясь к самой смерти.


Сицилийская мафия в Новое время использовала поцелуй Иуды для указания потенциальной жертвы. Представитель мафии целовал провинившегося человека в щеку или, реже, в губы, сообщая и ему самому, и своим помощникам о близящейся казни. Поцелуй являлся одновременно указанием, угрозой и прощанием.

«Иудин поцелуй» в литературных сюжетах

В XIX веке итальянский журналист Фердинандо делла Гаттина впервые в мировой истории дал образ Иуды в светской литературе. В «Мемуарах Иуды» предатель выступает в роли руководителя борцов против Рима.


Михаил Иванович Салтыков-Щедрин использует евангелистский сюжет об Иуде в романе «Господа Головлевы» и притче «Христова ночь». Лев Николаевич Толстой и Антон Павлович Чехов также создали яркие образы Иуды-предателя.


Леонид Андреев в рассказе «Иуда Искариот» изобразил поцелуй Иуды как тонкое и пронзительное действие, предательское и одновременно приведшее к раскаянию.


Выражение «Иудин поцелуй» во многих произведениях XIX и XX века меняет свой смысл и может означать коварный поцелуй женщины, льстивый поцелуй подчиненного, лицемерный поцелуй недруга.

Поцелуй Иуды в кино и музыке

За всю историю кинематографа сюжет об Иуде использовался более тридцати раз. Впервые фильм о предательском поцелуе был снят в начале XX века французским режиссером Арманом Буром, через пятьдесят лет Иуда стал персонажем испанской киноленты, затем эстафету перехватили англичане — в Великобритании данный сюжет для постановки фильмов был использован четыре раза.


«Поцелуй Иуды» выходил на экраны в жанре драмы и фильмов ужасов, фантастики и криминального детектива. Библейская история о предательстве близкого друга и единомышленника привлекает режиссеров и сегодня.


По сюжету «поцелуй Иуды» не создано опер, не поставлено классических балетов, но написано великое множество песен авторами разных национальностей и в различных музыкальных стилях. Особенно популярным сюжет о предательстве ближайшего ученика Христа стал с конца 1990-х годов. О поцелуе предателя пели:

— знаменитая группа «Депеш Мод»;

— «Металлика»;

— несравненная Леди Гага;

— современный рэпер Хаски.


Более яркое воплощение сюжет о поцелуе Иуды нашел в художественном искусстве.

Поцелуй Иуды в художественном искусстве

На каменных надгробных барельефах в Римской империи часто изображались раннехристианские предания, включая поцелуй Иуды. Наиболее известное изображение предательского поцелуя запечатлено на мозаике в базилике Теодора Великого — нежность прикосновения явно противостоит измене друга.


Вероломное предательство Иуды стало сюжетом для многих художественных шедевров в Средние века, но еще раньше, в середине I тысячелетия, Иуда начал изображаться без нимба, единственный из всех последователей Иисуса.

Поцелуй Иуды воплотился на фресках и старинных холстах, на книжных миниатюрах. В XII веке этот сюжет получил широкое распространение в Византийской империи. Довольно известна миниатюра «Поцелуй Иуды» из Псалтыря Мелисенды с красочным рисунком на тему евангелистского сюжета.


Поцелуй Иуды воплощен на холстах великих художников Средневековья и эпохи Возрождения: Гвидо да Сиена, Чимабуэ, Джотто, Караваджо.


Джотто по согласованию с заказавшим работу Энрико Скровеньи расположил фреску на самом видном месте в храме в Падуе — слева от апсиды, напоминая, таким образом, каждому прихожанину о силе предательства. Прекрасный Иисус с мужественным вдохновленным лицом и рядом — Иуда, воплощение духовного уродства.


Через три столетия в эпоху барокко Караваджо создаст удивительно реалистичный для того времени образ Христа и Иуды на полотне «Поцелуй Иуды». Свет падает только на арестованного Христа, Иуда и все остальные герои сюжета в темноте. Художник воплотил евангельскую мысль о том, что после предательства Иуды все человечество погружается во мрак.


Русские художники не прошли мимо сюжета о предательском поцелуе: известный передвижник Николай Ге создал два великих полотна на тему евангельской истории: «Тайная вечеря» и «Совесть» (на картине Иуда по замыслу художника предстает перед зрителем со спины — его лицо недостойно памяти).


Поцелуй Иуды — некий исторический феномен: человек предал другого, не имея злых намерений, и сам покончил с собой. Случай, заслуживающий осмысления…


Источники:

  1. Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVIII. М., 1978.
  2. Лопухин А.И. Иудейские цари//Словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1907.
  3. Четина Е.М. Евангельские образы, сюжеты, мотивы в художественной культуре: проблемы интерпретации. М., 1998

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора