Понтий Пилат

img_0094_2img_0127

Скульптура Понтий Пилат

Характеристики:

  • Материал: бронза, камень
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 66 см. ширина 28 см. глубина 30 см.

Статус: На заказ

от 320 000 ₽


Историческая справка

Понтий Пилат (родился в Италии в 12 году н.э.) — один из ярких персонажей насыщенной событиями римской истории первого века новой эры. Имя Понтия Пилата известно всем, но многие ли действительно понимают, что это была за личность в истории, какую сыграла роль?

Понтий Пилат принадлежал к знатному римскому роду из сословия всадников, занимал должность префекта Иудеи, в те времена являвшейся наместничеством Рима. В обязанности префекта входило управление городом или областью, в которой он служил, и совершение правосудия.

Десять лет, с 26 по 36 годы новой эры Понтий Пилат являлся префектом Иудеи, или, как называет эту должность Тацит, «прокуратором». До этого высокого поста Понтий Пилат участвовал в войнах Рима, командовал пешими когортами и всадниками и был военным трибуном. В это время во главе Рима стоял второй в его истории император — Юлий Цезарь Тиберий.

Префект вместе с супругой поселился в красивом дворце, построенном на холме над морем. Ранее в Кесарии располагалось небольшое торговое поселение, а в годы наместничества Пилата население города достигло 30 тысяч человек. Вокруг дворца еще до Понтия Пилата были сооружены римские термы, проведен водопровод, возведено здание театра и храм Цезаря.

Историки и источники о Понтии Пилате

О личности Пилата нам известно в основном из письменных источников, а также из надписи на каменной плите, обнаруженной в Кесарии (на территории нынешней Палестины) в 1961 году.

«Христа… казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат» — пишет известный римский историк Корнелий Тацит, и эти слова принято принимать за истину. Несколько иначе преподносит эти сведения еврейский историк Иосиф Флавий: «Это был Христос. По настоянию влиятельных лиц Иудеи Пилат приговорил его к кресту».

Иудейский историк Филон Александрийский сообщает о довольном жестком правлении римского наместника и его неуважении к порядкам иудеев: префект позволил разместить в Иерусалиме штандарты с воинской символикой и портретами римского императора, а также строил акведуки на средства, взятые из религиозных сокровищниц. Филон Александрийский называет Пилата «упрямым и свирепым, первым из римских наместников, кто пролил кровь на иудейской земле».

Царь Иудеи Агриппа I жалуется новому императору Рима Калигуле на римского префекта Понтия Пилата за постоянные казни, кровопролития и жестокость.

Четыре автора Евангелий — Иоанн, Матфей, Лука и Марк — со всеми подробностями описывают, каждый по-своему, события, предшествовавшие казни Иисуса Христа, и участие в этом Понтия Пилата.

Первым подтверждением реальности личности Понтия Пилата стала найденная археологами в Кесарии, столице иудейской провинции, каменная плита с вырезанными латинскими словами: «Тиберий. Понтий Пилат, префект Иудеи». Рядом с плитой были обнаружены монеты, отчеканенные в 29 году, во время правления Иудеей Понтием Пилатом.

Понтий Пилат и Иисус Христос

Приговорив Иисуса Христа к смерти, высшие священники Иудеи по закону обязаны были обратиться за разрешением привести казнь в исполнение к префекту города, Понтию Пилату. Понтий Пилат вышел к приведшим Иисуса на суд священникам и спросил у них о причине просьбы о казни. Иудейские первосвященники дали такой ответ (согласно Евангелию от Иоанна): «Если бы он не был злодеем, мы не привели бы его к тебе».

Как рассказывает Евангелие, Понтий Пилат задал приговоренному к смерти единственный вопрос: «Ты действительно царь Иудеи?». И последовал ответ Иисуса: «Ты сказал». Источники имеют в виду, что по тем временам считать себя царем иудейским являлось серьезным преступлением перед Римом, и Понтий Пилат хотел выяснить, так ли это. Иисус Христос ответил традиционной еврейской фразой, означающей согласие.

После таких слов префект Иудеи снова вышел из синедриона к священникам, чтобы сказать о невиновности Иисуса, а утром вывел Иисуса к народу для принятия решения о казни. В Евангелии от Иоанна говорится, что, выйдя от священников, Понтий Пилат воскликнул: «Говорю всем — ни одного греха я не вижу в этом несчастном!».

Собравшиеся на площади люди кричали о виновности Иисуса, и тогда Понтий Пилат, чтобы вызвать их сострадание, повелел бичевать Иисуса, но не убивать. И второй раз вывел Понтий Пилат Иисуса к толпе со словами: «Се, человек!», и предложил отпустить пленника, как это делается на Пасху, но люди, подговоренные иудейскими священниками, требовали казни.

В христианских источниках рассказывается о записке, посланной Клавдией Прокулой, женой Пилата, в которой она предостерегает мужа и просит его не принимать решения о казни, ссылаясь на вещий сон.

Под крики иудеев «Распять его!» Понтий Пилат вынужден был согласиться с жителями Иудеи и приговорил Иисуса к распятию, взяв на себя, таким образом, ответственность за казнь. Сам римский наместник прилюдно «умыл руки перед народом», как того требовал древний иудейский ритуал, показывая, что не он, а толпа виновна в смерти Христа.

Супруга римского наместника

Понтий Пилат был женат на дочери правящего императора Тиберия, правда, незаконнорожденной. Клавдия Прокула, супруга Пилата, являлась также внучкой Октавиана Августа. То, что женщина из знатного римского рода отправилась в далекую провинцию вместе с мужем, — большая редкость для того времени. Еще более удивительно, что Клавдия интересовалась историей иудеев и их традициями.

Более всего Клавдия известна посланием, переданным мужу во время суда над Иисусом. Этот эпизод из жизни Понтия Пилата изображается на многих картинах.

Сразу несколько христианских источников: «О граде божьем» Аврелия Августина, «Учение о святом духе» Великого Афанасия, «Хронография» византийского автора Иоанна Малала — свидетельствуют о принятии Клавдией христианства.

Позже Клавдия Прокула Греческой, Коптской и Эфиопской церквами была объявлена святой, ее день отмечается 9 ноября в Греции и 25 июня в Эфиопии.

Отставка и смерть Понтия Пилата

Исследователи полагают, что после распятия Иисуса Христа и кровавой расправы над самаритянами Пилат в 36 г. был отозван из Иудеи в Рим, и дальше о нем нет конкретных сведений.

Епископ Евсевий Кесарийский сообщает, что из Иудеи Понтий Пилат был отправлен в Галлию, где из-за всевозможных несчастий покончил с собой в 38 г.

Поздние западные источники описывают мучения Понтия Пилата, принятые им от рук императоров Рима, хотя в Библии нет ни строчки о смерти римского префекта. В апокрифе «Обращение Пилата» описывается казнь прокуратора, совершенная по приказу императора Нерона, и одновременная смерть его любящей супруги.

Эфиопская церковь почитает не только супругу Понтия Пилата, но и его самого, причислив его к лику святых как мученика по той причине, что префект считал Иисуса царем Иудеи, т. е., по мнению адептов, проповедовал христианство.

Сюжеты из жизни Понтия Пилата в искусстве

Римский чиновник вошел в историю благодаря сцене суда над Иисусом Христом, описанной во многих религиозных и светских источниках.

В Россанском греческом манускрипте, датируемом VI в. н.э., содержатся тексты Евангелий от Матфея и от Марка, сопровождаемые уникальными миниатюрами, выполненными акварелью. На одной из миниатюр изображена сцена суда над Иисусом в присутствии Понтия Пилата.

На иконах прокуратор Иудеи изображается в царских одеждах с пурпурной накидкой, сидящим на троне, что противоречит действительности, но создает яркие картины его жизни. На некоторых иконах Понтий Пилат принимает из рук посланника записку, переданную ему супругой.

Картины мировых мастеров живописи иллюстрируют всего два эпизода из десятилетнего правления Понтия Пилата Иудеей, но, тем не менее, дают общее представление об участии имперского чиновника в казни Иисуса Христа.

«Христос перед Пилатом» — великий Рембрандт, 1634.

«Ecce Homo», «Се, человек» — итальянский мастер Антонио Чизери, 1871.

«Иисус перед Пилатом» — венгерский художник Михай Муканчи, 1881.

«Что есть истина» («Христос и Пилат») — русский художник-передвижник Николай Ге, 1890.

«Послание от супруги Пилата» — итальянец Джеймс Тиссо.

Как было на самом деле, и каким по характеру был один из римских наместников, можно только догадываться на основе противоречивых источников. Возможно, в будущем находки археологов приоткроют завесу тайны над личностью прокуратора Понтия Пилата.


От автора

Раздумья, овладевшие Пилатом, почти физически ощутимы в волевом усилии упора рук, которые, кажется, с трудом выдерживают тяжесть подавшегося вперед тела, склоненной головы. Груз сомнений, противоречивых чувств, выраженный столь весомо и пластично, выглядит неразрешимой дилеммой, способной изнутри разрушить могучего прокуратора, довести до бессмысленности само его существование. Опорой его страдающего тела остается лишь обломок колонны и это выглядит весьма символично. На руинах античной цивилизации в муках рождается принципиально иная культура, с совершенно другой системой ценностей. И в этом многотрудном процессе прокуратору отведена своя определенная роль, противится которой он не в силах, но и слепо принимать ее не желает. Однако именно так, в диалектике синтеза и отрицания происходит рождение новой Высокой Идеи. Каждая деталь образа Пилата говорит о нем как знаковой личности — мускулатура, достойная воина и атлета, голова с большим умным лбом философа, тога политика, сандалии знатного римлянина. Собрание типологических признаков, достойное звания образца, обладая видимой устойчивостью, оказывается уязвимой конструкцией перед теми значительными духовно-этическими вопросами, которые ставит перед прокуратором жизнь.

Краткие сведения об изображенном

ПОНТИЙ ПИЛАТ (см. предыдущее прим.) — прокуратор Иудеи, персонаж христианской истории. Известен своим участием в суде над Иисусом Христом, где его роль трактуется неоднозначно. Согласно Марку (15:1−15), Пилат просто соглашается с приговором синедриона и требованием народа, Матфей (27:11−25) добавляет к ней эпизод с умыванием рук, а в третьем и четвертом евангелиях (Лк 23:13−25; Ин 18:29; 19:16) Пилат постоянно говорит о невиновности Иисуса.


Источники:

  1. Иосиф Флавий. Иудейская война. М., 1978.
  2. Львов И.А. Надпись Понтия Пилата//Вопросы истории, 1966.
  3. Ренан Эрнест. Жизнь Иисуса. Апостолы. Минск, 1991.
  4. Тацит Корнелий. Анналы. XV, 44. СПб., 1993.
Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора