Косынка


Скульптура Косынка

  • Материал: гипс
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 38 см. ширина 18 см. глубина 19 см.

Краткие сведения об изображенном

Красная косынка — головной убор, атрибут россиянки 1920−1930-х годов, обозначающий ее причастность к революции и новому времени (подобно участникам Великой французской революции, носившим головные уборы красного цвета), своего рода символ женщины-активистки, комсомолки, ставший затем красным галстуком пионеров. Красный цвет выступал как аналогия знамени революции и ее побед.

Женский портрет выполнен в весьма сдержанной, лаконичной манере. Пластика, характер обработки объемов вызывают в памяти произведения Древнего искусства, отстраненные в своем стремлении к вневременному звучанию. Действуя в границах реалистической достоверности, автор ищет возможно более обобщенной структурной четкости формы, близкой первозданному геометризму. Подобно сфинксу, вперив глаза в пространство абсолюта, молодая женщина со строгим лицом, кажется познает одной ей ведомую истину. Плотно сомкнутый рот, волевой подбородок придает ее гармоничному облику некоторую долю жесткости. Именно волевое усилие становится началом ее целеустремленного внутреннего движения, залогом ее активной, деятельной жизни, что сразу заставляет забыть о первом впечатлении отвлеченной застылости образа. Косынка на голове позволяет точнее установить направление этой деятельности: энтузиастка и новатор послереволюционного времени, женщина «освобожденного труда», отбросившая сомнения и точно знающая свои ценностные ориентиры. Но не стоит оставлять портрету узкие границы социально-временной аллегории. Красная косынка — символ весьма широкий. Это собирательный образ прекрасной и сильной духом женщины, способной на поступок.


Красная косынка — символ революции

Черные кудри красиво выбивались
из-под алой косынки, повязанной на голове,
как фригийский колпак.
Из романа «Сестры» Викентия Вересаева

Неотъемлемая часть женского гардероба — косынка (в разных регионах России ее называли косыня или косяк) вошла в моду в последние годы XIX столетия путем элементарного разрезания платка на две равные части. Крестьянки отдавали предпочтение набивным ситцевым косынкам, пришедшим на смену традиционным русским сорокам и кокошникам.

Мода на косынки пришла и в города вместе с переезжавшими туда сельчанками. Сразу несколько текстильных предприятий России стали выпускать в массовом порядке платки и косынки с красивыми яркими узорами. Косынки носились одновременно с кокетливыми шляпками, беретами и кубанками, а после 1918 года стали особым революционным брендом, как столетие назад красный фригийский колпак символизировал победу революции во Франции.

Красные головные уборы французских революционерок

В годы Великой Французской революции (конец XVIII века) ее активные участники ввели в моду красные головные уборы в форме традиционного для Франции фригийского колпака. Появившись у фригийских племен столетия назад, колпаки были переняты римскими рабами, освобожденными своими хозяевами и ставшими полноправными гражданами.

Французские революционеры-якобинцы также придавали красным колпакам значение свергнутой власти тиранов. Художник Делакруа, изобразив на своей картине «Свобода, ведущая народ», молодую женщину в красном фригийском колпаке, навсегда закрепил за этим головным убором особый знак освобождения от неугодной власти.

В 1793 году состоялась казнь убийцы Марата дворянки Шарлотты Корде, и на следующий день многие знатные дамы из солидарности к убитой украсили прически красными косынками, такими же, какая была на ней в день смерти.

Красная косынка в истории Русской революции

Как свидетельствует история, первыми в советской действительности красные косынки надели работницы Орехово-Зуевской ткацкой фабрики в 1917 году. Известное в России предприятие принадлежало братьям Морозовым, и уже в начале революции 1917 года наемные работники вышли на демонстрацию против частных владельцев, поддержав столичные выступления.

Сшитые из ярко-красного кумачового ситца, косынки быстро завоевали мятежную Россию и стали именем нарицательным для обозначения девушки-революционерки. К косынке сильной женщины прилагалась обязательная прямая юбка со складками, белая блуза, кожаная черная куртка и кирзовые сапоги. Косынка стала завязываться по-особенному — на затылке, а не под подбородком, как это было принято в нашей стране раньше.

Красная косынка считалась частью священного красного знамени, а также олицетворяла кровь погибших борцов за революцию. Одновременно с этим красная косынка вошла в повседневную моду советских женщин.

Новый образ женщины

Введенное после революции 1917 года равноправие женщин привело к тому, что из домашних хозяек и заботливых мам они превратились в гражданок с обширными общественными и трудовыми повинностями.

Все советские женщины от 16 до 60 лет должны были помогать молодому Советскому государству: шить белье для воинов Красной Армии, работать санитарками в госпиталях, наводить порядок в общественных зданиях и парках.

На страницах газет появились новые термины, касающиеся женщин:

— «женотделовка»;

— «отраб» (отдел работниц);

— «матмладенчество» или «охрматмлад» (охрана материнства и младенчества);

— «женраб» (работница среди женщин).

Легко представить себе комсомолку в красной косынке, вспомнив образ Ксени из любимых всеми «Неуловимых мстителей». Ксеня — девушка придуманная, хотя и очень живая и привлекательная, а вот Инесса Арманд, возглавлявшая женский отдел ЦК ВКП (б) — фигура вполне реальная. Прошедшая тюрьмы и ссылку, близко знакомая с Лениным, Инесса Федоровна воплотила в себе яркий образ женщины-революционерки, борца и противницы традиционных устоев. Неизвестно точно, носила ли Арманд кумачовую косынку, но кличку «Красный демон революции» получила за свою приверженность к борьбе за новый строй.

Девушка в красной косынке в живописи 1920/30-х годов

Представители русского «Серебряного века» в живописи не раз обращали свое внимание на красную косынку, создавая привлекательные новые образы симпатичных молодых, уверенных в себе и готовых к активной работе девушек.

Борис Кустодиев в 1924 году «одел» в красную косынку героиню своей картины «Портрет артистки Т.Н.Чижовой». Актриса одета в свое любимое черное шелковое платье с контрастной красной косынкой на голове, красным поясом и рубиновым перстнем на пальце. Некоторые критики утверждают, что красная косынка у светской дамы, актрисы, нарисована художником как пародия на набившие оскомину комсомольские головные уборы.

Кузьма Петров-Водкин создал картину «Девушка в красном платке» в 1925 году, когда от символизма обратился к реальному отображению советской действительности. От портретов крестьянок художник перешел к изображениям комсомолок и колхозниц. Моделью для «Девушки в красной косынке» стала конкретная ленинградская работница. Позднее Петров-Водкин повторяет сюжет, готовя эскиз для журнала «Красная Нива». Его героиня снова одета в красную косынку, только теперь она не работница, а милая сельская девушка.

Московский живописец Семен Гузиков, член группы «Объединенное искусство», на картине «Девушка в красной косынке» создал образ юной красавицы на фоне деревьев.

Пейзажист и театральный художник Константин Юон сразу на двух полотнах изобразил девушек в красных косынках — «Подмосковный молодняк» и «Комсомолки». Его героини — красивые и просто привлекательные своей свежестью и юностью, с живыми яркими глазами, открытые для нового мира.

Не прошел мимо популярного образа девушки в красной косынке и Казимир Малевич, назначенный в середине 1920-х годов комиссаром по охране памятников старины. Кроме всем известного «Черного квадрата», легендарной «Красной конницы» и еще массы произведений в стиле супрематизма мастер создал реалистичный образ современницы в традиционной красной косынке и назвал работу «Портрет девушки с красным древком».

На картине Георгия Ряжского «Делегатка», написанной в 1927 г., мы видим типичный образ молодой женщины, посвятившей себя делу революции. Высокая, стройная, с уверенным выражением лица и смелым взглядом, одетая в белую блузу и черную юбку, девушка как бы говорит: «Вот я какая, новая героиня эпохи».

На другой картине Ряжского «Колхозница-бригадир» в красную косынку одета решительная женщина с тетрадью в руках, изображенная на фоне работающих на току людей.

«Международный юношеский день» — так назвал свое произведение молодой живописец Иван Куликов. Частью сложной композиции являются активистки-комсомолки в красных косынках, вышагивающие рядом с юношами на праздничной демонстрации.

А вот на картине Николая Ионина женщина изображена не просто в революционной косынке красного цвета, а в головном уборе с символикой в виде серпа и молота. «Женщина в платочке» выполнена в необычном для 1920-х годов стиле — ее героиня, моделью для которой послужила жена художника Екатерина, имеет сильное сходство с Богоматерью.

Молодой художник Игорь Рубан, продолжив галерею активисток-комсомолок, написал портрет «Девушка в красной косынке», сделав своей героиней простую румяную девушку и одев ее традиционно скорее для 1920-х, чем для 30-х годов, когда было создано полотно.

Сразу несколько комсомолок в красных косынках можно увидеть на картине художницы Александры Платуновой «Делегатское собрание». Председательствует на собрании молодая негритянка. Видимо, при написании картины Платунова руководствовалась лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В начале 1930-х годов была выпущена художественная открытка с репродукции «Делегатского собрания».

Русский и советский мастер плаката и «мэтр советского импрессионизма» Юрий Пименов, создавая полотно «На молочной фабрике», одел своих работниц в белые халаты и красные косынки, подчеркнув тем самым размах индустриализации и строительства новых фабрик.

В красные косынки нарядил героинь полотна «Ткачихи» художник Александр Самохвалов. Крупные сильные работницы изображены рядом с новейшими станками. На других картинах живописца девушки в красных косынках осваивают приволжские степи, строят метро, спускаются по ступеням центрального павильона Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства, стоят на трибунах во время парадов.

А вот художник Николай Чернышов, ученик Валентина Серова, в 1930 году написал портрет «Молодая пионерка». Кроме красной косынки стройную юную девушку украшает красный галстук.

На картине Зиновия Пичугина, напоминающей русский лубок, представлена сцена уборки урожая новоиспеченными колхозниками. Современный комбайн прекрасно сочетается с традиционной русской одеждой и глиняными крынками, из которых пьют молоко симпатичные малыши на переднем плане картины. Новые советские веяния подчеркнуты красным галстуком на одном из мальчиков и, конечно, красными косынками на двух героинях летнего сюжета.

Еще один яркий эпизод из советской жизни запечатлен на наполненной оптимизмом и солнечным светом картине графика и живописца Сергея Луппова «Спортивные игры на стадионе». Юноши в трусах и девушки в красных косынках вполне счастливы и довольны жизнью.

Появились в 1930-х годах и портреты реальных героинь новой социалистической эпохи:

— «Портрет Прониной Пелагеи, премированной ударницы коммуны Красивая Меча» автора А. Пахомова;

— «Портрет матери» автора Н.Сысоева.

Белая блузка, красный платок — но уже не комсомолка-активистка, а просто юная девушка предстает перед нами с акварели художника Владимира Кузьменко «Девушка в красном платке». Работа, выполненная в счастливые послевоенные годы, логически продолжает ряд портретов советских красавиц в традиционных красных косынках.

Красная косынка на революционных и агитационных плакатах

Революционные плакаты пестрели изображениями девушек в красных косынках.

С плаката «Не болтай» на зрителя смотрит симпатичная девушка с приложенным к губам пальцем в яркой красной косынке.

На плакате уже известного нам художника Александра Самохвалова «Бессмертный вождь Октября» в центре полотна изображены три женщины, две из них в красных революционных косынках. Присутствует символичный головной убор и на другом агитационном произведении Самохвалова — его плакат «Расти, кооперация!» представляет молодая комсомолка в красной косынке и красном платье.

Девушка в белой блузе в красный горох и в тон к ней красной косынке на плакате «Ты помогаешь одолеть безграмотность?» строго смотрит на зрителя, призывая выполнять «заветы Ильича».

Цикл плакатов с красными косынками разработала в начале 1930-х годов талантливая художница-график Валентина Кулагина, получившая заказ на агитационные произведения для рабочих и колхозников: «Рабочие-ударницы», «Международный день работниц».

В эти же годы женщины в красных косынках появились на плакатах, агитирующих за вступление в колхоз, за ударную уборку, за борьбу с пережитками старого, за «отмену кухонного рабства». Над агитационными произведениями работали художники В. Кораблева, М. Ворон, Г. Щегаль, М. Бри-Бейн, Н. Михайлов, Н. Пинус, Б. Дейкин, В.Гицевич.

Новая волна плакатов была посвящена началу Великой Отечественной войны. На одном из агитационных листов с надписью: «На трактор девушки садятся смело, дают бойцам уверенный наказ: Фашистов бейте храбро и умело, а мы уж поработаем за вас!» художник нарисовал двух персонажей — девушку в красной косынке за штурвалом трактора и юношу с походной сумкой.

Так красный революционный символ получил новое патриотическое значение. На плакаты времен войны вернулась девушка в красной косынке. Художники придали ей собирательный образ сильной решительной, готовой к трудовым свершениям, русской женщины, взявшей на себя весь груз дел и забот от ушедших на фронт мужчин.

В 1960−70-е годы в СССР появились замечательные фарфоровые фигурки: Ленинградский фарфоровый завод выпустил серию «Плясуний» — фигурки девушек, одетых в традиционный русский сарафан и красную косынку, а фабрика Гжель в лице автора Людмилы Азаровой подарила миру великолепную статуэтку «Девушка с косой».


Источники:

  1. Арватов Б. Искусство и промышленность // Советское искусство. 1926. № 1.
  2. Русская одежда. Саратов, 2002.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы