Когда Каин убил Авеля, мы впервые в Библии встречаем смерть, убийство, ненависть и зависть. В Ветхом Завете слова — это не просто слова — это явление.
После братоубийства впервые появляются духи: смерти, убийства, ненависти и зависти — и набрасываются на тело Авеля.
Преступление совершено, и когда духи добираются до бессмертной души Авеля, Господь не может не вмешаться и отправляет своих верных псов, чтобы те охраняли и сопроводили душу Авеля к нему для свершения Двекут (Божественного прилипания). Что и было выполнено.
Мудрецы говорят: Каждый, кто узнает эту историю, получит возможность узреть и призвать к себе на помощь верных Псов Господних, Domini Canes, Abeli Canes.
По слову Всевышнего, четыре его верных пса
окружили святую душу Авеля и защитили его от зла,
и сопроводили ее на запад, и сама Смерть шла за ними…
Каин и Авель — братья, родившиеся после изгнания Адама и Евы из благословенного рая. Трудились первые люди на земле: выращивали хлеб, пасли овец, но случилось несчастье: позавидовал Каин Авелю и убил брата. Получается, Каин, первый человек на земле, а Авель — первый убитый, как сообщает еврейский источник Книга Бытия.
Так говорится во фрагменте «О спасении души Авеля и четырех Псах Господних»: «И когда ступил дух Авеля на мост до небес, встали псы рядом и преградили навечно путь злым духам и Смерти на небеса. Мудрецы говорят, что … кто уверовал в силу этого спасения, пусть призовет Псов Господних в чертоги дома своего для защиты мира данного и защиты мира от зла и бедствий…».
Удивительны по силе строки о спасении бессмертной души и об охранном значении Псов Господних. Как мы знаем из еврейского фольклора, Псов было четверо:
Смерть Побеждающий, Зависть Разящий, Хранящий от Убийства, Против Ненависти Стоящий. Возглавлял свору Смерть Побеждающий, или Танатокан.
Свитки «Перек Шира» сообщают о четырех Псах Господних — защитниках людей и бессмертных душ, но были в истории и другие Псы Господни, взявшие на себя страшную миссию терзания неверных в годы инквизиции.
В Европе со времен Средневековья существует Орден доминиканцев. Рясы монахов были черно-белые, напоминая распространенную в средневековье окраску собак, и даже самоназвание ордена было словно начертано Небесами: достаточно было разложить его на два слова — «Domini canes» — и получалось «Псы Господни». Под таким названием доминиканцы и стали известны в Европе. История Ордена восходит к началу XIII века, когда испанский монах Доминик, позднее возведенный в ранг святых, основал обитель в Тулузе. Главной задачей Ордена изначально было налаживание отношений с людьми другой веры, кроме того, доминиканцы много занимались богословием и проповедями.
В эпоху инквизиции Орден доминиканцев взял на себя страшную функцию наказания еретиков. Монахи-доминиканцы яро защищали официальную католическую веру и представляли собой фанатичных исполнителей роли инквизиторов.
На гербе Ордена изображена собака с горящим факелом в пасти. Геральдика дала основание называть доминиканцев «Псами Господними», что подразумевало двойственное значение Ордена. Первое — охрана католической церкви от еретических учений; второе — просвещение мира божественной истиной. О деяниях доминиканцев мы узнаем, как изучая исторические документы, так и любуясь старинными церковными фресками и витражами.
Фреска «Триумф Церкви» Андреа Бонайути в Зале капитула Санта-Мария-Новелла во Флоренции — яркий пример средневекового произведения искусства. Необычен только сюжет: на фреске мы видим целую группу людей, включая Адама и Еву у дерева с запретным плодом, римского папу Урбана V, императора Карла IV, основателя Ордена Святого Доминика. Всех их окружают уродливые еретики и презренные, с точки зрения монахов Ордена, язычники. Группа размещена рядом с церковью Санта-Мария-дель-Фьоре, вокруг которой изображены бело-черные пятнистые собаки, отбивающие у волков овец из церковного стада.
Фреска, заказанная монахами-доминиканцами, глубоко символична, она представляет противостояние католической церкви и еретиков. Собаки, «Domini canes» — псы господни, и есть представители доминиканского Ордена, яро сражающиеся за папское имущество. Интересно, что одна собака преданно смотрит на папу, а вторая — на императора, это знак разделения и в то же время сотрудничества светской и церковной власти.
Но вернемся к Псам Господним, выполняющим истинную охранительную функцию по приказу Всевышнего. Пусть каждый дом охраняют четыре верных стража — противники Зла и Вечной Тьмы.