Скульптурный портрет девочки, дочери художника. Прозрачный постамент, наполненный ракушками и бусами, делает композицию индивидуальной, а детали изображения (украшения, густые волосы, взгляд) создают эффект реалистичного портрета в жанре станковой скульптуры.
История детского портрета в произведениях скульптуры насчитывает многие тысячелетия. Современный портрет, передающий внешнее сходство, яркие черты возраста, психологические особенности характера уходит своими истоками во времена Древнего Египта и греко-римской античности. Мастера каждой эпохи усложняли детские образы новыми подробностями, более тщательным детализированием.
Изображения детей из древних императорских династий или знатных родов дошли до наших дней в рельефах на памятниках, в интерьерной лепнине сохранившихся дворцовых руин, в круглой станковой скульптуре — бюстах и статуях. Среди находок преобладают преимущественно портреты мальчиков, ибо именно образы наследников, будущих продолжателей династии, признавались быть достойными отражения в произведениях искусства.
Первые создатели детских портретов не считали обязательным подчеркивать в изображениях юных фараонов или наследников престола — будущих правителей — возраст и детское обаяние. Главным было — показать художественными средствами их исключительность, принадлежность к сонму избранных. На это указывают найденные в усыпальницах скульптуры.
В гробнице древнеегипетского фараона Эхнатона находилась статуэтка, изображавшая юных Эхнатона и его будущую жену Нефертити. Из гробницы его сына, фараона Тутанхамона, извлекли деревянный бюст мальчика-фараона. Обе находки датируются XVIII в. до н. э. и не передают типичные черты детского возраста, хотя юные лица в них угадываются.
Особенностью проработки детского лица была пластическая натуралистичность, большие широко раскрытые глаза, но не прорисовывалась живая мимика, без которой невозможно передать внутренний мир ребенка. В скульптурах представлены застывшие образы, они величавы и холодны, их величие подчеркнуто жёсткой неповоротливостью в постановке головы. Такими приемами мастера целенаправленно выражали статус ребенка — юного правителя или наследника императорской власти.
Из времен Октавиана Августа, правившего Древним Римом на рубеже I в. до н.э. — I в. н. э. до нас дошло несколько скульптурных портретов мальчиков, представлявших род императора. Так, сохранилась голова бюста или статуи внука Августа, Гая Цезаря.
Несмотря на временной разрыв в семь столетий между бюстами потомков древнеегипетского фараона Эхнатона и основателя первой династии древнеримских императоров, в скульптурах юных потомков Октавиана Августа главнейшим признаком образа тоже осталась застывшая царственность. Эстетическое впечатление от горделивой величавости не должно было разрушаться внешним проявлением возраста и характера.
Между тем именно в пору правления Августа пластическая форма античной скульптуры достигла совершенства, и в ее эстетике стало господствовать поклонение культу красивого тела. В римских скульптурах позднего периода античной империи начали проявляться индивидуальные черты, внутреннее переживание.
Например, в жанровой статуэтке мальчика, вынимающего занозу (около 50 г. до н. э.), средствами пластики передана сосредоточенность взгляда, акцентирующая волевое начало в образе: это портрет победителя в беге, который после состязаний извлекает из ступни занозу, причинявшую ему боль во время пробега.
В средние века, в эпоху Возрождения, сформировался дворцовый стиль классического объемного портрета, приемы которого во многом определяют современный скульптурный портрет. Однако изображение ребенка в ту пору было своеобразным. Господство в искусстве библейских и мифологических сюжетов сделало основными два детских образа. Один — младенец Иисус на руках Богоматери. Второй, восходящий к античному божеству любви, которое древние римляне и греки называли по-разному — Эросом, Амуром, Купидоном — в виде очаровательного ангелочка с крылышками.
Изображение маленьких обнаженных мальчиков-ангелов с крыльями и нимбами в ренессансном и классическом искусстве получило название путти (итал. putti — ʽмалышʼ). В образах легкокрылых ангелочков мастера очень точно передавали анатомические особенности младенца: пухлые щечки и губки, большую головку с вьющимися волосами, «перетяжки» на ручках и ножках.
Российская культура средних веков следовала традициям античности и носила европейские черты. В русском художественном искусстве с конца XVII до начала ХIХ веков образ ребенка создавали знаменитые ваятели. В XVII веке это были в основном мастера европейского происхождения. Их пригласил Пётр I в возводящуюся новую столицу России Санкт-Петербург — для исполнения скульптурных работ.
В России XVII-XVIII веков детские портреты ваяли только при императорском дворе. Скульптурный детский портрет в его традиционном понимании — бюст с погрудным или плечевым изображением головы, с выразительной передачей мимики создавался значительно реже, чем скульптурные фигуры в полный рост. Мастера творили детские образы в сюжетных композициях, в которых выразительность изображения передавалась комплексно — мимикой, застывшим движением рук, пластикой тела.
Лучшие образы той поры отличаются филигранностью работы мастеров, достоверностью изображения возраста, глубиной передачи психологического состояния. Одним из первых изображений ребенка в российской скульптуре XVII века стало творение флорентийца Б.К. Растрелли — автора конной статуи Петра I перед Михайловским замком. В «Анне Иоанновне с арапчонком» (1741 г.; бронза), скульптурной группе из двух фигур, мальчик протягивает императрице символ императорской власти — державу. Фигурку арапчонка отличает достоверная и выразительная динамичность. Убедительную реальность образу придают искусно отлитые из мягкого металла детали экзотической одежды: высокие сапожки, украшенный драгоценностями камзол, большая сабля, тюрбан.
Примером достоверного выражения эмоционального мира ребёнка в скульптуре той эпохи является работа М.И. Козловского. Мастер в статуэтке «Психея» (бронза; 1801) через мягкую утонченную пластику детского тела передал созерцательность, сконцентрированное внимание девочки, рассматривающей бабочку.
В скульптурных бюстах изображались венценосные наследники. Таких работ единицы, и все они становился произведениями искусства. Один из них — портрет десятилетнего Павла Первого (бронза; 1765 г.). Скульптор из Франции Н.Ф. Жилле точно воспроизвёл в бюсте будущего императора России характерные линии лица: дугообразные брови, курносый маленький носик, внимательный, сосредоточенный взгляд.
Век XIX изменил традицию XVIII века, и детский портрет перестал быть атрибутом только императорских и придворных резиденций.
В конце XVIII — начале XIX веков стало меняться представление о мире детства, а вместе с ним — и детский образ в произведениях искусства. Идеи сентиментализма начала XIX в. с его стремлением к естественной и гармоничной личности расширили представление о душевной жизни человека.
Еще в начале века детей из знатных родов по привычке изображали в соответствии с их статусом: в застывшей позе, с застывшей мимикой, в парадных одеждах. И это касалось прежде всего изобразительного искусства. Но спустя несколько лет русская скульптура пошла иным путем.
В ней помпезность парадных детских портретов последовательно заменялась передачей в образах индивидуальных характеров, стали ярче проявляться психологические черты. Формировался портрет ребенка и образ детства, выражающий открытость, душевную чистоту, искренность. В лучших статуях, передающих образы детей, каждая деталь выразительно подчеркивала индивидуальность характера и типичные для возраста штрихи.
К середине века любимой натурой художников становятся мальчики. Их образы создаются обнаженными в соответствии с канонами античной традиции. Основной вид небольших станковых скульптур — жанровые сценки, отличающиеся психологизмом, передающие различные эмоциональные состояния.
Так, выразительная мимика сосредоточенности, экспрессия динамичного движения переданы П.А. Ставассером в напряженном ожидании наклонившегося вперед «Молодого удильщика» (мрамор; 1839).
Гармония детского тела, выразительность жеста отличают «Мальчика, просящего милостыню» (мрамор; 1842) скульптора Н.С. Пименова. Мягкость линий силуэта, точно схваченный эффект льющейся на голову ребенка воды изображены С.И. Ивановым в статуэтке «Мальчик в бане» (мрамор; 1853). За мастерство соединения в скульптурах пластического изображения и эмоционального состояния оба автора, С.И. Иванов и Н.С. Пименов, были удостоены звания академиков Академии художеств.
Красота и изящество линий в соединении с национальными чертами — типом лица, формой стрижки, одеждой — переданы Ф. Ф Каменским в фигуре «Молодого скульптора» (мрамор; 1853), крестьянского мальчика, сосредоточенно занимающегося лепкой.
Вершиной создания детского образа признана скульптура И.Я. Гинцбурга «Мальчик, спускающийся к воде» (мрамор; 1886). Обнаженный мальчуган, упираясь в каменистый берег, пальцем вытянутой ноги касается поверхности воды. Напряженное, как струна, тело, высоко поднятые плечи, прижатая к груди голова, закушенная от напряжения нижняя губа, устремленный к воде взгляд, лукавое выражение лица — каждая деталь композиции подчеркивает метко выхваченную из жизни глазом мастера озорную нерешительность.
Особым лиризмом проникнуты детские портреты в произведениях П.П. Трубецкого «Дети» и «Друзья». Скульптуры детей несут в себе общие принципы творчества мастера — новой формы. Фигурки образов напоминают эскизные наброски — с оставшимися мазками, с сохранившимся движением пальцев, с невыявленностью деталей, придающими композициям неповторимость.
В целом для детского портрета и детского образа XIX века было характерно отражение очаровательных лиц, красоты детского тела и удивительно обаятельных мелочей повседневной жизни.
Современные мастера скульптуры выполняют нечасто детские портреты в бюстах. Во многом это связано с особенностью композиции, ограниченной погрудным изображением. Сложно передать стихию детства, как и характер, ограничиваясь только положением головы и линиями мимики, не имея возможность использовать пластику движения рук, тела.
В портретном изображении конкретного человека недостаточно увидеть сходство с оригиналом, главное — понять замысел художника. В творчестве талантливого скульптора портрет становится произведением искусства, когда через внешние черты образа проступает внутренний мир. Внимательный и грамотный зритель увидит красоту композиции, обратит внимание на детали, которые помогут отчетливее понять глубину образа.
Детский образ в лаконичной пластике бюста сложно «читать». Чтобы увидеть больше, чем очертания фигуры, нужно иметь представление об особенностях изображения человека в станковой скульптуре.
Скульптор создает портрет, учитывая его взаимосвязь с окружающей средой, — с глубиной пространства, насыщенностью цвета, направлением освещения.
Для скульптурного портрета недопустима яркая, нарочитая экспрессия. Ему противопоказано выражение гнева, бурного веселья, ярости, комического, случайной гримасы — недопустимо любое зафиксированное сильное эмоциональное чувство, связанное с активной реакцией мимики. Когда образ смеется, это, скорее, другой жанр: этюд, зарисовка, эскиз, но не портрет.
Портрету в пластике свойственен одушевлённый покой. Единственную экспрессию допускают в скульптурном портрете — экспрессию, передающую характер и моральные свойства. Образ находится в созерцательном мышлении, в сосредоточенности, погружении в мысли, в самого себя. Это — красноречивое молчание.
В большинстве случаев у образа серьёзное выражение лица или — реже — небольшая улыбка. Даже чуть приметная, она снимает с лица бесстрастную отчуждённость; приоткрывает скрытый внутренний мир человека, делает его более доступным для посторонних взоров.
Важнейшим в портрете для скульптора является передача лица. Его черты должны сообщать максимальную информацию об образе. Отстранённое «древнеегипетское» холодное лицо не наладит связь со зрителем, поэтому выражению глаз и мимике отводится особая роль — они придают чертам лица живое единство.
Направление взгляда, выражение глаз создают настроение портрета-бюста. Взгляд может быть обращен прямо на зрителя, как будто вступая с ним в контакт; может быть отведён в сторону, казаться сосредоточенным и невидящим. Направленность в одном направлении головы и взгляда передают задумчиво спокойное состояние изображённого человека. При отклонении взгляда в сторону в портрете создается динамика, передается движение.
Значительной частью образной характеристики становятся детали: одежда, украшения, прическа, атрибуты на подставке под бюст добавят информацию о социальном статусе, об интересах, о диапазоне нравственных устремлений, качеств.
Детский портрет остаётся актуальным жанром в скульптуре. Каждый мастер по-своему изображает хрупкую атмосферу детства, привносит в жанр новое, неповторимое. Тем ценнее каждое отдельное произведение, заставляющее зрителя постигать сложность образа в единстве его портретных черт с внешним выражением внутренней глубины и неповторимости.