Скульптура Сони

Портрет Сони, вид 3/4 слеваПортрет Сони, вид 3/4 слева сзадиПортрет Сони, вид 3/4 справаПортрет Сони, вид 3/4 справа сзадиПортрет Сони, вид слеваПортрет Сони, вид спередиПортрет Сони, вид справаПортрет Сони, вид сзади

Краткие сведения об изображенном

Скульптурный портрет девочки, дочери художника. Прозрачный постамент, наполненный ракушками и бусами, делает композицию индивидуальной, а детали изображения (украшения, густые волосы, взгляд) создают эффект реалистичного портрета в жанре станковой скульптуры.


Детский портрет

История детского портрета в произведениях скульптуры насчитывает многие тысячелетия. Современный портрет, передающий внешнее сходство, яркие черты возраста, психологические особенности характера уходит своими истоками во времена Древнего Египта и греко-римской античности. Мастера каждой эпохи усложняли детские образы новыми подробностями, более тщательным детализированием.

Детский портрет в Древнем Египте

Изображения детей из древних императорских династий или знатных родов дошли до наших дней в рельефах на памятниках, в интерьерной лепнине сохранившихся дворцовых руин, в круглой станковой скульптуре — бюстах и статуях. Среди находок преобладают преимущественно портреты мальчиков, ибо именно образы наследников, будущих продолжателей династии, признавались быть достойными отражения в произведениях искусства.

Детские портреты из усыпальниц фараонов

Первые создатели детских портретов не считали обязательным подчеркивать в изображениях юных фараонов или наследников престола — будущих правителей — возраст и детское обаяние. Главным было — показать художественными средствами их исключительность, принадлежность к сонму избранных. На это указывают найденные в усыпальницах скульптуры.

В гробнице древнеегипетского фараона Эхнатона находилась статуэтка, изображавшая юных Эхнатона и его будущую жену Нефертити. Из гробницы его сына, фараона Тутанхамона, извлекли деревянный бюст мальчика-фараона. Обе находки датируются XVIII в. до н. э. и не передают типичные черты детского возраста, хотя юные лица в них угадываются.

Принцип изображения юных фараонов

Особенностью проработки детского лица была пластическая натуралистичность, большие широко раскрытые глаза, но не прорисовывалась живая мимика, без которой невозможно передать внутренний мир ребенка. В скульптурах представлены застывшие образы, они величавы и холодны, их величие подчеркнуто жёсткой неповоротливостью в постановке головы. Такими приемами мастера целенаправленно выражали статус ребенка — юного правителя или наследника императорской власти.

Детский портрет в Древнем Риме: от застывшего величия к выразительности

Из времен Октавиана Августа, правившего Древним Римом на рубеже I в. до н.э. — I в. н. э. до нас дошло несколько скульптурных портретов мальчиков, представлявших род императора. Так, сохранилась голова бюста или статуи внука Августа, Гая Цезаря.

Несмотря на временной разрыв в семь столетий между бюстами потомков древнеегипетского фараона Эхнатона и основателя первой династии древнеримских императоров, в скульптурах юных потомков Октавиана Августа главнейшим признаком образа тоже осталась застывшая царственность. Эстетическое впечатление от горделивой величавости не должно было разрушаться внешним проявлением возраста и характера.

Между тем именно в пору правления Августа пластическая форма античной скульптуры достигла совершенства, и в ее эстетике стало господствовать поклонение культу красивого тела. В римских скульптурах позднего периода античной империи начали проявляться индивидуальные черты, внутреннее переживание.

Например, в жанровой статуэтке мальчика, вынимающего занозу (около 50 г. до н. э.), средствами пластики передана сосредоточенность взгляда, акцентирующая волевое начало в образе: это портрет победителя в беге, который после состязаний извлекает из ступни занозу, причинявшую ему боль во время пробега.

Детский портрет в Средневековье

В средние века, в эпоху Возрождения, сформировался дворцовый стиль классического объемного портрета, приемы которого во многом определяют современный скульптурный портрет. Однако изображение ребенка в ту пору было своеобразным. Господство в искусстве библейских и мифологических сюжетов сделало основными два детских образа. Один — младенец Иисус на руках Богоматери. Второй, восходящий к античному божеству любви, которое древние римляне и греки называли по-разному — Эросом, Амуром, Купидоном — в виде очаровательного ангелочка с крылышками.

Изображение маленьких обнаженных мальчиков-ангелов с крыльями и нимбами в ренессансном и классическом искусстве получило название путти (итал. putti — ʽмалышʼ). В образах легкокрылых ангелочков мастера очень точно передавали анатомические особенности младенца: пухлые щечки и губки, большую головку с вьющимися волосами, «перетяжки» на ручках и ножках.

Образы детей в русской скульптуре XVII-XVIII веков

Российская культура средних веков следовала традициям античности и носила европейские черты. В русском художественном искусстве с конца XVII до начала ХIХ веков образ ребенка создавали знаменитые ваятели. В XVII веке это были в основном мастера европейского происхождения. Их пригласил Пётр I в возводящуюся новую столицу России Санкт-Петербург — для исполнения скульптурных работ.

В России XVII-XVIII веков детские портреты ваяли только при императорском дворе. Скульптурный детский портрет в его традиционном понимании — бюст с погрудным или плечевым изображением головы, с выразительной передачей мимики создавался значительно реже, чем скульптурные фигуры в полный рост. Мастера творили детские образы в сюжетных композициях, в которых выразительность изображения передавалась комплексно — мимикой, застывшим движением рук, пластикой тела.

Детские образы XVII-XVIII веков

Лучшие образы той поры отличаются филигранностью работы мастеров, достоверностью изображения возраста, глубиной передачи психологического состояния. Одним из первых изображений ребенка в российской скульптуре XVII века стало творение флорентийца Б.К. Растрелли — автора конной статуи Петра I перед Михайловским замком. В «Анне Иоанновне с арапчонком» (1741 г.; бронза), скульптурной группе из двух фигур, мальчик протягивает императрице символ императорской власти — державу. Фигурку арапчонка отличает достоверная и выразительная динамичность. Убедительную реальность образу придают искусно отлитые из мягкого металла детали экзотической одежды: высокие сапожки, украшенный драгоценностями камзол, большая сабля, тюрбан.

Примером достоверного выражения эмоционального мира ребёнка в скульптуре той эпохи является работа М.И. Козловского. Мастер в статуэтке «Психея» (бронза; 1801) через мягкую утонченную пластику детского тела передал созерцательность, сконцентрированное внимание девочки, рассматривающей бабочку.

Детский портрет в бюсте

В скульптурных бюстах изображались венценосные наследники. Таких работ единицы, и все они становился произведениями искусства. Один из них — портрет десятилетнего Павла Первого (бронза; 1765 г.). Скульптор из Франции Н.Ф. Жилле точно воспроизвёл в бюсте будущего императора России характерные линии лица: дугообразные брови, курносый маленький носик, внимательный, сосредоточенный взгляд.

Образы детей в русской скульптуре XIX века

Век XIX изменил традицию XVIII века, и детский портрет перестал быть атрибутом только императорских и придворных резиденций.

Детский образ рубежа XVIII-XIX веков

В конце XVIII — начале XIX веков стало меняться представление о мире детства, а вместе с ним — и детский образ в произведениях искусства. Идеи сентиментализма начала XIX в. с его стремлением к естественной и гармоничной личности расширили представление о душевной жизни человека.

Еще в начале века детей из знатных родов по привычке изображали в соответствии с их статусом: в застывшей позе, с застывшей мимикой, в парадных одеждах. И это касалось прежде всего изобразительного искусства. Но спустя несколько лет русская скульптура пошла иным путем.

В ней помпезность парадных детских портретов последовательно заменялась передачей в образах индивидуальных характеров, стали ярче проявляться психологические черты. Формировался портрет ребенка и образ детства, выражающий открытость, душевную чистоту, искренность. В лучших статуях, передающих образы детей, каждая деталь выразительно подчеркивала индивидуальность характера и типичные для возраста штрихи.

30-е — 40-е годы объединили идеалы античности и социальные нотки

К середине века любимой натурой художников становятся мальчики. Их образы создаются обнаженными в соответствии с канонами античной традиции. Основной вид небольших станковых скульптур — жанровые сценки, отличающиеся психологизмом, передающие различные эмоциональные состояния.

Так, выразительная мимика сосредоточенности, экспрессия динамичного движения переданы П.А. Ставассером в напряженном ожидании наклонившегося вперед «Молодого удильщика» (мрамор; 1839).

Гармония детского тела, выразительность жеста отличают «Мальчика, просящего милостыню» (мрамор; 1842) скульптора Н.С. Пименова. Мягкость линий силуэта, точно схваченный эффект льющейся на голову ребенка воды изображены С.И. Ивановым в статуэтке «Мальчик в бане» (мрамор; 1853). За мастерство соединения в скульптурах пластического изображения и эмоционального состояния оба автора, С.И. Иванов и Н.С. Пименов, были удостоены звания академиков Академии художеств.

Красота и изящество линий в соединении с национальными чертами — типом лица, формой стрижки, одеждой — переданы Ф. Ф Каменским в фигуре «Молодого скульптора» (мрамор; 1853), крестьянского мальчика, сосредоточенно занимающегося лепкой.

Вершиной создания детского образа признана скульптура И.Я. Гинцбурга «Мальчик, спускающийся к воде» (мрамор; 1886). Обнаженный мальчуган, упираясь в каменистый берег, пальцем вытянутой ноги касается поверхности воды. Напряженное, как струна, тело, высоко поднятые плечи, прижатая к груди голова, закушенная от напряжения нижняя губа, устремленный к воде взгляд, лукавое выражение лица — каждая деталь композиции подчеркивает метко выхваченную из жизни глазом мастера озорную нерешительность.

Особым лиризмом проникнуты детские портреты в произведениях П.П. Трубецкого «Дети» и «Друзья». Скульптуры детей несут в себе общие принципы творчества мастера — новой формы. Фигурки образов напоминают эскизные наброски — с оставшимися мазками, с сохранившимся движением пальцев, с невыявленностью деталей, придающими композициям неповторимость.

В целом для детского портрета и детского образа XIX века было характерно отражение очаровательных лиц, красоты детского тела и удивительно обаятельных мелочей повседневной жизни.

Современный детский портрет в бюсте

Современные мастера скульптуры выполняют нечасто детские портреты в бюстах. Во многом это связано с особенностью композиции, ограниченной погрудным изображением. Сложно передать стихию детства, как и характер, ограничиваясь только положением головы и линиями мимики, не имея возможность использовать пластику движения рук, тела.

Особенности скульптурного портрета

В портретном изображении конкретного человека недостаточно увидеть сходство с оригиналом, главное — понять замысел художника. В творчестве талантливого скульптора портрет становится произведением искусства, когда через внешние черты образа проступает внутренний мир. Внимательный и грамотный зритель увидит красоту композиции, обратит внимание на детали, которые помогут отчетливее понять глубину образа.

Что «читать» в бюсте. Зрительные характеристики детского портрета

Детский образ в лаконичной пластике бюста сложно «читать». Чтобы увидеть больше, чем очертания фигуры, нужно иметь представление об особенностях изображения человека в станковой скульптуре.

Скульптор создает портрет, учитывая его взаимосвязь с окружающей средой, — с глубиной пространства, насыщенностью цвета, направлением освещения.

Для скульптурного портрета недопустима яркая, нарочитая экспрессия. Ему противопоказано выражение гнева, бурного веселья, ярости, комического, случайной гримасы — недопустимо любое зафиксированное сильное эмоциональное чувство, связанное с активной реакцией мимики. Когда образ смеется, это, скорее, другой жанр: этюд, зарисовка, эскиз, но не портрет.

Портрету в пластике свойственен одушевлённый покой. Единственную экспрессию допускают в скульптурном портрете — экспрессию, передающую характер и моральные свойства. Образ находится в созерцательном мышлении, в сосредоточенности, погружении в мысли, в самого себя. Это — красноречивое молчание.

В большинстве случаев у образа серьёзное выражение лица или — реже — небольшая улыбка. Даже чуть приметная, она снимает с лица бесстрастную отчуждённость; приоткрывает скрытый внутренний мир человека, делает его более доступным для посторонних взоров.

Важнейшим в портрете для скульптора является передача лица. Его черты должны сообщать максимальную информацию об образе. Отстранённое «древнеегипетское» холодное лицо не наладит связь со зрителем, поэтому выражению глаз и мимике отводится особая роль — они придают чертам лица живое единство.

Направление взгляда, выражение глаз создают настроение портрета-бюста. Взгляд может быть обращен прямо на зрителя, как будто вступая с ним в контакт; может быть отведён в сторону, казаться сосредоточенным и невидящим. Направленность в одном направлении головы и взгляда передают задумчиво спокойное состояние изображённого человека. При отклонении взгляда в сторону в портрете создается динамика, передается движение.

Значительной частью образной характеристики становятся детали: одежда, украшения, прическа, атрибуты на подставке под бюст добавят информацию о социальном статусе, об интересах, о диапазоне нравственных устремлений, качеств.

Детский портрет остаётся актуальным жанром в скульптуре. Каждый мастер по-своему изображает хрупкую атмосферу детства, привносит в жанр новое, неповторимое. Тем ценнее каждое отдельное произведение, заставляющее зрителя постигать сложность образа в единстве его портретных черт с внешним выражением внутренней глубины и неповторимости.


Источники:

  1. Габричевский А. Г. Искусство портрета. — М.: Искусство, 1984.
  2. Краснушкин Е. Детский портрет в русской живописи. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  3. Портрет и скульптура. / Сост. И.Т. Прокофьева. — М.: Наука — Восточная литература, 2015.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора