Скульптурный портрет Сони

Портрет Сони, вид 3/4 слева Портрет Сони, вид 3/4 слева сзади Портрет Сони, вид 3/4 справа Портрет Сони, вид 3/4 справа сзади Портрет Сони, вид слева Портрет Сони, вид спереди Портрет Сони, вид справа Портрет Сони, вид сзади
Портрет Сони, вид 3/4 слева Портрет Сони, вид 3/4 слева сзади Портрет Сони, вид 3/4 справа Портрет Сони, вид 3/4 справа сзади Портрет Сони, вид слева Портрет Сони, вид спереди Портрет Сони, вид справа Портрет Сони, вид сзади

Памятник скульптурный портрет Сони

Скульптурный портрет девочки, дочери художника. Прозрачный постамент, наполненный ракушками и бусами, делает композицию индивидуальной, а детали изображения (украшения, густые волосы, взгляд) создают эффект реалистичного портрета в жанре станковой скульптуры.


Детский скульптурный портрет

История детского портрета в произведениях скульптуры насчитывает многие тысячелетия. Современный портрет, передающий внешнее сходство, яркие черты возраста, психологические особенности характера уходит своими истоками во времена Древнего Египта и греко-римской античности. Мастера каждой эпохи усложняли детские образы новыми подробностями, более тщательным детализированием.

Детский скульптурный портрет в Древнем Египте

Изображения детей из древних императорских династий или знатных родов дошли до наших дней в рельефах на памятниках, в интерьерной лепнине сохранившихся дворцовых руин, в круглой станковой скульптуре — бюстах и статуях. Среди находок преобладают преимущественно портреты мальчиков, ибо именно образы наследников, будущих продолжателей династии, признавались быть достойными отражения в произведениях искусства.

Детские скульптурные портреты из усыпальниц фараонов

Первые создатели детских портретов не считали обязательным подчеркивать в изображениях юных фараонов или наследников престола — будущих правителей — возраст и детское обаяние. Главным было — показать художественными средствами их исключительность, принадлежность к сонму избранных. На это указывают найденные в усыпальницах скульптуры.

В гробнице древнеегипетского фараона Эхнатона находилась статуэтка, изображавшая юных Эхнатона и его будущую жену Нефертити. Из гробницы его сына, фараона Тутанхамона, извлекли деревянный бюст мальчика-фараона. Обе находки датируются XVIII в. до н. э. и не передают типичные черты детского возраста, хотя юные лица в них угадываются.

Принцип изображения юных фараонов

Особенностью проработки детского лица была пластическая натуралистичность, большие широко раскрытые глаза, но не прорисовывалась живая мимика, без которой невозможно передать внутренний мир ребенка. В скульптурах представлены застывшие образы, они величавы и холодны, их величие подчеркнуто жёсткой неповоротливостью в постановке головы. Такими приемами мастера целенаправленно выражали статус ребенка — юного правителя или наследника императорской власти.

Детский скульптурный портрет в Древнем Риме: от застывшего величия к выразительности

Из времен Октавиана Августа, правившего Древним Римом на рубеже I в. до н.э. — I в. н. э. до нас дошло несколько скульптурных портретов мальчиков, представлявших род императора. Так, сохранилась голова бюста или статуи внука Августа, Гая Цезаря.

Несмотря на временной разрыв в семь столетий между бюстами потомков древнеегипетского фараона Эхнатона и основателя первой династии древнеримских императоров, в скульптурах юных потомков Октавиана Августа главнейшим признаком образа тоже осталась застывшая царственность. Эстетическое впечатление от горделивой величавости не должно было разрушаться внешним проявлением возраста и характера.

Между тем именно в пору правления Августа пластическая форма античной скульптуры достигла совершенства, и в ее эстетике стало господствовать поклонение культу красивого тела. В римских скульптурах позднего периода античной империи начали проявляться индивидуальные черты, внутреннее переживание.

Например, в жанровой статуэтке мальчика, вынимающего занозу (около 50 г. до н. э.), средствами пластики передана сосредоточенность взгляда, акцентирующая волевое начало в образе: это портрет победителя в беге, который после состязаний извлекает из ступни занозу, причинявшую ему боль во время пробега.

Детский скульптурный портрет в Средневековье

В средние века, в эпоху Возрождения, сформировался дворцовый стиль классического объемного портрета, приемы которого во многом определяют современный скульптурный портрет. Однако изображение ребенка в ту пору было своеобразным. Господство в искусстве библейских и мифологических сюжетов сделало основными два детских образа. Один — младенец Иисус на руках Богоматери. Второй, восходящий к античному божеству любви, которое древние римляне и греки называли по-разному — Эросом, Амуром, Купидоном — в виде очаровательного ангелочка с крылышками.

Изображение маленьких обнаженных мальчиков-ангелов с крыльями и нимбами в ренессансном и классическом искусстве получило название путти (итал. putti — ʽмалышʼ). В образах легкокрылых ангелочков мастера очень точно передавали анатомические особенности младенца: пухлые щечки и губки, большую головку с вьющимися волосами, «перетяжки» на ручках и ножках.

Образы детей в русской скульптуре XVII-XVIII веков

Российская культура средних веков следовала традициям античности и носила европейские черты. В русском художественном искусстве с конца XVII до начала ХIХ веков образ ребенка создавали знаменитые ваятели. В XVII веке это были в основном мастера европейского происхождения. Их пригласил Пётр I в возводящуюся новую столицу России Санкт-Петербург — для исполнения скульптурных работ.

В России XVII-XVIII веков детские портреты ваяли только при императорском дворе. Скульптурный детский портрет в его традиционном понимании — бюст с погрудным или плечевым изображением головы, с выразительной передачей мимики создавался значительно реже, чем скульптурные фигуры в полный рост. Мастера творили детские образы в сюжетных композициях, в которых выразительность изображения передавалась комплексно — мимикой, застывшим движением рук, пластикой тела.

Детские образы XVII-XVIII веков

Лучшие образы той поры отличаются филигранностью работы мастеров, достоверностью изображения возраста, глубиной передачи психологического состояния. Одним из первых изображений ребенка в российской скульптуре XVII века стало творение флорентийца Б.К. Растрелли — автора конной статуи Петра I перед Михайловским замком. В «Анне Иоанновне с арапчонком» (1741 г.; бронза), скульптурной группе из двух фигур, мальчик протягивает императрице символ императорской власти — державу. Фигурку арапчонка отличает достоверная и выразительная динамичность. Убедительную реальность образу придают искусно отлитые из мягкого металла детали экзотической одежды: высокие сапожки, украшенный драгоценностями камзол, большая сабля, тюрбан.

Примером достоверного выражения эмоционального мира ребёнка в скульптуре той эпохи является работа М.И. Козловского. Мастер в статуэтке «Психея» (бронза; 1801) через мягкую утонченную пластику детского тела передал созерцательность, сконцентрированное внимание девочки, рассматривающей бабочку.

Детский скульптурный портрет в бюсте

В скульптурных бюстах изображались венценосные наследники. Таких работ единицы, и все они становился произведениями искусства. Один из них — портрет десятилетнего Павла Первого (бронза; 1765 г.). Скульптор из Франции Н.Ф. Жилле точно воспроизвёл в бюсте будущего императора России характерные линии лица: дугообразные брови, курносый маленький носик, внимательный, сосредоточенный взгляд.

Образы детей в русской скульптуре XIX века

Век XIX изменил традицию XVIII века, и детский портрет перестал быть атрибутом только императорских и придворных резиденций.

Детский образ рубежа XVIII-XIX веков

В конце XVIII — начале XIX веков стало меняться представление о мире детства, а вместе с ним — и детский образ в произведениях искусства. Идеи сентиментализма начала XIX в. с его стремлением к естественной и гармоничной личности расширили представление о душевной жизни человека.

Еще в начале века детей из знатных родов по привычке изображали в соответствии с их статусом: в застывшей позе, с застывшей мимикой, в парадных одеждах. И это касалось прежде всего изобразительного искусства. Но спустя несколько лет русская скульптура пошла иным путем.

В ней помпезность парадных детских портретов последовательно заменялась передачей в образах индивидуальных характеров, стали ярче проявляться психологические черты. Формировался портрет ребенка и образ детства, выражающий открытость, душевную чистоту, искренность. В лучших статуях, передающих образы детей, каждая деталь выразительно подчеркивала индивидуальность характера и типичные для возраста штрихи.

30-е — 40-е годы объединили идеалы античности и социальные нотки

К середине века любимой натурой художников становятся мальчики. Их образы создаются обнаженными в соответствии с канонами античной традиции. Основной вид небольших станковых скульптур — жанровые сценки, отличающиеся психологизмом, передающие различные эмоциональные состояния.

Так, выразительная мимика сосредоточенности, экспрессия динамичного движения переданы П.А. Ставассером в напряженном ожидании наклонившегося вперед «Молодого удильщика» (мрамор; 1839).

Гармония детского тела, выразительность жеста отличают «Мальчика, просящего милостыню» (мрамор; 1842) скульптора Н.С. Пименова. Мягкость линий силуэта, точно схваченный эффект льющейся на голову ребенка воды изображены С.И. Ивановым в статуэтке «Мальчик в бане» (мрамор; 1853). За мастерство соединения в скульптурах пластического изображения и эмоционального состояния оба автора, С.И. Иванов и Н.С. Пименов, были удостоены звания академиков Академии художеств.

Красота и изящество линий в соединении с национальными чертами — типом лица, формой стрижки, одеждой — переданы Ф. Ф Каменским в фигуре «Молодого скульптора» (мрамор; 1853), крестьянского мальчика, сосредоточенно занимающегося лепкой.

Вершиной создания детского образа признана скульптура И.Я. Гинцбурга «Мальчик, спускающийся к воде» (мрамор; 1886). Обнаженный мальчуган, упираясь в каменистый берег, пальцем вытянутой ноги касается поверхности воды. Напряженное, как струна, тело, высоко поднятые плечи, прижатая к груди голова, закушенная от напряжения нижняя губа, устремленный к воде взгляд, лукавое выражение лица — каждая деталь композиции подчеркивает метко выхваченную из жизни глазом мастера озорную нерешительность.

Особым лиризмом проникнуты детские портреты в произведениях П.П. Трубецкого «Дети» и «Друзья». Скульптуры детей несут в себе общие принципы творчества мастера — новой формы. Фигурки образов напоминают эскизные наброски — с оставшимися мазками, с сохранившимся движением пальцев, с невыявленностью деталей, придающими композициям неповторимость.

В целом для детского портрета и детского образа XIX века было характерно отражение очаровательных лиц, красоты детского тела и удивительно обаятельных мелочей повседневной жизни.

Современный детский скульптурный портрет в бюсте

Современные мастера скульптуры выполняют нечасто детские портреты в бюстах. Во многом это связано с особенностью композиции, ограниченной погрудным изображением. Сложно передать стихию детства, как и характер, ограничиваясь только положением головы и линиями мимики, не имея возможность использовать пластику движения рук, тела.

Особенности скульптурного портрета

В портретном изображении конкретного человека недостаточно увидеть сходство с оригиналом, главное — понять замысел художника. В творчестве талантливого скульптора портрет становится произведением искусства, когда через внешние черты образа проступает внутренний мир. Внимательный и грамотный зритель увидит красоту композиции, обратит внимание на детали, которые помогут отчетливее понять глубину образа.

Что «читать» в бюсте. Зрительные характеристики детского скульптурного портрета

Детский образ в лаконичной пластике бюста сложно «читать». Чтобы увидеть больше, чем очертания фигуры, нужно иметь представление об особенностях изображения человека в станковой скульптуре.

Скульптор создает портрет, учитывая его взаимосвязь с окружающей средой, — с глубиной пространства, насыщенностью цвета, направлением освещения.

Для скульптурного портрета недопустима яркая, нарочитая экспрессия. Ему противопоказано выражение гнева, бурного веселья, ярости, комического, случайной гримасы — недопустимо любое зафиксированное сильное эмоциональное чувство, связанное с активной реакцией мимики. Когда образ смеется, это, скорее, другой жанр: этюд, зарисовка, эскиз, но не портрет.

Портрету в пластике свойственен одушевлённый покой. Единственную экспрессию допускают в скульптурном портрете — экспрессию, передающую характер и моральные свойства. Образ находится в созерцательном мышлении, в сосредоточенности, погружении в мысли, в самого себя. Это — красноречивое молчание.

В большинстве случаев у образа серьёзное выражение лица или — реже — небольшая улыбка. Даже чуть приметная, она снимает с лица бесстрастную отчуждённость; приоткрывает скрытый внутренний мир человека, делает его более доступным для посторонних взоров.

Важнейшим в портрете для скульптора является передача лица. Его черты должны сообщать максимальную информацию об образе. Отстранённое «древнеегипетское» холодное лицо не наладит связь со зрителем, поэтому выражению глаз и мимике отводится особая роль — они придают чертам лица живое единство.

Направление взгляда, выражение глаз создают настроение портрета-бюста. Взгляд может быть обращен прямо на зрителя, как будто вступая с ним в контакт; может быть отведён в сторону, казаться сосредоточенным и невидящим. Направленность в одном направлении головы и взгляда передают задумчиво спокойное состояние изображённого человека. При отклонении взгляда в сторону в портрете создается динамика, передается движение.

Значительной частью образной характеристики становятся детали: одежда, украшения, прическа, атрибуты на подставке под бюст добавят информацию о социальном статусе, об интересах, о диапазоне нравственных устремлений, качеств.

Детский портрет остаётся актуальным жанром в скульптуре. Каждый мастер по-своему изображает хрупкую атмосферу детства, привносит в жанр новое, неповторимое. Тем ценнее каждое отдельное произведение, заставляющее зрителя постигать сложность образа в единстве его портретных черт с внешним выражением внутренней глубины и неповторимости.


Список литературы:

  1. Габричевский А. Г. Искусство портрета. — М.: Искусство, 1984.
  2. Краснушкин Е. Детский портрет в русской живописи. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  3. Портрет и скульптура. / Сост. И.Т. Прокофьева. — М.: Наука — Восточная литература, 2015.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы