Адриан и Акива

213456

Скульптура Адриан и Акива

Характеристики:

  • Материал: литьевой камень
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 95 см. ширина 82 см.

Статус: На заказ

от 550 000 ₽


Парный авторский рельеф «Адриан и Акива» изображает двух выдающихся представителей своих народов. Скульптура создана под впечатлением от книги Л.А. Мациха «Скачущий на льве». Два крупных фрагментарных рельефа заставляют зрителя почувствовать то напряжение, которое проходило на протяжении всей истории взаимоотношений между римским и иудейским народом. Перед нами открывается характер императора Адриана, создавшего Пантеон всех богов в Риме и построившего храм Зевса Олимпийского в Афинах. Император Адриан вел государственную политику по усилению всей империи. С другой стороны на рельефе крупнейший мудрец еврейского народа — рабби Акива. Пройдя путь от пастуха до величайшего учителя (количество учеников доходило до 25 000 человек), он был членом Сангедрина в Явне, знал 70 языков. Рабби Акива поддерживал восстание Бар-Кохбы, признав в нем мессию. Авторская скульптура Ивана Коржева — это размышление о противостоянии наций, о корнях этих противостояний, об их истории и судьбе.


«Взошла звезда от Яакова и

вознесся скипетр от Израиля".

Рабби Акива



Два мощных деятеля своей эпохи; один — император Великой Римской державы, второй — еврейский мудрец Талмуда, толкователь Торы. Адриан и Акива, в чем суть противостояния представителей разных народов?

Интересы римского императора и еврейского ученого столкнулись в момент крупного восстания в провинции, где проживали иудеи, в 30-х годах II века новой эры.

Если об Адриане и его деятельности можно почерпнуть информацию из множества исторических источников, то об антиримском восстании мы знаем в основном из трудов Диона Кассия, римского историка первой половины II в.н.э. Личность предводителя восстания описывается в христианских источниках — рукописи Евсевия, датированной II веком.

Письменные сведения подтверждаются археологическими и нумизматическими данными. При раскопках в Иудейской пустыне в середине прошлого столетия археологи обнаружили документы, рассказывающие о ходе восстания против Рима. На серебряных монетах, датированных временем восстания -135−136 годами новой эры — изображается освобожденный от римлян Иерусалим и чеканится слово «свобода».

Восстание иудеев против владычества Рима — попытка возрождения независимости еврейской нации и возвращения веры предков на земли Иерусалима: Рим против иудеев, язычество против монотеизма, Адриан против Акивы.

Адриан: путешествия и покровительство наукам

Элий Адриан — римский император, родившийся в 76 г. н.э. и сразу после вступления на престол в 117 году заключивший мир с парфянами. Император много путешествовал по отдаленным провинциям в сопровождении только самых близких людей. Посетив разрушенный императором Титом Иерусалим, Адриан повелел построить там новый город Элия Капитолина — в честь него самого с храмом Юпитера Капитолийского.

Дион Кассий характеризует Адриана как тщеславного и честолюбивого человека, испытывающего зависть ко всем людям, достигшим славы на каком-либо поприще. Взойдя на престол, Адриан безжалостно расправился со многими сенаторами, завоевавшими любовь и уважение народа.

Надо отдать должное Адриану как императору-созидателю: в годы его правления в Риме и, особенно, в провинциях активно велось строительство портов и дорог, бань и водопроводов. Кроме того, Адриан покровительствовал наукам и искусству, отличался веротерпимостью и даже давал христианам значительную свободу действий.

К иудеям Адриан относился отрицательно и всячески их притеснял, значительную часть его жизни заняла война с евреями, в результате которой Иерусалимское государство перестало существовать, а иудеям было запрещено селиться на землях Палестины.

Акива: изучение Торы и составление Мишны

Акива родился в 50-х гг. н.э. в Иудее, которая в те времена являлась одной из провинций Рима. Семья Акивы проповедовала язычество, затем приняла иудаизм. Акива в ранней юности стал пастухом и оставался им до 40 лет, совершенно не зная грамоты.

После женитьбы на дочери хозяина Акива был изгнан из дома вместе с молодой супругой. Красавица Рахель вышла замуж за Акиву, поставив ему единственное условие: он должен научиться читать и изучить Тору. 24 года Акива вдали от семьи занимался науками, выучил 70 языков и стал знаменитостью в ученом мире Иудеи.

У рабби (древние иудеи так называли знатоков Священного Писания) Акивы появилось солидное число учеников и последователей, вместе с которыми Акива составил текст Мишны — первого рукописного текста ортодоксального иудаизма. Акива за учение о светлом будущем евреев при жизни был прозван Утешителем, а после смерти получил почетное прозвище «Слава Закона».

Источники сообщают, что Акива стал духовным вдохновителем одного из крупнейших восстаний в римской провинции Эрец-Исраэль.

Восстание Бар-Кохбы

132−136 годы новой эры — дата восстания против римского владычества в Эрец-Исраэль. Дион Кассий сообщает, что бунт против римлян готовился заранее: иудеи, жившие в Эрец-Исраэле, захватили несколько городов и превратили их в неприступные крепости.

Поводом к началу восстания послужил указ императора Адриана от 129 года о постройке города с языческим храмом бога Юпитера на священном холме иудеев.

Против восставших было направлено несколько легионов из самой мятежной провинции и ряда соседних: Египта, Сирии и Аравии. Оценив мощь восстания, Адриан бросил на помощь легионам дополнительные силы под руководством прославленного военачальника Юлия Севера.

Армию восставших возглавил Бар-Кохба («сын звезд»), которого источники называют руководителем и правителем захваченных земель, а сами римляне прозвали Симоном. Рабби Акива являлся духовным наставником восставших, он объявил Бар-Кохба легендарным царем Машиахом, Божьим посланником, «Князем Израильским», чем поднял его авторитет среди тысяч мятежных иудеев.

Акива не только вдохновлял иудеев на борьбу за независимость, он лично ездил по римским колониям, в которых проживали евреи, и собирал деньги на оружие и провиант для восставших.

После трех лет сражений и длительных осад Северу удалось подавить восстание. Потери с обеих сторон превысили миллион человек, что для тех времен было колоссальной цифрой. Иерусалимское государство прекратило свое существование.

Источники рассказывают, что после окончания восстания римляне казнили десятки тысяч евреев, среди которых были последователи и ученики рабби Акивы. Легенда гласит, что, посмотрев на развалины Иерусалима, Акива сказал своим спутникам, что на этом месте будет Третий храм и город, на улицах которого будут играть дети.

Адириан и Акива: последняя встреча

В годы восстания император Адриан издал декрет о запрещении изучения Торы. Правитель Рима правильно понял: в чтении евреями их главной религиозной книги и состоит основная духовная сила восставшего войска. Акива не послушался указа и продолжал читать и толковать Тору со своими учениками.

Приведенный к Адриану после подавления восстания, Акива смело вступил в беседу с императором. Адриан предложил Акиве, которого считал истинным вождем и вдохновителем мятежников, легкую смерть в обмен на отречение от веры, но рабби отказался и ушел из жизни с именем Бога на устах.

Так в очередной раз в истории, вера в истинное учение оказалась сильнее всяческих угроз со стороны сильных противников.


Источники:

  1. Беккер К.Ф. Мифы Древнего Мира. Саратов, «Надежда», 1993.
  2. Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVIII. М., 1978.
  3. Кассий Дион. Римская история. СпбГУ, 2011.
  4. Мацих Леонид. Скачущий на льве. Изд. Ганга, 2012.
  5. Стрешинский Ицхак. Рабби Акива и восстание Бар Кохбы // Журнал «Тора», май 2011.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора