Двое — один из вечных сюжетов в искусстве, основанный на ключевой антиномии, составляющей диалектику человеческой жизни — мужчине и женщине, связанных любовью. Выраженная в формах искусства (литературы, изобразительного творчества) тема межличностных отношений позволяет соединять оппозиции «специфичность — универсальность» и «конкретность — символичность» в единое диалектическое целое. Любовь оказывается многосложным процессом, а его отдельные повороты могут оказаться и вознаграждением, и расплатой.
Избранная форма воплощения темы «мужчина и женщина» — серия рельефов — позволяет автору развернуть событийно насыщенный и, одновременно, звучащий символично, визуальный ряд. Перипетии межличностных отношений представлены обособленными сюжетами. Каждое изображение является не просто иллюстрацией, но отправной точкой для размышлений, своего рода ключом к осмыслению драматичности ситуации («Надо расставаться», «Внешняя угроза — вместе», «Надо к жене»), времени безмятежного наслаждения («Первый месяц», «Растворяясь», «Думая о любимом», «Мечты») или торжества («Теперь ты мой», «Звездная пара», «Уже 5 лет вместе»). Композиция рельефов строится на ритмическом воздействии четких линий, границ больших пятен — крупных планов лиц, представленных фрагментарно. Прием, напоминающий кинематографический, придает каждой сцене независимость кадра, в то же время, позволяет воспринимать ее как часть большого разговора о любви в неисчислимом многообразии ее проявлений — сопутствующих мизансцен. Принципиальный аскетизм художественного языка позволяет перевести конкретику события в символический план, тем самым подводя частный случай к универсальному звучанию. Среди возможных разновидностей рельефа автор выбирает низкий барельеф, приближенный к технике сграффито. Достигнутая пластическая легкость, выразительность изящной линии также способствует символизации изображения. От излишней парящей легкости, не свойственной скульптуре, рельефы уберегает основательность лаконичных пятен лиц. Диагональные ритмы, звучные паузы обеспечивают динамику развития темы — извечно существующей, непознаваемой диалектики любви.
Мужчина и женщина — две шкатулки, в которых хранятся ключи друг к другу.
Карен Бликсен, датская писательница
Иногда кажется, что мужчины и женщины — выходцы с разных планет, настолько не похожи друг на друга представители сильного и прекрасного полов. Однако именно это несходство, эти полярность и антонимичность заложены в основе нашего мироздания, которое, как известно, зиждется на главном всеобъемлющем чувстве — Любви.
Но что именно заключается в этом понятии? Что подразумевает каждый из нас, произнося три заветных слова — «я люблю тебя»? Страсть, привязанность, зависимость от другого человека, желание отдать другому все без остатка или стать с ним одним целым, неразрывно связанным невидимыми нитями, а может быть — цепями?
Вопрос этот риторический, и пока поэты, писатели, художники, музыканты и скульпторы ищут на него ответ, художественная «копилка» мира продолжает пополняться гениальными произведениями искусства, которые духовно обогащают нас и, может быть, хотя бы на несколько шагов приближают к разгадке величайшей тайны Мироздания — сути взаимоотношений мужчины и женщины, в основе которых — Любовь.
Испокон веков поэты пытаются выразить Любовь словами, придать ей стройную поэтическую форму, идеальную огранку, а прозаики создают замысловатые сюжеты — порой близкие и знакомые всем нам, прочувствованные на собственном опыте, порой кажущиеся фантастическими, нереальными.
Любви посвящены великие строки, впитавшие все оттенки чувства, страстей, переживаний их создателей, строки, которые находят эмоциональный отклик в зрелых восприимчивых душах.
Впервые почувствовав жгучий «огонь любви», итальянский поэт-пессимист XIX века Джакомо Леопарди, певец печали, восклицает в своем стихотворении «Первая любовь»: «Коль то любовь — что ж я так мучим!» И далее: «Зачем зовется сладкой эта страсть, коль в ней желаньям и скорбям раздольно?» Из этих пламенных строк следует, что впервые испытанное чувство может доставлять не только радость, но и страдания.
Словам Леопарди созвучны драматически окрашенные, надрывные строки еще совсем юной Анны Ахматовой:
«Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко<br>
И сказал мне: «Не стой на ветру».
Удивительно, как с помощью всего лишь одного слова — «жутко» — поэтессе удалось передать всю силу и мощь любовного напряжения.
Обратимся к строкам другого великого Мастера — Марины Цветаевой. У нее мы находим иной поэтический образ — женщины, буквально захлебывающейся от счастья, острого счастья Любви.
«Мой! — и о каких наградах.
Рай — когда в руках, у рта —
Жизнь: распахнутая радость
Поздороваться с утра!»
Цветаева, как никто другой, умела по-детски радоваться счастью — пусть недолгому и мимолетному.
А вот какие слова находит для выражения чувств поэт-громада Владимир Маяковский: «Все равно любовь моя — тяжкая гиря ведь — висит на тебе, куда ни бежала б», «Кроме любви твоей, мне нету моря, а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых». Для великого поэта Любовь — не окрыляющее чувство, а ежедневный труд, грандиозная работа души.
Обратимся к прозе и убедимся в том, с какой филигранной точностью удается писателям передавать всевозможные оттенки Любви.
Например, у Александра Грина в «Алых парусах» мы читаем о влюбленных следующее:
"…Грэй поднял за подбородок вверх это давно-давно пригрезившееся лицо, и глаза девушки, наконец, ясно раскрылись. В них было все лучшее человека". И затем:
«Много на свете слов на разных языках и разных наречиях… Но всеми ими даже и отдаленно не передашь того, что сказали они в день этот друг другу».
Здесь раскрывается волшебная, облагораживающая сила любви.
Трогательны нежные, лирические, тревожащие строки Ивана Бунина из произведения «Митина любовь»:
"…Митя столь неожиданно оказался в том сказочном мире любви, которого он втайне ждал с детства, с отрочества… Январь, февраль закружили Митину любовь в вихре непрерывного счастья, уже как бы осуществленного или по крайней мере вот-вот готового осуществиться".
И как нежно, немного по-детски признается в своих чувствах Митина избранница — Катя: «Как ты смешно, с какой-то милой мальчишеской неловкостью растягиваешь свой большой рот, когда смеешься… За эту-то улыбку я и люблю тебя». И добавляет: «Да вот еще за твои византийские глаза…»
Не менее выразительные инструменты для иллюстрации всех оттенков Любви — кисть и краски художника. Если поэт передает чувства, эмоции через рифму и ритм, то живописец — через полутона, композицию и, конечно же, сюжет своих картин.
Идеально гармонично классическое полотно великого Микеланджело Буонарроти «Святое семейство» (1506 г.), изображающее Иосифа, Марию и младенца Христа. Круглая форма картины — тондо — усиливает ощущение Любви и счастья, излучаемых героями этого гениального художественного произведения.
Любопытно сравнить работу итальянского мастера с одноименным произведением российского художника Павла Филонова 1914 года «Крестьянская семья» («Святое семейство»), представителя аналитического искусства. При создании полотна мастер руководствовался принципом «сделанности»: он сотворил картину так же, как природа — реалии нашего мира из атомов и молекул. На полотне Филонова мы видим мужчину, женщину и младенца в окружении животных, и от этой искусно выстроенной работы исходят тепло и мягкий свет, воплощающие благостное спокойствие мирской, «земной» Любви.
Тему счастливого, окрыляющего и в прямом смысле слова возносящего над землей чувства продолжает картина Марка Шагала «День рождения», написанная в 1915 году. Полотно представляет зрителю традиционный для художника сюжет — парящих в воздухе влюбленных, прототипы которых — сам мастер и его возлюбленная Белла. С образом этой женщины была неразрывно связана тема любви в творчестве Марка.
Созвучное полотно мы находим у Ренуара: глядя на мужчину и его даму с картины 1883 года «Танец в деревне», так и хочется закружиться под музыку вместе с ними и остановить столь мимолетное мгновение истинного счастья.
Самый известный поцелуй в живописи — «Поцелуй» кисти Климта 1908 года. Влюбленные, изображенные австрийским художником, представляют собой одной целое, они целиком поглощены друг другом, пока окружающий мир растворяется в золотистом сиянии…
А поп-художник Роберт Индиана в своей работе «Love» 1965 года и вовсе отказался от изображения персонажей. На полотне мы видим лишь ярко-красное слово LOVE, резко выделяющееся на контрастном зелено-голубом фоне. «All you need is love», — пели в тех же 60-х великие «Beatles», все, что тебе нужно, — это Любовь, в данном случае «сконцентрированная» всего в четырех буквах.
Не «отстают» от художников и скульпторы — созданные ими образы на тему Любви весьма экспрессивны.
Влечение и неприкрытая чувственность исходят от скульптурной композиции «Амур и Психея», созданной в XVIII столетии мастером Антонио Канова. Ваятель вдохновлялся любовной историей, поведанной Апулеем в произведении «Золотой осел», и запечатлел в мраморе момент поцелуя Амура, вернувшего Психею к жизни.
Эффектна мраморная статуя «Похищение Прозерпины Плутоном» авторства Джованни Бернини (1621 г.). Перед нами разворачивается сцена похищения юной дочери Цереры властителем подземного царства. О разыгравшейся в душе Плутона страсти говорят экспрессивные пальцы, впивающиеся в пышные бедра девушки, подчиняющие ее воле господина, охваченного пылкой любовью. Как говорил сам Бернини, ему удалось победить мрамор и сделать его гибким, как воск, таким образом объединив живопись и скульптуру.
Интересно авторское видение современного итальянского скульптора Лоренцо Куинна, в частности, его динамическая скульптурная композиция из металла «Сила любви». Перед нами предстает мощная мускулистая фигура юноши, притягивающего к себе за шарф или тканевый пояс застывшую в прыжке девушку. Это произведение перекликается с вышеупомянутой работой Бернини: от изображенного скульптором мужчины исходит непреодолимая сила чувства, сопротивляться которому невозможно.
Утонченную Любовь представляют и гениальные мраморные творения Огюста Родена, которыми можно полюбоваться в Эрмитаже — «Поцелуй», «Вечная любовь». Нежность и напряжение чувств влюбленных передаются и чуткому зрителю благодаря мастерству великого француза.
Футуристическая композиция из металла «Любовь», созданная Тамарой Квеситадзе и установленная на въезде в грузинский город Батуми, представляет собой уникальную подвижную скульптуру: каждые 10 минут мужская и женская фигуры приходят в движение, устремляясь друг к другу и, наконец, образуя единое целое. Создавая этот арт-объект, автор вдохновлялась романом «Али и Нино» авторства Курбан Саида о взаимоотношениях молодой грузинки и азербайджанца. Мастер не утруждалась проработкой лиц влюбленных, более того, они даже лишены рук, однако ей удалось создать невероятно напряженные образы любящих людей, между которыми существует невидимое для посторонних притяжение.
Как сказал известный музыкант Фрэнк Заппа, говорить о музыке — все равно, что танцевать об архитектуре. Но мы все-таки попробуем рассказать о величайших произведениях, воспевающих самое прекрасное чувство на свете — Любовь.
Начнем с классики — очаровательного «Вальса-фантазии» Михаила Глинки, посвященного музе композитора — Екатерине Керн. Любовь к этой прекрасной даме питала творческие силы музыканта и дарила ему вдохновение.
Завораживает творение Петра Чайковского «Романс фа минор», на создание которого композитора вдохновила певица Деризе Арто. Влюбленные планировали свадьбу, но не получили благословения матери Дезире. Несмотря на то, что девушка стала женой другого, Петр Ильич неизменно посещал ее концерты и восхищался талантом Арто.
Современные музыканты создали немало уже вошедших в историю произведений о Любви. Эпохальными стали песни Уитни Хьюстон «I will always love you», «Love me tender» Элвиса Пресли, «Yesterday» The Beatles, «Miss you» The Rolling Stones. Каждой из них присущи особая тональность, настроение, темп, каждая рассказывает уникальную историю — ни о ком конкретно и вместе с тем обо всех нас, тех, кому посчастливилось соприкоснуться с великим таинством Любви.