Модель №14

Модель №14, вид спередиМодель №14, вид сзади

Краткие сведения об изображенном

Модель — натурщик или натурщица, человек, позирующий автору при создании художественного произведения (скульптура, живопись и т. п.). Может являться как академической штудией, учебным и подготовительным материалом, так и основной работой, самоценным произведением.

Выразительная контрапостная постановка — одна из наиболее удобных форм передачи сложного равновесия динамических и статических начал в статуарной форме, соединена со своеобразной осанистостью фигуры. Немного отведенные назад плечи со свободно опущенными руками и подавшийся вперед торс дают ощущение демонстративной наготы. Голова резко повернута в сторону, что дает разнонаправленные оси взгляда и самой фигуры, а значит — многоступенчатую подачу образа, поэтапный зрительский контакт, как эмоционально более спокойную форму восприятия. Сама постановка фигур также лишена определяющей строгости: свободно приходящая вертикальная ось приближает композицию к псевдо-контрапосту, столь популярному у мастеров греческой Поздней Классики и Эллинизма. Трепетная фактурная лепка передает тепло человеческого тела, движение света и воздуха, приближая скульптуру к живой форме. Задумчивое лицо модели, не выражающее ярких эмоций, несколько замедляет развитие бытийной темы и помогает предохранить произведение как от излишнего гедонизма, так и от чужеродной мифологической образности. Работая исключительно пластическими средствами, отказываясь от указующих аксессуаров, автор добивается того, что скульптура оказывается подчеркнуто демократичной и современной.


Никакая внешняя прелесть не может быть полной,

если она не оживлена внутренней красотой.

Виктор Мари Гюго, французский писатель

Великие произведения скульпторов создаются силой мастерства и таланта, но зачастую — не без участия натурщиц, вдохновляющих мастеров. Имена одних навеки поглотил океан истории, о других же по сей день пишутся книги и снимаются фильмы.

Кто же они — прекрасные женщины, чародейки, хранительницы великой силы, способной зажечь искру в сердце творца и повелевать его рукой во время рождения шедевра?..

История первая: Станислава Осипович

Она вошла в историю, как самоотверженная модель, готовая позировать в нечеловеческих условиях — в ледяных мастерских, где студенты ВХУТЕМАСа трудились в валенках, а Станислава Осипович позировала обнаженной у едва обогревавшей помещение печки-буржуйки. По воспоминаниям художника Михаила Бернштейна, один бок натурщицы при этом поджаривался и становился красным, а второй, замерзший, был зеленовато-синего оттенка.

Станислава Осипович обожала свою работу, считая профессию модели наиболее почетной. Ради этого дела — вдохновлять художников и скульпторов — она пожертвовала личной жизнью и так и не вышла замуж. Позировать было ее призванием, смыслом ее жизни.

Благодаря Станиславе многие советские художники отточили свое мастерство. Ваял с нее и знаменитый скульптор Сергей Коненков: именно юная Осипович стала прототипом его работы в жанре ню «Русалочка», созданной в 1916 году. Сегодня скульптура хранится в Третьяковской галерее в Москве.

Однако время не щадит никого, даже первых красавиц. Постепенно красота модели угасла: грудь утратила соблазнительную форму, изменилась внешность. Особенно перемены были заметны на полотне Фалька «Обнаженная», которая вызвала возмущение у Никиты Сергеевича Хрущева — он счел работу безобразной.

И все же, несмотря ни на что, Осипович гордо заявляла: «Мое тело стоит в Лувре». И правда, деревянные статуи Коненкова, выполненные с натуры, попали в музеи Франции…

Станислава Осипович осталась верна своему призванию до конца дней. Даже скончалась она во время сеанса — на подиуме, свалившись со стула без чувств. Так закончился земной путь верной «слуги» скульпторов и художников России.

История вторая: Одри Мэнсон

Первая супермодель в мире, мисс Манхэттен, Венера с руками — как только ни называли натурщицу Одри Мэнсон, блиставшую на заре ХХ столетия. Президент Штатов Вудро Вильсон считал ее воплощением Америки, многочисленные скульптуры, созданные с этой дивы, красуются в разных музеях мира — Бруклинском, в Центре Помпиду в Париже. Более того, ангельское личико Одри можно увидеть даже на монетах!

Популярность Одри зашкаливала: на Всемирной выставке в Сан-Франциско 1915 года 152 статуи из 200 представленных были созданы с участием этой натурщицы. Но была ли счастлива прожившая 104 года модель, чья жизнь бесславно завершилась в психиатрической клинике?..

Мэнсон родилась в 1891 году в Мехико, а затем в возрасте 5 лет перебралась с матерью в Нью-Йорк. Поскольку деньги в семье не водились, Одри подрабатывала танцовщицей и имела большой успех.

Помог, как это часто бывает, случай. Одна версия гласит: девушка переходила улицу, когда ее случайно сбил автомобиль. В толпе зевак оказался некий скульптор, ошарашенный красотой девушки, впоследствии пригласивший ее в свою мастерскую. По другой версии, во время шопинга ее заприметил фотограф Феликс Бенедикт Герцог и предложил фотосессию.

Одри познакомилась с друзьями Феликса, среди которых были живописцы и скульпторы. Так началась ее карьера натурщицы.

В 1907 году Мэнсон работала для скульптурной композиции Изидора Конти «Три Грации» в жанре ню, которая установлена в отеле «Астор» в Нью-Йорке. Девушка позировала для всех трех статуй.

После этого Мэнсон позировала для барельефа мемориала пожарным, который разместили близ Центрального парка, затем еще для двух статуй… Словом, ее карьера пошла в гору.

Почему же Одри была столь востребована? Во-первых, ее красота никого не оставляла равнодушным. А еще и потому, что Мэнсон работала за невысокую плату: она брала 50 центов в час, что сегодня сопоставимо с $ 15.

Одри признавалась, что работа натурщицы непроста: неподвижно стоять на одном месте несколько часов подряд невероятно трудно. «Если у девушки нервы не в порядке, она не справится», — говорила Мэнсон.

В те времена Америка обратилась к Античности: мастера стремились изображать идеальных героинь и героев. Поэтому скульпторы нередко приукрашивали внешность Одри, превратив ее в итоге в несуществующий в реальности классический идеал.

Деятельность Одри не сводилась только к позированию: она снималась в немом голливудском кино, где тоже появлялась обнаженной (лента «Вдохновение» 1915 года). Несмотря на травлю девушки со стороны пуританских СМИ, фильм остался в прокате.

И все-таки избежать кризиса не удалось. Постепенно Мэнсон перестали снимать. Отчаявшись, она стала любовницей домовладельца, у которого они с матерью снимали жилье. Уолтер Уилкинсон был женат, но, помешавшись на Одри, убил жену, чтобы стать свободным. Разумеется, Мэнсон заподозрили в соучастии убийству.

В итоге модель оправдали, а Улкинсон повесился в камере в ожидании казни на электрическом стуле. О других возлюбленных натурщицы история умалчивает.

Шли годы. Одри по-прежнему жила с матерью в небольшом городе. К 40 годам она стала сходить с ума, пыталась покончить с собой, и в результате в свой день рождения по настоянию матери первая супермодель Америки оказалась в психиатрической лечебнице… на последующие 65 лет. Здесь она и скончалась в возрасте 104 лет. Печально, что за все годы «заточения» Одри приняла лишь одного посетителя — своего отца Эдгара Мэнсона, которого, увы, не узнала…

История третья: судьба секс-символа СССР

Скульптура «Девушка с веслом» по праву может называться советским секс-символом, несмотря на то, что изначально молодая спортсменка не была обнажена.

Существует несколько вариантов этой статуи — из гипса или железобетона. Однако не всем известно, что у оригинальной скульптуры был реальный прототип.

Первую статую создал Ромуальд Иодко в 1935 году. Он назвал свое детище «Женщина с веслом». Скульптура, изображавшая девушку с соблазнительными формами в купальнике высотой 2,5 метра, создавалась для парка водного стадиона «Динамо» в Москве.

Власти одобрили гипсовое творение и распорядились установить подобные статуи и в других советских городах.

Вторая знаменитая статуя в жанре ню «Девушка с веслом» — творение скульптора Ивана Шадра. Нагота фигуры, по замыслу автора, подчеркивала освобождение женщин Советского Союза.

В 1935 году 12-метровую статую установили в парке имени Горького, в бассейне с фонтаном. Однако обнаженная фигура спровоцировала такую волну критики, что в итоге спешно отбыла в Луганск, а Шадру пришлось взяться за создание нового произведения — не столь вызывающего.

В 1936 году мастер закончил работу над новой «Девушкой с веслом», на 4 метра ниже, напоминающую творение античных мастеров.

Эта статуя украшала парк на протяжении пяти лет. В 1941 году она «погибла» во время бомбардировки.

А прототипом «Девушки» стала некто Вера Волошина, студентка института физкультуры. Спортсменка и просто красавица, она стеснялась позировать обнаженной. Скульптор выполнил требование Веры: на сеансах обязательно присутствовала супруга мастера.

Судьба натурщицы сложилась печально: в начале ВОВ она отправилась рыть окопы, затем, став добровольцем, выполняла диверсионные задания. 21 ноября 1941 года раненая Волошина попала в плен. Через 8 дней ее повесили. В 1994 году первая советская красавица-модель посмертно получила звание Героя России. Сегодня в Третьяковской галерее в Москве можно увидеть бронзовую копию «Девушки с веслом», девушки не только красивой, но и самоотверженной.

К сожалению, не все истории оптимистичны, но все они жизненны и правдивы. Благодаря моделям, женщинам, подарившим прелесть своего тела искусству, в мире стало чуть больше Красоты.


Источники:

  1. С. Коненков. Мой век. Политиздат, 1971.
  2. Н.Н. Броновицкая. Архитектура Москвы 1933—1941 гг., М.: Искусство—XXI век, 2015.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора