Бог Зевс

123

Скульптура Бог Зевс

Характеристики:

  • Материал: бронза, камень
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 61 см. ширина 32 см. глубина 18 см.

Статус: На заказ

от 80 000 ₽


Историческая справка

Зевс-Громовержец, Зевс-повелитель молний и Зевс-отец половины всех мифологических богов и героев на самом деле появился в греческих преданиях довольно поздно, в конце II тысячелетия до н.э. Первые сведения о Зевсе как о верховном боге приводит Гесиод в VII в. до н.э.

С самого начала своего существования Зевс был богом-аристократом, божественным воплощением земной греческой рабовладельческой знати.

У каждого народа древности был свой Зевс:

— у скифов — это бог грома Папай;

— у славян — это грозный Перун;

— у римлян — величественный Юпитер;

— у индийцев — бог дождя Парджанья;

— у кельтов — повелитель времен года Перкуино.

Греческий Зевс, вершитель судеб людей, восседал на Олимпе и очень любил вмешиваться в земные дела. Атрибутами главного бога эллинов была запряженная орлами колесница, бронзовый топор лабрис, скипетр и каменные стрелы, позже — мистическая эгида — щит, изготовленный для Зевса Гефестом из шкуры козы Амальфеи и наводящий ужас на все живое.

Главным храмом Зевса в Греции являлось святилище в Олимпии в Элиде, где появились на свет Олимпийские игры, посвященные верховному богу, а главным алтарем являлся Пергамский.

Зевс правил греческим миром дольше других верховных богов — на протяжении тысячи лет. С распространением христианства образ Зевса померк и остался только в истории.

Родословная Зевса

Родители верховного бога греков — Рея и Кронос — принадлежат к поколению титанов, все их божественные дети называются Кронидами. Согласно легенде, Рея родила Зевса в пещере на острове Крит, где пряталась от своего грозного мужа, поедающего всех рожденных ею младенцев (Кроносу было предсказано, что он падет от руки своего же потомка). Рея завернула в пеленки камень и подсунула Кроносу вместо маленького Зевса, тем самым сохранив жизнь будущему повелителю богов и людей.

Новорожденного Зевса (точная его дата рождения — 22 декабря, самый короткий день в году) вскормила своим чудодейственным молоком коза Амальфея, за что впоследствии верховный бог вознес ее на небо и поместил в созвездие Возничего.

Археологи до сих пор находят в окрестностях горного хребта Дикти на острове Крит статуэтки с изображением младенца-Зевса; туристам рассказывают увлекательные мифы о детстве будущего верховного олимпийского бога.

Возмужавший Зевс заставил Кроноса изрыгнуть всех проглоченных детей, а затем отправил его в Тартар, глубочайшие недра Земли, окруженные мраком и вихрями, после чего разделил со старшими братьями владения:

— Посейдон стал владыкой моря;

— Аид отправился стеречь подземное царство;

— сам Зевс оставил себе небесные угодья.

Олимп

Зевс Громовержец воцаряется на Олимпе и правит в окружении прекрасных богов:

— богини браков Геры, ставшей ему супругой;

— красавца Аполлона

— целомудренной Артемиды;

— воинственной Афины;

— Тихе — богини случая;

— Мнемозины — богини памяти и матери муз.

Вершат боги судьбы, покровительствуют своим любимцам и мстят тем, кого невзлюбили. Во главе стола, на котором стоят кубки с амброзией и нектаром, в луче золотого света на роскошном троне восседает величественный Зевс. Это его царство, в котором не бывает ни ветров, ни бурь, ни дождей, ни снега — так хочет верховный олимпийский бог.

Гордый и мужественный, властный и благородный, сопровождаемый богиней победы Никой, Зевс вершит судьбы людей и богов. А вокруг танцуют прекрасные музы и нежные юные хариты, звучит услаждающая слух музыка. Помогает Зевсу богиня правосудия Фемида, по указу верховного бога назначает она время событий, контролирует народные собрания людей, следит за соблюдением законов.

Внизу, далеко под Олимпом, за облаками продолжается земная жизнь: люди рождаются, женятся, трудятся, отдыхают — и все это под покровительством богов-олимпийцев во главе с Зевсом, утверждающим и изменяющим законы.

Отец людей и богов

Зевс держит в своих руках нити судеб людей. У ворот дворца Зевса, охраняемых тремя зоркими и быстрыми соколами, стоят два глиняных сосуда, в одном из них добро, в другом — зло. Только величественный Зевс может решить, кому из смертных предназначены добрые дары, а кому — злые. Потрясая эгидой, Зевс одним людям дарует хорошую погоду и попутный ветер, другим посылает ураганы и землетрясения.

Зевс не постоянно сидит на Олимпе, он вездесущ и вмешивается в дела и судьбы человечества. Сотни мифов сложили греки о верховном олимпийском правителе, и в каждом Зевс предстает перед читателями как властный бог, заботящийся о справедливости, но часто бывает разгневанным и мстящим.

Зевс властвовал над богами так, как это делали земные цари в архаическую эпоху. Греческие аристократы, чтобы обосновать свое право на власть в обществе, сочиняли легенды о любовных похождениях Зевса с земными красавицами и причисляли себя к его прямым потомкам. В Греции стали строить новые города и называть их именами детей Зевса: Афины, Магнезия, Македония.

Зевс, соблазняя женщин, принимал облик животных (змеи, быка, лебедя), золотого дождя, пламени, облака, простого пастуха, даже сатира — чего только не сочинили греки!

Согласно мифам, у Зевса было несколько десятков детей как божественного, так и полубожественного происхождения. Гера подарила Зевсу трех наследников: бога войны Ареса, вечно юную Гебу и бога-кузнеца Гефеста, остальные дети рождались от других богинь и земных женщин. К потомкам Зевса причисляют Геракла и Елену из Трои, Полидевка, Персея, Миноса, Афродиту.

Каждый год весной, когда земля оттаивала и готовилась к посевам, эллины отмечали законный брак Зевса и Геры. Культ верховных богов рассматривался как связь неба с землей, и если в день празднования шел дождь, это считалось хорошей приметой.

Зевс в мировом культурном наследии

В классическую эпоху греки изображали своего верховного бога непременно на троне со скипетром и фигуркой Ники в руке, с орлом у ног. Известный греческий скульптор Фидий в 403 г. до н.э. выполнил статую Зевса для главного из его храмов в Олимпии из мрамора, золота и слоновой кости. Эта статуя известна в истории как третье из семи чудес света.

И всегда Зевс — это мужчина в расцвете лет с красивой бородой, благородными чертами лица, мужественным взглядом и обязательными царскими атрибутами.

Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» описывает грозного владыку, «первого среди равных», а Лукиан согласно уже христианской традиции придает Зевсу сатирические черты. Эсхил в «Прикованном Прометее» осуждает безграничную власть Зевса и его жестокость. Еврипид же дает Зевсу такую характеристику: «необъятная величественная бесконечность, окружающая Землю со всех сторон».

Герцен использует образ Зевса для красочного описания своих героев, например, он называет Гёте «Зевсом искусства».

На полотне Рубенса «Пир богов на Олимпе» Зевсу приданы вполне человеческие черты — он темпераментно жестикулирует, беседуя с другими богами. Большая часть картин, посвященных Зевсу, является иллюстрациями к мифам о нем. Самая известная — «Похищение Европы» итальянского мастера Гвидо Рени.

Большинство храмов Зевса, величественных и сооруженных великими архитекторами древности, сегодня лежат в руинах, а части храмов и алтарей находятся в разных музейных собраниях. Греки же до сих пор чтут Олимпийских богов, трепетно относятся к родной мифологии и справедливо считают ее важнейшей частью мировой культуры.


От автора

Декоративная скульптура, отсылающая зрителя к эпохе крито-микенской античности. Именно на Крите культ быка имел большое значение, что свидетельствуют многочисленные живописные, скульптурные изображения, в том числе — знаменитые ритоны в виде головы быка в полилитной технике. Зевс в образе Быка похитивший Европу, согласно мифологии, становится основателем минойской династии критских правителей. Представленная скульптура является не копией, но свободной стилизацией, апеллирующей к самому духу архаической эпохи с ее одушевлением природы, панэстетизмом. От древних произведений ее отличает тонкая образная игра, соединение достоверности формы, импрессионистической легкости лепки и эффектной работы материалов, разнообразных фактур — взрыхленных и сглаженных, «состаренных» и сияющих первозданной полировкой. Легкие смещения форм, наклоны относительно центральной оси также игриво и непринужденно соединяются с почти орнаментальной симметрией деталей бычьей морды. И тут же — широкий нос, раздутые ноздри, миндалевидные глаза под мощными дугами, складчатая шея рождают ощущение первозданной, стихийной жизни зверя, грозного в своем царственном величии.

Краткие сведения об изображенном

ЗЕВС — заглавный персонаж пантеона древнегреческой мифологии, бог неба, грома и молний, ведающий всем миром, прародитель многих богов, любвеобильный и коварный соблазнитель, способный принимать различный облик. Один из них — Бык. Миф о похищении Европы, попавшей на спине Быка-Зевса на Крит, где она стала матерью трех детей, в том числе Миноса, будущего легендарного царя Крита, прочно связывает этот зооморфный образ Зевса с историей и искусством этого знаменитого острова.


Источники:

  1. Беккер К. Мифы Древнего мира. Саратов, «Надежда», 1995.
  2. Иллюстрированный мифологический словарь. Санкт-Петербург, «Северо-Запад», 1994.
  3. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. М. Просвещение, 1955.
  4. Мифология. Ч.2. Саратов, СГУ, 1995.
  5. Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. М., Просвещение, 1992.
  6. Словарь всемирной мифологии. Н. Новгород, 1997.