Небольшая современная скульптурная композиция, представляющая изящное и гармоничное решение пространства и формы.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
А.С. Пушкин
Пушкинская золотая рыбка, исполняющая желания… Один из восьми благородных символов буддизма. Таинственная обитательница рек и морей — безмолвная, но говорящая о многом. Рыба.
Древний сакральный символ, создание, которое часто упоминается в поэзии, появляется на живописных полотнах и в произведениях скульпторов — например, Ивана Коржева. Аквариумы с разноцветными рыбками-искорками украшают дома людей-созерцателей по натуре. Рыбы успокаивают, организуют пространство и напоминают о вечном — своим мудрым безмолвием и величественной неторопливостью…
Многие народы мира издавна почитают рыбу как олицетворение зарождения жизни на планете. Согласно древним космогоническим представлениям, все живое вышло из воды. Соответственно, рыба выступает как символ оплодотворения у египтян, кельтов, индийцев, персов, восточных славян.
В ритуальных богослужениях в старину практиковалось принесение рыбы в жертву богам — повелителям подземного мира, водным лунным богиням, покровительницам плодородия и любви.
Интересны бронзовые фибулы-звенья (застежки-броши для одежды) VII столетия, обнаруженные археологами на Полтавщине, изображающие рыб, змей и птиц, то есть единение трех стихий — воды, земли и воздуха.
В Центральной Азии, где рыба рассматривалась преимущественно как символ плодородия, ее изображение часто использовалось для оформления украшений.
В орнаментах узбеков и северных таджиков также часто встречается образ этого животного. Любопытно, что у этих узнаваемых орнаментов даже есть собственное название — «рыбья чешуя». Чешуек много, значит, и потомство будет многочисленным, и в доме не иссякнет богатство.
Золотые рыбки — сакральные символы в буддизме, олицетворяющие избавление от страданий и достижение освобождения, то есть основной цели буддистов. Рыба свободно плавает в воде — так же, как достигший просветления человек, уже не ведает никаких препятствий. Кроме того, буддийская золотая рыбка, которая вольна плыть, куда ей вздумается — символ счастья, ведь нет большего счастья, чем упоение абсолютной свободой.
Санскритское «матсьяюнгма» означает пару рыб, символизирующих две священные индийские реки, Гангу и Джамну (Ямуну). А вот в Китае две рыбки символизируют супружескую верность, единство мужчины и женщины.
Как правило, таких рыб изображают в виде карпов, располагая симметрично. На Востоке карпы почитаются особо: это элегантные создания-долгожители, которые, к тому же, связаны с различными божествами. Согласно легенде, Вишну подарил Будде пару золотых рыбок для украшения глаз Просветленного.
Не меньшее значение рыба имеет и для христиан, ведь она — аллегория Иисуса Христа.
Ихтис (ΙΧΘΥΣ) — так называется древняя монограмма Его имени, которая состоит из первых букв следующих слов: Иисус Христос Божий Сын Спаситель (с греческого «Iesous Christos Theou Hyios Soter»). Символическое обозначение монограммы имеет очертания рыбы.
В Новом Завете рыба связывается с проповедью учеников Иисуса. Как известно, многие Его последователи были простыми рыбаками, а Христос называл их «ловцами человеков». Царствие Небесное сын Божий сравнивал с неводом, который заброшен в море: в него попадаются рыбы всякого рода.
В искусстве раннего христианства изображение Христа было под запретом, поэтому верующие придумали всевозможные шифры. Акроним ΙΧΘΥΣ, о котором было сказано выше, обнаружен в катакомбах Рима, где тайно собирались подверженные гонениям верующие, его появление относят ко II веку н.э.
Интересны различные вариации символического изображения рыбы в христианском искусстве. Так, рыба с корзиной на спине, в которой лежат хлеб и вино, олицетворяет несущего причастие Иисуса. А дельфин у христиан — символ того, что Христос является проводником, ведущим людей сквозь хаос.
Если дельфин изображен с якорем, это зашифрованный образ церкви. Пронзенное трезубцем животное — распятый на кресте Спаситель.
На церковных эмблемах часто встречается изображение трех переплетенных рыб, нередко с одной головой. Они символизируют Троицу, которая явлена тем, кто прозрел.
Уместно вспомнить и историю пророка Ионы. Его поглотила большая рыба, а через три дня исторгла целым и невредимым, что стало символом Воскресения.
В смутные времена Средневековья живописцы не особенно интересовались окружающим миром. Новые сюжеты практически не появлялись, а церковное богословие установило строгие ограничения на использование религиозной символики, что было прописано в учебниках.
Книжные миниатюры и рельефы XII-XIV столетий содержат изображения рыб и птиц. В трактовке этого периода рыбы олицетворяют нижнюю бездну.
Крайне редко в Средневековье рыбы фигурируют на эмблемах. В данном аспекте они символизируют немоту.
Если рыбу изображали подвешенной за голову, это говорило о беспорядке, нарушении этических, моральных норм.
Для средневековых астрономов рыба была олицетворением Луны, для алхимиков — воды. Врачи ассоциировали ее с людьми, наделенными флегматическим темпераментом — медлительными и спокойными. А вот толкователи снов видели в рыбе символ плотской страсти. В народе же все было просто: здесь рыбу ассоциировали с постом.
Период Ренессанса — время перехода религиозной живописи в светскую. Художники, наконец, обратились к реальному миру, занялись поиском новых свежих сюжетов. Особенно ярко проявили себя нидерландские художники XV-XVI столетий.
Так, кульминация перехода к светской живописи обозначена в творчестве Иеронима Босха. Сохранив многозначность символов и изобразительных шифров, мастер создал уникальный мир, место в котором нашлось и рыбе, например, на масштабном полотне «Сад земных наслаждений». Трудно сказать, какой именно смысл вкладывал в изображение этого животного художник, однако рыба неизменно «переплывает» с одного его полотна в другое, впрочем, как и любимая Босхом сова.
Для другого мастера той интереснейшей эпохи, Питера Брейгеля, рыба выступает как иллюстрация фламандских пословиц, в частности, на картине «Голландские пословицы» 1559 года.
Сюжет Брейгеля Старшего, изображающий жарящего рыбу мужчину, означает неразумную трату денег, то есть поговорку «жарить селедку, чтобы съесть икру». К этой же истории применима и другое выражение — «там, где селедка не жарится». Оно обозначает крах иллюзий и неудачу.
Обратив взгляд на другую часть полотна, мы видим, как крестьянину никак не удается поймать рыбу сачком. На ум сразу приходит поговорка: «он рыбачит ниже сети». Так говорят, когда человек упускает свой шанс.
Другой популярный сюжет времен Возрождения — поглощение малых рыб крупными. Его можно расшифровать, как угнетение слабых слоев населения более могущественными.
Особого упоминания достойно полотно «Вода», написанное в XVI веке итальянским художником Джузеппе Арчимбольдо. Причудливо переплетенные друг с другом водные обитатели составляют женский портрет, разглядывать который можно бесконечно.
Ничто не вечно под Луной: в европейском обществе происходили неизбежные изменения, символы, в том числе и рыбы, постепенно утратили сакральный смысл и постепенно перешли в чисто утилитарную плоскость.
Голландская Реформация запретила живописцам размышлять на темы религии. И родился натюрморт.
Теперь рыбу изображали исключительно как вкусную еду — сначала в «привычном» окружении (символами Иисуса — хлебом и вином; с ножом, олицетворяющем жертвенность; яблоком, напоминающем о грехопадении; лимоне как символе вечной жажды; неочищенными орехами, говорящими о скованной грехом душе).
Затем художники принялись изображать рыбные рынки и лавки, романтично живописать рыбаков. Отныне произведения искусства заказывала не церковь, а новый буржуазный класс со своими пристрастиями и представлениями об искусстве.
В центре внимания живописцев стал человек. Художник Франс Снейдерс прославился целой серией картин, изображающих различные лавки, в том числе и рыбную. Мастера всеми силами старались передать в красках человеческую любовь к земным благостям и дарам, среди которых, безусловно, оказалась и рыба.
Художникам ХХ века тоже не была чужда «рыбная» тема. Примечательны, например, произведения мастеров из группы «Бубновый валет» (1911−1917), созданные в народном, лубочном стиле. На их сочных ароматных натюрмортах нередко присутствует рыба.
У немецкого художника-авангардиста Пауля Клее на полотне 1925 года «Золотая рыбка», сказочная обитательница вод, преобразилась в загадочно светящуюся пиранью, апеллирующую к детским страхам и фантазиям.
Мистическое значение рыбе вернул духовный искатель, великий Николай Рерих, написав полотно «Заклятие (Терафим)» в 1940 году.
Интересны и озарения его супруги Елены, которой в 1911 году привиделся сон с образом огромной огненной рыбы с раздвоенным хвостом, спустившейся с небес. После этого видения тарантас, в котором ехали супруги Рерихи, во время внезапно разыгравшегося урагана опрокинулся в канаву. К счастью, все остались невредимы. Елена впоследствии вспоминала, что лишь позже узнала: рыба на Востоке — символ Мессии, аватара, который потрясает небесные и земные сферы.
Коснемся ихтиологических образов, созданных поэтами.
Чаще всего рыба упоминается в творчестве поэтов-символистов Серебряного века, в частности, Валерия Брюсова, автора «Солнцеворота» (1917 г.):
Была зима; и спали рыбы
Под твердым, неподвижным льдом.
И даже вихри не смогли бы,
В зерне замерзшем и холодном,
Жизнь пробудить своим бичом!
В данном контексте рыба — символ смерти, сна, зимнего оцепенения природы, которой, к счастью, суждено возродиться весной.
Нередко использовал образ рыбы во всей многогранной полисемантичности и поэт Иосиф Бродский. В произведении «Рыбы зимой» читатель встречает метафорических рыб и одновременно людей. Для поэта-интеллектуала рыбы были олицетворением как вечных странствий, так и поэтической немоты.
А «Золотые рыбки» из ироничного стихотворения Константина Симонова — «аристократия духа» в пруду, презирающая прочих рыб. Несмотря на заносчивость и особое происхождение, рыбки поэта все равно оказываются зажаренными поваром японского ресторана.
Рыбалка — мужское хобби, которое неизменно вдохновляет многих ваятелей: памятники рыбакам установлены в Каменск-Шахтинске, Твери, Сосногорске, Архангельске.
В Австралии, в штате Виктория, есть памятник муррейской треске, в Египте — рыбе-мечу, в Солигорске в Белоруссии можно полюбоваться сдвоенной парой рыбок, а в Бразилии есть впечатляющая скульптурная группа гигантских резвящихся рыб, ныряющих в бассейн.
А вот в голландской деревушке Греетзиль красуется статуя, изображающая рыбный скелет. Что бы это могло значить? Быть может, то, что в мире нет ничего вечного, и все, даже счастье, которое олицетворяет рыба, преходяще?
Трактовать произведения искусства каждый волен по-своему. Главное — получать удовольствие от встреч с искусством и ощущать духовную насыщенность и полноту, которые способны подарить лишь истинные шедевры.
…На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб? (В. Маяковский)