Рыбка

Рыбка, вид спередиРыбка, вид сзади

Краткие сведения об изображенном

Небольшая современная скульптурная композиция, представляющая изящное и гармоничное решение пространства и формы.


О чем молчит рыба

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

А.С. Пушкин

Пушкинская золотая рыбка, исполняющая желания… Один из восьми благородных символов буддизма. Таинственная обитательница рек и морей — безмолвная, но говорящая о многом. Рыба.

Древний сакральный символ, создание, которое часто упоминается в поэзии, появляется на живописных полотнах и в произведениях скульпторов — например, Ивана Коржева. Аквариумы с разноцветными рыбками-искорками украшают дома людей-созерцателей по натуре. Рыбы успокаивают, организуют пространство и напоминают о вечном — своим мудрым безмолвием и величественной неторопливостью…

Рыба как сакральный символ

Многие народы мира издавна почитают рыбу как олицетворение зарождения жизни на планете. Согласно древним космогоническим представлениям, все живое вышло из воды. Соответственно, рыба выступает как символ оплодотворения у египтян, кельтов, индийцев, персов, восточных славян.

В ритуальных богослужениях в старину практиковалось принесение рыбы в жертву богам — повелителям подземного мира, водным лунным богиням, покровительницам плодородия и любви.

Интересны бронзовые фибулы-звенья (застежки-броши для одежды) VII столетия, обнаруженные археологами на Полтавщине, изображающие рыб, змей и птиц, то есть единение трех стихий — воды, земли и воздуха.

В Центральной Азии, где рыба рассматривалась преимущественно как символ плодородия, ее изображение часто использовалось для оформления украшений.

В орнаментах узбеков и северных таджиков также часто встречается образ этого животного. Любопытно, что у этих узнаваемых орнаментов даже есть собственное название — «рыбья чешуя». Чешуек много, значит, и потомство будет многочисленным, и в доме не иссякнет богатство.

Образ рыбы в буддизме

Золотые рыбки — сакральные символы в буддизме, олицетворяющие избавление от страданий и достижение освобождения, то есть основной цели буддистов. Рыба свободно плавает в воде — так же, как достигший просветления человек, уже не ведает никаких препятствий. Кроме того, буддийская золотая рыбка, которая вольна плыть, куда ей вздумается — символ счастья, ведь нет большего счастья, чем упоение абсолютной свободой.

Санскритское «матсьяюнгма» означает пару рыб, символизирующих две священные индийские реки, Гангу и Джамну (Ямуну). А вот в Китае две рыбки символизируют супружескую верность, единство мужчины и женщины.

Как правило, таких рыб изображают в виде карпов, располагая симметрично. На Востоке карпы почитаются особо: это элегантные создания-долгожители, которые, к тому же, связаны с различными божествами. Согласно легенде, Вишну подарил Будде пару золотых рыбок для украшения глаз Просветленного.

Рыба в христианстве

Не меньшее значение рыба имеет и для христиан, ведь она — аллегория Иисуса Христа.

Ихтис (ΙΧΘΥΣ) — так называется древняя монограмма Его имени, которая состоит из первых букв следующих слов: Иисус Христос Божий Сын Спаситель (с греческого «Iesous Christos Theou Hyios Soter»). Символическое обозначение монограммы имеет очертания рыбы.

В Новом Завете рыба связывается с проповедью учеников Иисуса. Как известно, многие Его последователи были простыми рыбаками, а Христос называл их «ловцами человеков». Царствие Небесное сын Божий сравнивал с неводом, который заброшен в море: в него попадаются рыбы всякого рода.

В искусстве раннего христианства изображение Христа было под запретом, поэтому верующие придумали всевозможные шифры. Акроним ΙΧΘΥΣ, о котором было сказано выше, обнаружен в катакомбах Рима, где тайно собирались подверженные гонениям верующие, его появление относят ко II веку н.э.

Интересны различные вариации символического изображения рыбы в христианском искусстве. Так, рыба с корзиной на спине, в которой лежат хлеб и вино, олицетворяет несущего причастие Иисуса. А дельфин у христиан — символ того, что Христос является проводником, ведущим людей сквозь хаос.

Если дельфин изображен с якорем, это зашифрованный образ церкви. Пронзенное трезубцем животное — распятый на кресте Спаситель.

На церковных эмблемах часто встречается изображение трех переплетенных рыб, нередко с одной головой. Они символизируют Троицу, которая явлена тем, кто прозрел.

Уместно вспомнить и историю пророка Ионы. Его поглотила большая рыба, а через три дня исторгла целым и невредимым, что стало символом Воскресения.

Образ рыбы в живописи Средних веков

В смутные времена Средневековья живописцы не особенно интересовались окружающим миром. Новые сюжеты практически не появлялись, а церковное богословие установило строгие ограничения на использование религиозной символики, что было прописано в учебниках.

Книжные миниатюры и рельефы XII-XIV столетий содержат изображения рыб и птиц. В трактовке этого периода рыбы олицетворяют нижнюю бездну.

Крайне редко в Средневековье рыбы фигурируют на эмблемах. В данном аспекте они символизируют немоту.

Если рыбу изображали подвешенной за голову, это говорило о беспорядке, нарушении этических, моральных норм.

Для средневековых астрономов рыба была олицетворением Луны, для алхимиков — воды. Врачи ассоциировали ее с людьми, наделенными флегматическим темпераментом — медлительными и спокойными. А вот толкователи снов видели в рыбе символ плотской страсти. В народе же все было просто: здесь рыбу ассоциировали с постом.

Трактовка рыбы в эпоху Возрождения

Период Ренессанса — время перехода религиозной живописи в светскую. Художники, наконец, обратились к реальному миру, занялись поиском новых свежих сюжетов. Особенно ярко проявили себя нидерландские художники XV-XVI столетий.

Так, кульминация перехода к светской живописи обозначена в творчестве Иеронима Босха. Сохранив многозначность символов и изобразительных шифров, мастер создал уникальный мир, место в котором нашлось и рыбе, например, на масштабном полотне «Сад земных наслаждений». Трудно сказать, какой именно смысл вкладывал в изображение этого животного художник, однако рыба неизменно «переплывает» с одного его полотна в другое, впрочем, как и любимая Босхом сова.

Для другого мастера той интереснейшей эпохи, Питера Брейгеля, рыба выступает как иллюстрация фламандских пословиц, в частности, на картине «Голландские пословицы» 1559 года.

Сюжет Брейгеля Старшего, изображающий жарящего рыбу мужчину, означает неразумную трату денег, то есть поговорку «жарить селедку, чтобы съесть икру». К этой же истории применима и другое выражение — «там, где селедка не жарится». Оно обозначает крах иллюзий и неудачу.

Обратив взгляд на другую часть полотна, мы видим, как крестьянину никак не удается поймать рыбу сачком. На ум сразу приходит поговорка: «он рыбачит ниже сети». Так говорят, когда человек упускает свой шанс.

Другой популярный сюжет времен Возрождения — поглощение малых рыб крупными. Его можно расшифровать, как угнетение слабых слоев населения более могущественными.

Особого упоминания достойно полотно «Вода», написанное в XVI веке итальянским художником Джузеппе Арчимбольдо. Причудливо переплетенные друг с другом водные обитатели составляют женский портрет, разглядывать который можно бесконечно.

Утилитарность натюрморта

Ничто не вечно под Луной: в европейском обществе происходили неизбежные изменения, символы, в том числе и рыбы, постепенно утратили сакральный смысл и постепенно перешли в чисто утилитарную плоскость.

Голландская Реформация запретила живописцам размышлять на темы религии. И родился натюрморт.

Теперь рыбу изображали исключительно как вкусную еду — сначала в «привычном» окружении (символами Иисуса — хлебом и вином; с ножом, олицетворяющем жертвенность; яблоком, напоминающем о грехопадении; лимоне как символе вечной жажды; неочищенными орехами, говорящими о скованной грехом душе).

Затем художники принялись изображать рыбные рынки и лавки, романтично живописать рыбаков. Отныне произведения искусства заказывала не церковь, а новый буржуазный класс со своими пристрастиями и представлениями об искусстве.

В центре внимания живописцев стал человек. Художник Франс Снейдерс прославился целой серией картин, изображающих различные лавки, в том числе и рыбную. Мастера всеми силами старались передать в красках человеческую любовь к земным благостям и дарам, среди которых, безусловно, оказалась и рыба.

Представление о рыбе в ХХ веке

Художникам ХХ века тоже не была чужда «рыбная» тема. Примечательны, например, произведения мастеров из группы «Бубновый валет» (1911−1917), созданные в народном, лубочном стиле. На их сочных ароматных натюрмортах нередко присутствует рыба.

У немецкого художника-авангардиста Пауля Клее на полотне 1925 года «Золотая рыбка», сказочная обитательница вод, преобразилась в загадочно светящуюся пиранью, апеллирующую к детским страхам и фантазиям.

Мистическое значение рыбе вернул духовный искатель, великий Николай Рерих, написав полотно «Заклятие (Терафим)» в 1940 году.

Интересны и озарения его супруги Елены, которой в 1911 году привиделся сон с образом огромной огненной рыбы с раздвоенным хвостом, спустившейся с небес. После этого видения тарантас, в котором ехали супруги Рерихи, во время внезапно разыгравшегося урагана опрокинулся в канаву. К счастью, все остались невредимы. Елена впоследствии вспоминала, что лишь позже узнала: рыба на Востоке — символ Мессии, аватара, который потрясает небесные и земные сферы.

Образ рыбы в поэзии

Коснемся ихтиологических образов, созданных поэтами.

Чаще всего рыба упоминается в творчестве поэтов-символистов Серебряного века, в частности, Валерия Брюсова, автора «Солнцеворота» (1917 г.):

Была зима; и спали рыбы

Под твердым, неподвижным льдом.

И даже вихри не смогли бы,

В зерне замерзшем и холодном,

Жизнь пробудить своим бичом!

В данном контексте рыба — символ смерти, сна, зимнего оцепенения природы, которой, к счастью, суждено возродиться весной.

Нередко использовал образ рыбы во всей многогранной полисемантичности и поэт Иосиф Бродский. В произведении «Рыбы зимой» читатель встречает метафорических рыб и одновременно людей. Для поэта-интеллектуала рыбы были олицетворением как вечных странствий, так и поэтической немоты.

А «Золотые рыбки» из ироничного стихотворения Константина Симонова — «аристократия духа» в пруду, презирающая прочих рыб. Несмотря на заносчивость и особое происхождение, рыбки поэта все равно оказываются зажаренными поваром японского ресторана.

Образ рыбы в скульптуре

Рыбалка — мужское хобби, которое неизменно вдохновляет многих ваятелей: памятники рыбакам установлены в Каменск-Шахтинске, Твери, Сосногорске, Архангельске.

В Австралии, в штате Виктория, есть памятник муррейской треске, в Египте — рыбе-мечу, в Солигорске в Белоруссии можно полюбоваться сдвоенной парой рыбок, а в Бразилии есть впечатляющая скульптурная группа гигантских резвящихся рыб, ныряющих в бассейн.

А вот в голландской деревушке Греетзиль красуется статуя, изображающая рыбный скелет. Что бы это могло значить? Быть может, то, что в мире нет ничего вечного, и все, даже счастье, которое олицетворяет рыба, преходяще?

Трактовать произведения искусства каждый волен по-своему. Главное — получать удовольствие от встреч с искусством и ощущать духовную насыщенность и полноту, которые способны подарить лишь истинные шедевры.

…На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб? (В. Маяковский)


Источники:

  1. Альбедиль М. Ф. Тришула. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм М., Республика, 1996
  2. А. С. Уваров. Древнехристианская символика. М., 1908.
  3. Е. П. Блаватская. Тайная доктрина. АСТ, 2005.
  4. Агафонова, А. А. Ихтиологические образы в поэзии символистов (на основе стихотворения В. Брюсова «Солнцеворот») / Молодой ученый. — 2015.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора