На скульптурном рельефе изображен друг скульптора — Олег Васильев. Этот человек многие годы занимается различными духовными и эзотерическими практиками. Для скульптора он стал одним из образов перехода и раскрытия иных миров с помощью южноамериканской шаманской практики айяуаска. Фоном скульптурного портрета является контррельефное изображение зашифрованного образа амазонки, дошедшего до нас от древних племен. Авторская скульптура рельефа дает нам увидеть не только портрет человека, несущего в себе знания древних религий, но и почувствовать силу, которая проходит сквозь него. Создав скульптурную серию рельефов с разной тонировкой, автор в каждом произведении находил определенный образ и энергию.
«Познание жизни в гармонии
с природой позволяет познать мир».
Древние греки
«Прошу тебя, позволь взять твои листья
не для зла, а для лечения страдающих».
Перуанский шаман
Мистические ритуалы сопровождают людей на протяжении тысячелетий. С их помощью первобытные люди выстаивали против мощной, подчас враждебной, стихии, общались с духами, создавали культы.
Один из церемониальных напитков, айваско или аяхуаска, известен среди индейцев союза племен шипибо-конибо, рыболовов, проживающих в амазонской сельве. Аналогичное название получил и проводимый местными шаманами обряд, направленный на очищении души и тела.
Феномен айваско состоит в исключительно индивидуальном воздействии на каждого человека. Сакральный напиток официально признан ЮНЕСКО в качестве ритуального напитка перуанских индейцев как очистительное целебное средство.
Волшебная Амазония расположена на площади в 5 миллионов квадратных километров по обоим берегам могучей Амазонки, во внутренней части Южной Америки. Амазония — это поросшая джунглями территории Перу и Бразилии, Колумбии и Венесуэлы. По легенде, именно в глубине Амазонии спрятан таинственный город Эльдорадо, в котором индейцы скрыли от конкистадоров сказочные богатства.
На территории Амазонии проживает почти пятьсот видов животных, несколько сотен видов речных обитателей, произрастает около трех тысяч сортов фруктов. В сельве до сих пор можно встретить племена, сохранившие древние традиции.
Индейские племена Амазонии проводят обряды с обязательным участием опытных шаманов. Один из таких обрядов, имеющих древние корни, — айваско. Археологи считают, что этот обряд был известен в Амазонии 3,5 тысячи лет назад — этим временем датируются бронзовые котлы для приготовления особого питья, обнаруженные при раскопках.
Племена Амазонии полагают, что ими утрачен некий прекрасный мир, известный их далеким предкам. Для соединения с этим миром шаманы проводят специальные обряды, основанные на ритуальных знаниях и опыте поколений.
Что используют в своей работе шаманы? Всего понемногу:
— фантазию и творчество;
— лекарственные растения и магию камней;
— гипноз и медитацию;
— многовековые традиции и силу знаний;
— мистическую интуицию
— и даже тайное чутье своих собак.
Шаман — прежде всего лекарь. Там, где рядом нет других врачевателей, он оказывает помощь соплеменникам, часто импровизируя, используя свои внутренние силы, подаренные ему природой и знания, переданные предками.
Курандерос, перуанские шаманы, из поколения в поколение передают секреты приготовления священного напитка из особой лианы, называемого Проводником в другие миры. Айваско — вытяжка из лианы, как сома — вытяжка из мухоморов, представляет собой уникальный напиток с целебными и необычными свойствами.
Произрастает лиана чакрунас вида банестериопсис только во влажных лесах южноамериканского континента, в основном на территории Перу и юга Бразилии. Чакрунас — сакральное растение для перуанских племен, дарующее в сочетании с другими такими же священными травами уникальные целебные снадобья.
Изначально цель употребления напитка айваско была исключительно ритуальной — через него шаманы «разговаривали» с духами. Позже напиток стали давать тяжело больным людям для облегчения их состояния, для устранения глубоких отравлений организма. Айваско получил от европейцев название «вино смерти», но не потому, что это яд, а потому что айваско способно провести человека через мистическую смерть, открывающую глубоко спрятанные знания и рождающую новые ощущения.
Ритуальный напиток южноамериканских шаманов стал популярен в Европе в середине 90-х годов прошлого столетия, после выхода на экраны голливудской картины «Блуберри». Попадая в Амазонию, главный герой принимает айваско и с его помощью уходит из мира реальности в мир необыкновенных видений. Как часто случается, фильм послужил толчком для туристского бума в Перу и Мексику — толпы европейцев и американцев полетели в Центральную Америку с целью испытать необычайные ощущения.
Недалеко от города Икитос в джунглях Амазонки были сооружены Центры профессиональных церемоний, в распоряжении которых на охраняемой территории находятся комфортабельные коттеджи. Круглый год в Центрах работают потомственные шаманы — организуют обряд айваско и связанные с ним программы. Доказанный целительный эффект от индейского напитка — избавление от депрессии, очищение души и тела, просветление сознания, вдохновение на творчество.
Целительные центры предлагают специальные программы для женщин и людей, ослабленных после операций, для желающих похудеть или полностью оздоровить свой организм. Современные практики с применением напитка айваско разительно отличаются от шаманских обрядов, проводимых на основе проверенных временем обычаев, но также основаны на необыкновенных свойствах лианы чакрунас и других сакральных растениях Амазонии.
Индейские обряды так же, как и обряды любых других народов мира, относятся к духовной культуре, а икарос, ритуальные песни, исполняемые шаманами во время обряда айваско, — к обрядовому фольклору. Заклинания и песни служили и служат средством духовного и физического выживания индейской общины в окружении современной цивилизации.
Ритуальные песни были рождены в тесном взаимодействии с природой и природными явлениями и стали шедевром музыкального творчества амазонских индейцев. Во время ритуала курандерос курят мапачо, помогающее наладить связь с духами.
Перед началом сбора листьев лианы шаман три дня воздерживается от половых контактов с женой, не ест соленого, сладкого и горького, не общается с плохими людьми. Лиана срезается на рассвете после ритуальной молитвы и дароприношения в виде табака и спичек. Растение вместе с листьями приносится в дом, измельчается и варится в большом обрядовом котле. Процесс приготовления айваско сложен и под силу только опытным целителям-шаманам.
Айваско действует на человека по двум направлениям: оно очищает его физически и на подсознательном уровне. Выводит токсины и освежает мысли. После обряда каждый участник чувствует легкость и прилив свежей энергии, но исключительно после правильного проведения обряда, которое возможно только с опытным шаманом.
Как проходит обряд айваско? Процесс аналогичен медитации — шаман погружает людей в транс, вводя их в созерцательное состояние, учитывая особенности их настроения и психики. Айваско позволяет увидеть будущее, заглянуть в прошлое и узнать особенности родовой памяти.
Обряд айваско дает возможность открыть в себе скрытые таланты, обнаружить новые способности, пересмотреть принципы питания.
Проходить обряд можно только на территории Перу, все другие предложения могут оказаться элементарным обманом. Обряды традиционно проводят белые шаманы, но нельзя забывать, что рядом обитают черные колдуны — брухос — использующие айваско для своих злых дел. Гостям перуанских шаманов следует соблюдать осторожность и обладать определенной информацией, прежде чем решиться на участие в обряде айваско.
Обряд айваско занимает важное место в художественном творчестве племен, проживающих на территории Перу и южной Бразилии. В представлении мастеров из племени шипибо обряд айваско — это передача ценных свойств лианы в особый напиток, который затем принимается человеком. Художники заключают в магическое изображение круга профиль человека, пьющего зелье, а вокруг него располагают змей как символ знахарства.
В искусстве используются яркие краски — чаще всего оранжевая, фиолетовая, синяя и зеленая. Среди современных перуанских художников, создающих сюжеты об обряде айваско, наиболее известен Пабло Амаринго, потомственный шаман из племени кокамо. Его работы, отображающие этапы древнего обряда, необыкновенно ярки, реалистичны и фантазийны в одно и то же время. На картинах Амаринго перед изумленным зрителем предстают цветные видения, приближающие каждого к иным мирам и собственному подсознанию.