Притча о блудном сыне — одна из притч Иисуса Христа, приводимая в Евангелии от Луки, суть которой сводится к проповеди человеколюбия и прощения. Ее и разъясняет отец своему безгрешному сыну: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Эта тема очень популярна в искусстве. Ключевые моменты притчи: блудный сын получает свою долю наследства; он уходит из дома; он пирует с куртизанками на постоялом дворе; они прогоняют его, когда у него кончаются деньги; он пасет свиней; он возвращается домой и раскаивается перед своим отцом.
Скульптурная группа из двух фигур изображает кульминационный момент притчи: вернувшись домой, упавший на колени сын искренне раскаивается в своих заблуждениях. В напряжении его фигуры чувствуется судорожное рыдание и тревожное ожидание исхода с надеждой на прощение. Босые ноги с истоптанными ступнями, простая одежда, подхваченная обычной веревкой, несут печать невзгод и лишений. Тогда как отец в окаймленном богатым орнаментом плаще, спускающемся изысканными складками, с застежкой — фибулой воплощает внешнее благополучие и внутреннюю утвердительную силу. Его склоненная голова — жест приятия, исполненного светлой печали: радости обретения и сожаления о былых драмах. Высокий лоб, благородство облика не оставляет сомнений в мудрости принятого им решения, а трогательный жест принимающих сына рук определяет чувственно-эмоциональную сторону происходящего. В определении высокой ноты человеколюбия скульптура следует за известной концепцией Рембрандта, одноименная картина которого стала своеобразным итогом его философски-художнических размышлений. Стержнем всей композиции является, безусловно, фигура отца — утвердительная вертикаль подобна оси (стержню) мира. Вокруг него винтообразными ритмами развивается пластика формы, определяя сложные повороты с кульминациями и пространственными паузами. Резко, почти графично моделированные складки добавляют остроты переживания. Уплотнения объемов — в руках, головах, ногах, концентрируют пластическую телесность, расставляют смысловые акценты. Именно голова отца становится кульминацией развития формы, словно набирающей силу от нижней широкой части скульптуры, спирально двигаясь выше, к пику собственной выразительности.
«Вернись, блудный сын, и будешь принят
с радостью и лаской!»
фр. журналист Этьен Кассе
В православном календаре Неделя о блудном сыне проходит перед Великим постом вместе с Неделями о мытаре и фарисее, сыропустной и мясопустной Неделями. Церковь призывает прихожан к смирению и покаянию, обращает внимание верующих на милосердие Божие. Религиозный обычай связан с притчей о Блудном сыне, описанной в Евангелии от Луки.
В евангельском тексте, в песнопениях на греческом языке слово «блудный» означает скорее «распутный», «погибший». Притча о блудном сыне — евангельский рассказ о грехе и раскаянии, о всепрощении Христа. Священники трактуют содержание притчи как отказ человека от Бога, а затем покаянное возвращение к нему и считают эту библейскую историю достойной высокой христианской морали.
В светской жизни «блудным сыном» уже двадцать веков называют человека, ушедшего из родного дома, прошедшего испытания и вернувшегося обратно. Выражение «блудный сын» стало фразеологизмом.
Притча о блудном сыне — это реальная история, которая могла произойти в жизни любого народа. Отец по просьбе сыновей разделил между ними наследство, и каждый их них поступил по-своему: старший стал вести хозяйство, а младший отправился гулять по свету, проматывая деньги в тавернах.
В притче, как и во многих других евангельских историях, описываются две стороны жизни: светлая и темная. Между разумным старшим сыном и легкомысленным младшим — фигура отца. По мнению исследователей, в ней Лука видит Иисуса. Сыновья же — грешники.
Образ старшего сына довольно смазан, загадочен. Каким по характеру был этот праведник, работавший на отца и семью день и ночь напролет? Почему обиделся старший брат на младшего, вернувшегося домой и принятого с почестями? Религиозная традиция называет старшего сына фарисеем, а младшего — мытарем.
В греческой традиции иконописи отец блудного сына отождествляется с Иисусом Христом. Работы греческих мастеров дают возможность рассмотреть храм и старшего сына, совершающего молитву, пьющего младшего сына в компании с блудницами, Христа, принимающего раскаяние младшего сына. Ангелы играют на цитрах и трубах, танцуют и наблюдают за объятиями Христа и блудного сына. В греческом стиле выполнена икона Спасителя «Притча о блудном сыне».
Сюжет о блудном сыне встречается и на коптских иконах, представляющих собой религиозные художественные произведения с эллинистическим и египетским влиянием эпохи раннего Средневековья. В XX веке мир увидел иконы в неокоптском стиле; среди многочисленных тем используется и притча о блудном сыне.
В XIII веке сюжет о блудном сыне изображался на кафедральных фресках и на цветных витражах во многих соборах Европы. Через 5 столетий евангельская притча стала темой для русских лубочных картин.
Сюжет о блудном сыне можно увидеть на иконах и картинах, на фресках и панно, на гравюрах и книжных иллюстрациях. Госпиталь Милосердия в Севилье в середине XVII века заказал известному художнику Бартоломео Мурильо цикл картин на тему похождений блудного сына.
Блудный сын в светском изобразительном искусстве изображается в четырех сюжетах:
отъезд из родного дома;
во время странствий и гулянок;
в качестве свинопаса;
в момент трогательного возвращения и раскаяния.
На одном из величайших полотен Рембрандта и на картине Бартоломе Мурильо изображается редкий момент — «Блудный сын покидает дом».
Сюжет прожигания отцовских денег мы видим на полотнах Яна Сандерса ван Хемессена, Геррита ван Хонтхорста и Иеронима Босха (середина XVI века) и на ироничных картинах из цикла «Притча о блудном сыне» Тараса Шевченко (XIX век).
Блудного сына в позорной для иудеев роли свинопаса изобразили такие мастера как:
— Бартоломео Мурильо, XVII век.
— Пьер Пюви де Шаванн, XIX век.
На полотнах других великих мастеров Блудный сын предстает перед зрителем в момент возвращения домой. Это картины таких художников, как
Альбрехт Дюрер (XV в.),
Пальма Джоване (XVI в.),
Рембрандта и Бартоломео Мурильо (XVII в.),
Помпео Ботрим (XVIII в.),
Василия Шебуева, Николая Лосева, Василия Поленова, Генриха Семирадского, Гюстава Доре (XIX в.),
Макса Бекмана, Казимира Малевича, Марка Шагала, Ильи Глазунова (XX в.).
Не забыли о евангельском сюжете и современные художники. В 2005 году Лиз Свиндл создал полотно, на котором возвращение Блудного сына предстает в классическом варианте.
Существует даже чернокожий Блудный сын на фоне африканского пейзажа на картине Бенедикта де ла Ронсьера. Французский художник создавал свои реалистичные творения по фотографиям, сделанным с театрализованных евангельских постановок. Спектакли ставились христианами — жителями Камеруна вместе с французскими деятелями искусства в 1970−80-х годах. Картины были популярны в Европе и Америке на протяжении нескольких десятилетий и сегодня занимают почетные места в музеях мира.
В 1880-х годах Огюст Роден создал свой очередной шедевр — бронзовую скульптуру «Блудный сын».
В каждом художественном произведении — авторское видение главного персонажа, индивидуальный подход к пониманию и отражению его поведения.
В конце XVII века мир увидел одну из первых нравоучительных русских пьес, созданную Симеоном Полоцким, — «Комедию притчи о блудном сыне». Интересно, что писатель отобразил в характере главного героя черты реальной исторической личности — сына фаворита царя Алексея Михайловича — Афанасия Ордина-Нащокина.
В тот же исторический период притча стала сюжетом для написания двух русских произведений — «Повесть о Горе-Злосчастии» и «Повесть о Савве Гудцыне».
«Отец, отпусти меня… завтра… сегодня…» — такие слова произносит главный герой стихотворения Николая Гумилева «Блудный сын». В отличие от евангельского прототипа человек, созданный Гумилевым, отправляется, по его же утверждению «исправить пороки».
Иван Бунин сумел выразить силу евангельской притчи и ее мораль всего в двух четверостишиях, поэт Серебряного века Валерий Брюсов создал стихотворение «Блудный сын», делая основной акцент не на возвращение главного героя, а на его уход как проявление свободы личности. Максимилиан Волошин в стихотворении «Как некий юноша…» (из цикла «Блуждания») обнажает чувства лирического героя — вечного странника.
Балет «Блудный сын» Сергея Прокофьева, созданный по предложению Сергея Дягилева в конце 1920-х годов, ставился впоследствии на сценах многих театров по всему миру, вошел в историю классического балета.
В 2012 году премьера спектакля «Блудный сын» состоялась в Московском драматическом театре. В центре событий — средневековый поэт Франсуа Вийон, жизнь которого во многом повторила судьбу евангельского персонажа.
Похождения блудного сына не давали покоя и кинорежиссерам. Первый фильм по известному евангельскому сюжету был снят в самом начале прошлого века французским режиссером Фернаном Зекка. В последующие 20 лет на экраны вышло еще четыре немых короткометражных киноленты производства Франции и Британии.
В середине прошлого века в США вышел фильм «Блудный сын» режиссера Ричарда Торпа, в центре сюжета которого — молодой еврей, совращенный языческой жрицей Самарой.
«Блудный сын» с элементами боевого искусства был снят в 1980-х годах гонконгским режиссером Саммо Хуном.
Мораль ушедшего из дома скитальца, вернувшегося после долгих лет странствий в родной дом, стоит в центре сюжета фильма «Солярис» Андрея Тарковского, поставленного по роману Станислава Лема.
В 2019 году зрители познакомились с новым российским сериалом «Блудный сын», главную роль в котором сыграл Андрей Соколов.
Притча о непокорном сыне, ушедшем из дома, а после всех мытарств принятом отцом, еще долго будет волновать умы и сердца людей как сюжет о взаимоотношениях двух поколений, грехе и раскаянии.