Геракл и Антей

Антей, вид спередиАнтей, вид справаГеракл, вид спередиГеракл, вид справа

Характеристики памятника Геракл и Антей:

  • Материал: бронза
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 72 см. ширина 50 см.

Краткие сведения об изображенном

Геракл и Антей — сюжет противоборства героя и великана из древнегреческой мифологии. Геракл встретил Антея по пути к саду Гесперид. Антей вызвал Геракла на поединок, зная, что победит любого, кто не знает его тайны: стоило теряющему силы великану коснуться матери-земли Геи, как он вновь обретал мощь. Тщетно бросал Геракл Антея оземь, и лишь подняв в воздух смог одолеть его, задушив или сломав хребет.

Маски Геракла и Антея представляют собой парафраз на украшавшие постройки древнеримских Помпей барельефы, а точнее — декоративное оформление Нимфея Дома Большого фонтана (II в. до н.э.). Как и в древнем образце, парные маски составляют сюжет «победитель и побежденный». Поэтому у Антея страдающее лицо, призванное выражать близящийся конец, а Геракл со сведенными бровями и устрашающе распахнутыми глазами, еще в накале битвы, уже осознает собственное превосходство. Легко узнаваемый по надетой львиной шкуре Геракл выглядит утвердительно уже по композиции форм, сводимых к основательному прямоугольнику. Тогда как эллиптические очертания маски Антея неустойчивы в своей яйцевидной кривизне. В пластической трактовке, рисунке деталей, персонажей так же очевидны различия: преобладающие геометризованные линии и формы в маске Геракла, и прихотливые изгибы, округлости — Антея. Объединяет их выраженный стилизаторский подход, основанный на звучании четко очерченной формы, орнаментализированной детали, почти графичной проработке контуров. Эстетизация манеры как таковой отличает современные маски от первоисточников и делает их самобытными, свободными от копиизма произведениями.


Геракл был смел и полон сил

И, как гласит преданье,

Геройский подвиг совершил,

Великое деянье.

Эмиль Верхарн

Победитель и побежденный — вечный сюжет для мифологии. Число двенадцать было священным у многих народов мира, с почтением к нему относились и греки. Именно поэтому «двенадцать» часто встречается в мифах и античных легендах. Любимый многими древнегреческий герой Геракл тоже совершил двенадцать подвигов, о которых знают все. Но, если вчитаться в мифы внимательно, становится ясно, что победоносных встреч Геракла с разными персонажами мифов было гораздо больше.

К одной из таких встреч относится и бой Геракла с Антеем, сыном бога моря Посейдона и богини земли Геи. Миф об Антее донес до нас Аполлодор, написавший во II веке до новой эры сочинение «Мифологическая библиотека». Писали о хтоническом великане также Платон в диалоге «Феэтет» и Пиндар в «Одах».

Образ Антея наряду с Прометеем и Спартаком, Ахиллом и Тезеем, был популярен и среди поздних римских авторов.

Миф об Антее

Великан Антей представлен в мифах как властитель Ливии (Ливией греки называли всю известную им территорию Северной Африки). Мать-Земля Гея воспитала и выкормила сына, дала Антею огромную силу — потому великан был непобедим, пока соприкасался с поверхностью земли. Имя Антея, горячо любящего свою мать, переводится с греческого как «обращенный против». Правил Антей в главном городе Ливии, городе Ирассе.

Однажды объявил Антей состязание за руку своей прекрасной дочери: претенденты в женихи должны были выиграть забег на несколько десятков стадий. Как рассказывает в одной из «Од» Пиндар, мужем красавицы стал Алекседим из Нумидии.

Сын Геи и Посейдона имел одну особенность — каждого встреченного им путешественника он заставлял вступать в бой, а всех побежденных безжалостно убивал. Из черепов поверженных врагов Антей соорудил храм и посвятил его своему могущественному отцу Посейдону.

До Геракла ни один смертный не смог одолеть великана, владеющего секретом вечных побед. Миф раскрывает страшную тайну: в момент сильной усталости Антей ложился на землю и черпал из нее новые силы, даваемые ему богиней Геей, его матерью. Но если Антей отрывался от земли, он моментально становился беспомощным.

Мифы о Геракле

Геракл — излюбленный герой древнегреческих мифов. Сын громовержца Зевса и земной красавицы Алкмены, Геракл всю свою жизнь совершал подвиги на благо человечества. Отличительным признаком Геракла, кроме его огромной силы, являлась наброшенная на плечо шкура убитого им же Немейского льва.

Афина сшила для Геракла одежду, Аполлон подарил ему лук со стрелами, Гефест выковал золотые доспехи, а Гермес снабдил чудесным мечом. Убив многочисленных чудовищ и справившись с грозными великанами и коварными пигмеями, Геракл был отравлен своими врагами. Олимпийские боги забрали Геракла к себе, дав герою бессмертие.

Общегреческий герой Геракл под именем Геркулес был популярен у римлян; французы называют мальчиков именем Эркюль, а грузины — Ираклий. На небе блистает созвездие, получившее имя в честь любимого героя.

Как и другие богатыри, защищавшие родную страну, Геракл жил в мифах и преданиях своего народа на протяжении многих столетий.

Победа Геракла над Антеем

О встрече Геракла с Антеем рассказывается в мифе о двенадцатом подвиге — «Яблоки Гесперид». Этот подвиг традиционно считается самым сложным не только из-за опасного задания Эврисфея — похитить дарящие вечную молодость золотые яблоки, но и из-за того, что никто не знал дороги к Гесперидам, дочерям титана Атланта.

Странствуя по свету, Геракл зашел далеко на север, и обитавшие там речные нимфы указали герою путь к легендарным садам. Трудна была дорога: сначала герою пришлось помериться силами с морским богом Нереем, затем в Ливийской пустыне с великаном Антеем.

Геракл долго боролся с великаном, валил его на землю, но Антей быстро восстанавливал силы и снова шел в бой. В один момент сражения Геракл, уже отчаявшийся победить Антея, поднял его в воздух и тут же почувствовал над ним власть. Ослабел Антей, и Геракл задушил страшного великана. Путь к садам Гесперид был открыт, а Ливия, по словам историка Лукана, освободилась от тяжелого гнета Антея.

Геракл и Антей в античном искусстве

По словам греческого историка Павсания, битва Геракла с Антеем была изображена на фронтоне храма в Фивах великим мастером античности Праксителем.

Древнегреческий художник и скульптор V века до новой эры Поликлет написал картину, иллюстрирующую миф о Геракле и Антее.

Об Антее и его поединке с Гераклом писали древнегреческие авторы:

— Фриних, пьеса «Антей, или Ливийцы»;

— Аристий, пьеса «Антей»;

— Антифан, комедия «Антей».

Сюжет об Антее и Геракле был настолько популярен в Греции, что до нашего времени дошло более тридцати ваз с росписью на эту тему. Наиболее известным считается краснофигурный кратер VI века до новой эры с подписью мастера Ефрония (выставлен в Лувре), изобразившего Антея как грубого варвара, а Геракла в виде красивого грека с мускулистым телом и тонкими чертами лица.

Геракл и Антей в мировой культуре

Краткий обзор художественных произведений, посвященных сюжету схватки Геракла и Антея, позволяет совершить виртуальное путешествие по векам и странам.

XV век

Картина и статуя флорентийского художника Антонио дель Поллайоло, получившего заказ для дворца Медичей. Оба произведения наполнены силой борьбы двух равных противников: великана Антея и героя Геракла. И на живописном полотне, и в бронзовой статуе запечатлен решающий момент победы Геракла над жестоким правителем Ливии.

XVI век

Роскошная фреска, украшающая потолок одного из залов Лувра.

Ганс Бальдунг так изобразил схватку гиганта и героя, что жалость и сочувствие зрителя вызывает Антей. Геракл предстает жестоким, не знающим жалости, борцом, Антей же выглядит в его мощных руках беспомощным.

Немецкий художник Кранах Лукас Старший создал полотно «Геракл и Антей» в стиле поздней готики.

Венецианец Тинторетто вполне заслужил свой титул «авангардной звезды Возрождения» — его произведения отличались от работ современников смелостью поз и ракурсов изображений. Работа «Геракл и Антей», как и другие произведения мастера, наполнена энергией и силой духа обоих героев.

Итальянский скульптор Пьер Якопо Алари Бонакольси прославился бронзовыми копиями римских скульптур. Его работа «Геракл и Антей» была выполнена из бронзы и покрыта позолотой. Хранится скульптура в лондонском музее Виктории и Альберта.

Флорентийский скульптор Джованни да Джамболонья, работающий в стиле барокко, создал несколько скульптур для украшения дворцовых парков и фонтанов; одной из таких заказных работ стала бронзовая статуя «Геркулес и Антей».

XVII век

Григорио де Феррари создал полотно «Геракл и Антей», на котором, прежде всего, переданы предсмертные муки поднятого над землей Антея.

Братья Карраччи, Лодовико, Агостино и Аннибале, представители позднего итальянского Возрождения и раннего барокко, не раз обращались к мифологическим сюжетам при создании дворцовых и храмовых росписей. Есть у живописцев и работы с Гераклом и Антеем.

Франсиско де Сурбаран, испанский живописец, во время службы при мадридском дворе написал десять полотен, включенных в цикл подвигов Геракла. Одна из работ посвящена схватке Геракла и Антея (хранится в музее Прадо). Интересно, что на всех картинах художник поместил любимую дубинку Геракла как символ вечной борьбы со злом.

Итальянский скульптор Стефано Мадерно выполнил несколько скульптурных композиций «Геракла и Антея». Одна из них, сделанная из терракоты, выставлена в экспозиции лондонского музея Виктории и Альберта; две другие, отлитые из бронзы, хранятся в коллекциях балтиморского музея и музея искусств в Цинциннати, США.

XVIII век

Представитель итальянского рококо, Джованни Тьеполо, непревзойденный мастер фресок, не прошел мимо сюжета о битве двух героев древнегреческого мифа. Рисунок, созданный рукой художника, находится в Государственном музее имени А.С.Пушкина.

Джованни Феретти написал картину «Геракл сокрушает поднятого с земли Антея», сделав фоном античный храм и улетающего в страхе от происходящего ангела. Лежащая на земле Гея подняла руку, умоляя Геракла пощадить ее сына.

В 1956 году в Государственный Эрмитаж поступила гравюра «Фонтан с фигурами Геркулеса и Антея» неизвестного европейского художника. Возможно, подобная скульптура украшала сад виллы Медичи в Кастелло. Согласно описанию, в саду, сооруженном по проекту Бартоломео Амманати, позади здания виллы находился окруженный цветами фонтан Геркулеса, а ниже по склону красовался другой фонтан с фигурами Геркулеса и Антея.

Известный скульптор Михаил Козловский по произведению итальянца Стефано Мадерно создал мраморную копию статуи «Геракл и Антей». Скульптурная группа была установлена в усадьбе Архангельское в Московской области.

В другой подмосковной усадьбе в доме-музее Останкино можно увидеть мраморную скульптурную группу «Геркулес и Антей», являющуюся копией бронзовой статуи работы Антонио дель Поллайоло.

XIX век

Российский зодчий Степан Пименов вместе с известным камнетесом Самсоном Сухановым создал из пудосткого камня (известкового туфа, добываемого под Санкт-Петербургом) скульптурную группу «Геракл, удушающий Антея», ныне украшающую вход в Горный институт в Санкт-Петербурге. В Русском музее хранится бронзовая копия скульптуры.

Мраморная статуя «Геракл и Антей» была установлена в мадридском саду Королевского дворца в 1827 году. Скульптура возвышается на гигантской античной колонне, на прямоугольном основании которой можно рассмотреть еще несколько каменных скульптур в классическом древнегреческом стиле.

На черно-белом рисунке «Геркулес и Антей» француза Эжена Делакруа изображены не только главные герои мифа, но и лежащая на земле богиня Гея, страдающая из-за умирающего сына.

Античный сюжет о схватке героя Геракла и великана Антея символизирует вечную борьбу добра и зла.


Источники:

  1. Иллюстрированный мифологический словарь. С-Пб., 1994.
  2. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1953.
  3. Немировский А. Мифы Древней Эллады. М., 1992.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора