Современная серия рельефов дает зрителю шанс задуматься и ощутить вместе с автором те переживания, через которые проходит каждый человек на разных этапах своей жизни.
В жизни есть только одно несомненное счастье — жить для другого.
Н.Г. Чернышевский, русский философ
Серия рельефов Ивана Коржева «Состояние души» — это зрительное выражение чувств, которые каждый из нас трактует по-своему. Если провести параллель между скульптурой и поэзией, можно отметить, что словесная форма выражения, безусловно, проще для понимания. Однако у каждого в глубине души есть свой собственный скрытый рельеф, созвучный с поэтическими строками. И многие из этих строк — о любви.
Ощущение порхающих бабочек в животе, желание обнять весь мир, чувство, что за спиной вырастают крылья… Влюбившись, все мы испытываем примерно одно и то же: невероятный прилив сил, желание постоянно быть рядом с объектом обожания, отдаться ему полностью, без остатка, раствориться в нем…
К сожалению, жизнь устроена так, что не всякая влюбленность переходит в любовь: некоторые чувства гаснут так же быстро, как бенгальские огни. И тем не менее, когда сердце наполняется этим волшебным ощущением, мы испытываем истинное счастье — пусть даже сознавая, что оно будет недолгим.
Разумеется, ключевой темой творчества поэтов-лириков всегда была тема влюбленности и любви. Посмотрим, какие слова находили гении для того, чтобы описать это возносящее к небесам чувство.
Начнем с произведения знаменитого поэта XIX века Николая Некрасова «Три элегии». Во второй части этого произведения, в целом окрашенного в пессимистичные тона, мы находим замечательные строки, описывающие внезапно нахлынувшую на поэта влюбленность — или воспоминание о ней?
Бьется сердце беспокойное,
Отуманились глаза.
Дуновенье страсти знойное
Налетело, как гроза.
Влюбленность поэта — это буря, вихрь эмоций, некий дурман, туманящий сознание.
В другом стихотворении «Тройка» описано внезапно вспыхнувшее чувство молодой девушки к проезжающему мимо на тройке красавцу-корнету.
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу —
Все лицо твое вспыхнуло вдруг.
Здесь к ощущению томления, вызванного желанием поскорее увидеть возлюбленного, примешивается тревога. А слово «вспыхнуло» вновь указывает нам на внезапность, непредсказуемость, с которыми влюбленность охватывает все наше существо.
Великий русский поэт-лирик Михаил Лермонтов был по натуре человеком страстным, увлекающимся, пылким, склонным к преувеличениям. Так же «звучит» его влюбленность в стихотворении, написанном в 1832 году.
Я был готов упасть к ногам ее,
Отдать ей волю, жизнь, и рай, и всё,
Чтоб получить один, один лишь взгляд
Из тех, которых всё блаженство — яд!
Ощущение влюбленности одновременно и вдохновляет, и отравляет душу поэта. Быть может, это мучение желанно для стихотворца?..
Уже в ранних стихотворениях лицейского периода «солнца русской поэзии» Александра Пушкина чувствуется его восторженная увлекающаяся натура. Рассмотрим, например, строки из произведения «К Наталье» 1913 года:
Так и мне узнать случилось,
Что за птица Купидон;
Сердце страстное пленилось;
Признаюсь — и я влюблен!
Ритм произведения, обилие восклицательных знаков указывают на окрыленное состояние поэта, даже несмотря на то, что он оговаривается: «Пролетело счастья время…»
В другом стихотворении более позднего периода, вероятно, уже опытный в любовных делах Александр Сергеевич восклицает:
Как сладостно!.. но, боги, как опасно
Тебе внимать, твой видеть милый взор!..
Стихотворец остерегается влюбленности, осознавая: это чувство может как окрылять, так и жестоко ранить.
Резкая, порывистая, стремительная — такой поэтесса была в реальной жизни, таковы ее лирика, ощущения, чувства: сплошные тире, вопросительные и восклицательные знаки, экспрессия, желание взять от жизни все — без малейшего остатка.
В 1916 г. Марина Ивановна восклицала:
Никто ничего не отнял —
Мне сладостно, что мы врозь!
Целую Вас через сотни
Разъединяющих верст.
И снова перед нами влюбленность-мука, доставляющая изысканное поэтическое наслаждение.
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел Вам вслед…
Целую Вас — через сотни
Разъединяющих лет.
И в том же 1916 году мы видим совершенно другое по настроению стихотворение. В строках автора чувствуется удивление вновь пришедшей влюбленности, которая на этот раз выражается во всеобъемлющей нежности.
Откуда такая нежность?
Не первые — эти кудри
Разглаживаю, и губы
Знавала — темней твоих.
И далее:
Откуда такая нежность?
И что с нею делать, отрок…
Приятная растерянность, робкое предчувствие нового чувства — это доставляет невероятное наслаждение.
Прекрасно описана влюбленность и в «Стихах к Блоку». Поэтесса ни словом не обмолвилась о своем чувстве, но любая строчка стихотворения буквально пропитана любовью:
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту…
Гордая величественная и обычно сдержанная Анна в состоянии влюбленности в своей поэзии способна на отчаянные поступки и яркие эмоции:
…Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру".
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
И еще одно раннее произведение Анны Андреевны, описывающее влюбленность. Лирическая героиня предстает перед читателем растерянной, беспомощной перед мощью столь сильного чувства, эмоционального потрясения:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки…
И все же — «шаги легки»: чувство влюбленности приподнимает нас над землей.
Хотелось бы привести в пример одно замечательное стихотворение Николая Гумилева, супруга Ахматовой — «Слоненок». Правда, здесь говорится скорее о любви, чем о влюбленности, но кто может точно сказать, где именно находится грань между этими прекрасными состояниями?
Полюбуйтесь.
Моя любовь к тебе сейчас — слоненок,
Родившийся в Берлине иль Париже
И топающий ватными ступнями
По комнатам хозяина зверинца.
Не предлагай ему французских булок,
Не предлагай ему кочней капустных,
Он может съесть лишь дольку мандарина,
Кусочек сахара или конфету…
Почти живописная образность в поэзии, где каждое слово излучает любовь.
Вот уж кто из русских поэтов знал толк во влюбленности, так это Сергей Есенин — пожалуй, самый страстный, огненный, легко увлекающийся представитель Серебряного века.
Есенин влюблялся не только в женщин — он был влюблен в весь мир, в свою родину, в природу, да просто в жизнь. Да, эта страстность порой оборачивалась против него, эмоции били через край, но именно благодаря такому складу характера Сергея мы можем наслаждаться его великими звенящими строками, застрагивающими глубины души:
О лесная, дремучая муть!
О веселье оснеженных нив!
Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бедрами ив.
Счастье влюбленности в «нежную девушку в белом» у поэта — глупое, милое.
Стелется синею рясой
С поля ночной холодок…
Глупое, милое счастье,
Свежая розовость щек!
Есенин с любовью говорит и о времени суток:
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
И щемящий финальный аккорд:
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость —
Все любя, ничего не желать?..
У Владимира Маяковского, «певца революции», есть удивительно трогательные стихи о любви, в которой раскрывается его душа — на самом деле ранимая, и в какой-то степени — детская. Читая некоторые строки Маяковского, порой трудно вообразить, что их мог написать этот «поэт-громада».
…Ночью хочется звон свой
Спрятать в мягкое,
В женское.
И вот,
Громадный,
Горблюсь в окне,
Плавлю лбом стекло окошечное.
Будет любовь или нет?
Какая —
Большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
Должно быть, маленький,
Смирный любёночек…
Вот так очаровательно трогательно предчувствовал любовь возлюбленный Лили Брик.
Поэт-лирик Арсений Тарковский говорил о влюбленности прямо и просто: читателю не приходится ничего додумывать за поэта, все образы кристально чисты.
Мерцая желтым язычком,
Свеча все больше оплывает.
Вот так и мы с тобой живем —
Душа горит и тело тает.
У влюбленных, любящих людей душа живая, теплая, даже горящая.
В другом стихотворении влюбленность показана как волшебство, которое даже не осознается разумом:
— Здравствуй! — сказал я, а сердце упало, —
Верно, и впрямь совершается чудо!..
Тонко чувствующий поэт понимает, что происходит нечто невероятное, но не говорит об этом напрямую.
Закончить наш поэтический обзор хочется строками бесподобного самобытного поэта Иосифа Бродского, мастера эпитетов и аллегорий, печального лирика с надломленной и вместе с тем невероятно живой, трепещущей душой.
Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря,
Дорогой уважаемый милая, но не важно…
И далее — любовная мука, ощущаемая читателем буквально на физическом уровне:
…Извиваясь ночью на простыне —
Как не сказано ниже по крайней мере —
Я взбиваю подушку мычащим «ты»
За морями, которым конца и края,
В темноте всем телом твои черты,
Как безумное зеркало повторяя.
Влюбленность: мука, которая окрыляет, недолговечное счастье, приносящее страдание, даруемое свыше чувство, зажигающее наши души и рождающее великие строки, и так часто перерастающее в крепкую настоящую любовь, лежащую в основе жизни.