Закованный Самсон

Закованный Самсон 1Закованный Самсон 2Закованный Самсон 3Закованный Самсон 4Закованный Самсон 5Закованный Самсон 6Закованный Самсон 7Закованный Самсон 8Закованный Самсон 9Закованный Самсон 10Закованный Самсон 11Закованный Самсон 12Закованный Самсон 13Закованный Самсон 14Закованный Самсон 15Закованный Самсон 16

«Но почему так прочно ты закован —

не одинарной цепью, а двойной?"

Михаил Бурчак «Самсон закованный»

Закованный Самсон — это предпоследний фрагмент из ветхозаветного сюжета о жизни и гибели тринадцатого иудейского судьи перед самым важным событием в его судьбе. Мощный человек, гордящийся данной ему от природы физической силой, в буквальном смысле лишен свободы: он закован в цепи и вынужден крутить мельничные колеса в темном подземелье. Что последует за этим? Смирение, отчаяние или смелый акт освобождения?

Смерть Самсона — ярчайший эпизод не только в его жизни, но и вообще в библейской истории. Преданный любимой женщиной, ослепленный врагами и закованный в цепи, иудейский судья смог умереть так, чтобы навсегда остаться героем в сердцах людей, стать примером мужества для борцов за свободу.

Самсон, волшебные волосы которого неожиданно для всех отрасли в плену, сумел в день праздника Дагона, одного из филистимлянских богов, использовать вернувшуюся к нему силу, разорвать цепи и разрушить храм ненавистных врагов.

Многие представители религиозных течений рассматривали Самсона как борца против официальной власти. Так, голландцы-кальвинисты называли Самсона освободителем и во время борьбы с собственными «филистимлянами» захватчиками — испанцами черпали силы в сюжете со смелым воином и поработителями родной страны. Великий Рембрандт, голландец по происхождению, написал пять картин, иллюстрирующих жизнь и смерть героя.

Протестанты Англии и других европейских стран считали Самсона символом борьбы против власти католичества.

Предсмертный подвиг Самсона иногда изображают в виде Силы Духа — аллегорической фигуры, размещенной на фоне античной колонны.

Скульптуры и барельефы «Самсон закованный»

В венгерском городе Печ поражает романской красотой церковь Святых Петра и Павла. Уникальная постройка XII века, сооруженная на месте раннехристианской часовни итальянскими архитекторами, является символом города. Среди многочисленных фресок и барельефов на библейские сюжеты для нас интересны работы на тему «Героическая смерть Самсона», расположенные в нижнем, наиболее древнем, храме.

Бронзовый барельеф Бартоломео Беллано «Самсон, разрушающий храм» — одно из истинных украшений церкви Святого Антония в Падуе. Цикл бронзовых работ — главный заказ скульптора, жившего в XV веке. Лучшим произведением Беллано по праву считается барельеф, изображающий Самсона, разрушающего языческий храм. Зритель с изумлением видит подробности библейской истории: крошащийся камень разбитых Самсоном колонн, умирающих от страха или ударов камня филистимлян.

На западной стене Дмитриевского собора во Владимире запечатлен сюжет с Самсоном, отрастившим волосы после предательства Далилы и готовящимся к мести филистимлянам. Подобные работы мы встречаем во многих христианских и католических церквах романского и готического стилей. Уникальные миниатюры-медальоны с закованным Самсоном присутствуют на костяных шашках, сделанных в мастерских Кельна, и на резных шкатулках и реликвариях, выполненных известным средневековым ювелиром и скульптором Николаем Верденским.

Скульптуры и бронзовые рельефы с Самсоном украшают несколько храмов Европы, в том числе Собор Святого Стефана в Вене, но чаще всего библейский герой изображен не в цепях перед решающим моментом мести врагам, а в момент сражения со львом.

Самсон закованный в библейских иллюстрациях

Иллюстрации к Библии известны с раннего Средневековья — это книжные миниатюры, гравюры и живописные картины с изображениями ветхозаветных героев и сюжетов, помогающие оживить древние истории.

«Месть и смерть Самсона» в Дрездене — гравюра по дереву немецкого художника Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда. Шнорр получил звание профессора в середине XIX века, и именно тогда осуществил свою мечту — создал труд «Библия в картинках», в который вошли 240 рисунков. Самсон изображен могучим атлетом в момент разрушения колоннады, снизу на него смотрит мальчик, который привел слепого героя на пир к филистимлянам. Самсон, разорвавший цепи и принесший себя в жертву, окружен гибнущими врагами.

Альбрехт Дюрер проиллюстрировал библию византийского императора Леопольда, датированную серединой VI века. Немецкий живописец времен Ренессанса особенно прославился гравюрами по дереву, вывел этот вид искусства на новый уровень. Среди самых известных библейских иллюстраций — картина с Самсоном.

Великолепными гравюрами с тонкой игрой света и тени известен французский художник Гюстав Доре. Создав серию рисунков на темы «Русь Святая», «Версаль и Париж», выполнив яркие иллюстрации к мифам и сказкам народов мира, Доре не обошел вниманием и библейскую тему. Его работа «Смерть Самсона» наполнена динамичным действием и четко прорисованными деталями трагического завершения жизни иудейского героя. На фоне поверженных филистимлян изображен Самсон, разрушивший в одно мгновение храм и отомстивший за себя и сорокалетний плен своего народа.

Совсем к другому виду изобразительного искусства относятся обнаруженные при раскопках мозаики на полу древней синагоги, датированной IV веком новой эры. Это тоже библейские иллюстрации, искусно выполненные не на бумаге, а из мелких разноцветных камней. Один из фрагментов изображает бой Самсона с филистимлянами и доказывает популярность иудейского героя среди населения Нижней Галилеи. Мозаика с таким же сюжетом — местью Самсона филистимлянам — обнаружена в местечке Хукок в той же бывшей римской провинции Галилее, в синагоге ранневизантийского периода.

Одну из стен романской церкви Святого Гериона в Кельне украшает мозаика XII века «Героическая смерть Самсона». Католическая церковь является старейшей в Кельне, ее постройка на основе римской базилики датируется IV веком новой эры, раннехристианским периодом. Возможно, образ Самсона отождествлялся с образом полководца Гереона, в честь которого сооружена церковь. Считается, что Гереон вместе со своими солдатами принял мученическую церковь от язычников у античного столба. Столб воссоздан в церкви как символ распознавания Добра и Зла. Вспомним, что закованный в цепи Самсон геройски погиб, разрушив колонны и погубив этим своих многочисленных врагов.

Подвиг Самсона в мировом изобразительном искусстве

Несколько талантливейших мастеров эпохи Возрождения воссоздали на холсте подвиг закованного в цепи Самсона. Цикл картин Рембрандта, протестанта и ярого поборника свободы родной Голландии, хронологически завершается полотном «Ослепление Самсона», но его логически продолжают работы другого великого голландца Питера Рубенса, приверженца католичества.

Как и Рембрандт, Рубенс написал пять картин, посвященных Самсону, с которым мастера связывала природная страсть и мощь, неиссякаемое жизнелюбие. Рубенса даже сравнивали с Самсоном по великой силе: у первого это была сила искусства, у второго — физические дарования. Удивительно, но Рубенс начал цикл работ о библейском судье именно с его предсмертного подвига. Полотно «Гибель Самсона» было написано в 1605 году, оно выполнено в барочном стиле и представляет на суд зрителя мощного иудейского героя в окружении погибших филистимлян на фоне античных колонн.

Великолепным завершением работ эпохи Возрождения, посвященных Самсону, является картина Гвидо Рени «Самсон-победитель». И хотя иудейский герой изображен не в момент трагической гибели, а задолго до этого, тематика полотна тесно связана с окончательной местью Самсона, когда под развалинами храма погибли сотни врагов Израиля.

В 1836 году русский художник, профессор Академии Художеств Федор Завьялов создал картину «Самсон разрушает храм филистимлян». Герой повернут спиной к зрителю, его вновь обретшее могучую силу тело напряглось, чтобы в последнем движении отомстить филистимлянам, уронив на их головы огромные колонны языческого храма.

В начале XX столетия в моду вошел экспрессионизм, под влиянием нового стиля выполнена работа Ловиса Коринта «Ослепленный Самсон». На полотне зритель видит измученного врагами библейского судию, не только закованного в цепи, но и окруженного с обеих сторон стенами, как бы зажатого в узком пространстве и лишенного свободы передвижения.

Интересно, что Сальвадор Дали, прекрасно знавший ветхозаветную историю о длинных волосах Самсона, обладающих сказочной силой, видел символ творческого вдохновения в собственных усах, всегда тщательно за ними ухаживал, проводя аналогию с необычной силой волос библейского героя.

Самсон и его подвиги со временем превратились из увлекательной библейской истории в знак мощной силы, разрушающей планы врагов и сметающей их на своем пути. Разорванные цепи стали символом сброшенных оков и обретения долгожданной свободы.


Источники:

  1. Беккер К. Мифы Древнего мира. Саратов, «Надежда», 1995.
  2. Иллюстрированный мифологический словарь. Санкт-Петербург, «Северо-Запад», 1994.
  3. Лопухин А.П. Израильские судьи//Словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1907.
  4. Мифология. Ч.2. Саратов, СГУ, 1994.
  5. Церен Эрих. Библейские холмы. М., 1986.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора