Крестоносец

img_0040img_0048

Скульптура Крестоносец

Характеристики:

  • Материал: черный металл, фиамат
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 50 см. ширина 21 см. глубина 18 см.

Статус: На заказ

от 130 000 ₽


Историческая справка

Какими мы представляем себе крестоносцев? Тяжеловооруженные рыцари в железных доспехах на конях. На одежде — нашитые кресты, символы борцов за истинную христианскую веру. Что на самом деле представляли собой организованные римским папой и рыцарской феодальной знатью Крестовые походы?

Крестовые походы XI-XIII веков — часть знаменательной борьбы между Востоком и Западом, красной нитью проходящей через всю историю человечества.

Причиной религиозных походов вооруженных рыцарей послужили завоевания турков-сельджуков, распространяющих ислам на христианских землях. Жестокие захватчики овладели Палестиной и землями Малой Азии, и византийский император Михаил VII попросил помощи у римского папы Григория VII.

Европейские короли, боровшиеся за целостность Восточной и Западной христианской церкви, поддержали идею движения против турок. В марте 1095 года в Клермоне состоялся духовный съезд, его участниками стали не только священники, но и простые миряне, мечтающие остановить сельджуков в их кровавых действиях на Святой Земле.

Легенды рассказывают, что во время работы Клермонского собора многие стали нашивать на одежду красные кресты, объявляя себя «воинами Христовыми». Вождем будущего похода «против неверных» выбрали епископа Пюйского Адемара. Участники освободительной по началу миссии стали называться крестоносцами, это были представители рыцарского сословия, вооруженные воины.

Первый крестовый поход

Первый поход называют еще «странным»: в нем не участвовали крупные правители европейских государств. Возглавили войско французские герцоги из свиты короля Филиппа I и окружения английского монарха Вильгельма II. К ним присоединились немецкие и итальянские князья, но общего руководства армией не существовало.

Уже во время Первого Крестового похода (1097 год) стало ясно, что крестоносцы преследовали две цели:

— борьба во имя Христа против сельджуков;

— захват земель в восточных странах.

Многие рыцари отправлялись в дальние походы ради приключений и знакомства с неизведанными землями, такие воины называли себя пилигримами.

Армия, не будучи целостной, все же насчитывала до 400 тысяч человек. Первыми от крестового похода пострадали жители земель, по которым прошли крестоносцы: им пришлось кормить и обеспечивать всем необходимым огромное количество вооруженных воинов и их коней.

Крестоносцы взяли Никею, разбили крупный отряд сельджуков на территории Малой Азии, в октябре 1097 года осадили Антиохию. В течение двух лет длилась осада, и только летом 1099 года город, с холмов которого открывались виды на Святую Землю, оказался в руках христиан.

Объединенным силам крестоносцев удалось захватить Иерусалим. Рыцари истребили мусульманское население города и отправились на поклон к Гробу Господню. Среди участвовавшей в походе европейской знати укрепилось мнение о необходимости создания нового Иерусалимского королевства под руководством «Охранителя Святого Гроба», титул которого первым получил Готфрид Бульонский, герцог Нижней Лотарингии.

Ордена крестоносцев

На гребне славы от победы над сельджуками появились на свет монашеские рыцарские общины:

— орден Рыцарей Храма;

— орден Странноприимных (Иоаннитов);

— Германское госпитальное братство Святой Марии.

Орден Рыцарей Храма основали в 1118 году французские рыцари, давшие клятву защищать паломников и Святую Землю. Позже этот орден достиг влияния, богатства и власти под покровительством первых лиц европейских государств. Члены Ордена, которыми руководил гроссмейстер, носили белые мантии с нашитыми красными крестами.

Орден Странноприимных включал монахов, ухаживающих за больными и раненными паломниками в госпитале Святого Иоанна. Устав Ордена был списан с документов тамплиеров и засвидетельствован папой римским. Одеяние иоаннитов состояло из черных мантий с белыми крестами.

Германское госпитальное братство Святой Марии, организованное после Третьего похода, превратилось в конце XII века в Тевтонский рыцарский орден. Тевтонцы, как известно из истории, сражались не столько с сельджуками, сколько с прусскими язычниками и западными русскими княжествами. Продолжателями дела Ордена считали себя нацисты.

Государства крестоносцев

Результатом Первого успешного похода крестоносцев стало создание новых христианских государств в восточной части Средиземного моря, на территории Палестины и Малой Азии. По своему характеру все государства были феодальными и просуществовали не больше одного столетия.

Графство Эдесское было создано в 1098 году в междуречье Евфрата и покорено сельджукским полководцем Заинги в 1146 году.

Антиохийское княжество, провозглашенное одновременно с графством Эдесским, просуществовало до захвата мамлюкским султаном в 1268 году.

Графство Триполи (1105 — 1289 годы) все время своего существования являлось ареной борьбы между христианами и мусульманами.

Иерусалимское государство, основанное после Первого крестового похода на территории Сирии и Палестины, процветало под руководством короля Балдуина и значительно расширило свои территории. Пало королевство под ударами мамлюков в 1291 году.

Пять государств крестоносцев было основано на территории Византийской империи, одно на острове Родос и одно на островах Эгейского моря. Но самое мощное рыцарское королевство — это государство в Пруссии, созданное Тевтонским Орденом и просуществовавшее до первой четверти XVI века.

В государствах крестоносцев развивались торговые связи, распространялось католичество, строились каменные замки.

Второй и последующие Крестовые походы

Второй Крестовый поход (1147−1149) не принес славы и удачи его участникам — немецким рыцарям под руководством Конрада III, выдвинувшимся из Регенсбурга в направлении Малой Азии. Потерпела крах и французская часть армии крестоносцев, возглавляемая Людовиком VII.

В 1187 году Иерусалим был захвачен султаном Саладином, и на выручку христианам отправилось новое войско крестоносцев под руководством немецкого короля Фридриха Барбароссы. Для участия в походе забыли о своих распрях английский и французский короли, правда, как оказалось, ненадолго. Третий Крестовый поход также был неудачным и не принес свободы захваченному турками Иерусалиму.

Четвертый и все последующие Крестовые походы, включая «детский» и девятый, возглавлялись попеременно королями Франции и Германии, Италии и Сицилии. По-прежнему главной целью походов крестоносцев являлась борьба с сельджуками-мусульманами. Сухопутные и морские битвы, осады и взятия городов, основания рыцарских орденов, — этими событиями характеризовались Крестовые походы.

История показала, что европейские рыцари-крестоносцы, руководимые королями, раздираемыми противоречиями и постоянной борьбой за собственную власть, не могли достойно противостоять туркам-мусульманам и превратить Святую Землю в территорию христианства.

В 1303 году мамлюки захватили последний оплот крестоносцев на Востоке — остров Руад, и после этого европейцы не владели землями на Святой Земле вплоть до начала XX века.

Русь и крестоносцы

Рыцарские ордена мечтали завладеть новыми землями и обогатиться, совершив поход на Русь, раздираемую феодальными усобицами и ослабленную ордынским игом. Богатые земли Пскова и Новгорода, как магнит, притягивали рыцарскую знать, поощряемую высшими католическими священниками.

Русские летописи сообщают о событиях Невской битвы 1240 года, о Ледовом побоище на Чудском озере, об объединенных силах рыцарей-крестоносцев Швеции, Дании и немецкого ордена. Разбивший крестоносцев Александр Ярославич Невский, по сути, одержал победу над завоевательными планами римского папы.

Последствия Крестовых походов

Крестовые походы, ставшие целой эпохой в западноевропейской истории, оказали серьезное влияние на дальнейшее развитие Востока и Запада.

Рыцари-крестоносцы, передвигающиеся по европейским и азиатским странам, наносили огромный урон хозяйству местного населения. Кроме того, в битвах крестоносцев с турками-сельджуками, а также русичами и представителями рыцарского сословия из других стран и земель погибли тысячи людей — это главные отрицательные последствия походов. Но были и положительные.

  1. В европейских государствах Крестовые походы принесли свободу зависимым крестьянам, отправляющимся в походы наравне с рыцарским сословием.
  2. Развитие торговых связей достигло небывалых высот — в Европе появились лимоны и фисташки, абрикосы и шафран. Европейские модницы стали носить платья из атласа и бархата, ювелиры освоили новую технику изготовления украшений, дома знати украсились восточными коврами и покрывалами.
  3. Вышли на новый уровень такие науки как география, астрономия, алгебра. В европейские языки вошли арабские слова: талисман, адмирал, софа, юбка, альков. Мусульманское влияние отразилось на искусстве и архитектуре, в орнаментах появились «арабески», сложные плетеные рисунки, причудливые арки.

Легенды о крестоносцах

Рыцарь — фигура во многом легендарная, овеянная ореолом романтизма и фантазии летописцев. Рыцарское сословие, сформированное из представителей младших сыновей аристократов Европы, разительно отличалось от других слоев европейского общества в Средние века.

Во-первых, рыцари обладали кодексом чести, обязаны были принимать участие в сражениях и турнирах, посвященных прекрасным дамам.

Во-вторых, рыцари в XI веке стали главными участниками Крестовых походов во имя спасения Гроба Господня.

В-третьих, за заслуги в битвах рыцарям дарились поместья с самыми настоящими замками.

Одним из самых легендарных рыцарей истории стал английский король Ричард Львиное Сердце, большую часть жизни посвятивший Крестовым походам. Блестящий полководец, уважаемый подданными человек обладал выдающейся внешностью: он был высок, красив и статен. В легендах о Робин Гуде Ричард Львиное Сердце предстает благородным, мужественным и добродетельным человеком.

К сожалению, далеко не все крестоносцы были похожи на лучшего рыцаря в мировой истории. Большинство из них известны как жестокие завоеватели и религиозные фанатики.


От автора

Скульптура с выраженным символическим подтекстом намеренно лишена каких-либо узнаваемых примет природной физической телесности. Преследуемая цель — избежать излишней конкретности образа: именно так за названием «Крестоносец» открывается более широкое ассоциативное поле, нежели привычное представление о рыцарях Креста, воинах походов на Святую Землю. Известно, что любая, даже самая благая идея, чревата перевертышами и возможностью обращение во зло. Поэтому плащ с капюшоном пуст — его заполнение зависит от избранной формы служения Кресту, под сенью которого он установлен. Пирамидальная форма плаща, казалось бы, апеллирует к вечным ценностям (символ горы, центра мира), но зияющие пугающей пустотой проемы (под лицо и тело) разрушают образ идеальной мировой гармонии. Шершавая керамическая поверхность плаща усиливает тревожное настроение. А брутальный крест, состоящий из пересечения двух металлических прутов, под которым стоит конус пустого плаща, настораживает своей первозданной неопределенностью. Аскетизм скульптурной формы и лаконизм пластического языка приближают образ к текстуальной семантике.

Краткие сведения об изображенном

КРЕСТОНОСЦЫ — члены духовного рыцарского ордена, участники Крестовых походов в XIXIII веках. Наименование обрели благодаря ношению одеяний с нашитым на них крестом — символом принесенного обета участвовать в вооруженных экспедициях на Ближний Восток за освобождение Гроба Господня и Святой Земли из-под власти мусульман. В итоге Крестовых походов был создан ряд государств, просуществовавших до конца XIII в., а в 1204 был взят Константинополь — древний центр православия. В дальнейшем именем Креста прикрывались самые разные, порой неоднозначные идеи — от инквизиции до расистских и террористических организаций ку-клукс-клана (ККК).


Источники:

  1. Егер О. Всеобщая история. Т.1.Санкт-Петербург, 1904.
  2. Заборов М.А. Крестом и мечом. М., 1979.
  3. Советский энциклопедический словарь. М., 1981.
  4. Успенский Ф.И. История Крестовых походов. СПб., 2000.
Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора