Аллегорическая скульптура, в которой используется сочетание техник, материалов и состояний, посвящена страданиям человека и человечества. Иисус Христос, библейские и внебиблейские пророки, все те, кто страдал за веру, добро, людей, воплощены в этой композиции. Если считать, что в мире приумножается зло, то бесконечно продолжается и страдание человечества, становясь разнообразным и многоликим. Современная скульптура «Казненный» — визуальное отражение размышлений о страдании, характерных для философско-антропологической парадигмы (Марк Аврелий, Достоевский, Бердяев).
В первобытном обществе смертной казни не существовало — она появляется через столетия одновременно со становлением первых государств. Правда, корни ее находятся гораздо глубже — в родовых обычаях кровной мести, распространенных у большинства древних народов мира.
Смертная казнь выступала как крайняя мера наказания, причем в разные исторические эпохи отношение к ней менялось. Так, в эпоху раннего Средневековья, когда только начинали формироваться раннефеодальные государства, смертная казнь применялась не часто. Напротив, во времена печально известной инквизиции в Европе приговаривали к смерти не только серьезных преступников, но и всех неугодных католической церкви людей.
Разительно отличается отношение к смертной казни и в разных странах, и даже на различных континентах. В Средневековой Англии приговаривали к смерти через повешение даже за мелкие преступления, например, карманную кражу; во Франции, начиная с XVII века, стало «модным» вести на эшафот представителей свергнутых монархических династий. В Азии на протяжении столетий были распространены экзотические виды казней; в некоторых регионах они сохраняются и по сей день (в Саудовской Аравии существует казнь в виде отсечения головы мечом).
10 октября ежегодно уже на протяжении двенадцати лет по всему миру отмечается «День борьбы против смертной казни». Надо отметить, что сторонников полного запрета высшей меры наказания на нашей планете гораздо больше, чем ее противников, но так было далеко не всегда…
В Средневековой Руси смертная казнь ждала преступника, совершившего кражу в третий раз, об этом свидетельствует Двинская уставная грамота конца XIV века. Согласно Псковской судной грамоте 1467 года список преступлений, за которые наказывали смертью, расширился до казнокрадства, поджогов, воровства в церкви, измены царю.
Изданный при Иване Грозном Судебник 1550 года объявлял смертную казнь высшей мерой наказания в нескольких конкретных ситуациях, записанных в законодательстве. Самыми частыми из них были казни за изготовление фальшивых серебряных и золотых монет, за мятеж и измену государству, за разбойные нападения.
Число смертных приговоров достигло рекордного числа в годы царствования Петра I. Прилюдно казнили бунтовщиков, разбойников, убийц. В 1716 году в России был узаконен новый вид казни — расстрел, сохранившийся практически до начала XXI столетия.
Дочь Петра Великого Елизавета во время своего правления издала указ о запрете исполнения смертного приговора, вместо этого документы о приговоренном передавались в Сенат. Чаще всего высшая мера наказания менялась на вечную ссылку в Сибирь или на позорное клеймение.
200 лет назад в России к смертной казни приговаривались злодеи, совершившие:
— преступления против государственной власти;
— военные преступления;
— а также нарушители воинского устава.
На протяжении XIX века высшая мера наказания почти не применялась, кроме казни пяти декабристов и еще нескольких отдельных случаев. Зато начиная с событий первой русской революции и, особенно, после 1917 года в России было казнено огромное количество человек, главным образом за контрреволюционные преступления.
Южноамериканские государства Эквадор и Уругвай приняли законы об отмене смертной казни в начале XX века. Затем, после длительного перерыва, в 1980-х годах около 30 стран в разных концах мира отменили высшую меру наказания. Еще через 15 лет смертная казнь стала невозможной в 73-х государствах.
В США в разных штатах отношение к смертной казни может отличаться друг от друга: в одних она разрешена, в других запрещена. В крупных азиатских государствах, таких как Китай и Корея, высшая мера наказания находит применение и сегодня.
В 2019 году в 70-ти странах мира был вынесен смертный приговор примерно тридцати тысячам преступников. Из 193-х государств мира смертная казнь не существует в 164-х. По подсчетам статистики, в XXI веке ежегодно к высшей мере наказания были приговорены полторы тысячи человек: наказывается смертной казнью терроризм, воздушное и морское пиратство, незаконный оборот наркотиков, похищение людей.
Христианская вера на протяжении долгих трех веков, от правления Нерона до императора Диоклетиана, с трудом прокладывала себе путь среди язычников. Церковь насчитывает десятки мучеников, умерших за истинную веру и причисленных к лику святых. Этому периоду истории, начиная с распятия Христа, посвящены полотна известных живописцев, иллюстрирующие страдания и смерть последователей Спасителя.
Даже беглый обзор самых известных фресок и полотен на тему смертной казни позволяет сделать вывод: сюжеты с мученичеством святых распространены более других, например, исторических сцен. Трагичность происходящего подчеркивает обязательный красный цвет и обилие эмоций у персонажей картин.
«Казнь святых Козьмы и Дамиана» — фреска XV века в церкви Сан-Марко во Флоренции.
Мазаччо — «Распятие апостола Петра и казнь Иоанна Крестителя», роспись пределлы (деревянная панель за пределом католической церкви), начало XV века.
Иероним Босх «Распятая мученица», картина в стиле иконографии, начало XVI века.
Гвидо Рени «Святой Себастьян», религиозная картина, украсившая Лувр, первая половина XVII века. Надо отметить, что на тему казни Святого Себастьяна, приговоренного к убийству императором Диоклетианом, написано огромное количество фресок и живописных полотен. Образ, созданный итальянцем Рени, один из самых трагически ярких.
Валерио Кастелло, «Мученичество святого Лаврентия», полотно в стиле барокко, первая половина XVII века.
Караваджо — «Распятие апостола Андрея», «Распятие святого Петра», религиозные картины, начало XVII века.
Рубенс — «Мученичество Святого Фомы», «Обезглавливание Иоанна Крестителя», алтарная живопись, начало XVII века.
Популярна в мировой живописи тема казней первых христиан, на протяжении трехсот лет регулярно происходивших в Риме по указанию римских императоров.
Французский живописец Жан Джером Леон, обратившись к истории имперского Рима, на полотне «Последняя молитва христианских мучеников» изобразил арену театра с группой людей и направляющегося к ним льва.
Тому же историческому периоду посвящена работа «Светочи христианства» русско-польского художника XIX века Генриха Семирадского. Зритель видит Рим, роскошный дворец и известного своей жестокостью императора Нерона в окружении свиты. Римская знать наблюдает за сожжением христиан, завернутых в просмоленные туники, частью тех самых зрелищ, за которые так ратовали римляне.
Во времена Нерона переносит нас современный живописец француз Эжен Тирион. На картине «Триумф веры» изображены первые христиане, ожидающие своей казни в центре арены. Действие происходит в 65 году, когда Римом правил все тот же упивающийся властью и безнаказанностью Нерон, любитель страшных театральных постановок с убийствами в финале.
И в Европе, и в Азии казни изображались на гравюрах, украшавших интерьеры дворцов и домов богатых горожан. Большинство гравюр помещалось в книгах в качестве иллюстраций к повествованию и описанию исторических событий.
Жестокостью сюжетов отличаются английские книжные миниатюры эпохи Средневековья:
— «Казнь Хью ле Диспенсера Младшего» из книги «Фруассара»;
— «Головы казненных на Лондонском мосту» из Английской истории Джона Кэссела;
— «Наглядное Изображение обстоятельств, при коих его покойное Величество был обезглавлен на эшафоте в январе 1648 года» из «Книги судей»;
— «Казнь Томаса Армстронга» из иллюстрированной гравюрами «Истории Англии» 1684 года.
Жестокие казни, о которых повествуют старинные рукописи, проходили прилюдно, превращаясь в развлечение для народа.
Применение смертной казни в истории проиллюстрировано многочисленными картинами мастеров разного жанра.
Картина «Смертная казнь на Руси» русского художника XX века Сергея Кириллова представляет один из трагических эпизодов русской истории. Обреченный на казнь предводитель народного восстания казак Степан Разин поднимается на высокий деревянный постамент в сопровождении стрельцов в традиционных красных кафтанах. Справа виден силуэт Собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве.
Совсем иной сюжет представлен на гравюре русского художника второй половины XIX столетия Василия Верещагина «Смертная казнь в России». В центре картины деревянный помост с установленными виселицами, на нем — несколько приговоренных к смерти мужчин, одетых в темные рубахи. Рядом стоят священники в высоких головных уборах.
По зловещему совпадению, другая работа Василия Сурикова, также посвященная высшей мере наказания, «Утро стрелецкой казни», была впервые выставлена в день убийства Александра II. Известный русский меценат Павел Третьяков немедленно приобрел полотно, прилюдно признав его шедевром, иллюстрирующим эпоху Петра I.
На малоизвестной картине Василия Верещагина «Подавление индийского восстания англичанами» изображен способ казни, называемой «дьявольский ветер»: приговоренных привязывают к жерлам пушек и производят выстрел. Русский художник, изучавший подробности восстания индийцев против владычества Британии, обратился к историческому сюжету расстрела членов секты намдхари в 1870-х годах.
Испанец Антонио Перес Гилберт написал картину «Расстрел Торрихоса и его соратников на пляже в Малаге» по реальным историческим событиям, происходившим в его родной стране в 30-х годах XIX века. Один из генералов испанской армии осмелился дать отпор представителям абсолютистских монархий, претендовавших на независимость Испании. Вместе со своими солдатами генерал был арестован и расстрелян, этот момент и изобразил Гилберт на своем полотне.
На картине «Казнь леди Джейн» французский живописец XIX века Поль Деларош воссоздал печальную сцену, предшествующую казни молодой женщины, осмелившейся высказать свои притязания на британский престол и прозванной «королевой на 9 дней». Действие происходит в XVI веке — столетии, богатом на казни монархов и людей из их окружения.
Скульптор и живописец Александр Эварист Фрагонар, живший в первой половине XIX века, посвятил полотно «Орлеанская Дева» обвиненной церковью в ереси и сожженной на костре Жанне Д’Арк.
Жак-Луи Давид, представитель французского неоклассицизма, написал свой шедевр «Смерть Сократа» в конце XVIII века. Художник воссоздал трагический эпизод истории Древней Греции, когда уважаемый афинянами человек и любимый учитель молодежи был приговорен к смертной казни и был вынужден выпить яд цикуты. Окружающие Сократа друзья и ученики потрясены происходящим, в ужасе от приговора даже палач.
Рубенс обратился к сюжету казни Сенеки в I веке новой эры — на полотне изображен философ, приговоренный Нероном к казни, но успевший еще до нее покончить жизнь самоубийством.
Французский художник Бартолеми Жан-Симон, писавший на исторические темы, написал полотно «Обезглавливание Кира Великого» (1811 год), представляющее собой иллюстрацию к легенде о прославленном персидском царе Кире, попытавшемся покорить народ масагетов и потерпевшем сокрушительное поражение. Киру отрубили голову перед надменной царицей Томирис.
«Казнь Пугачева», картина Виктора Маторина, — образец современной исторической живописи, созданный в 2000 году, воссоздает день казни Емельяна Пугачева. На фоне православных храмов на деревянном помосте три человека: сам приговоренный к смерти Емельян Пугачев, глашатай, читающий царский указ и готовящийся к делу палач. Вокруг — волнующаяся толпа, сдерживаемая строем солдат.
Отношение к смертной казни разное, суть одна — насильственная смерть.