Коленопреклоненный

Коленопреклоненный, вид 3/4 слеваКоленопреклоненный, вид 3/4 слева сзадиКоленопреклоненный, вид 3/4 справаКоленопреклоненный, вид 3/4 справа сзадиКоленопреклоненный, вид слеваКоленопреклоненный, вид спередиКоленопреклоненный, вид справаКоленопреклоненный, вид сзади

Характеристики памятника Коленопреклоненный:

  • Материал: литьевой камень, черный металл
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 296 см. ширина 96 см. глубина 139 см.

Краткие сведения об изображенном

Монументальная, около трех метров в высоту, скульптура «Коленопреклоненный» представляет собой фигуру обнаженного мужчины, который стоит на коленях, склонив голову. Обычно мы принимаем такую позу во время искренней молитвы, при выражении мольбы и преклонения перед высшими силами.
Также человек преклоняет колени, когда признает над собой власть Неба, покорно и с почтением осознавая его величие. В данной скульптуре мы видим человека таким, какой он есть, без лишних прикрытий, и подразумеваем наличие незримой силы, перед которой он преклоняется.


Когда человек прибегал к молитве

Чтобы вознестись ввысь, нужно преклонить колени.

Джованни Папини, итальянский поэт.

Что есть молитва? Обращение человека к Всевышнему, приглашение Господа к разговору, возможность излить душу в словесной форме? В слове «молитва» явно прослушивается другое слово — «мольба», хотя, обращаясь к Богу, мы не обязательно его о чем-то просим, напротив, часто благодарим…

Молитва — не всегда слова в определенном порядке, которые учатся наизусть и повторяются в строгой последовательности: зачастую молитвенными бывают стихи, и мы, как завороженные, повторяем строки Лермонтова, Пушкина, Цветаевой, Бродского, устанавливая связь с Высшими Силами посредством гениальных озарений стихотворцев.

А порой молитва приходит к нам сама — оттуда, издалека, из тонкого, светлого мира, и чтобы побеседовать с Богом, даже не нужно ничего говорить. Улыбка, идущая от сердца, взгляд, устремленный в небо, ощущение крыльев за спиной и бабочек в животе — все это тоже форма молитвы, общения с Ним — тем, кто понимает нас без слов…

В каждой религии молятся по-своему. Каждый поэт, живописец, скульптор, интересовавшийся этой темой, изобразил молитву так, как ему подсказало сердце. И правильного либо неправильного подхода здесь быть не может: главное — искренность и чистосердечие.

Молитва в разных религиях

Молитва у славян

В древности славяне знали много богов и мифических существ, которым посвящались праздники, которые были неразрывно связаны с природой.

Например, мифологический персонаж Коляда отвечал за цикл плодородия. Коляда — это солнце-младенец, воплощение новогоднего цикла, а также влиятельное божество. Коляду было принято кликать, зазывать. В 1684 году патриарх подписал запрет на поклонение Коляде.

Славянские молитвы сопоставимы с сильным оберегом. Наши предки обращались к Матушке Ладе, Даждьбогу — это самая известная утренняя молитва, а по вечерам молились за свой род. Молились в древности на капище — так назывался древнеязыческий храм, располагавшийся за особым образом оборудованным алтарем, где устанавливали священные предметы. Здесь же свои обряды проводили жрецы.

В молитвах славян богов было принято славить, но не привлекать их силы для решения земных проблем.

Молитва в православии

Православных молитв великое множество, причем все они различаются по важности и частоте употребления. Одни читаются постоянно, другие — по особым случаям.

Особняком стоят молитвы, которые произносят во время богослужения — они называются богослужебными текстами. Есть и особые молитвы, которые дозволено читать только священнику.

В некоторых случаях принято зачитывать строки из Евангелия. Например, молясь об исцелении болящего, зачитывают 8 главу Евангелия от Матфея, стихи 14−22, а во время эпидемии — стихи 38−44 из 4 главы Евангелия от Луки. Молитву «Отче наш» можно читать в любых жизненных ситуациях.

Молитва в буддизме и индуизме

Изначально ритуалы в буддизме были крайне скудны — поклонялись преимущественно дереву бодхи, под которым Татхагату открылись четыре благородные истины, однако со временем сложился культ Будды, появились его изображения. В буддизме большое значение имеют материальные ритуальные подношения (воды, пищи), которые делаются с радостью и тщательностью. Буддисты верят: правильное состояние ума породит необходимый результат.

Также в буддизме существует много праздников, к каждому из которых относится определенная практика. В основе любой практики лежит произнесение мантр — это и есть молитвы по-буддийски.

У каждой мантры есть определенное значение, все они наделены особой силой. Мантра — это не обращение к божеству, а скорее метод успокоения ума, обретения покоя, это мощный инструмент противостояния трудностям современной жизни, наполненной страданиями.

Примерно так же воспринимаются мантры индуистами. Буквально индуистская мантра — это орудие осуществления психического акта. Мантры повторяют сотни, тысячи раз, что способно произвести особый магический результат. В глубокой древности важнейшей ведической мантрой считалась гаятри. Праведные индуисты распевали ее ежедневно. В ней содержался призыв к самому себе быть преуспевающим благодаря благой силе солнца. Впоследствии в индуизме появилось огромное количество мантр, причем некоторые представляют собой исключительно набор звуков, бессмысленных вне их контекста. Главной индуистской мантрой считается «Ом» — главное возглашение блага, божественный слог, начинающий и завершающий любой божественный текст.

Молитва в исламе

Исламские молитвы подразделяются на ритуальные — салят и произвольные мольбы — дуа. Салят состоит из определенных телодвижений, выполняемых в строгом порядке — это поясные, земные поклоны, а также прочтение выдержек из Корана и кратких молитвенных формул.

Существует пять ежедневных важнейших молитв: предрассветная — фаджр, полуденная — зухр, послеполуденная — аср, закатная — магриб и ночная — иша. Более того, ислам предусматривает обязательные коллективные молитвы.

Произвольные молитвы — дуа — произносятся мусульманами в разных жизненных ситуациях, например, при входе в дом, в мечеть и даже в туалет. Во всех дуа упоминается Аллах.

Молитва в искусстве

Изображение молящихся в живописи

Образ молящегося человека, общающегося с Богом, привлекал многих живописцев. Подобные полотна буквально излучают свет — кажется, они сами по себе наделены чудотворной силой.

Хочется заострить внимание на некоторых наиболее ярких работах. Например, на произведении М. В. Нестерова «Отрок Варфоломей». На картине изображен коленопреклоненный юноша, молитвенно сложивший ладони. Полотно получилось каким-то истинно русским, с щемящими сердце березками на заднем плане, которые косвенно «намекают» нам на присутствие Бога, который и есть сама природа.

Совсем иное впечатление производит картина голландского живописца XVII столетия Питера Франса де Греббера «Царь Давид в молитве». Фигуры царя и ангела яркими вспышками выделяются на намеренно затемненном фоне. Внимание зрителя не отвлекается на лишние детали: созерцающий полотно полностью концентрируется на процессе молитвы, которую смиренно возносит Давид.

Необычно представил молитву художник Павел Рыженко (1970−2014). Его полотно, на котором изображен седовласый старец, так и называется — «Молитва». Перед нами — глубокий старик, вероятно, отшельник, который держит в руках четки и будто сливается с окружающей его обстановкой — каменной стеной, вероятно, скита и осенней увядающей природой. Полотно лишено религиозного пафоса или экстаза: в данном случае молитва — это не ритуал, а внутреннее состояние старца, его безмолвный диалог с Богом.

Праздничное ощущение возникает от созерцания произведения Владимира Егоровича Маковского «Молебен на Пасху». Здесь мы становимся свидетелями не диалога одного человека с Богом, а всеобщего торжества — умиротворенного, светлого, чистого.

Образы молящихся в скульптуре

Великолепные работы, изображающие творящих молитву, создали скульпторы. Начнем с глубокой древности — статуэтка молящегося из Эшнунны, Древней Месопотамии, которая относится к 2750−2600 г. до н.э. Фигура изображена более чем схематично, однако мы видим молитвенно сложенные у груди ладони — жест, прошедший сквозь века.

Нельзя не упомянуть великую скульптуру Микеланджело Буонарроти «Пьета», с которой начинается эпоха Великого Возрождения. На ней мы видим момент прощания Девы Марии с мертвым сыном, Иисусом Христом. Мастер изобразил не совсем молитву, но глубокую драму, скорбь матери, склонившейся над мертвым телом. В 23 года юный гений первым в истории объединил в скульптуре Богоматерь и Христа. И это был настоящий прорыв.

И совсем иная работа Донателло — «Пророк Аввакум», снова с молитвенно сложенными ладонями. Однако если от творения Микеланджело исходит величие, то статуя другого итальянского мастера вызывает искреннюю жалость. Истощенный Аввакум изображен со скорбным выражением лица. Бедно одетый, с распущенными спутанными волосами, он, несмотря ни на что, не утратил свою веру — и в этом заключается его сила.

Молитва в поэзии

Как было сказано выше, у поэзии и молитвы действительно много общего: стихи идут от сердца, даруются Богом, имеют упорядоченный ритм, магически действуют на читателя или слушателя.

К теме молитвы поэты обращались во все времена. Например, Александр Сергеевич Пушкин, который лишь в зрелом возрасте пришел к Богу. Он открыл для себя церковь во время ссылки в Михайловское, где зачитывался древними летописями и рассмотрел в Евангелие истинную поэзию. Знаковым для поэта стало стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны», в котором он отмечает, что его любимая молитва — великопостная. Стихотворение завершается красивыми строчками:

«…И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи".

Другое классическое для русской поэзии стихотворение об отношениях человека и Бога принадлежит перу Михаила Юрьевича Лермонтова. Это произведение «Молитва», созданное в 1838 году, в котором поэт делится с читателем своим опытом религиозного переживания, идеей о чудодейственной силе молитвы.

«…И верится, и плачется,

И так легко, легко…"

Однако у поэта есть и другое, окрашенное в иные тона стихотворение под тем же названием, написанное ранее. В нем Лермонтов находится на пути к Господу и просит у Него прощение за то, что «мой ум далеко от тебя» и «за то, что дикие волненья мрачат стекло моих очей». Однако впоследствии поэт все-таки нашел Бога в своем сердце.

Находим стихотворение-молитву и у Валерия Брюсова, оно названо «Ангел благого молчания» и написано в 1908 году. В нем поэт обращается к ангелу с просьбой помочь быть радостным, оживить в душе гордость и охранить душу от слов.

Писала о молитве и Марина Цветаева в свойственной ей импульсивной манере. Писала, как всегда, навзрыд, как молилась «до седьмого поту» красному как жар киоту, как украшала сени в день святого Воскресенья… Но признавалась, что для ее души спасенья нет. Вот такое поэтическое самоотречение.

Молилась в стихах и другая великая поэтесса — Анна Ахматова. В своем стихотворении «Молитва» она признается, что готова отдать и ребенка, и друга: молится лишь о том, «чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».

Сергей Есенин раскрыл тему молитвы с иной стороны, описав молитву старушки об ушедшем на войну сыне в стихотворении 1914 года «Молитва матери». Как всегда, поэт находит удивительно красивые меткие слова, чтобы передать знакомые нам, вполне обыденные вещи.

«…И закрыли брови редкие сединки,

А из глаз, как бисер, сыплются слезинки".

Великолепна в своей краткости и емкости «Молитва» Николая Гумилева. Поэт, обращаясь к Солнцу, просит сжечь настоящее, но помиловать прошедшее. Всего шесть поэтических строк — а какая мощь, сила эмоционального воздействия!

… Молитва может быть разной — длинной и короткой, откровенной и хвалебной, состоящей из множества слов и звуков. Она может быть выражена в словах, красках, камне, главное — она всегда остается той самой невидимой нитью, связывающей нас со Всевышним. Нитью, которую ни в коем случае нельзя терять.


Источники

  1. В. Артемов. Славянские мифические существа. Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2014.
  2. Буддизм. Иллюстрированная энциклопедия. ЭКСМО, Москва, 2012.
  3. Индуизм от А до Я. Москва, АСТ «Восток-Запад», 2007.
  4. Краткая Библия. АСТ, 2004.
  5. А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах. Том первый. Москва, «Художественная литература», 1985.
  6. М.Ю. Лермонтов. Сочинения. Том 1. Москва, издательство «Правда», 1988.
  7. Валерий Брюсов. Стихотворения. Москва, «Советская Россия», 1990.
  8. Сергей Есенин. А в сердце светит Русь. Стихотворения. Москва, 1997.
  9. Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. Москва, «Художественная литература», 1990.
  10. Н.С Гумилев. Избранное. Москва, «Советская Россия», 1989.
  11. Анна Ахматова. Избранное. Москва, «Просвещение», 1993.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора