Мне отмщение, и аз воздам.
Строка из Второзакония,
повторена в Послании к римлянам
О ней очень мало упоминаний в письменных источниках эпохи Античности, когда она жила. Нет передающих ее внешность бюстов и скульптур той эпохи. По сохранившимся фрагментам пьес, посвященных ей, судят о ее характере, спустя тысячелетия.
За давностью лет трудно отделить правду от вымысла в повествованиях о женщине, к которой был благосклонен величайший царь всех времен Александр Македонский. Но достоверно известно о реальных событиях, в которых переплелись судьбы императора Александра, его полководца Птолемея и гетеры из Афин по имени Таис:
На этом историческая правда заканчивается и начинаются вольные сказания об отношениях Македонский — Таис — Птолемей, о могуществе женщины, о справедливости возмездия. Но все-таки в них отражается суть, связавшая трех незаурядных личностей давних времен.
Гетерами в Древней Греции называли содержанок богатых покровителей (от греч. ἑταίρα - «подруга', «спутница'). Гетеризм как явление связан с особенностями семейного уклада в античном государстве.
В те времена женщина в семье полностью находилась во власти мужчины — сначала отца, а позднее мужа. Вся ее жизнь проходила в женской части дома — гинекее. Логическим дополнением кротких жён-затворниц становились женщины, для развлечения мужчин — как правило, ими были рабыни-наложницы. В V-IV вв. до н.э. их присутствие на пирах было нормой для состоятельных греков.
Но гетеры — особая каста. Эти были незамужние женщины, получившие блестящее образование. Они владели верховой ездой, играли на музыкальных инструментах, танцевали, умели мужчин влюблять в себя — то есть обладали всем, что необходимо для развлечения покровителя. Многие могли вести споры о политике и философские беседы. Утонченность манер, изысканный вкус, аристократизм в поступках, свойственные самым умным и красивым гетерам, позволяли им стать подругами величайших деятелей эпохи.
Гармония эстетического и физического наслаждения с интеллектуальным общением ожидала мужчину, владевшего гетерой. Не удивительно, что социальный статус таких женщин на протяжении веков оставался очень высоким, хотя отношение современников к ним было неоднозначное. Одни называли их вольными блудницами, другие говорили о них иронично, третьи подчеркивали их благородство.
Таис Афинская была лучшей из гетер, ее признавали красивейшей и мудрейшей среди женщин. Это объясняет, почему ее удостоил вниманием Александр Великий.
Встреча юного Александра, будущего завоевателя Малой Азии, навсегда вошедшего в историю с титулом Македонский, и Таис, покорившей его своей красотой и умом, произошла в 337 году до н. э., когда ему было 19, ей — 17. Рядом с Александром тогда был Птолемей — юноши дружили, правда, другая версия утверждает, что они были братьями по отцу, отводя Птолемею роль незаконнорожденного сына Филиппа II.
Птолемей не скрывал своего чувства к Таис Афинской, но она предпочла ему Александра.
Через год, после гибели отца, фараона Филиппа II, тот станет царем Македонии. Одержимый идеей стать правителем мира, 20-летний Александр пойдет к цели путём завоеваний. Благодаря недюжинному военному таланту и мощнейшей армии, он создаст огромную империю, которая будет простираться до Индии.
Понятно, что скрасить будни такому человеку могла помочь незаурядная, исключительная женщина. Он выбрал Таис Афинскую.
Ее путь был предначертан происхождением. Рожденная в Афинах незамужней красавицей, Таис Афинская унаследовала материнскую красоту. Девочкой мать определила ее в школу гетер в городе Коринфе. К семнадцати годам за грациозность и изящество ее прозвали в Афинах четвертой харитой, чем уравняли с троицей мифических богинь грации и красоты. Утверждают, что нрава была веселого, ум имела острый, язык — бойкий.
Рассказы о том, что в присутствии Александра ей разрешалось выражать свое мнение, убеждают в ее образованности, решительности и бесстрашии, независимости в суждениях. Не случайно первая встреча переросла в длительную связь, благодаря которой Таис Афинская была рядом с Александром Македонским в Персидском походе.
Их отношения длились 14 лет. Когда Александра настигла скоропостижная смерть, Таис приняла предложение Птолемея и уехала с ним в Египет.
К Птолемею у Македонского было особое расположение. В 332 г. до н. э. Александр завоевал Египет, который несколько веков находился под властью Персии. Двинувшись покорять мир дальше, Великий царь оставил управлять Египтом своего лучшего полководца Птолемея, проявившего в сражениях талант военачальника.
Египет оказался для Птолемея своеобразным подарком от Македонского, и не случайным. Это событие стало основанием династии египетских правителей Птолемеев, благодаря ему возведена их резиденция Александрия — столица Египта, важнейший центр эллинистической культуры.
После смерти Александра в 323 году до н. э. его диадохи (полководцы) в течение 22 лет воевали друг с другом за овладение огромной империей. Результатом этих междоусобиц стал раздел территорий, завоеванных Македонским. Египет окончательно достался Птолемею, который объявил Великого императора покровителем своего рода, а культ Александра распространил по всему Египту.
Но еще после кончины Македонского саркофаг с его телом перевезли из Вавилона в Александрию. Этим Птолемей продемонстрировал коллегам-соперникам, где располагается столица государства.
Начав управлять Египтом как сатрап (с 323 г.), Птолемей гуманными и умными действиями утвердил свою власть и стал царем (305−283 г. до н. э.), основателем династии Птолемеев (они же Лагиды), которая правила Египтом во времена эллинизма (IV — I вв. до н. э.). Незаурядный ум и политический талант Птолемея проявились и в том, что он единственный из полководцев Александра умер естественной смертью.
Древнегреческое «сатрап» не имеет ничего общего со славянскими синонимами этого слова — «деспот', «самодур'. Сатрапом древние персы называли наместника царя, правителя сатрапии — завоеванной страны, сохранившей свои законы и язык, но обязанной платить дань персидским царям Ахеменидам. Сатрап ведал содержанием армии, сбором налогов, был верховным судьёй, был вправе чеканить монеты. Александр Македонский, покорив Персию, не изменил эту систему.
Таис Афинская не могла быть законной супругой царя Египта Птолемея по простым причинам. Во-первых, этого не позволяло её происхождение. Во-вторых, он был женат, а македоняне придерживались моногамии.
Достоверно известно, что у Таис и Птолемея было двое детей — сын Лаг и дочь Эйрене. Любопытно следующее. У основанной Птолемеем I династии есть второе название, Лагиды, по имени его отца — Лаг. Традиционно именем деда нарекали первых сыновей — следовательно, Лаг у Птолемея был сыном-первенцем. Среди его сыновей от трех жён известны Мелеагр, два Птолемея, Лисимах, однако именем деда наречен только сын Таис.
О том, что дети были признаны Птолемеем, свидетельствуют факты.
Сына упоминает найденная в Греции запись, сделанная около 308 г. до н. э. В ней македонянин «Лаг, сын Птолемея», назван победителем в гонках на колесницах, запряжённых парой коней. В то время Птолемей был в Греции, где завоевывал опорные участки в борьбе за власть. Скорее всего, Лага он брал с собой.
Дочь Эйрене выдали замуж за Евноста, который правил городом Солы по назначению Птолемея. Город находился на Кипре, а остров захватил Птолемей в одном из походов.
Рождение детей Таис вне брака не давало им таких же преимуществ, как законным детям. Лаг, будучи первенцем, не стал наследником египетского трона, Эйрене получила партию ниже законных дочерей — тех выдали замуж за более знатных и могущественных властителей Египетских сатрапий.
И все-таки надо признать: судьбы детей Таис Афинской сложились благополучно.
Птолемей отлучает от себя возлюбленную через 13 лет после их переезда в Египет, направляет ее царствовать в Мемфис. Причиной разрыва стала третья жена, Береника, мать наследника престола, будущего Птолемея II.
Пережив в Мемфисе несколько покушений, потеряв близких и верных людей, Таис Афинская в 45 лет отказывается от титула некоронованной царицы. Она выбирает для жизни город Уранополис, что в переводе с греческого означает «город неба». Он был возведен на руинах разрушенной Филиппом II колонии как воплощение идеи о государстве, в котором все будут равны.
Но прославилась в тысячелетиях Таис Афинская тем, что ее называют инициатором поджога дворца персидских фараонов Ахеменидов в городе Персеполе, из-за которого огнем пожара был уничтожен весь величественный город.
Персеполь, он же Персеполис (на территории нынешнего Ирана) — политический центр государства древних персов (V — IV вв. до н. э.), жемчужина древнеперсидской культуры, священный для народа город. Расположение Персеполя недалеко от усыпальниц персидских царей со времен Дария I подчеркивало его сакральность.
Город представлял собой удивительный архитектурный комплекс из ансамбля храмов и дворцов, в одном из которых хранились неисчислимые богатства, вывезенные персами из завоеванных стран. Сооружения возвышались на искусственных террасах; глинобитные стены зданий сочетались с белым камнем, из которого были выложены ступени и парапеты лестниц, колонны, проемы окон и дверей. Доминантой города был дворец царя Ксеркса — главная достопримечательность.
Начало строительства Персеполя датируется 520 г. до н. э. Возводился город как столица пришедшего к власти персидского царя Дария I, родоначальника династии Ахеменидов. Его создавали лучшие скульпторы и архитекторы тех времен. Он был столицей державы, занимавшей огромную территорию, включавшую Египет, Переднюю Азию, Иранское и Армянское нагорья, Среднюю Азию вплоть до Инда.
Покорил могучую державу Александр, который со своей армадой выступал и как глава объединенных эллинских городов, и как царь Македонии. Его Персидский поход официально провозглашен «походом отмщения»: полчища царя Дария I вторглись в Грецию, разграбили и сожгли главный город Эллады — Афины. Это означало, что Персеполь, символ имперского могущества персидских царей, врагов Греции и Александра, не останется безнаказанным.
Покоряя Персию, Македонский в 331 г. до н.э. приблизился к Персеполю, который горожане сдали без боя. Александр хотел полностью разрушить город и отдать его своему войску на разграбление. Однако один из ближайших советников царя, старец Парменион, пытался убедить его в том, что не стоит уничтожать собственное достояние.
Полководец пробыл в Персеполе четыре месяца, в течение которых его войско отдыхало перед новым походом на восток. Весной 330 г. до н. э. незадолго до ухода из города Александр устроил пир во дворце Ксеркса; во время которого здание было подожжено. Сгорели и дворец, и весь город.
Дворец царя Ксеркса возвышался над Персеполем. Чтобы попасть в него, требовалось подняться по лестнице, пройти через храм с крылатыми быками перед входом.
Центральная часть дворца — зал приемов. Квадратный, многоколонный, он, по подсчетам археологов, вмещал до 10 тыс. человек. Лестницу, ведущую в зал, украшали рельефы с изображениями воинов и несущих дары покоренных персами народов.
Дворцовый комплекс не выглядит как резиденция фараона, возведенная для жилья. Ученые предполагают, что он предназначался для ритуальных целей, для масштабных торжеств, главных религиозных праздников.
Вот уже шестое тысячелетие ученые спорят, что послужило причиной поджога дворца персидских царей.
Современные историки единодушны в том, что поджог был предварительно запланирован и облечен в форму импровизированного бесчинства. Они называют несколько возможных причин, связанных с политическими интересами самого Александра. Одни считают пожар своеобразным манифестом, обращенным к Азии. Другие рассматривают его направленным исключительно против враждебных Македонскому персов.
А что современники Таис Афинская? Античные историки называют ее главной виновницей пожара. Один из них, Клитарх, биограф Македонского, для описания похода Александра общался в Египте с участниками пира. Он точно знал обстоятельства сожжения дворца, но были ли это действия Таис Афинской или все спланировано заранее — четкого ответа не дал.
Сохранились и записи Птолемея о походе. Из них явствует, что, будучи опытным политиком и дипломатом, он использовал Таис Афинскую и жаждущих уничтожение Персеполя македонян в интересах Александра, чтобы обострить у того чувство неприязни к персидским владыкам.
Какие бы ни были причины, поджог дворца стал политической акцией, ознаменовавшей уничтожение Персидского царства, а то, что он заранее продуман, подтверждают археологи: в руинах дворца отсутствовала какая бы то ни была утварь.
На грандиозном пиру по случаю завершения отдыха и предстоящего длительного похода в общем веселье со своими возлюбленными участвовали гетеры. Среди них выделялась Таис Афинская.
Александр позволял ей многое. Так, по его требованию после захвата Персеполя она разыграла прибытие царицы амазонок, въехала в павший город на колеснице. Из одежд на прекрасном теле Таис Афинской были только крупные украшения.
А когда на царском пиру во дворце все присутствующие изрядно захмелели, схватила факел и обратилась к своему покровителю с просьбой о милости. Таис умоляла государя позволить ей в качестве одной-единственной награды из его рук, о которой она давно мечтала, дать факел и позволить первой кинуть его к стене дворца, чтобы отомстить Персии за сожженный 150 лет назад Ксерксом ее родной город Афины.
Мольба Таис Афинской вызвала одобрение присутствующих. Побуждаемый настойчивыми просьбами соратников, Александр пошел впереди всех с факелом в руке, за ним к стенам дворца следовали Таис и его воины.
Безусловно, идея уничтожить дворец врага была воспринята как благородный порыв справедливого возмездия за злодеяния персов в отношении греков, но несомненно и то, что Таис Афинская жаждала славы, чтобы о ней говорили как о женщине, отомстившей врагам за сожжение Афин и акрополя.
Таис Афинская была очевидицей событий, формировавших цивилизацию: триумфов Александра Великого, возведения Александрии, процветания Египта. Ее жизнь в очередной раз убеждает, сколь могущественна власть яркой, мудрой, страстной женщины, которая способна добиться исполнения задуманного, вдохновить на поступок своего мужчину, повести его за собой.
Красота Таис Афинской, застывшая в скульптуре или на холсте, не дошла до нас. И все-таки ее образ в разные эпохи вдохновлял живописцев и литераторов.
О ней написали пьесы во II в. до н. э. Теренций, во II в. н. э. — Лукиан. Ее упоминает Данте Алигьери в «Божественной комедии» (XIV в.), а в XVIII в. Гюстав Доре создает к поэме иллюстрацию, на которой Вергилий показывает Данте тень Таис.
Историю с сожжением Персеполиса описал Дж. Драйден в поэме «Пир Александра» (ХVII в.), по её мотивам Г. Симони сделал рисунок «Таис призывает царя предать дворец огню», Дж. Рейнольдс создал картину «Таис» (ХVIII в.), одноименную оперу — Ж. Массне (XIX в.).
В нашей стране именем Таис назвали астероид, открытый в 1931 г. отечественным астрономом Г. Н. Неуйминым. А удивительная судьба древнегреческой гетеры известна благодаря историческому роману советского писателя И.А. Ефремова «Таис Афинская» (1972 г.).