Скульптура Автопортрет

Автопортрет Ивана Коржева

Характеристики памятника Автопортрет:

  • Материал: гипс
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 66 см. ширина 30 см. глубина 35 см.

Краткие сведения об изображенном

Автопортрет — портрет, исполненный автором с себя, графическое, живописное или скульптурное изображение. Автопортрет не только передает особые черты изображенного, но и выражает мироощущение, творческие позиции художника, его концепцию личности вообще.

Ранняя работа автора показательная в плане определения концепции личности, мироощущения, несомненно, имеющих отношение к дальнейшему творческому пути. Композиционно, бюст отсылает к классическому языку скульптуры, когда портретная голова устанавливалась на круглый точеный постамент. Однако в самом портрете отсутствуют приметы классического абстрагированного покоя идеализированного типажа. Нахмуренный лоб, сведенные брови, резко прочерченные носогубные складки, твердый подбородок, напряженный, даже тревожный взгляд свидетельствуют о внутренних сомнениях, драматургии образа в становлении. Эта открытая во времени, незавершенная биография момента предполагает дальнейшую тенденцию к постоянному поиску, эмоциональной подвижности, желание духовного «делания». Согласно намеченной концепции личность, имеющая твердые основания опыта традиций, обязана быть более чем интерпретатором. Через усвоение, приятие или отрицание, она должна двигаться к своему новому, пусть субъективному синтезу идей.


Автопортреты

Каждый портрет, написанный с любовью, — это,

в сущности, портрет самого художника, а не того,

кто ему позировал. Не его, а самого себя раскрывает

на полотне живописец.

Оскар Уайльд

Увидеть свое лицо со стороны мечтали еще древние люди, разглядывавшие свое отражение в водной глади. Творческие люди придумали отдельный жанр живописи — автопортреты. Подавляющее большинство художников всех эпох, причем не только портретисты, создавали картины со своими портретами.

Автопортреты бывают индивидуальные и групповые, а также вставные, когда художник вписывал свое изображение в картину со сложным историческим или мифологическим сюжетом. Представим, что где-то в мире создан оригинальный музей автопортретов, и совершим по нему виртуальное путешествие.

Скульптурные автопортреты

Скульпторы, как и живописцы, и графики, ваяли свои автопортреты.

На Магдебурских вратах новгородского Софийского собора мастер Аврам в середине XII века сделал горельеф-автопортрет. Зодчий изображен в полный рост, с инструментами скульптора в руках и с крестом на шее. Рядом с Аврамом на створке ворот в романском стиле помещены фигуры его немецких коллег-скульпторов.

Еще один скульптурный автопортрет создал немецко-чешский зодчий Петер Парлерж, его рельефное изображение украшает пражский собор Святого Вита. Петер происходил из известной в Европе династии скульпторов и работал в готическом стиле.

Есть скульптурный автопортрет фараона Эхнатона, датируемый XIV веком до новой эры. Эхнатон, покровительствовавший искусствам, дал основание новому амарнскому (от названия города Амарна на берегу Нила) направлению в египетской культуре. Правитель требовал от художников большей реалистичности образов и отказа от идеализации.

Древнегреческий скульптор Фидий, создавший великолепные статуи Зевса и Афины, оформивший фриз Парфенона, по словам Плутарха, изобразил себя в сцене амазономахии на щите Афины в храме Парфенона. Мастер придал себе облик старика Дедала, замахивающегося молотом в разгар битвы.

Мастера эпохи Возрождения среди античных и библейских героев

В эпоху Возрождения автопортрет означал высокое социальное положение мастера, широкое признание его таланта. Многие художники обладали искусством прятать собственное изображение на полотне с историческим или библейским сюжетом. Примеров тому великое множество, причем узнать, какой портрет из огромной композиции — автопортрет, несложно, следует только определить, чей взгляд устремлен прямо на зрителя — и загадка решена.

Богаты на вписанные в сюжет автопортреты XV и XVI века.

Итальянский художник Лука Синьорелли, талантливый график и живописец, изобразил себя на фреске «Падение антихриста» в кафедральном соборе города Орвета.

Паоло Веронезе представил себя то одетым в белое скрипачом, играющим на свадьбе (картина «Брак в Кане Галилейской», 1562 год), то представителем знати в богатом камзоле (картина «Пир в доме Левия», 1573 год). Не раз получая выговоры от священников за вольную трактовку библейских сюжетов, Веронезе оправдывался тем, что «Мы, живописцы, пользуемся теми же свободами, какими пользуются поэты и сумасшедшие».

Беноццо Гонцолли вписал свой портрет в картину «Шествие волхвов» и даже оставил автограф на изображенной шляпе, чтобы его личность не вызывала сомнений.

Необычно представил свой автопортрет придворный живописец короля Филиппа Доброго фламандец Ван Эйк, вписав его в зеркало, едва заметное на картине «Чета Арнольфини». Художник оставил на полотне и «говорящий» эпиграф: «Ян Ван Эйк был здесь». Ван Эйк считается создателем масляных красок и основателем такого направления в живописи, как парные портреты.

Среди волхвов изобразил себя в 1475 году и Сандро Боттичелли, художник эпохи, называемой в мире флорентийского искусства Кватроченто и характеризующейся работами таких мастеров как сам Боттичелли, Поллайоло, Леонардо да Винчи. Изобразив на картине волхвов с лицами членов семьи Медичей, своих лучших заказчиков, художник поместил свой портрет с правого края полотна.

Фреска «Изгнание Иоакима из храма», украшающая капеллу в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции включает автопортрет мастера Доминико Гирландайо. В 1488 году флорентийский живописец создал фреску, на которой изобразил в образах библейских персонажей знатных жителей Флоренции, оставив место и для себя.

Картина Караваджо «Медуза» (1598 год), где мастер изображен в образе мифической Медузы Горгоны, по сути, шарж мастера на самого себя. Работа создавалась для обтяжки деревянного щита, предназначенного в подарок великому герцогу Тосканскому Фердинанду I от итальянского кардинала Франческо дель Монти.

В XVII веке Рафаэль представил себя в образе греческого художника Апелеса на знаменитой фреске «Афинская школа» в парадных залах Ватиканского дворца. Платона мастер изобразил с внешностью Леонарда да Винчи, Микеланджело в образе Гераклита Эфесского, а древнегреческого скульптора Протогена отождествил с художником Пьетро Перуджино.

Рембрандт и его автопортреты

Рембрандт, яркий представитель «золотого века» голландской живописи, писал автопортреты на каждом этапе своей плодотворной карьеры. Первый раз это случилось, когда будущей знаменитости исполнилось 23 года. Художник написал собственный портрет, придав взгляду легкую печаль.

Среди многочисленных автопортретов Рембрандта (всего их более семидесяти) широко известна работа, относящаяся к 1640 году, когда окруженный славой и почитателями художник был необычайно популярен и даже не справлялся со всеми заказами. Рембрандт изобразил себя в возрасте тридцати четырех лет, одетым в роскошный наряд с меховой накидкой XVI века. Художник, таким образом, проводил параллель собственных работ с шедеврами мастеров эпохи раннего Возрождения, творивших на столетие ранее.

Поддавшись моде, Рембрандт в 1635 году изобразил себя в облике библейского героя. На полотне «Блудный сын в таверне» художник написал сцену безудержного веселья, представив зрителю сюжет об известных похождениях блудного сына в несколько вольной трактовке, но придерживаясь слов Луки о том, что «расточил он имущество свое, живя распутно». Главное, что важно для потомков — это воплощенное на картине счастье самого Рембрандта, радующегося жизни в объятиях любимой Саскии.

Самый поздний автопортрет мастера написан за год до смерти, в 1669 году. Пожилой Рембрандт (ему исполнилось 63 года) спокоен, уверенно смотрит на мир, словно обращаясь к потомкам: «Я прожил жизнь так, как смог, а как ее проживаете вы?».

Каждая работа живописца в жанре автопортрета — это новые эмоции и чувства, отражение сиюминутного настроения и изменений характера. По автопортретам Рембрандта легко проследить перемены, происходящие в его судьбе, от безмятежной и щедрой на дары юности, через счастливую, наполненную любовью молодость и до самой поздней зрелости, опечаленной смертью детей и супруги.

Пушкинские автопортреты

Другая эпоха, другая страна, но не менее талантливый человек, Александр Сергеевич Пушкин, любил, оторвавшись от рукописей, предаться любимому в часы досуга рисованию. Среди его набросков, созданных пером или карандашом, есть почти шестьдесят автопортретов. Исследователи творчества Пушкина утверждают, что автопортреты поэта дают уникальную возможность проследить изменения, происходящие как в его внешности, так и во внутреннем мире.

Первый автопортрет Пушкин создает, когда узнает о своей ссылке на Кавказ, т. е. испытывает настоящее потрясение. До этого момента молодой поэт рисовал головки изящных дам и портреты своих друзей. Среди автопортретов есть откровенные шаржи и реальные портреты, названные другом поэта Петром Анненковым «рисованным дневником».

Пушкин писал самого себя с долей сарказма и иронии, почти всегда в профиль, с бакенбардами и пышными усами, один раз в облике Демона из произведения Данте. Интересны автопортреты Пушкина, нарисованные на полях рукописи романа «Евгений Онегин», они полуреалистичны, полукарикатурны.

Самый известный автопортрет поэта, ставший его своеобразной визитной карточкой, создан в 1829 году и подарен красавице Елизавете Ушаковой. По традициям того времени, прелестная дама вклеила рисунок в альбом, где он и сохранился до нашего времени.

Художники-рекордсмены

Альбрехт Дюрер занимает строчку парада рекордсменов, написавших наибольшее количество автопортретов, — их у художника пятьдесят, самый ранний написан в возрасте 13-ти лет. Дюрер первый в мире художник, написавший свою автобиографию и тем самым подчеркнувший значимость профессии.

Ван Гог оставил потомкам более двадцати автопортретов, по которым прослеживается жизнь и судьба мастера. Кроме самого впечатляющего автопортрета с отрезанным ухом, художник создал несколько работ, отражающих его внутренние переживания, характеризующих психическое здоровье. Почти на всех портретах Ван Гог изображен с трубкой и в шляпе, постоянна и его поза — полупрофиль.

Основатель кубизма Пабло Пикассо, конечно, много рисовал самого себя, причем в различных жанрах и технике исполнения. Сколько точно автопортретов принадлежат его кисти, неизвестно. Первый автопортрет в стиле реализм Пикассо написал в 15 лет, в нем отражена юношеская робость художника, последний, в стиле кубизма, — в 90 лет. Наиболее яркой картиной считается «Автопортрет в голубой период», написанный в 1910 году.

Тяжелейшие травмы, полученные в аварии, резко изменили жизнь юной Фриды Кало, проживающей в Южной Америке. Прикованная к постели, девушка начала рисовать и особенно часто — автопортреты. Работы самобытной художницы первой половины XX века наполнены болью и красотой, цветовые сочетания позволяют уловить настроение девушки, понять ее внутренний мир.

Шедевры среди шедевров

Лучшие автопортреты, созданные гениальными художниками разных стран и эпох, составляют значимую часть всего мирового художественного наследия. Краткий обзор позволит получить представление о самых известных шедеврах.

Наполнен гармонией и внутренней одухотворенностью автопортрет Рафаэля Санти, написанный в 1506 году и на протяжении долгих лет хранившийся в частном собрании кардинала Леопольдо Медичи, а сегодня выставленный в Галерее Уффици.

Умудренность опытом и сложный процесс мышления представил на своем автопортрете великий Леонардо да Винчи, прозванный «Человеком Возрождения». Художник, по мнению историков, написал картину в технике сангина в возрасте шестидесяти лет.

Представитель эпохи Позднего Возрождения Тициан, написавший свой лучший автопортрет в пожилом возрасте, увидел себя красивым человеком, умудренным опытом, в богатых одеждах, украшенных мехами. Как и другие портреты Тициана, его собственный помогает заглянуть во внутренний мир художника, наполненный противоречивыми мыслями и духовной силой.

Среди пятнадцати автопортретов, принадлежащих кисти Эдгара Дега, искренностью чувств выделяется работа 1855 года, на которой художник запечатлел себя совсем молодым, только начинающим свою творческую карьеру.

В Национальной галерее Лондона выставлена прекрасная картина Ван Эйка «Мужчина в красном тюрбане». Искусствоведы считают ее одним из самых красивых автопортретов, созданных живописцами за всю историю.

Единственный известный автопортрет Модильяни, как и другие его работы, самобытен и ярок. Написанный за год до смерти художника в 1909 году, портрет наполнен легкой грустью.

Из работ второй половины XX века необходимо обратить внимание на автопортрет Энди Уорхола, созданный в его собственном неподражаемом стиле. Американский художник был всесторонне одаренной личностью, работая продюсером и режиссером, руководителем рок-группы и издателем журналов. Портреты работы Энди Уорхола проходили сложную обработку, в результате которой достигалась идеализация персонажа. Красивыми хотелось выглядеть всем, и среди клиентов художника можно было встретить восточных правителей, а также Мика Джаггера, Джона Леннона, Бриджит Бардо.

Автопортреты русских художников

Образ красивого молодого человека создал в начале XIX века Орест Кипренский на «Автопортрете с кистями за ухом». Ровно через 100 лет суровым взглядом начинающего мастера ответил ему Борис Кустодиев, продолжая тему профессиональных автопортретов.

Мало кто знает, что великолепные пейзажи Исаака Левитана прекрасно дополнены его автопортретом. С полотна, написанного коричневыми и желтыми красками, ведет безмолвный диалог со зрителем один из лучших российских мастеров-живописцев XIX века. Во взгляде художника, как в зеркале, отражается его богатый внутренний мир: он немного печален, но полон жизни.

Русский маринист Иван Айвазовский, оказывается, тоже работал в этом жанре: на одном из автопортретов изобразил себя в расцвете сил и мужественной красоты, а на другом — в мундире с множественными наградами, уже в пожилом возрасте. Ранняя работа выставлена в знаменитой Галерее Уффици во Флоренции, поздняя — в Картинной галерее И.К.Айвазовского в Феодосии.

Живой взгляд и несомненное жизнелюбие — такими чертами наделял свои автопортреты Илья Репин. С полотна работы 1878 года на нас смотрит еще молодой художник в строгом костюме с галстуком. Взгляд известного живописца таинственен, он спокоен и мужественен.

В Третьяковской галерее среди множества картин всех времен и народов выделяется истинно русской душевностью автопортрет Виктора Васнецова работы 1873 года. Художник, прославившийся картинами на сказочные и исторические сюжеты, создал вполне реалистичный собственный портрет, мягко подчеркнув скромность и природную доброту.

В технике акварели выполнена картина художника Серебряного века Михаила Врубеля «Автопортрет с жемчужной раковиной», с которой художник взирает на окружающий его мир удивленно и в то же время слегка иронично.

Казимир Малевич, оторвавшись от работ в стиле авангардизма, написал в 1933 году собственный портрет, назвав его «Художник» и создав образ опытного, весьма уверенного в себе мастера кисти, в рабочей блузе и классическом красном берете.

Виртуальная прогулка по музею автопортретов помогла познакомиться ближе с великими живописцами, узнать новые факты их биографии. На протяжении всех исторических эпох творческие люди обращались к созданию собственных изображений, чтобы лучше понять суть человеческой натуры. Для нас, людей XXI века, автопортреты являются важной частью всего накопленного тысячелетиями духовного опыта и творческого наследия земной цивилизации.


Источники:

  1. Томашевский Б.В. Автопортреты А.С.Пушкина. М., 1999.
  2. История мирового художественного искусства. М., 1986.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора