Пророк Мани


Скульптура Пророк Мани

  • Материал: литьевой камень, черный металл
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 360 см. ширина 110 см. глубина 71 см.

Краткие сведения о памятнике

Пророк Мани (216-ок.274) — основатель манихейства, духовный учитель из Древней Персии. Учение Мани впитало большое количество заимствований из разных религий по мере проповедей в странах его распространения. Благодаря синкретичности и представлению о вселенском характере истинной религии, учение прижилось на огромной территории, от Рима до Китая, продолжая существовать более тысячи лет.


Скульптура изображает Мани, когда его заключили в оковы, наложив три цепи на руки, три пары кандалов на ноги. В этом положении он оставался 26 дней, в течение которых ему позволяли видеться с учениками и вести беседы.


Мани: пророк — драгоценный камень

Имя вероучителя, религиозного реформатора и основоположника манихейства переводится по-разному. Мани — значит «сумасшедший» либо «драгоценный камень». Под его знаменитым портретом можно увидеть надпись: «Мани, посланник света». Так кем же он был на самом деле?

Детство пророка и первое откровение

Сураик — таково настоящее имя этого великого и загадочного человека — родился в 216 году н.э. в Ктесифоне, в Древней Персии, на территории современного Ирака, в семье аристократов из Парфии. Мать будущего пророка происходила из правившего в те времена парфянского рода.

С раннего детства Сураик познакомился с разными религиями, которые в избытке были представлены в Ктесифоне: это и зороастризм, бывший в то время официальной религией, и христианство.

Предание гласит, что, когда мальчику исполнилось 12 лет, ему было явление ангела, который даровал подростку откровение от «Царя Светлого рая». Этого посланника Мани называл «двойником». Он снова явился ему уже в 24-летнем возрасте и повелел проповедовать новое, истинное учение всему миру.

Начало служения

Юноша послушался — так началось его служение. Первым делом ему удалось обратить в новую веру свою семью, несмотря на то, что его отец был ярым сторонником иудейско-христианской секты «крестящих сами себя» — мугатасилахов, в которой особое внимание уделялось всевозможным запретам.

Затем пророк оставил родной дом и отправился проповедовать по империи Сасанидов, а затем добрался восточных земель Ирана и Индии, где в те времена процветал буддизм. Знакомство с новой для него религией произвело на Мани сильнейшее впечатление: от последователей Будды он перенял ключевые принципы организации общины верующих и методы проповедования.

Целый год странствовал Мани, пока не вернулся в провинцию Персиду на корабле. Оттуда его путь пролег в Майшан, где правил Михршах, брат царя Шапура и ярый противник нового учения пророка. При личной встрече с правителем в саду во время пира Мани продемонстрировал чудесные способности, от чего тот потерял сознание. Обретя его вновь, он полностью признал правоту своего нежданного гостя и разрешил открыто проповедовать свои идеи. И Мани снова тронулся в путь — его ждали Вавилония, Мидия, Парфия…

Мани при царе Шапуре

Мани удостоился чести быть принятым у самого царя Шапура, который был благосклонен к пророку и симпатизировал ему и его идеям. Все 30 лет его правления властителю удавалось поддерживать баланс между двумя религиями — давно укрепившимся на этих землях зороастризмом и молодым манихейством. Однако был в царской свите и злейший враг Мани — зороастриец по имени Картир.

В этот исторический период начался процесс смешения жреческих групп Ирана, в результате чего сформировалась мощная зороастрийская община магов, были созданы великие канонические тексты — «Авеста» и «Апастака». Всемогущие маги вели отчаянную борьбу с иноверцами, преследуя и буддистов, и христиан, и манихеев. Несмотря на множество препятствий, Мани и его последователи продолжали проповедовать как на западе, так и на востоке, совершать миссионерские походы по всей империи. А ученику пророка Аддаю удалось основать общину манихеев даже в далеком Египте.

Христианский источник «Деяния Архелая» сохранил воспоминания современников о проповеднике. Он представал перед людьми в ярких желто-зеленых штанах и плаще небесно-голубого цвета, держа в руке палку из черного дерева, как жрец Митры — ведийского божества. Исследователи не исключают связь манихейства с данной религией, однако сам пророк именовал себя «Мани, апостол Иисуса Христа».

Мани в немилости

После смерти владыки Шапура в 273 году жизнь Мани кардинально изменилась. На трон взошел его сын Ормизд Первый, который благожелательно отнесся к пророку и даже выдал ему охранное письмо. Но править Ормизду довелось меньше года: пока Мани был в Вавилонии, новый царь неожиданно скончался.

Правителем стал Бахрам Первый. Он-то и невзлюбил пророка, запретил ему распространять манихейство на берегах Тигра и вызвал к себе в Бетлабад. Сделано это было не без участия коварного Картира, давно имевшего зуб на Мани.

С его помощью на пророка составили жалобу, дошедшую до царя. Во время аудиенции Бахрам назвал Мани абсолютно никчемным человеком, ведь тот не воевал, не охотился и не занимался врачеванием. Проповедник спокойно принял его слова и сдался.

Конец пути

Разозлившись, царь заключил проповедника в оковы и посадил в тюрьму. Заключение Мани продолжалось 26 дней, на протяжении которых ему дозволялось общаться с учениками — таковы были обычаи Востока.

Скончался Мани в возрасте 60 лет от истощения, однако, по данным иных источников, его распяли или заживо содрали кожу. Тело пророка проткнули горящим факелом, разрезали по велению царя на куски, а отрубленную голову водрузили на ворота Бетлабада. Останки учителя верные ученики захоронили впоследствии в Ктесифоне.

Краткая суть манихейства

В течение жизни Мани написал 7 книг, дошедших до нас лишь фрагментарно. Его учение — непростая смесь из постулатов христианства, гностицизма, буддизма, зороастризма и даже античной философии.

Основные идеи учения заключаются в следующем. Существует два равноправных начала — светлое и темное, в этом заключается дуализм. До нападения демонов царства тьмы на царство света они не пересекались, а затем произошло смешение двух начал.

Наш мир создан, чтобы разделить тьму и свет. Однако — таков второй постулат манихейства — материя состоит из остатков демонических сил, то есть она изначально пагубна. Ей противостоит порожденный светом мир духовности.

Цель человечества — помочь свету освободиться от нечистой материи. Все люди, согласно Мани, делятся на избранников — тех, кто активно освобождает свет, и слушателей. Жизнь избранников была полна ограничений: они были строгими вегетарианцами, воздерживались от половых контактов и даже… не срывали растений.

После смерти, учил Мани, всех ждет разная доля: праведные души оправляются на солнце и луну, олицетворяющие рай, другие переживают новое рождение, а грешники проваливаются в ад. Когда же свет и тьма снова разделятся, мир исчезнет навсегда.

Мани и искусство

Согласно мусульманской традиции, Мани был основателем персидской живописи, необычайно одаренным художником. По рассказам Августина Блаженного, который некогда был манихейцем, он необычайно ценил живопись и музыку, считая ее божественным первоисточником.

Пророк создавал книжные иллюстрации и крупные произведения на досках, впечатлявшие современников. Считается, что именно он изобрел персидские фрески, в дальнейшем распространившиеся по центральной Азии.

Безусловно, пророк Мани был одаренным человеком, неординарной личностью, оставившей свой след в истории. Он был ярко сиявшим «драгоценным камнем», каким и останется в веках.


Источники:

  1. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993—1995
  2. Виденгрен Гео. Мани и манихейство. СПб., 2001.
  3. Бойс Мэри. Зороастрийцы: верования и обычаи. СПб., 2003.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы