Скульптура Иуда. Предначертание

ИудаИуда 2Иуда 3Иуда 4

Характеристики памятника Иуда. Предначертание:

  • Материал: керамика
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 37 см. ширина 21 см. глубина 41 см.

Краткие сведения об изображенном

Иуда Искариотский, один из 12 апостолов, предатель Господа. Огромный корпус экзегетической, апокрифической, художественной, научной и научно-популярной литературы пытается разрешить «загадку Иуды», парадокс, заданный его образом в Евангелиях. С одной стороны, он — предатель, изменник, воплощение зла, орудие дьявола, с другой — избранник, находящийся в странной близости к Иисусу, любящий Его так, что не выдерживает даже ареста и кончает с собой еще до Его казни, работающий, в сущности, на посмертную славу и величие Учителя.

Изображение Иуды традиционно наделяется исключительно негативными качествами, хотя и существуют различные, порой противоположные интерпретации его образа — от каинитов и гностицизма, до А. Ревиля и Х.-Л. Борхеса. В данной скульптуре Иуда выступает не «полюсом зла», оттеняющим свет истины и добра, исходящий от Христа, а страдательным лицом, несущим бремя предначертания (предательства), необходимого для искупительной жертвы Христа. Сама сидящая фигура с крупными кистями рук и босыми стопами, грубоватой головой с отросшими волосами, больше напоминает блаженных и юродивых перед храмом, а серебряники в раскрытой руке назидательно выставлены напоказ, словно свидетельствуя несоизмеримость предполагаемой выгоды и значимости содеянного. Вопрошающее лицо Иуды, обращенное к Небесам, оставляет впечатление неутихающего внутреннего конфликта между полюсами его личности — любимого ученика и низкого предателя. Давление столь тяжелой ноши заставляет фигуру согнуться, прижаться, впечататься в землю. Неровная, дышащая лепка передает душевный трепет, почти нервическое эмоциональное состояние. И драпировки оплетают его тело, распластанные ноги тревожными складками. Деликатно подцвеченная терракота вызывает ощущение глубокой тишины, подобной затянувшейся паузе после трудного вопроса, и вторит общему сумеречному настроению. Небольшой формат скульптуры не мешает автору сдержанно, но весьма емко высказаться на сложную общечеловеческую тему.


Известный нам по Новому Завету, Иуда Искариот входил в число двенадцати апостолов, являлся человеком, приближенным к Христу. Личность его неоднозначна. Исследователи, приводя вполне весомые аргументы, до сих пор спорят о том, каким Иуда был на самом деле — жадным до денег предателем, разочаровавшимся в учителе последователем или посвященным, владеющим тайными знаниями?

Иуда был не таким, как остальные ученики Иисуса уже потому, что единственный родился в Иудее, в городе Кариоте, остальные одиннадцать были из римской провинции Галилея. Поведение Иуды заставляет задуматься об истинных человеческих ценностях, размышлять о таких важных понятиях как дружба и уважение, предательство и обман.

Евангелие об Иуде Искариоте

Евангелисты называют Иуду Искариотом, но не объясняют значение этого прозвища. Вероятнее всего, Иуда был назван так Иисусом просто потому, что происходил из города Кариот в Южной Иудее. Историки, изучив имеющиеся документы и археологические артефакты, утверждают, что жители ныне разрушенного Кариота отличались религиозным фанатизмом и антиримскими настроениями.

В Евангелии от Марка (оно самое раннее по хронологии) Иуда упоминается три раза:

— при выборе учеников Иисус последним останавливает свой взгляд на «Иуде, который предал его»;

— в момент таинства миропомазания: «И пошел Иуда к первосвященникам, чтобы предать Его им»;

— в завершении рассказа Марка Иуда целует Иисуса и уходит.

Созданное в 80-х годах I века новой эры, Евангелие от Матфея более всего настраивает читателя против Иуды. Матфей сообщает о том, что Иуда берет за предательство 30 сребреников, правда, сразу же их возвращает, а затем заканчивает жизнь самоубийством.

В Евангелии от Луки Иуда лично невиновен — в него вселился дьявол, и после сцены с предательским поцелуем Лука об Иуде больше ничего не сообщает.

Евангелие от Иоанна, написанное позже других, уже в период развитого христианства, характеризует всех иудеев как детей сатаны, и Иуда, конечно, не исключение. Иоанн исключает возможность поцелуя, он настаивает на том, что Иуда выдал Иисуса, упав перед ним на колени.

Почему Иуда пошел на предательство

Вопрос, почему Иуда предал Христа, стоит перед человечеством уже более двух тысячелетий. Евангелисты высказывают версии, отличающиеся друг от друга.

Так, Лука и Матфей твердо убеждены, что Иуда поступил так из жадности, Иоанн вообще утверждает, что собирающий пожертвования Иуда был вором и расхищал средства, а предал Иисуса ради пресловутых сребреников. Лука отрицает корыстный мотив Иуды и определяет причину его поступка сугубо религиозно: в него вселился сатана, и он не понимал того, что творит.

Поздние авторы выдвигали еще один повод для предательства — патриотический: Иуда, судя по историческим источникам, был ярым противником римской оккупации (его родной город Кариот, как и вся Иудея, находился в колонии римлян в полном их подчинении). Понимая, что мягкий по характеру учитель не будет поднимать людей на бунт, Иуда «сдал» его властям.

Существует и еще одна совершенно необычная версия: Иуда пошел на предательство, чтобы Иисус как можно скорее воскрес и, согласно небесным предсказаниям, возглавил Царство Божие.

После казни Иисуса Христа Иуда раскаялся, вернул сребреники первосвященникам и совершил акт самоубийства, об этом сообщают два Евангелия из четырех. С того самого времени единственным грехом, который Бог не прощает, считается суицид.

Иуда в легендах

У западных славянских народов датой рождения Иуды считается первое апреля, в этот день, считающийся несчастливым, не отмечаются народные праздники и именины. Восточные славяне полагали, что мающаяся душа Иуды вселяется в того, кто нарушает пост на Страстной неделе.

В «Сказании Иеронима» приводится легенда, рассказывающая, как мать и отец Иуды, узнав о том, что их сын в будущем совершит страшное преступление, положили его в корзинку и пустили по реке. Иуда вырос на острове Искариот, от которого и получил свое прозвище, вернулся домой и убил отца. Надо сказать, что произведение с самого начала надуманное, неверно приписанное святому Иерониму.

В Апокрифе «Арабское евангелие детства Спасителя» рассказывается, как маленького Иуду, в которого вселился сатана, мать принесла для излечения Христу. Мальчик, увидев Спасителя, укусил его за бок, зашелся плачем и испустил из себя беса.

Официальная же, признанная церковью легенда, повествует о том, как в среду перед Пасхой ненавидящие Христа книжники тайно собрались и решали, как убить Христа. В этот момент появился его ученик Иуда и предложил: «Заплатите мне, я это сделаю».

С Иудой связана еще одна легенда, родившаяся в трудные для России годы Гражданской войны и революции. В народе появились слухи об установлении Советской властью памятников Иуде в Тамбове, Свияжске и некоторых деревнях, о том же писали белогвардейские газеты и журналы, издающиеся за рубежом. Говорилось, что деревянные памятники «борцу с христианством» были снесены жителями сразу после установки. До сих пор неизвестно, было так на самом деле или слухи о памятнике — происки контрреволюционеров.

Евангелие Иуды

Как это часто случается в истории, новый уникальный папирус был найден совершенно неожиданно, при раскопках в Египте в 1970 году. Раннехристианская рукопись III века (датировка дана по радиоуглеродному анализу), обнаруженная археологами, содержала текст на коптском языке, явно переведенный с греческого языка. Иуда представляется вовсе не предателем, а лучшим последователем Христа, единственным, понявшим суть нового учения. Зачем же тогда Иуда выдал своего учителя? Рукопись дает ответ и на этот вопрос: Искариот действовал так, как ему было тайно приказано высшими силами.

Самоубийство Иуды также объясняется не желанием искупить грехи, а невозможностью жить дальше без любимого наставника. Бог же, говорится в манускрипте, никаких жертв не требует.

Евангелие Иуды сообщает, что в начале своего существования христианство не было единым, внутри него существовали различные учения о душе, природе происхождения человека, о космогонии и о воскрешении.

Современная церковь не признает рукопись, считая ее ересью, но ученый мир утверждает, что документ подлинный и имеет полное право быть таким же полновесным источником знаний, как и четыре классических Евангелия.

Образ Иуды в литературе: от предателя до героя

Средневековые христианские авторы, как, собственно, и официальная церковь, однозначно выставляли Иуду мерзким человеком, предателем, другого мнения даже быть не могло. В Новое время в литературе проявились разные, часто противоречащие друг другу взгляды на личность Иуды.

Литературный труд итальянского журналиста XIX века Фердинанда Петручелли об Иуде был объявлен церковью богохульным. Автор произведения придал Иуде черты еврейского революционера, борющегося с римскими захватчиками.

В 1925 году Демьян Бедный написал антирелигиозную поэму, в которой представил Иуду единственно положительным героем из всех двенадцати апостолов.

Российский писатель Леонид Андреев создал непривычный и до сих пор самый яркий и глубокий образ Иуды в мировой литературе. В его рассказе раскрывается характер Иуды, писатель постоянно сравнивает Иуду и Иисуса, их поведение, взгляды на жизнь, и тем самым придает восприятию образа Иуды объемность, уводит от классического и плоского определения «предатель».

Совершенно иного мнения об Иисусе аргентинский писатель прошлого столетия Хорхе Борхес, что он ясно дает понять на страницах рассказа «Три версии предательства Иуды». Иуда, по его мнению, резко отрицательный герой, который должен быть во всяком реальном месте и в любой ситуации для того, чтобы оттенить героя положительного.

В поэме «Иуда Искариот» российского прозаика Павла Попова создан образ жадного капиталиста, именно такого, какие были «модны» в конце XIX века. Автор оправдывает персонажа тем, что «Пророков нет в Иудее, У Рима боги пали в прах, И размножаются злодеи…».

Шведский писатель Тод Герберг в повести «История одного предательства» подходит к личности Иуды с точки зрения психологии, подробно рассматривая душевные волнения Иуды, сложность его восприятия мира.

Живший в первой половине XX века российский и советский писатель Николай Лосский в очерке «Философия добра» пытается понять поступок Иуды, оценить степень его предательства с одной стороны и раскаяния с другой.

Максимилиан Волошин выставляет Иуду как великомученика и героя, слепо любившего своего учителя и выдавшего его солдатам-римлянам по велению свыше.

Михаил Булгаков в замечательном романе «Мастер и Маргарита» резко противопоставляет приятную внешность Иуды и его отвратительный внутренний мир: жадность, коварство, склонность к предательству.

Образ Иуды Искариота в искусстве

Иуда Искариот становился образом для создания художественных шедевров (живописных полотен, фресок, гравюр, мозаик) не одну сотню раз. Иконы, картины, храмовые настенные росписи и барельефы с изображением Иуды могли бы составить довольно обширный музей его имени, если бы кто-то решился на его создание. Совершим виртуальное путешествие по художественным произведениям, следуя по хронологии сюжетов:

— Иуда только задумал предательство;

— Иуда взял сребреники;

— Иуда поцеловал Иисуса, выдав его римлянам;

— Иуда раскаялся и вернул деньги;

— Иуда повесился.

Начнем с портрета Иуды, написанного русским художником XIX века Федором Бронниковым и помогающего нам перенестись на два тысячелетия назад. Иуда сидит на высоком камне, за его спиной — вид на Иерусалим.

Еще не совершивший предательство Иуда изображен на картине Карла Блоха «Последняя трапеза», написанной в 1870 году. Иуда изображен уходящим от Иисуса и собравшихся за столом апостолов.

И, конечно, мы видим Иуду на знаменитой фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Именно в тот вечер, пришедшийся на Страстную пятницу, Христос сообщил всем ученикам, что среди них есть предатель. Иуда узнаваем: в правой руке он держит мешочек с деньгами (другие авторы для узнавания образа Иуды добавляли к его внешности черный нимб или рисовали рядом кошку — символ коварства).

Итальянский живописец эпохи Проторенессанса Джотто ди Бондоне в начале XIV века изобразил Иуду в момент получения сребреников — «Иуда, получающий плату за предательство».

Поцелуй Иуды зритель видит на иконописной картине флорентийского художника Ченни ди Пепо (Чимабуэ), современника и друга Джотто. В реалистичной манере выполнено полотно Ильи Глазунова «Поцелуй Иуды». Среди сотен полотен на эту тему картина Глазунова выделяется иконописным ликом Иуды, с одной стороны, и вполне светским портретом целующего Спасителя Иуды, с другой.

Платон Васильев в середине XIX века написал полотно «Иуда, бросающий сребреники», на котором изобразил первосвященников и убегающего от них Иуду.

В начале XX века портрет Иуды на фоне Иерусалима создал русский художник Эдвард Окунь. Иуда выглядит опечаленным и явно уже задумавшим свое самоубийство. Картина Василия Поленова «Иуда раскаялся» наполнена эмоциями и сильными чувствами человека, совершившего предательство и уже пожалевшего об этом.

«Повешенный Иуда» — фреска Джованни Канавезио, на которой предатель изображен не только повешенным, но еще и с вываливающимися внутренностями. Сцена повешения изображена на миниатюре из часослова герцога Беррийского, представляющего собой красочную рукопись первой половины XV века.

Петр I после предательства гетмана Мазепы в годы Северной войны велел отлить «Иудину медаль» и вручить ее своему бывшему соратнику. На аверсе изображен повешенный Мазепа, на реверсе надпись: «Треклят сын погибельный Иуда».

Образ Иуды Искариота в фильмографии

Режиссеры не раз обращали свое внимание на библейского предателя Иуду Искариота.

Впервые фильм «Игра страсти» об Иуде был снят американцем Генри С. Винсентом на заре развития кинематографии, в далеком 1898 году.

Эстафету подхватил еще один американский режиссер Этьен Арно, поставивший в 1912 году короткометражную картину «Священный город».

Впоследствии образ Иуды вошел под разными ракурсами в многочисленные кинофильмы, посвященные жизни Христа. Всего в мире снято более тридцати картин, из которых можно узнать о преступлении Иуды Искариота. Один из лучших примеров — вышедший на экраны в 2005 году телесериал «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко по роману Михаила Булгакова. Роль Иуды в российском сериале исполнил Дмитрий Нагиев.

В 2018 году, более чем через столетие после выхода в свет первого фильма об Иуде, кинематографисты сняли две картины — «Мария Магдалина» и «Варавва». «Марию Магдалину» поставил австралийский режиссер Гарт Дэвис, «Варавву» — российский режиссер Евгений Емелин. В обоих фильмах драматическая библейская история об Иуде рассмотрена в новом видении, герои много размышляют о корнях человеческих пороков, о природе предательства.

Именем Иуда христиане не называют детей, оно стало нарицательным и означает одно — «предательство». И все же события, связанные с поступком Иуды, неоднозначны и заставляют людей на протяжении многих веков задуматься о причинах, способных толкнуть человека на предательство, о возможности искреннего раскаяния и о множестве философских тем в подоплеке этого поступка, всегда волнующих человечество.


Источники:

  1. Грубар С. Иуда: предатель или жертва? М., 2011.
  2. Православная богословская энциклопедия. Т.VIII. Петроград, 1911.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора