Жрицы любви, путаны, куртизанки, проститутки — от Древней Греции (Таис, Фрина) до Китая (Сю Сяосяо), от библейских сказаний (Раав из Иерихона) до двора французских королей. Как стать успешной любовницей? Как наиболее выгодно себя подать и продать? Такими вопросами озабочены наши современницы, изображенные на рельефах в жанре современного искусства.
Цитата из современного сериала подтверждает мнение миллионов людей на нашей планете, которые уверены, что проституция стара, как мир, а продажность женского тела будет существовать до тех пор, пока будет востребована главными «потребителями» плотских утех — мужчинами. Доля истины в таких суждениях есть. Но знали ли вы, что среди так называемых проституток Древнего Израиля были и мужчины?
Современное представление о проституции как о «самой древней профессии» в мире сегодня ставится под сомнение сразу в нескольких планах. Проституция: профессия или эксплуатация? Нужно ли запретить или узаконить это явление? Выступают ли проститутки жертвами или являются работницами? Делают ли они осознанный выбор или вынуждены заниматься проституцией в связи с множеством факторов, событий, которые дают им иллюзию выбора. Вот те вопросы, ответы на которые время от времени менялись и всегда варьировались от страны к стране.
Яркие одежды современниц на улицах, полупрозрачные образы от модных кутюрье на парижских подиумах, пляжные модели бикини «в ниточку», которые сегодня становятся все более городскими, действительно намекают нам на возрастающую демонстративность женской красоты. Складывается впечатление, что продажность буквально шагает по нашим улицам. Особенно такие высказывания можно услышать из уст старшего поколения. Да, прошедшим через советскую эпоху без секса «бабушкам», привыкшим к застегнутым на все пуговицы блузонам и длинным юбкам, современные мода и стиль кажутся «проституирующими». О сексе в России открыто стали говорить лишь последние 30 лет.
Отсюда и смелые портреты и скульптуры некоторых современных художников, демонстрирующие обнаженных женщин. При этом у каждой работы есть свой стиль и скрытый подтекст: одни восхваляют и акцентируют внимание на красоте женского тела, другие — открыто осуждают вещизм современного мира, его ориентированность на отношениях купли-продажи, которые переходят на личностные связи — между мужчиной и женщиной и даже в семью — между мужем и женой. Кажется, что проституция во всех ее гранях проникает в наш мир и разрушает его моральные основы, его фундаменты — семью, «правильные» взаимоотношения между людьми.
Но вернемся в конец XIX века. На парижских картинах Бель Эпок мы видим тех же обнаженных дам, только без современных маленьких, «ручных» сумочек, которыми, казалось бы, им сам Бог велел прикрыть наготу. Демонстративность женской красоты и ее намеренно продажный характер существовал не только в нашу эпоху. Однако, несмотря на «древность» проституции, причинами этого явления всегда выступали разные факторы.
В действительности все зависит от определения, которое мы придаем термину «проституция». В течение нескольких тысяч лет люди обменивали деньги и товары на сексуальные услуги, и, похоже, любому обществу, способному добывать материальные блага, знакомо такое явление как проституция.
Как бы это ни было странным, с проституцией мы можем столкнуться даже в Библии. Согласно священному писанию, многие израильтяне имеют большое количество наложниц, которых можно считать проститутками или женами более низкого статуса. Согласно 1-ой книге Царств, главе 11, стиху 3, у царя Соломона было «семьсот жен (…) и триста наложниц».
Как следует из других источников, дошедших до наших дней, в борделях в Древнем Риме, по-видимому, можно было обменять монету на определенную сексуальную услугу. С другой стороны, популярный образ проституток как маргинального сообщества, бродящего по улицам, мог появиться только в викторианскую эпоху — когда чиновники здравоохранения обвиняли представительниц данного «сословия» в распространении венерических заболеваний. В XXI веке проституция существует во всех культурах и во всех политических системах, и даже в социалистических обществах.
Отдельного внимания в истории проституции заслуживает Париж, который с 1880 по 1914 год носил статус столицы удовольствий. Явление достигло своего пика во время Всемирной выставки 1900 года, когда французская столица стала символом искусства жизни и роскоши.
Среди всех этих удовольствий оказалось прежде всего то, которое сегодня незаконно — проституция. В период «Прекрасной эпохи» в Париже действительно было не менее 224 борделей.
Но в отличие от других европейских городов, где также допускалась проституция, парижский секс считался более продвинутым. Во-первых, более здоровым — с девушками, которые еженедельно проверяются у врачей, и более высокого качества — с использованием «запеканок» (во французском языке этим словом обозначают различные позы и сексуальные ухищрения), тщательно выбранных аристократической и буржуазной клиентурой.
За изображением этого легкого и легкомысленного Парижа, который привлекал знаменитостей со всего мира (самым известным из которых, несомненно, был сын королевы Виктории Эдвард VII) скрывалась другая реальность. Это были районы рабочих кварталов, где мужчины выстраивались в очередь перед санкционированными государством публичными домами. Они ждали, иногда с пронумерованным билетом в руке, момента вкусить удовольствия от проститутки, которая могла выдержать до 60 связей в день.
Подобная практика была настолько широко распространена, что стала банальной и способствовала исключительному очарованию, которое окутывало образ Парижа международной репутацией фривольной столицы. Об этой славе города огней свидетельствовали старинные названия улиц и кварталов — например, Рю-дю-Пети-Мускус в Марэ назывался до 18-го века Ruede la Pute-y-Muse (от старого французского «Muser», что означает «прогуляться»).
Несмотря на спорные мнения об этом явлении, проституция во все времена была ярким предметом обсуждения. При этом оно касается не только людей. Существуют свидетельства того, что определенные виды животных также участвуют в некоторых формах проституции. Было обнаружено, что самки шимпанзе из Кот-д'Ивуара могут обменивать сексуальные услуги на еду. В рамках эксперимента обезьян-капуцинов учили использовать маленькие серебряные диски в качестве денег (они могли обменивать их для получения винограда); очень быстро они начали отдавать эти диски друг другу за сексуальные услуги.
Исследователь из Кембриджского университета доктор Фиона Хантер обнаружила у пингвинов в Антарктике похожее явление: секс за камни и гальку. Здесь нужно принять во внимание, что пингвинам Земли Адели действительно нужны камни, чтобы строить свои гнезда. Некоторые из наблюдаемых самок, у которых уже был партнер, иногда уходили заниматься сексом с другим мужчиной, чтобы потом забрать у него один из его камней.
При этом самки, возможно, не были мотивированы исключительно сбором камней, но Хантер отмечает, что последние «являются драгоценной валютой пингвина», и поэтому они ревниво защищают их. Некоторые пингвины повторяли этот тип обмена много раз. Однако, по словам Хантера, «такое явление, вероятно, затрагивает лишь очень небольшой процент их популяции».
Известное выражение о проституции датируется 1888 годом. Редьярд Киплинг был первым, кто использовал выражение «самая старая профессия в мире». Его рассказ «На городской стене», посвященный истории проститутки открывается словами: «Лалун практикует самую старую профессию в мире».
В начале XX-го века, в то время как прогрессисты задавались вопросом, как подойти к вопросу проституции в Соединенных Штатах, медицинские работники привыкли использовать эту цитату (и искажать ее). Таким образом, выражение становится «крылатым» и обретает популярность в обществе. Многие и в то время желали остановить распространение порока и венерических заболеваний. Их противники отвечали, что бороться с проституцией бесполезно, потому что это самая древняя профессия в мире и что «невозможно изменить человеческую природу».
Правда в том, что те, кто выдвигал этот аргумент, никогда не приводили никаких исторических доказательств, подтверждающих данные утверждения. Для многих выражение о «самой древней профессии в мире» было лишь фигурой речи. Возможно, лишь христиане знали из священного писания о существовании девушек для радости и наложницах, присутствующих в самых древних событиях на страницах Библии.
В 1932 году в названии нескольких работ уже использовалось известное «крылатое выражение» — например, в социальной и медицинской рефлексии «Самая старая профессия в мире: проституция» Джозефуса Робинсона (1929) или в книги Джозефа МакКейба «История старейшей профессии в мире» (1932).
Профессия или вынужденная необходимость, результат безнравственности или способ заработать на жизнь — проституция в ее открытой форме или скрытая за прозрачными одеждами и короткими юбками современниц — продолжает существовать в обществе людей и даже животных. Как относиться к проституции сегодня — личный выбор каждого, порочность которого определяется критериями не только нашей нравственной культуры, но и полнотой знаний о мире.