Оружие — устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. В широком смысле оружие может быть непредметной формой деятельности, определенным человеческим континуумом, в том числе некой системой служб и органов по контролю, подавлению, поражению.
Многомерная символическая образность определила пластический язык скульптуры — предельно обобщенный, лапидарный, геометризованный. Зеркальная симметрия композиции, изображающей две плотно, спина к спине, стоящие фигуры, прикрытые высокими, в рост, щитами, почти математически выверена и строга. Лаконичная окраска в черный блестящий цвет, бликующий на свету, усиливает жесткость конического силуэта. Небольшие акценты оттенка терракоты, намечающие отвлеченные овалы лиц, не только не смягчают образ, но усиливают его имперсональное звучание. Несмотря на условность цвета и геометризацию формы изображение вполне узнаваемо: черный — официальный цвет отряда милиции особого назначения (ОМОН), скрывающая личность амуниция оставляет одну форму существования — в системе служения государственной машине. И в данном контексте человек, сведенный до значения детали отлаженного механизма, сам становится бездушным оружием, предназначенным для подавления и, если необходимо поражения цели, пешкой в чужой игре. Малый формат скульптуры допускает определенную долю иронии, но если изменить его на монументальный, то подобной отчужденное образное решение может принять форму явной угрозы.
Свободные люди должны быть
не только вооружены,
но и дисциплинированны.
Джордж Вашингтон
История человека как вооруженного индивида начинается тогда, когда он взял в руки палку. И неважно для чего это было сделано — для того, чтобы достать с дерева лакомый фрукт или для защиты от хищников, — это был старт вооружения на Земле.
Первобытный человек вынужден был защищать себя и свое потомство от диких зверей и враждебных племен. Детей с рождения учили плавать и бегать, охотиться и давать отпор врагам. У мальчиков развивали выносливость, бесстрашие, ловкость, наблюдательность и умение рассуждать логически. Старшие передавали накопленный поколениями опыт младшим, причем по большей части у мужчин это был охотничьи или военные навыки.
Ритуалы, обряды, военные игры сопровождались тренировками по обращению с оружием, с которым человек становится неразлучен. Сначала копья и камни, затем луки со стрелами, арбалеты, пращи, мечи и кинжалы, и, наконец, огнестрельное оружие. Войны, ставшие постоянными с эпохи бронзы, требовали умения обращаться с оружием и для защиты, и для захвата новых территорий.
Древние охотники и земледельцы не были воинами в полном смысле этого слова, как, впрочем, и русские дружинники, выполнявшие различные поручения князя, кроме военных. После участия в вооруженных конфликтах мужчины возвращались к своим обязанностям, к полноценной мирной жизни. И только после того, как появились военные союзы племен, вожди стали окружать себя не просто охраной, а людьми, занимающимися исключительно боевой деятельностью. Это было рождение первой в мире армии.
Армия, состоящая из сильных и смелых мужчин, управляемая мудрыми и дальновидными военачальниками, сразу же стала играть важную роль в государстве.
Египетская армия формировалась из завоеванных племен и наемников, отдельно создавалась гвардия для охраны фараона. За успехи в сражении солдаты награждались золотом, захваченным в походах, землями и рабами, а полководцы — еще и первыми в мире орденами. Так пять тысяч лет назад закладывались основы армии любого государства. Естественно, воины были физически подготовлены к рукопашному бою и вооружены. Египетские наемники сражались бронзовыми обоюдоострыми мечами, секирами, использовали метательные снаряды.
В государствах Междуречья сложилась сильная военная организация, состоявшая из легкой пехоты и тяжелой конницы. Воины армии Персии, например, основу которой составляла прекрасно обученная царская гвардия, за свое бесстрашие и дисциплинированность получили прозвище «бессмертные». Перед военными походами полководцы отправляли вперед разведчиков и шпионов, приносивших сведения о противнике и выбирающих места для будущих сражений. Продолжалось формирование военной прослойки общества.
Древнегреческая армия подразделялась на фаланги: тяжеловооруженные пехотинцы гоплиты и средневооруженные пехотинцы пельтасты. Всадники значительной роли в боевом строю не имели. Греческие воины носили единую форму: короткий полотняный хитон, поверх которого одевался торакс, богато украшенная металлическая кираса. Дополнительной защитой плечам и ногам служили кожаные ремешки и поножи, а обязательным головным убором являлся бронзовый шлем с гребнем из конского волоса — отличительный знак греков в бою.
В III веке до новой эры Александр Македонский, посвятивший свою короткую жизнь завоеваниям, ввел в греческую армию значительные новшества: создал гвардию из димахов, можно сказать, драгунов, и предоставил коннице самостоятельность, что заметно повысило ее роль в бою.
Греческие воины в мирное время не возвращались к своим мирным делам, а постоянно совершенствовали физическую форму и умение владеть наступательным и защитным оружием — длинными копьями, панцирями, стальными и бронзовыми кинжалами. Многие греческие солдаты, прославившие свое Отечество, вошли в историю, и их имена нам известны:
— Мильтиад, афинский стратег, победитель персов;
— Пир Эпирский, воин-король, один из немногих, кто сумел дать отпор римлянам;
— Леонид, отважный царь спартанцев, полководец гоплитов;
— Александр Македонский, успешный полководец и завоеватель мира.
В эпоху раннего Рима, когда государством правили цари, выделенного военного сословия не существовало. И только в период Республики воинам, набранным исключительно из римских граждан, начали выплачивать деньги за участие в военных походах и сражениях. В отличие от Греции, где все мальчики получали хорошее физическое воспитание, в Риме спортом занимались только будущие воины. Юноши, собираемые в учебных городках, плавали и бегали в полном боевом снаряжении, учились лазать по деревьям и преодолевать любые препятствия. Главным оружием был меч-гладиус и пращи.
Римское войско периода Империи стало одной из лучших военных организаций в мире и считалось таким вплоть до распада Римской империи. Прекрасная дисциплина, четкое разделение воинов на когорты и легионы, постоянные тренировки, и, наконец, возглавляющие войско мудрые и опытные полководцы, хорошие стратеги и тактики. Можно сказать, что римская армия была профессиональной. Чего стоят такие талантливые военачальники как Германик, Сципион Африканский, прославленный Юлий Цезарь или простой храбрый защитник от этрусков моста через Тибр Гораций Кокл.
Славяне, по словам греческих историков, отличались силой, смелостью и военной смекалкой. Византийский император Маврикий, правящий в VI веке и иногда нанимающий русичей для совместных сражений против варварских народов, отметил в своих Записках, что «племена славян предпочитают встречаться с врагом в лесах, где устраивают хитроумные засады». О могучих русских витязях и богатырях слагали легенды и предания.
Как и у греков, и у римлян, у славян будущие воины проходили серьезную физическую подготовку. Юноши отправлялись один на один на медведя, учились владеть секирой и клевцом (боевым топором с обухом в форме молотка), луком и мечом. Среди молодых воинов устраивались спортивные состязания, опытные солдаты обучали молодежь основам верховой езды. Готовых к военной службе посвящали в витязи подобно тому, как молодых людей Западной Европы вводили в звание рыцаря. Славянские доспехи делались из кожи и железа: из нескольких сотен колечек плелась кольчуга, шлем дополнялся сеткой-бармицей.
Профессиональные воины под руководством князя и воеводы в период Киевской Руси составляли дружинное войско, в которое в момент опасности вступали все молодые вооруженные мужчины. Первое регулярное войско на Руси было создано Иваном Грозным, и состояло оно из находившихся на содержании правительства стрельцов. Организованная и боеспособная армия набиралась из свободных горожан и селян, которые со временем становились профессиональными, а потом и потомственными военными.
Кроме всем известных русских богатырей и витязей, вошли в историю такие прославленные славянские воины как:
— русский князь Святослав, разбивший хазар и прекративший их набеги на Русь;
— славонский монах Лука Ибришимович, армия которого победила турок в 1689 году;
— польский рыцарь Завиша Черный, проявивший храбрость и военную смекалку в Грюнвальдской битве.
Рыцарское сословие родилось в момент перехода от народного ополчения к формированию постоянного войска. Начался этот процесс в Западной Европе в VII веке, а под воздействием трубадуров и поэтов рыцарство обрело кроме военных эстетические черты идеального воина. В вошедших в моду в Средневековье рыцарских романах рыцарь предстает как мужественный и сильный воин, которому присуща также доброта и благородство, стремление защитить слабого и любить Родину.
При Карле Великом, много времени тратившем на сражения с соседними народами, была сформирована тяжелая конница, вместе с пехотинцами составлявшая основу войска. В IX веке, при короле Людовике I, в дальние походы отправлялись уже исключительно конные рыцари, так называемые кабальеро, сыновья аристократов, сами обеспечивающие себе вооружение и снаряжение. По скромным подсчетам, чтобы отправиться на войну в XII веке, рыцарь должен был потратить сумму, равную приобретению тридцати быков.
Знаменитым воином X столетия можно назвать норвежского принца Эрика I Кровавого, вошедшего в историю как легендарный мужественный викинг, не знающий проигрышей на полях сражений. Легендарный воин, участник Крестовых походов король Англии Ричард Львиное Сердце завоевал свое прозвище благодаря смелости и благородству.
К X веку имеющее собственный Кодекс чести рыцарство как знатное сословие, сформировалось окончательно, и приняло активное участие в Крестовых походах. Рыцарями становились дети феодалов и аристократов, а выходцы из крестьянских семей служили у них оруженосцами. Максимальная часть рыцарства в Европе составляла не более 9% от всего населения. Тяжеловооруженные, прекрасно экипированные, прошедшие неплохую подготовку, европейские рыцари являлись еще одним примером раннего профессионального войска в мировой истории.
Со времен витязей и рыцарей военные люди, считающие себя профессионалами, старались соблюдать Кодекс чести и быть истинными патриотами своей страны. Исключениями были колониальные войны, имеющие чисто захватнический характер, и, разумеется, войны XXI века, когда войска направлялись против мирного населения.
И все же современная армия, состоящая из профессиональных солдат и офицеров, — это огромная и значительная сила, влияющая на характер государственной власти и даже на всю политику страны в отношении других государств.
Люди, выбравшие своей профессией военное ремесло в XXI веке, прекрасно понимают, что одним Кодексом чести не обойдешься. Звание офицера предполагает качественное образование, особый склад характера, несомненное мужество и доблесть, и, конечно, истинный патриотизм.
Воины и полководцы не раз становились популярными объектами для написания картин, но чаще всего это происходило в периоды войн или сразу после крупной победы. Начиная с живописцев Древней Греции, изображавших Геракла с оружием в руках, и заканчивая современными художниками, обращающимися к теме военных людей XXI века, на протяжении веков создавались яркие образы людей, выбравших для себя непростой путь борьбы за счастье и благополучие Родины.
Ярчайшим примером военных людей в искусстве является роспись Яном Ван Эйком алтаря собора Святого Бавона в Бельгии «Рыцари Христа».
Книжные миниатюры часто изображали рыцарей, примером служит миниатюра с батальной сценой из рукописи «Сентенций» католического богослова Петра Ломбардского, датирующаяся XII веком. Другие включенные в книги рисунки, на которых мы видим фрагменты конкретных боев, являются хорошими источниками для изучения вооружения и обмундирования воинов Средневековья.
В XIX веке русские живописцы, переносящие зрителя во времена Чехова и Толстого, придавали изображенным на полотнах офицерам присущие им черты: обходительность в повседневной жизни, мужество в бою, умение быть обаятельным и приятным собеседником. Вот только два классических примера таких картин:
— «Вручение императором Николаем II знамени Новочеркасскому полку» работы Наркиза Бунина;
— «Портрет генерал-адьютанта П.П.Гессе» кисти Николая Богданова-Бельского.
Октябрьская революция и Гражданская война перемешали хорошее и плохое, внесли смуту в умы творческих людей, привнесли новые образы военных людей: это красные и белые офицеры, буденовцы, махновцы. Приведем только один пример картины о Гражданской войне — «Арест генералов» художника-иллюстратора Ивана Владимирова. Солдаты в форме красноармейцев усаживают в грузовик офицеров Белой Армии.
В годы Великой Отечественной войны художники обратились к теме патриотизма и героизма русских солдат. На картинах рождались образы простых воинов и полководцев, часто изображались парады или острые моменты сражений. И снова перед зрителем предстает человек с оружием, человек, отдающий свою жизнь на благо Родины так же, как это было сотни лет назад, в Куликовском сражении или в Крымской войне, как на картине Александра Дейнеки «Оборона Севастополя».
В 1942 году Павел Корин создал историческое полотно «Князь Невский», на котором князь представлен на фоне православных храмов и хоругвей в полном боевом вооружении: с мечом, поножами и наручами.
«Триумф победившей Родины» — так назвал написанную в 1949 году картину советский художник Михаил Хмелько. Красная площадь, Мавзолей Ленина, храм Василия Блаженного служат фоном для людей в форме, боевых офицеров и солдат, бросающих к их стенам захваченные в боях с фашистами знамена.
Как любил говорить Козьма Прутков, «невозможно объять необъятное», и все же попробуем совершить краткий виртуальный тур под названием «Скульптуры человека с оружием».
Античная Греция, VI век, на одном из фронтонов храма Афайи на острове Эгина установлена раскрашенная скульптура лучника. Через столетие Поликлет создает великолепную скульптуру юноши с копьем — «Дорифора», а в эпоху эллинизма появляются многочисленные барельефы с изображением сражающихся богов и героев с оружием в руках.
К сценам битв обращались и древнеримские зодчие, имена которых до нас не дошли. Сотни батальных сцен можно увидеть, например, на колонне Траяна, установленной в Риме в 193 году. Трибуны, а за ними и императоры ваялись как пешие, так и конные, и часто с оружием в руках. Необычна по сюжету и исполнению порфировая скульптура IV века «Четыре тетрарха», персонажами которой являются четыре вооруженных мечами, деливших между собой власть императора: Галерий, Максимилиан, Диоклетиан и Константин.
Пожалуй, самые грандиозные скульптуры вооруженных воинов были выполнены из терракоты в Китае в III веке до новой эры. То далекое время, в которое была создана армия из восьми тысяч глиняных солдат и их коней, из-за постоянных войн историки прозвали «Сражающимися царствами».
В Средневековье на общем фоне развития монументального искусства и архитектуры создавались значимые образы известных королей-воинов, эпических богатырей. К таким относятся расположенные в разных областях Германии статуи знаменитого воина Роланда, рыцаря с мечом правосудия. Скульптуры получал в дар каждый город, добившийся независимости от феодалов.
Еще от Средневековья нам в наследство достались удивительные по манере исполнения эффигии — надгробные статуи, часто изображавшие похороненного рыцаря с полным комплектом вооружения.
Эпоха Нового времени принесла с собой и новые образы в скульптуре.
Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому скульптора Ивана Мартоса — яркий пример русской военной скульптуры XIX века. Композиция, признанная первой крупной скульптурой в Москве, была установлена по указу императора Александра I в 1818 году.
Статуи Наполеона Бонапарта, водруженные во многих городах Европы, не всегда дополнены оружием, как это ни удивительно. На скульптурных изображениях в Париже и Шербуре французский император-завоеватель вооружен только саблей, и то вложенной в ножны. И все же Наполеон, несомненно, великий полководец, большую часть жизни проведший в сражениях.
Страшные события и великие подвиги Второй мировой войны нашли отражение и в скульптурном искусстве. Монумент «Воин-освободитель» скульптора Евгения Вутетича, поставленный в Берлине, — это воплощение мужественного и благородного солдата, воюющего ради мира и спасения людей.
В Магнитогорске в 1979 году был установлен грандиозный монумент «Тыл-фронту» скульптора Льва Головницкого. Композицию составляет фигура рабочего, передающего воину выкованный меч.
Современная городская скульптура все больше уходит от мира оружия и войн и погружается в мир повседневной жизни и ее персонажей. Тем интереснее обращение мастеров к скульптурным изображениям воина, обращение, которое можно понимать двояко. С одной стороны, жители планеты должны помнить о страшной разрушительной силе войн, с другой — уметь проявлять благодарность защитникам мирной жизни. Человек с оружием становится символом эпохи, ее отличительным знаком: «Знаем. Помним. Чтим».