Скульптура Муза живописи

Муза живописи Муза живописи, общий план
Муза живописи Муза живописи, общий план

Муза живописи

Никогда не удастся природе создать женщину столь совершенную во всем, какую рождает резец, кисть и пламенная душа вдохновенного художника.

Пьер Брантом де Бурдей, французский военный деятель

Истинный художник находит вдохновение во всем: в окружающем его мире, личных переживаниях, творениях других гениев. Но у каждого большого мастера обязательно есть своя Муза — как правило, прекрасная дама, чей образ появляется на его лучших полотнах, а его самого заставляет творить…

Ботичелли и Веспуччи

Блистательная Симонетта Веспуччи, супруга Марко Веспуччи и возлюбленная Джулиано Медичи, была Музой великого Сандро Ботичелли и первой красавицей итальянского Ренессанса. Безответно влюбленный в нее художник увековечил прелесть этой трогательной юной девушки на своих лучших полотнах: она позировала ему для «Рождения Венеры», «Поклонения волхвов» и «Весны».

История распорядилась так, что Симонетта никогда не увидела работу Ботичелли «Рождение Венеры»: художник закончил ее 9 лет спустя после кончины девушки. Она умерла от чахотки в возрасте 23 лет. По завещанию художника, его похоронили рядом с ней в церкви Всех Святых во Флоренции через 34 года после ее смерти.

Караваджо и Филида

Музой Караваджо, итальянского живописца-реформатора XVII столетия, крупнейшего мастера барокко, была простая куртизанка Филлиде (Филида) Меландроне родом из Сиены.

В юном возрасте она перебралась в Рим и стала проституткой в возрасте 13−14 лет. Филида обреталась в неблагополучном районе, однако была образована, чем привлекала респектабельных господ.

Караваджо вдохновила эта женщина: он создал огромное количество полотен, на которых осмелился представить куртизанку в образах христианских святых, например, Екатерины Александрийской, Марии Магдалины. Мастер покровительствовал своей Музе, и, вероятно, их отношения носили интимный характер. Развязка этой истории оказалась трагической: Филида связалась с неким Рануччо Томассони. Узнав об их связи, ревнивый Караваджо убил соперника.

Несмотря на, мягко говоря, специфический род занятий, Филида заняла приличное место в обществе и даже усыновила ребенка. Ее не стало в 1681 году: Муза Караваджо скончалась в возрасте 37 лет.

Шагал и его Белла

История любви удивительного художника из Витебска и его Музы, прекрасной Беллы, нашла отражение в его обаятельных, чуть наивных картинах. Всем нам знакомы парящие в воздухе фигуры влюбленных, в которых легко узнаются Марк Шагал и дама его сердца.

Бася-Рейза Розенфельд была родом из состоятельной семьи ювелира-еврея, но это не помешало ей влюбиться в практически нищего молодого человека «со странными широкими глазами» и остаться с ним на долгие тридцать лет.

Она так же, как и Марк, родилась и выросла в Витебске. Белла училась в еврейской школе, Витебской Алексеевской женской гимназии и на историко-философском факультете Московских высших курсов.

Знакомство с художником произошло в 1909 году, а в 1915 влюбленные поженились.

С тех пор Марк и его Муза были неразлучны: они вместе перебрались в Москву, затем в Берлин, Париж, путешествовали по Палестине. Любящая Белла была не только преданной женой художника, но и его ассистентом — она перевела на французский язык книгу Шагала «Моя жизнь».

Марк писал, что рядом со своим Ангелом он ощущал невероятный покой и невесомость, что отражалось в его картинах. А о знакомстве с Беллой он вспоминал: «На бледном лице сияют глаза. Большие, высокие, черные! Это мои глаза, моя душа… И я понял: это моя жена».

К сожалению, их счастье прервала болезнь: в 1944 году Белла скоропостижно скончалась в США — либо от сахарного диабета, либо от стрептококковой инфекции.

После ухода своей Музы Шагал не мог писать на протяжении 9 месяцев: он повернул мольберты эскизами к стене. И лишь некоторое время спустя художник создал посвященные ей полотна «Свадебные огни», «Рядом с ней», «Одиночество».

Дали и Гала

История Елены Дьяконовой, иначе — Галы, родом из Казани весьма занимательна. Эта роковая для Сальвадора Дали женщина была супругой поля Элюара, знаменитого французского поэта, с которым она познакомилась в санатории, где лечилась от туберкулеза, а также любовницей художника-авангардиста Макса Эрнста.

В 1929 году Гала с супругом нанесли визит начинающему художнику из Каталонии Сальвадору Дали, который был младше ее на целых 10 лет. Разница в возрасте не помешала их любви, вспыхнувшей внезапно, как молния.

В 1934 году влюбленные поженились. С тех пор Гала стала единственной моделью-женщиной для живописца. Он черпал вдохновение в ее образе, представляя любимую как современную икону, обожествляя ее, называя «победоносной богиней». В свою очередь Гала стала для Дали кем-то вроде бухгалтера и секретаря и помогла ему наладить финансовое положение.

Художник был буквально одержим этой эксцентричной дамой, считая ее причиной всего хорошего, что происходило с ним в жизни. Он писал, что достаточно было лишь одного взгляда его обожаемой супруги, чтобы его «параноико-критическая активность упорядочилась».

Однако счастью не суждено было длиться вечно: Гала старела, ее непростой характер все чаще давал о себе знать. Муза Дали запаниковала: ее молодые любовники стремительно сменяли друг друга, она делала недешевые пластические операции и, по слухам, даже запирала художника дома, чтобы он работал без остановки и приносил доход.

В 1969 году живописец подарил супруге замок Пуболь, таким образом сдержав данное прежде обещание. Гала поселилась там одна, а Дали получил право посещать супругу исключительно по письменному уведомлению. Они получали удовольствие от столь странных отношений: сумасбродному художнику нравилось добиваться встречи со своей королевой.

В 80-х физическое состояние супругов резко ухудшилось: Дали впал в депрессию, а 85-летняя Гала вымещала всю накопившуюся агрессию на муже. Доходило и до драк, причем бывшие влюбленные наносили друг другу серьезные увечья.

Гала скончалась в 1982 году после падения и перелома шейки бедра. Дали не мог смириться с ее уходом и признавался: «Она незаменима. Я останусь одиноким».

Модильяни и Жанна Эбютерн

Роскошная парижанка Жанна Эбютерн была не только музой нескольких живописцев, в частности, Амадео Модильяни, но и одаренной художницей.

Она родилась в католической семье, входила в круг художников Монпарнаса, позировала Цугухару Фудзиту и училась в академии Коларосси.

Знаковая встреча Жанны с Амадео Модильяни произошла в 1917 году. Роман с харизматическим художником быстро перерос в страстную и прочную любовную связь. Эбютерн переехала в его дом, несмотря на возражения родителей, и вскоре стала главной моделью и темой творчества живописца.

В 1920 году Модильяни «сгорел» от туберкулезного менингита. К счастью, Жанна успела родить художнику дочь. Обезумев от потери любимого, на следующий день после его смерти Эбютерн выбросилась из окна.

Пикассо и Ольга Хохлова

Художник познакомился с 26-летней русской балериной Ольгой Хохловой, когда она выступала в труппе Дягилева: там Пикассо трудился декоратором. Влюбившись в танцовщицу, он увез ее в Барселону, где познакомил с семьей.

В 1918 году Пикассо и Хохлова обвенчались в Париже. По настоянию художника Ольга прервала карьеру балерины. В 1921 она подарила мастера сына Пауло.

Этот брак можно было назвать счастливым: влюбленные вращались в высшем обществе Франции, постоянно были на людях. В этот счастливый период Пабло создал множество портретов жены и любимого сына.

Однако в 1927 году их брак дал трещину — Пикассо завел роман на стороне. Узнав об этом, Ольга ушла от мужа и подала на развод. Бывшая балерина скончалась в Каннах в 1955 году от рака. Пабло не пришел на ее похороны, сославшись на то, что трудится над новым полотном…

Великие художники не всегда были благосклонны к своим Музам. Зачастую им приходилось жертвовать счастьем ради создания гениальных произведений, которые будут жить вечно.


Источники:

  1. С.В. Зарницкий. Ботичелли. Молодая гвардия, 2007.
  2. Рейн-Мари Пари. Камилла Клодель. Иностранная литература, 1998.
  3. Бирман Жюли. Пикассо. Графическая биография. Манн, Иванов и Фербер, 2018.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы