Мойры

1234

Скульптура Мойры

Характеристики:

  • Материал: пластик
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 4000 см. ширина 11000 см.

Статус: На заказ

от 3 000 000 ₽


Историческая справка

Мойры — властительницы судеб

«Мойра» — это слово в греческом языке обозначало участь, судьбу, долю, присвоенную каждому человеку. Мойрами древние греки называли богинь судьбы — трех сестер, которые прядут нити жизней.

Изначальное представление древних греков о судьбе

Судьба, человеческий удел в представлении жителей Эллады не всегда воплощались в образах трех сестер. Изначально считалось, что они заключены в каком-нибудь неодушевленном предмете, который назывался фетишем. Именно в нем «хранились» жизненные силы.

Мифы гласят, что мойра (то есть фетиш) Мелеагра, участника похода аргонавтов, находилась в головне, которая осталась от жертвенного костра. Его матери Алфее было известно предсказание: ее сына не станет, когда полено догорит дотла. Поэтому она хранила его в сундуке.

Со временем в Греции стали преобладать анимистические представления — природа одушевлялась, а ее магическую силу отныне представляли, как самостоятельное божество, вершившее человеческие судьбы. Соответственно, мойры уже воспринимались не как конкретные осязаемые предметы, а как рок, судьба, сила, лишенная антропоморфных черт и которую невозможно увидеть.

Появление мифа о трех сестрах

Постепенно в Греции появились представления о мойрах: сначала речь шла об одной девушке, потом — о двух, и, наконец, — о трех девах-сестрах, которых породила на свет богиня ночи Никта. Ее детьми также были Гипнос — сон, Танатос — смерть, Немезида — возмездие, Эрида — радуга, Гесперида — вечер, Герас — старость.

Великий Гомер писал в своих поэмах «Иллиада» и «Одиссея» об одной мойре, воплощении безличной необходимости, над которой не властны даже боги.

Трех сестер-мойр звали Лахесис — то есть «дарующая жребий», Клото — та, которая прядет нить, и Атропос — «неотвратимая». Гомер описывал их, как глубоких старух; первую — с весами, вторую — держащей веретено, третью — с ножницами в руке, которыми она прерывала человеческое существование, либо с Книгой Жизни.

Платон же видел мойр совсем иначе: он представлял их, как прекрасных женщин в белоснежных одеждах с венками на головах, владеющих силами наивысшего порядка на небесах. «Действовали» мойры под музыку высших сфер, ведая прошлым, настоящим и будущим, распевая о них песни. Согласно философу, у мойр была другая мать — Ананке, то есть «необходимость», вращавшая веретено мира.

Прошлое, настоящее и будущее

Каждая из сестер-мойр отвечала за определенное время и обладала особыми чертами.

В ответе за прошлое была Лахесис — именно она определяла человеческую судьбу еще до того, как человек появлялся на свет. Эта мойра внимательно следила за реализацией людского жребия. Нить, которую бесконечно плела Клото, ее сестра, Лахесис аккуратно разматывала, управляя таким образом жизнью каждого смертного. Даже при огромном желании нарушить данный жребий не представлялось возможным, ведь все олимпийские боги способствовали тому, чтобы он непременно исполнился.

Вторая сестра, Клото — мойра, воплощающая настоящее, «ответственная» за нить судьбы, на которую нанизываются все события, происходящие в жизни человека.

Третья сестра, Атропос — это мойра, которая в ответе за будущее, обрывавшая земное существование людей.

Мойры и Зевс: взаимосвязь в мифологии

Варианты древнегреческих мифов разнятся: есть версия, что именно Зевс являлся отцом трех сестер, которых родила Фемида — богиня правосудия.

В любом случае, мойры имеют отношению к этому величайшему древнегреческому божеству, которого в Древней Олимпии на Пелопоннесе величали «вершителем судеб». Как пояснял Павсаний, писатель и географ II столетия, верховное божество греков ведало всеми человеческими деяниями и всем тем, что предопределяли сестры.

В Афинах по сей день можно увидеть руины некогда великолепного храма Зевса Олимпийского, где в древности находилась статуя божества. Так, над его головой были изображены мойры, а это значило, что все-таки и судьба, и предопределение были подвластны исключительно ему одному.

Мойры в эпоху эллинизма и в Древнем Риме

Во времена эллинизма у мойр появился «конкурент» — Тюхе, богиня удачи, представившегося случая, символизирующая случайность, изменчивость мира.

Во времена римлян их роль приписывалась паркам — трем богиням судьбы, которых звали Децима (она соответствовала Лахетис), Нона (она же — Клото) и Морта (Атропос).

Образы мойр у славян и в искусстве

В славянской мифологии мойрам соответствовали рожаницы — создания женского пола, которые определяли судьбу ребенка после его рождения. Их, как и сестер-мойр, было три. Они обязательно должны были явиться к малышу, чтобы оберегать его от нечисти.

Мойры были известны в основном у южных славян, словаков, чехов, а также на Западной Украине. Восточные славяне же упоминали рожаниц в литературе, в которой критиковали язычников как почитателей мойр. Болгарская традиция соотносила их с Богородицей, святой Пятницей и святой Неделей.

Мойры нередко упоминаются в различных произведениях искусства. Например, драматург Ахей Эретрийский посвятил им целую трагедию.

Атропос встречается в великом произведении Гете «Фауст», однако в нем автор меняет местами функции Клото и Атропос.

Итальянский и английский романист XIX-XX века, прославившийся своими приключенческими романами, назвал корабли капитана Блада в честь трех сестер-мойр, ведь именно эти богини отвечали за судьбы моряков.

Писатель Стивен Кинг с присущим ему остроумием в своем произведении «Бессонница» назвал мойрами врачей — маленьких и лысых, ведь судьбы людей находятся в их руках. В другом романе под названием «Долорес Клейборн» о несчастной женщине, убившей свою мать, писатель упоминает, что имя мойры Атропос всегда вызывало у главной героини трепет.

Поэт Аллен Гинзберг вывел мойр в поэме «Вопль» в образах крайне непривлекательных ведьм.

Образы мойр можно увидеть на блистательных полотнах живописца XVI века Марко Биджио, немецкого художника XIX столетия Пауля Тумана, гравера Уильяма Блейка.

Встречаются мойры и в кино: в ленте 1981 года «Битва Титанов» они представлены как Стигийские ведьмы, помогающие Персею поразить Кракена.


От автора

Монументальный рельеф с очень низкой высотой форм близок по своей выразительности графическому панно. В большом формате укрупненные лица трех мойр, представленные фрагментарно, выглядят особенно утвердительно. Избавить эти внушительные образы от подавляющей грандиозности помогает именно тонкая линейно-пластическая моделировка барельефа. Графическая стилизация облегчает материю и переносит сюжет в область мифопоэтических представлений, несмотря на отсутствие прямых указаний на его эпическую природу. Работа линии и пятна актуализирует символические смыслы, а отказ от изобразительной конкретики (атрибутов, пояснений) освобождает от прямых ассоциаций с греческой или римской античностью и расширяет возможности толкования. Строгие вытянутые лики мойр далеки от правильных пропорций классических канонов. Отрешенная идеальность здесь уступает место эмоциональному напряжению, усиленному контрастом плотной линейной завесы фона, вызывающей довольно широкие ассоциации — и с ритмом времен, и с течением реки забвения Лета, и с очистительным ассистом. Такое вольное обращение с иконографией и свободное соединение художественных средств разных видов и жанров искусств позволяет скульптуре неформально, глубинно приобщиться к ценностям эпохи мифотворчества.

Краткие сведения об изображенном:

МОЙРЫ — в древнегреческой мифологии богини человеческой судьбы, дочери Зевса и Фемиды — Клото, Лахесис, Атропос. Прядущие нить человеческой жизни мойры изображались то молодыми, похожими на муз, харит и нимф, то в виде старух. Обрыв нити пряжи означал конец жизни человека. Трио символизировало, по разным версиям, неуклонность, случайность и неотвратимость судьбы, или настоящее, прошедшее и будущее. Атрибуты римских мойр — прялка, свиток, весы.


Источники:

  1. Пигулевская И. С. Словарь греческой мифологии, 2010 г.
  2. Лосев А. Ф. Мифы народов мира, энциклопедия в 2 т., 2-е изд., М., 1988.