Молчание

Молчание, вид спередиМолчание, вид справа

Характеристики памятника Молчание:

  • Материал: керамика
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 41 см. ширина 16 см. глубина 12 см.

Краткие сведения об изображенном

Молчальник — человек, давший обет молчания из религиозных побуждений, исихаст, монах. Поначалу так обозначались уединившиеся отшельники, впоследствии — монахи, посвятившие себя абсолютной внешней тишине, внутреннему духовному движению, непрестанной «умной» молитве, основанной на многовековом опыте мистиков.

Высокий худой человек с крупными выразительными руками практически скрыт за складками длиннополой монашеской рясы с капюшоном, надвинутым на лицо. Его поза — с опорой на правую ногу и легким наклоном тела в противоположную сторону, так что образуется плавная дуга, намекает на поворот и, потенциально, исход. Это начало движения уходящей фигуры соединено с ее абсолютной внутренней замкнутостью, подчеркнутой плотно сцепленными руками, низко опущенной головой. Непроницаемость образа не в силах ослабить ни шероховатая поверхность формы, оставляющей чувство «легкого дыхания», ни диагонали широких складок, слишком тяжелых, чтобы быть послушными дуновению ветра — внешнему воздействию. Все эти качества формы скорее говорят о внутренней подвижности, процессе духовного становления, с некоторым налетом мистицизма. Ищущий уединения монах исполнен сокровенного страстного желания Истины, постигаемой не физически, не разумом, но исключительно внутренним взором, молитвой. Высокий подвиг молчальника начинается с запечатленного здесь страдательного ухода — от мира, от земных страстей и открывает неизвестный, всякий раз особый, личностный путь мучительного богоискательства. Эмоциональное напряжение происходящего живет в глубоких тенях складок, капюшона. Скрытое лицо молчальника подобно непроявленной бытийной сущности, богатой потенциальными возможностями открытия.


Обет молчания

Молчание — мать молитвы, враг дерзости,

страж помыслов, соглядатай врагов.

Иоанн Лествичник

Человеку, научившемуся говорить несколько сотен тысяч лет назад, трудно удержаться от постоянных разговоров и словесного общения. И все же есть люди, принимающие обет безмолвия, — это монахи-молчальники, известные с эпохи раннего Средневековья и считающиеся в христианской религии святыми.

Преподобные молчальники, или безмолвники, почитаются восточной и западной христианскими церквами как святые, выбравшие для себя один из подвигов — обет молчания. Главная цель обета молчания — уход от мирской суеты и сближение с Богом.

Обет молчания

Обет молчания — часть многих ритуальных обрядов в разных религиях мира. Пифагорейцы еще в античной Греции давали обет молчания наряду с соблюдением запрета на употребление в пищу мяса. Позже, с зарождением христианской религии, обет безмолвия давали подвижники, принимаемые в монашеский сан. Обет молчания распространен среди буддистов и индуистов. Махатма Ганди, известный индийский общественный деятель, устраивал еженедельные паузы безмолвия, утверждая, что «молчание — это язык сердца».

В исламе не существует обета молчания, но Коран призывает верующих воздерживаться от ненужных слов и бессмысленных высказываний.

Современные психологи практикуют обеты молчания для групп людей, желающих выйти из депрессии.

Исихасты

Слово «исихия» переводится с греческого как «молчание», «уединение». От этого термина произошло название одного из движений в православном христианском монашестве — исихазм. Главной догмой исихазма является следование священному покою и безмолвию.

Наибольшее распространение исихазм получил в Византии в эпоху Возрождения, именно тогда, в XIV-XV веках, монахи-подвижники, сделавшие своим кредо обет молчания, были известны по всей Европе. Сторонники движения исихасты ставили своей целью соединение простого смертного с Богом, созерцание Божественных энергий и невидимого света.

Практика движения молчальников довольно аскетична: монахи должны ежедневно по несколько сотен раз повторять про себя молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Простые слова молитвы, по мнению монахов-исихастов, являются магическим ключом, постепенно открывающим путь к верхней ступени лестницы добродетели.

Среди русских исихастов (течение пришло на Русь в конце XV века) — Сергий Радонежский и Нил Сорский. Один из русских исихастов, подвижник Воскресенского монастыря, стал духовным наставником будущего «вождя народов» И.В.Сталина.

Картезианцы

Картезианцы — известный обетом молчания монашеский орден католической церкви. Орден был основан в XI веке во Франции, в Шатрезских горах монахом Бруно Кельнским. Через полтора века орден был официально признан Иннокентием II, папой Римским. Термин «картезианцы» происходит от французского произношения гор «Шартрезы», а монастыри Ордена в обиходе называют картезиями.

Девиз Ордена, начертанный на его документах, звучит так:

«Пока вращается мир, крест стоит».

Расцвет Ордена пришелся на эпоху Возрождения, тогда по всей Европе были основаны десятки монастырей, всего — 196. Монахи, давшие обет молчания, занимались ремеслами, переписывали церковные книги, строили церкви. Основной доход монахам-молчальникам приносила продажа ликера «Шартрез», изготавливаемого только в горах Франции. Картезианцы отличались гостеприимством и много сил отдавали благотворительности.

В XXI веке Орден картезианцев продолжает существовать, в его составе почти 300 монахов, из них более половины имеют сан священников. Всего в мире насчитывается 17 мужских монастырей-картезий, больше всего во Франции, есть еще в США и Бразилии. Женских обителей четыре — во Франции, Испании и Италии, всего 53 послушницы.

Трапписты-цистерцианцы

В 150-ти км от Парижа в аббатстве Ла-Трапп в начала XII века зятем короля Генриха II был основан монастырь. В XV веке из-за конфликта между Францией и Англией обитель была разрушена, и только через четыре века трапписты отстроили на этом месте новый монастырь, освященный в 1895 году.

Течение траппистов носит официальное название «Орден цистерцианцев строгого соблюдения», в его основе лежат три обета:

— послушания;

— постоянства;

— уединения от мира и соблюдения целибата.

Обет молчания дополнительный, монахи не обязаны полностью безмолвствовать, им запрещено говорить попусту.

В конце XIX века цистерцианцы основали еще один монастырь в Кенигсхофене, в Нидерландах.

Святые молчальники раннехристианской церкви

Принявшие обет молчания святые, произошедшие из монахов, называются в православной и католической христианской традиции молчальниками.

Первым в истории молчальником считается Саламан, сирийский пустынник, родившийся на берегах Ефрата более пятнадцати веков назад. Феодорит Кирский сообщает, что Саламан, решив принять обет молчания, заточил себя в крошечном убежище на берегу реки и только один раз в год выходил из него за провизией. Архиерей не раз приходил к Саламану, чтобы уговорить его стать местным священником, но отшельник хранил молчание. Саламан Молчальник почитается православной и католической религиями как первый в истории святой, совершивший подвиг молчальничества.

Имена других молчальников мы знаем из агиографических произведений, в которых рассказывается о житие святых. Одним из самых известных православных молчальников был Преподобный Пимен Великий, нашедший уединение в египетских пещерах.

Иоанн Саввавит, или Иоанн Молчальник родился в середине V века в армянской семье, проживавшей на территории Турции, и с детства увлекся изучением Священного Писания. Получив наследство, Иоанн пожертвовал деньги на строительство церкви Пресвятой Богородицы, а сам удалился в монастырь. Даже став по просьбе митрополита Севастийского епископом, Иоанн сохранил обет молчания. Впоследствии, удрученный происходящими в свете и в церковных делах интригами, Иоанн удалился в пустыню, прожив там восемь лет, а затем надолго поселился в Иерусалиме, в Лавре Преподобного Саввы.

Источники, сообщающие о житии Иоанна, полны описаниями чудес, творимых молчальником: исцеления тяжелобольных людей, превращения иссушенных земель в благодатные почвы. Церковь отмечает день святого Иоанна Молчальника в самый тихий день года — 16 декабря. В эту холодную пору в лесу наступает тишина, и слышен только треск деревьев от суровых морозов. Русские крестьяне (на Руси Иоанна Молчальника почитают как Ивана) считали, что в этот день следует не шуметь и меньше разговаривать, появилась даже пословица: «Иван молчит, добрая молва славу растит».

Среди западных молчальников эпохи раннего христианства известны также Стефан Пресвитер, Лука Новый Столпник, Исихий.

Святые молчальники православной церкви

На Руси были свои святые молчальники:

— Афанасий, инок Киево-Печерского монастыря;

— Онуфрий, монах Киево-Печерской Лавры;

— Феодор, затворник Киево-Печерской Лавры, обладающий даром чудотворений;

— Исаакий Радонежский, монах Троице-Сергиева монастыря;

— Корнилий, схимник из Переяславля;

— Нил Столбенский, отшельник Псковской земли;

— Никола Святоша, князь Чернигова, правнук Ярослава Мудрого, Печерский чудотворец.

Великий иконописец Андрей Рублев молчал в течение нескольких лет, считая, что так приблизится к божьим таинствам, помогающим ему в творчестве. Сергий Радонежский принял обет молчания в конце жизненного пути и благословил на безмолвие несколько своих сподвижников и последователей.

Есть среди принявших обет молчания и одна женщина, православная подвижница Вера Молчальница. Почти четверть века прожила Вера в Сырковом Девичьем монастыре в Новгородской области, храня молчание.

Монастырь молчальников на израильской земле

К западу от Иерусалима, в местечке Латрун, на границе Израиля и Палестины, возвышается построенное в стиле средневекового замка величественное здание, за стенами которого расположился Монастырь молчальников. Монахи, проживающие в обители, принадлежат к Ордену Святого Бенедикта.

История монастыря уходит своими корнями в VI век, когда нынешняя территория Израиля находилась под властью Римской империи. С самого своего основания монастырь был известен тем, что живущие в нем монахи-трапписты вели аскетический образ жизни и давали обет молчания. Правда, молчальники в наше время все-таки общаются языком жестов, а в случае крайней необходимости монахи могут поговорить друг с другом, но только в отдельном помещении, удаленном от центральной части комнат.

На территории монастыря открыта лавка, в которой монахи продают туристам фирменные бутылки с вином, мед с монастырской пасеки, оливковое масло, зеленые маслины, сувениры из оливкового дерева, — все собственного производства. Гости монастыря могут осмотреть старинный двор, прогуляться по крошечному парку, зайти в церковь. Вырученных от продажи средств хватает на содержание монастыря и даже на благотворительность. Все остальное время молчальники проводят в молитвах и строгих запретах.

Образы молчальников в иконописи и мировом искусстве

Миниатюра из рукописи XVI века «Житие преподобного Сергия Радонежского» представляет интересный исторический сюжет: Сергей Радонежский благословляет своего ученика Исаакия на обет молчания.

Икона «Спас Благое молчание» несет образ молодого Иисуса в виде Ангела, еще до его исхода на Землю. За спиной Спаса крылья, лицо поражает юностью и чистотой взгляда. Икона считается верным помощником при житейских невзгодах, дарит смирение.

К исихазму относят «Троицу» Андрея Рублева — изображение является символом молчаливой тайны, предложения и принятия жертвы.

В стиле исихазма написаны иконы Феофана Грека, выполнившего немало работ для московских и новгородских храмов. На одной из икон мастер изобразил трех монахов-исихастов — Преподобных Симеона Столпника, Симеона Дивногорца и Алипия Столпника. Преподобные прославились своей крепкой верой и строительством храмов.

Среди Палехских Писем начала прошлого столетия выделяется особым мастерством и проникновенностью образа икона «Иоанн Богослов в молчании».

Французский скульптор Антуан-Огюстен Прэо в 1842 году создал великолепную погребальную скульптуру «Молчание». Монумент украшает кладбище Пер-Лашез в Париже, рядом с местом последнего упокоения Прэо. Необычная скульптура в виде лица смерти, прикасающейся пальцем к губам, была изготовлена для Якоба Роблеса, парижанина, друга скульптора. В основе созданного образа лежит таинственный обет молчания, даваемого монахами и как нельзя более подходящий для соблюдения тишины на кладбище.

Цитаты великих о молчании

Греческий ученый Пифагор: «Молчи или говори что-нибудь получше молчания».

Знатный римлянин Сенека: «Кто молчать не умеет, тот и говорить не способен».

Английский философ Фрэнсис Бэкон: «Умеющий молчать слышит много признаний; ибо кто же откроется болтуну и сплетнику?».

Советы старца Иеронима, молчальника Эгинского: «Молчание — замечательная вещь. Если научитесь сдерживать язык, ощутите радость молчания. Отвечайте только тогда, когда спрашивают».


Источники:

  1. История Средних веков. Монашество. М., 1981.
  2. Крылов А.Н. Исихасты — монахи-молчальники. М., 2012.
  3. Нил Сорский и традиции русского монашества. М., 2007.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора