Царица Клеопатра

img_0039img_0045img_0140img_01400

Скульптура Царица Клеопатра

Характеристики:

  • Материал: гипс
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 87 см. ширина 20 см. глубина 26 см.

Статус: На заказ

от 380 000 ₽


Историческая справка

Легендарная и загадочная египетская царица, ставшая для многих женщин каноном красоты. Какая же она была на самом деле?

Имя Клеопатры (оно переводится как «прославленная отцом») встречается в греческих мифах, так звали супругу участника похода аргонавтов царевича Мелеагра. Всех дочерей в династии Птолемеев традиционно называли Клеопатрами.

Клеопатра VII вместе со своими братьями правила Египтом в его последние независимые от Римской империи годы, наполненные яркими и бурными событиями.

Сегодня мы знаем о жизни Клеопатры из нескольких достоверных источников:

— надписей на каменных стелах;

— «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха;

— сочинений Светония;

— сообщений Иосифа Флавия.

В 2008 году египетский археолог обнаружил захоронение Клеопатры и римского полководца Антония в храме Осириса близ Александрии (правда, это открытие вызвало много споров в мире науки). Так, возможно, приоткрылась завеса тайны над историей последней египетской царицы, не дожившей даже до сорока лет.

Родословная Клеопатры

Египетская правительница происходила из рода Птолемеев, имеющего греческие корни и правящего страной после завершения походов Александра Македонского. Родилась Клеопатра в ноябре 69 г. до н.э. в столице эллинистического Египта городе Александрии, ее отцом был фараон Птолемей II, а старшей сестрой — Береника, правившая Египтом до Клеопатры.

Юность будущей царицы прошла в тревожное время — ее отец был свергнут с престола не без помощи римских наместников, в результате чего произошла череда убийств и насилий. Клеопатра получила закалку в политической борьбе за власть и впоследствии не жалела своих противников, безжалостно с ними расправляясь.

Клеопатра была образованна, талантлива от рождения, играла на музыкальных инструментах. Известно, что царица прекрасно владела родным языком — койне, греческим диалектом, принятым в Египте эпохи Птолемеев. Она была красноречива, умела говорить на древнееврейском, древнеперсидском языках и еще на пяти африканских и азиатских наречиях.

Клеопатра и Юлий Цезарь

Когда Клеопатре исполнилось 18 лет, она стала править Египтом под именем Теа Филопатора — «богиня, любящая отца». Умудренная печальным опытом, Клеопатра сразу же обзавелась тремя верными помощниками в лице:

— греческого полководца Ахилла;

— состоящего при египетском правительстве чиновника Потинома;

— своего учителя, грека Теодата.

Правление Клеопатра начала с гражданской войны против своего брата — Птолемея XIII. Рим вмешался в политическую борьбу в лице Юлия Цезаря, который сделал Клеопатру и своей любовницей, и послушной ему соправительницей Египта.

При попытке восстания, начатого Потиномом и Ахиллом и вошедшим в историю как Александрийская война, Птолемей трагически погиб, утонув в водах Нила, и началась новая эпоха в истории Египта — власть его правителей теперь полностью зависела от римского протектората.

23 июня 47 г. до н.э. Клеопатра родила сына Цезариона, в лице которого улавливались черты знаменитого отца. Вскоре Юлий Цезарь пригласил Клеопатру в Рим и поселил ее на роскошной вилле, тем самым подчеркнув ее высокий статус. После предательского убийства Цезаря в 44 г. до н.э., во многом вызванного его связью с египетской царицей, Клеопатра вместе с сыном вернулась в Египет.

Клеопатра и Марк Антоний

В 41 г. до н.э. Марк Антоний, участник второго триумвирата Цезаря, познакомился с Клеопатрой, стремясь обвинить ее в помощи убившим Юлия Цезаря предателям. Хитрая и коварная царица всячески стремилась обольстить Антония и начала с того, что прибыла на назначенную встречу на позолоченном корабле в облике потрясающе красивой богини Афродиты.

За богато накрытым столом римский полководец был очарован Клеопатрой, ее красивыми речами, нежным голосом, царскими манерами. С этого дня на протяжении девяти с половиной лет длилась связь Антония и Клеопатры, то пребывающих вместе, то разлучающихся по велению судьбы.

В 40 г. до н.э. у Клеопатры родились близнецы Александр Солнце и Клеопатра Луна. С помощью Антония и его армии Клеопатре удалось расширить свои владения и восстановить границы державы Птолемеев. Царица приняла новый титул — «Младшая богиня, любящая Родину и отца».

В 36 г. до н.э. Клеопатра родила от Антония еще одного наследника, Птолемея Филадельфа. Правители Рима, обеспокоенные усилением союза Клеопатры и Антония, приказали его законной жене Октавии отправляться к супругу. Клеопатра не допустила этого, проявив чудеса хитрости против Октавии.

В Риме началась очередная политическая распря, объявленная «войной римского народа против египетской правительницы». Именитая влюбленная пара собрала огромный флот, вышедший навстречу римскому. С самого начала борьба с Римом была обречена на провал — слишком много людей в империи было настроено против Клеопатры, ее вмешательства в дела Марка Антония и всего триумвирата.

Вместо попытки договориться с Римом Клеопатра устраивала все новые и новые пиршества и попойки, приведшие к полному разложению верхушки армии Антония. 1 августа 30 г. до н.э. Антоний, придя в отчаяние от ложной вести о смерти Клеопатры, пронзил себя мечом. Через несколько дней египетская царица приложила к груди двух ядовитых змей и ушла из земного мира вслед за своим возлюбленным.

После смерти последней царицы из династии Птолемеев Египет стал римской провинцией под управлением прославленного полководца Октавиана.

Как на самом деле выглядела царица

Исследователи личности Клеопатры полагают, что в источниках ее внешность специально идеализировалась, так часто случается с царствующими личностями. Искусствоведы также считают, что все известные бюсты Клеопатры неточно передают ее черты. Чем же тогда руководствоваться в определении внешности царицы?

Существует описание Плутарха, видевшего ее портреты, читавшего папирусы, не дошедшие до нашего времени: «Облик ее с красивыми речами и необыкновенным обаянием входил глубоко в сознание».

На золотых и серебряных монетах чеканили профиль Клеопатры с семейными чертами Птолемеев: крупный нос с горбинкой, пухлые губы, кучерявые волосы, сильный подбородок. В годы ее жизни в Риме с Юлием Цезарем знатные дамы копировали экзотическую египетскую прическу с вплетенными жемчужинами, старались подражать прекрасной Клеопатре в одежде.

Клеопатра была обаятельной яркой женщиной с особой «изюминкой», с умением очаровывать и соблазнять лучших мужчин эпохи, иначе как объяснить ее длительные любовные отношения с двумя величайшими полководцами Рима?

Клеопатра в произведениях искусства

Яркий образ Клеопатры привлекал к себе внимание поэтов и писателей, драматургов и композиторов, скульпторов и художников. О ее жизни написаны стихи и басни, новеллы и приключенческие романы, поставлены балеты и драматические спектакли. Великий Шекспир посвятил Клеопатре одну из своих лучших пьес, Александр Сергеевич Пушкин включил стихотворение «Клеопатра» в цикл чарующих произведений «Египетские ночи».

Важные эпизоды жизни Клеопатры предстают перед нами в хронологической последовательности на многочисленных полотнах и фресках лучших мастеров:

— «Клеопатра и Цезарь» Жана-Леома Жерона, 1866;

— «Клеопатра. Охота на Ниле» Ганса Макарта, 1876;

— «Пир Клеопатры» Якоба Йорданса, 1653;

— «Встреча Антония и Клеопатры» Джованни Тьеполо, 1750;

— «Умирающая Клеопатра» Ивана Аргунова, 1740;

— «Смерть Клеопатры» Гвидо Каньячи, 1645.

Исследователи образа Клеопатры в искусстве подсчитали, что на тему «Смерть Клеопатры» написано более двадцати полотен. Видимо, загадочное и во многом легендарное самоубийство египетской царицы более всех других событий ее жизни привлекало внимание художников.

Зрители прошлого столетия плакали над киноверсиями жизни Клеопатры, всего было снято около сорока картин.

Именем египетской правительницы назван один из астероидов и кратер на Венере.


От автора

Достаточно вольная образно-ассоциативная стилизация на тему древнеегипетского искусства. Избранный повод для такой аллюзии — образ Клеопатры, знаменитой правительницы Древнего Египта. В композиции использована традиционная типология «идущего» — фактически статичная фигура, условно-понятийное движение которой обозначено выставленной вперед ногой, тогда как центр тяжести находится в абсолютном равновесии, а лини плеч и бедер не соответствуют подвижности ходьбы. Однако здесь заметны отклонения от традиции: легкие наклоны осей свидетельствуют о переносе тяжести, создавая ощущение покачивания и неспешного, величавого перемещения фигуры. Здесь, конечно, нет выраженной динамики действия и сложной ритмики контрапоста, но статика образа уже нарушена. Быть репликой древней скульптуры эта статуя не стремится. Осовремененными выглядят и аксессуары (гротескно крупный парик), и подчеркнутая чувственность привлекательных женских форм, и детали облика — словно обрисованное темным контуром выразительное лицо, огромные сияющие глаза. Новая ритмика угадывается и в том усилии, с которым Клеопатра сжимает жезл. Намеренная чистота, яркость контрастных звучных цветов позволяет воспринимать образ скорее в мифопоэтическом ключе, нежели как персонаж реальной человеческой истории.

Краткие сведения об изображенном

КЛЕОПАТРА VII ФИЛОПАТОР (69 — 30 гг. до н. э.) — последняя царица эллинистического Египта из династии Птолемеев (Лагидов). Получила известность благодаря любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. Отличалась невероятным обаянием, привлекательностью, обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом, имела хорошее образование. Покончила жизнь самоубийством, по преданию, использовав ядовитую змею, укус которой сулил бессмертие.


Источники:

  1. Иллюстрированный мифологический словарь. Санкт-Петербург, «Северо-Запад», 1994.
  2. История Древнего Египта. М., «Просвещение», 1982.
  3. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Юлий Цезарь. Марк Антоний. М., 1989.
  4. Словарь всемирной мифологии. Н. Новгород, 1997.
  5. Флавий Й. Иудейская война. «Библиотека Флавиана». М., 1992.
  6. Эберс Г. Клеопатра. Воронеж, 1994.