Оплакивание


Скульптура Оплакивание

  • Материал: гипс тонированный
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 36 см. ширина 18 см. глубина 24 см.

Краткие сведения об изображенном

Оплакивание — в похоронной ситуации — глубокое сожаление, горе переживаемой утраты, сопровождаемое скорбным плачем и составляющие непременную часть обрядов проводов умерших и последующих поминовений. В религиозном искусстве иконографически отличается от сюжета «Пьета» определением состава действующих лиц.

Традиционно, в мемориальной скульптуре плакальщики были представлены ангельскими или женскими фигурами. Не отступая в этом смысле от традиции, автор предлагает иную интонацию образа оплакивающего ангела. В его фигуре, сжатой подобно тугой пружине, скрыта мощная энергетика. Его тихий плач сменяется сдавленным рыданием, скорбь соединяется с протестом. Здесь торжествуют диагональные ритмы, каждый поворот формы — резкий и острый, каждая деталь очерчена и структурна. В образе ангела не находится места медитативной лирике классицистических надгробий. И хотя принято считать оплакивание эмоционально статичной ситуацией, в отличие от действия — погребения, здесь можно видеть неутихающий драматизм переживаний. Разделяя горе близких, ангел, кажется, не способен или не желает принять смерть человека. Такая пролонгация оплакивания, не свойственная ангельскому чину, приближает его образ к земному существу. Может быть, поэтому его непременный атрибут — крылья, играют столь малозначимую роль в образной структуре произведения. Их небольшие по форме округлости лишь слегка смягчают угловатую ритмику внутренних осей и уравновешивают динамику склоненной фигуры. Однако уловимая человечная интонация в ангельских рыданиях отнюдь не предопределяет будничности драмы, напротив выводит ее на уровень высоко эмоционального душевного накала.


Оплакивание — скорбный плач над усопшим

Ибо возлюбил Бог мир, что отдал
Сына Своего Единородного.
Евангелие от Иоанна, 3:16

Оплакивание как библейский сюжет входит в Страсти Христовы, хотя описание самого оплакивания в текстах Евангелия и Нового Завета отсутствует. Поздние византийские авторы-мистики пишут об оплакивании в двух эпизодах:

— при снятии тела Иисуса с креста на Голгофе;

— перед погребением в Страстную пятницу.

Изображения скорбящей Богоматери над телом умершего Христа или тела Христа в окружении самых близких людей появились поздно, в эпоху развитого Средневековья, но имеют корни в античном искусстве.

Оплакивание в мифологии

Во многих легендах и преданиях плач рассматривается, как средство пробудить погибшего героя-богатыря. Оплакивая умершего, живые родственники и друзья пытались передать ему жизненную мощь.

В V веке до новой эры в классической Греции были приняты праздники Адониса. Первый день оргий посвящался плачу как символу оживления умерших, повсюду в греческих полисах выставлялись изображения усопших и пелись погребальные песни. Встречаются обряды очищающего плача и во время традиционных русских праздников (например, в дни «радоницы-плакучей»).

Адониса, погибшего от разъяренного вепря, оплакивали и богини, и хариты, и мойры. По легенде, Афродита превращает погибшего юношу в красный цветок анемона. Юному красавцу посвятили свои полотна мастера эпохи Возрождения.

По рано умершему Адонису убивалась прекрасная римская богиня Венера (она же — греческая Афродита), этому античному сюжету посвятил свое полотно Томас Босхарт, фламандский художник XVII века. Написанная в стиле барокко, картина напоминает уже традиции «Пьеты»: в центре тело убитого Адониса, рядом — скорбящая женщина, в данном случае богиня красоты, справа — печальный ангел.

Русский живописец XVIII века Антон Лосенко, основатель русской исторической живописи, обратившись к древнегреческой мифологии, написал картину «Смерть Адониса» с двумя окруженными амурчиками главными персонажами: любвеобильным героем и плачущей Афродитой.

Трагическая сцена скорби богини зари Эос над телом сына Мемнона, убитого Ахиллом под стенами Трои, изображена на одном из краснофигурных киликов. Легенда гласит, что богиня Эос так и не смогла утешиться после гибели сына, и каждое утро ее слезы выпадают росой на цветах.

Еще одна безутешная мать, дриада Эвридика, жена Орфея, оплакивала рано умершего сына Архемора, за которым не уследила кормилица, и он был укушен ядовитой змеей. Сюжет довольно редок, но тоже известен по рисункам на вазах.

«Оплакивание Икара» — написанная в конце XIX века в стиле классицизма картина английского живописца Герберта Дрейпера. Художник представил известный древнегреческий мифологический сюжет — трагический финал полета Икара. Вокруг героя — плачущие нимфы, невольно напоминающие картины с «Оплакиванием Христа». В 1900 году полотно получило золотую медаль на Парижской Всемирной выставке, а сегодня его можно увидеть в одной из художественных галерей Лондона.

Молодой русский художник Александр Витберг написал картину «Оплакивание Гектора» по мотивам поэмы Гомера «Илиада». Работа, выполненная в стиле классицизма в 1809 году, предназначалась для ежегодно проводимого Петербургской Академией художеств конкурса и получила Большую золотую медаль. Погибший Гектор окружен родными и близкими: рядом с ним его брат Парис, жена Андромаха, сестра Кассандра и родители (троянский царь Приам и его супруга Гекуба). Елена Прекрасная выражает свое восхищение подвигами Гектора. Глядя на картину, невольно проводишь аналогию с Оплакиванием Христа.

Оплакивание Христа в католической традиции

При оплакивании тела Христа, снятого с распятия, традиционно присутствуют семь человек:

— один из двенадцати апостолов Иоанн Богослов;

— иудейский старейшина Иосиф Аримафейский;

— член синедриона, тайный ученик Христа Никодим;

— земная мать Иисуса Христа Дева Мария;

— святая-мироносица Мария Магдалина;

— сестры Богоматери и дочери святой Анны Саломея и Мария Клеопова.

Художники, обращаясь к сюжету оплакивания Христа, часто сокращали количество персонажей до трех человек. Тело Христа помещали на особый камень для помазания. Сидящая Богоматерь обычно изображалась с прижатой к сыну щекой, а Иоанн Богослов целующим руку Христа.

Склонившимися у ног Христа выписывались Никодим и Иосиф Аримафейский, женщины-плакальщицы наделялись жестами скорби. Фоном для трагической картины чаще всего становился вид на Голгофу, так как само оплакивание происходило у подножия креста.

Пьета

Плачущая Богоматерь с телом умершего Христа на коленях — это сюжет Пьеты (слово переводится с латинского как «жалость»). В отличие от Оплакивания, в Пьете (иное название — «Плач Богоматери») нет других обязательных персонажей, кроме двух главных.

Исследователи полагают, что сюжет «Пьеты» родился из византийских гимнов Богородицы, распространился в Великой Римской империи, откуда пришел в мир католицизма. Первая «Пьета» появилась в Германии, в городе Бонн, около 1300 года, и называлась «Пьета Рёттгена», в этой деревянной скульптуре особо остро чувствуется боль и страдания Христа. В поздних работах сильные чувства переносятся на образ Богоматери.

Сюжет «Пьеты» с XIV века стал выражаться в скульптурах, помещаемых в церквах, изображаться в виде фресок на алтаре, украшать витражи. Пьета стала особенно популярной в скульптурном готическом искусстве. Одновременно появляются живописные образы Марии с умершим Христом на руках.

В XV веке сюжет оплакивания Христа Богоматерью появляется во Франции под названием Бургундская Пьета: оба персонажа молоды и красивы, тела идеальны, ран у Христа почти не видно. Позже в Европе распространяется «Пьета моления»: Богоматерь изображается со сложенными ладонями, как в сцене с принесшим благую весть Гавриилом.

Иконография

Иконы с Оплакиванием Христа появляются в XI веке, их основой стали изображения с Погребением Христа. На иконах непременно присутствует плащаница — большой плат с изображением тела Христа или усопшей Богоматери. Сюжет вышивался, делался в виде аппликации или писался красками на ткани. Плащаница традиционно выносилась в Страстную пятницу в храмы и выкладывалась на условное место Гроба Господня для почитания ее верующими. Чаще всего на плащанице изображается момент «Положения во гроб» с семью обязательными участниками во главе с Богоматерью.

В православной иконографии существует икона Богородицы «Не рыдай мене мати», аналогичная «Оплакиванию Христа» в католической традиции. Отличие восточной версии состоит в том, что русские иконописцы подчеркивали, в первую очередь, веру в скорое воскрешение Христа, западные же художники заставляли зрителя проникнуться неизмеримой скорбью.

К теме Оплакивания Христа в XIV веке обратились старообрядцы. В Русском музее хранится икона, привезенная из молельни в Санкт-Петербурге. Над положенным вопреки традициям справа налево телом Христа склонились все семь участников погребения.

В годы правления Ивана Грозного сюжетом об оплакивании Христа были расписаны соборы и церкви. Именно в XVI веке икона «Не рыдай мене мати» стала популярной среди православных, молящихся за поддержку в трудных жизненных ситуациях.

В Нижегородской губернии в селе Протопоповка в начале XIX века была построена единственная в мире церковь «Не рыдай мене мати», к сожалению, не существующая сегодня.

Оплакивание Христа в русском искусстве

Павел Жуковский использовал классический сюжет с оплакиванием умершего Христа Богоматерью для создания картины «Богоматерь над телом Спасителя», получившую высокую оценку на Парижской Всемирной выставке в 1878 году. Выписанное светлыми красками тело Христа резко контрастирует с темным фоном остального полотна. Картина украшает экспозицию Русского музея.

На картине Василия Васнецова «Плащаница» мы видим все тот же сюжет католического «Оплакивания Христа»: тело Спасителя и семь самых близких ему людей в глубокой скорби.

Придворный живописец Алексей Венецианов в 1811 году написал копию одноименной картины Джордано на сюжет «Оплакивания Христа». Картина выставлена в Русском музее, в отделе «Эпоха Ренессанса и творчество русских художников». В экспозиции представлены копии русских мастеров академической школы с произведений деятелей Эпохи Возрождения.

Оплакивание Христа в мировом искусстве

Трогательны созданные в 1164 году фрески в церкви Святого Пантелеймона в Нерези. Скорбящая Богоматерь держит на руках тело умершего сына и прижимается к нему в прощальном поцелуе.

В капелле Арена в Падуе можно увидеть одни из самых ранних в Европе фрески на тему «Оплакивание Христа». Роспись, выполненная в стиле готики первые годы XIV века флорентийским художником Джотто ди Бондоне, является одной из частей цикла о жизни Богоматери и Христа.

Немецкий художник XV-XVI веков Альбрехт Дюрер написал две работы на сюжет «Оплакивание Христа». Оба полотна представляют собой классическое воплощение истории на фоне Голгофы с Богоматерью и телом Христа в центре композиции. Трагизм подчеркивает скорее включение красного цвета, чем выражение лиц присутствующих.

Фламандец Виллем Кей создал свою работу в стиле «Пьеты» — мастер изобразил только две фигуры — Христа и Богоматери. Лица персонажей пронизаны настоящими человеческими страстями. На заднем плане картины прописаны Голгофа и крепость.

Необычную трактовку религиозного сюжета дает итальянский живописец Раннего Возрождения Виттор Карпаччо: над телом Христа скорбит единственный человек, видимо, Иоанн Богослов. Остальные персонажи изображены в разных позах и явно не играют значительной роли в происходящем.

Флорентиец Аньоло Бронзино поместил на картине «Пьета или Оплакивание» рядом с телом Христа двух скорбящих женщин — Богоматерь и Марию Магдалину.

В XV веке по заказу братства Санта Мария дела Кроче художник Фра Анджелико выполнил панель на сюжет «Оплакивание Христа». Кроме классических персонажей, в окружении Христа присутствует Святой Доминик, а также Блаженная Вилана и ее сподвижницы.

В то же время Сандро Боттичелли создал один из своих шедевров, посвященных Жизни Богоматери и Христа: «Плач над мертвым Христом со святыми». Мастер несколько изменил традиционную трактовку сюжета и разместил рядом с умершим Спасителем не сестер Богоматери, а его любимых учеников Петра, Павла и Иеронима. Всего в композиции восемь персонажей, выражающих в первую очередь человеческое горе.

Трогательная сцена скорби и страдания близких Христу людей передана на полотне итальянского художника Пьетро Перуджино (в настоящее время картина выставлена в галерее Уффици во Флоренции).

В 1510 году было создано полотно «Оплакивание Христа с монахом-кармелитом». Автор, художник Джованни да Конельяно, выполнил работу по заказу монастыря кармелитов в Венеции. Позже полотно было продано графу Строганову, наследники которого передали его в коллекцию Эрмитажа.

Голландец Хуго ван дер Гус несколько поменял трактовку сюжета, изобразив Богоматерь, последователей и учеников Христа как обычных людей с их скорбными чувствами. На триптихе другого представителя нидерландской школы Бернарда ванн Орлея присутствуют все положенные по правилам семь персонажей.

Работа Тициана «Пьета» — «лебединая песня» великого мастера, образ Никодима — это автопортрет художника. Написанная в 1570-х годах, картина представляет на суд зрителя сцену из Страстей Христовых, вписанную в большую арку в обрамлении из двух античных скульптур. Темные краски и скорбные позы окружающих тело Христа людей передают нескончаемую печаль всего человечества.

Рубенс как обычно раскрывает зрителю огромный мир чувств. Его полотно «Оплакивание Христа» написано в XVII веке в смешении двух направлений в искусстве — маньеризма и ренессанса.

Рембрандт пишет полотно в темных тонах, выделяя светлым пятном только тело умершего Спасителя, символизирующего духовный и материальный свет в жизни каждого верующего.

Две работы на сюжет Оплакивания Христа написал великий голландец Ван Дейк, его полотна можно скорее отнести к жанру Пьеты — на картинах Богоматерь, Христос и фигуры Ангелов.

Современник Тициана Паоло Веронезе создал полотно «Оплакивание Христа» для венецианской церкви Святых Иоанна и Павла. Художник поместил рядом с Христом двух главных, по его мнению, участников действа: Деву Марию и Ангела. Великолепное по силе чувства полотно переходило из рук в руки на протяжении нескольких веков, пока не попало на хранение в Эрмитаж в 1772 году.

В XIX веке к библейским сюжетам обращались редко, тем интереснее работа Уильяма Бугеро «Оплакивание», выполненная в манерно-салонном стиле живописи. На полотне ярко выделены золотые нимбы над головами Богоматери и Христа.

Мраморная скульптура «Оплакивание Христа» работы Микеланджело по праву считается одним из лучших произведений искусства в мировой истории. Его Мария юна и красива, ее взгляд задумчив, а скорбь сдержанна. Скульптура, высеченная из единого куска мрамора по заказу кардинала Жана Билера де Лагрола для собственной усыпальницы в 1499 году, находится в соборе Святого Петра в Ватикане.

В храме Святой Марии в Болонье выставлена скульптурная группа «Оплакивание Христа» зодчего XV века Николо дель Арко. В центре помещена статуя лежащего Христа, вокруг — оплакивающие его персонажи. Композиция из семи традиционных для сюжета фигур выполнена из раскрашенной терракоты в натуральную величину. Сила чувств настолько ярко выражена на лицах и в позах окружающих Христа людей, что скульптурная композиция не имеет себе равных в итальянском искусстве.


Источники:

  1. Дроздова О. Э. Иконография Оплакивания и Погребения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лицевом шитье // Убрус. — Вып. 2. — СПб., 2004.
  2. Морозов И. Слезы и плач в мифах народов мира.
  3. Этингоф О. Византийская иконография оплакивания. М., 1988.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы