Оплакивание

Материал: гипс тонированный

Размеры: 36×18×24

Традиционно, в мемориальной скульптуре плакальщики были представлены ангельскими или женскими фигурами. Не отступая в этом смысле от традиции, автор предлагает иную интонацию образа оплакивающего ангела. В его фигуре, сжатой подобно тугой пружине, скрыта мощная энергетика. Его тихий плач сменяется сдавленным рыданием, скорбь соединяется с протестом. Здесь торжествуют диагональные ритмы, каждый поворот формы — резкий и острый, каждая деталь очерчена и структурна. В образе ангела не находится места медитативной лирике классицистических надгробий. И хотя принято считать оплакивание эмоционально статичной ситуацией, в отличие от действия — погребения, здесь можно видеть неутихающий драматизм переживаний. Разделяя горе близких, ангел, кажется, не способен или не желает принять смерть человека. Такая пролонгация оплакивания, не свойственная ангельскому чину, приближает его образ к земному существу. Может быть, поэтому его непременный атрибут — крылья, играют столь малозначимую роль в образной структуре произведения. Их небольшие по форме округлости лишь слегка смягчают угловатую ритмику внутренних осей и уравновешивают динамику склоненной фигуры. Однако уловимая человечная интонация в ангельских рыданиях отнюдь не предопределяет будничности драмы, напротив выводит ее на уровень высоко эмоционального душевного накала.

Краткие сведения об изображенном

ОПЛАКИВАНИЕ — в похоронной ситуации — глубокое сожаление, горе переживаемой утраты, сопровождаемое скорбным плачем и составляющие непременную часть обрядов проводов умерших и последующих поминовений. В религиозном искусстве иконографически отличается от сюжета «Пьета» определением состава действующих лиц.